Методы педагогической коррекции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии и методы рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХ! века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). В нашем учебном учреждении ведется обучение детей с умеренной,тяжелой,глубокой умственной отсталостью(интеллектуальнами нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития.

На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка.

Категории учащихся могут быть различными. В нее могут входить дети с нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС, а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех обучающихся.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития обучающихся.

Привожу перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:

Артикуляционная и мимическая гимнастика

Дыхательная гимнастика;Зрительная гимнастика

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);

Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Раскрою инновационную составляющую и коррекционную направленность некоторых технологий из вышеприведенного списка.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.

Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Психокоррекционные игры представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательную и эмоционально-личностную. Задачами психогимнастики является приобретение детьми навыков ауторелаксации; обучение технике выразительных движений; тренировка в устойчивости психомоторных функций; воспитание положительных эмоции и чувства; коррекция поведения при помощи ролевых игр; избавление от эмоционального напряжения; овладение навыками управления эмоциями.

Такие простые и интересные игры по подражанию, как дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика , способствуют созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.

Использование шумовых цилиндров из системы М.Монтессори будет способствовать развитию и коррекции слухового восприятия, а в дальнейшем и развитию фонематического слуха, необходимого условия правильного развития речи и подготовки к обучению грамоте. Большую популярность набирает методика М. Монтессори . Материалы М. Монтессори характеризуются строго определенными цветами и формами. Все развивающие пособия из этой серии способствуют развитию у ребенка координации движений, мелкой и общей моторики, тренируют равновесие, развивают эстетический вкус, способствуют развитию социализации детей.

Способствуют развитию деятельности коры головного мозга ребенка с ОВЗ задания по развитию стереогноза . Стереогноз - это высшая корковая функция мозга, заключающаяся в умении на ощупь, без зрительного контроля определять различные фигуры по величине, форме, по фактуре их изготовления. Кроме развития стереогноза, стимулируется развитие сенсорных эталонов, кинестетических ощущений и дифференцировок. В дальнейшем может служить для профилактики и коррекции нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии).

Физминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз , пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в то же время повысить работоспособность детей с ОВЗ.

Пальчиковый театр - дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, знакомит с понятиями форма, цвет, размер. Игра развивает пространственное восприятие справа, слева, рядом, друг за другом; развивает воображение, память, мышление и внимание; способствует развитию словарного запаса и активизирует речь; в значительной степени формирует творческие способности и артистические умения; а также способствует преодолению коммуникативных нарушений. При некоторых состояниях детей с проявлениями ОВЗ необходимы тренинги на релаксацию.

Самым распространенным видом коррекционной, здоровьесберегающей работы является пальцевая гимнастика . Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Так что пальцевая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. При проведении пальцевой гимнастики используют основной принцип от простого упражнения к более сложному. Отдельные приемы пальцевой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Игровые приемы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно влияет на развитие высших психических функций ребенка: внимание, память, зрительно-моторную координацию, улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук, приводят к нормализации мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучшению качества произносительной стороны речи.

Релаксация - мышечное расслабление, сопровождается снятием психического напряжения. Достигается в результате применения специальных психофизиологических техник. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В последние годы набирает популярность в коррекционной работе биоэнергопластика -это вид нейростимуляции. Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное движение рук и органов артикуляции.

Тактильные и сенсорные дорожки , физиоромы, массажные мячи, батут, дорожки для ходьбы и бега предназначены для занятий лечебной гимнастикой и игровых упражнений. Это оборудование служит для укрепления мышц спины, рук, живота и ног, формирования правильной осанки, игр и отдыха, для массажа рефлексогенных зон, улучшает функционирование периферической и центральной нервной системы (ЦНС), развивает мелкую и крупную моторику. Рекомендуется для профилактики и лечения плоскостопия, стимуляции развития двигательной сферы и для мышечной релаксации.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы нашего учебного учреждения заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе ведения педагогической деятельности, сформировались устойчивые убеждения, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

В данной статье я ставила цель привлечь внимание педагогов, участвующих в работе с особыми детьми по адаптированным программам, к инновационным здоровьесберегающим педагогическим технологиям, обеспечивающим коррекцию и развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Известно, что существуют общепедагогические и специальные принципы и методы. В настоящей статье речь пойдёт о тех и других, в связи с возможностями развития детей разных уровней при их применении.

Принцип – подход, направление, в рамках которого осуществляется педагогическая деятельность.

Принципы коррекционной педагогики

Классификация принципов коррекционной педагогики зависит от основания, которое выделяет тот или иной исследователь: диагностика нарушений, нарушения, профилактика нарушения, особенности поведения или взаимоотношений ребенка с разными людьми.

  1. Целенаправленности, основан на сопоставлении нормы и аномалии;
  2. Целостности и системности, так как коррекционная деятельность предполагает слаженную работу различных элементов, специалистов разных профилей;
  3. Гуманистического подхода, чтобы понимать различие нормального ребёнка в стрессовых условиях и ребёнка с отклоняющимся поведением;
  4. Принцип уважения и разумной требовательности к ребёнку;
  5. Опоры на положительное в человеке для возможности его укрепления и развития;
  6. Сознательности и активности личности, так как это способствует успеху коррекции;
  7. Сочетание прямых и параллельных действий, в связи с важностью для ребёнка мнения влияющего окружения.

Специальные принципы коррекционной педагогики заключаются в:

  1. Единстве коррекционной, профилактической и развивающей деятельности, с целью создания условий для гармоничного развития личности;
  2. Единстве диагностики и коррекции для понимания приносимой пользы ребёнку, достигаемых им результатов;
  3. Учёте индивидуальных и возрастных особенностей в соответствии с нормой и онтогенезом, например, для успешной коррекции подростков полезно общение, речь;
  4. Деятельностном подходе, когда процесс коррекции активно связан с конкретным моментом времени, событием, ситуацией, в связи с моментом деятельности, которую ребёнок мог бы выполнить по своей инициативе в позитивном ключе;
  5. Единстве методов и приёмов коррекции для переориентации ребёнка в нужное русло, воздействии на эмоции, чувства, вовлечение в групповую деятельность;
  6. Интеграции ближайшего окружения ребёнка: родители, друзья, одноклассники.

Успешность применения педагогической технологии зачастую зависит от личности педагога, его профессионализма. Именно педтехнология позволяет влиять на формирование личности с заданными качествами.

Основные компоненты педагогической технологии: цели, методы и средства обучения, результат, контроль, коррекция (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – система методов и приёмов, направленных на достижение результата путём формирования определённых качеств личности.

Метод – способ достижения поставленной цели.

Педагогические технологии в коррекционной работе

Специалистом технологий коррекционной работы с детьми с ОВЗ является В. В. Коркунов (начало деятельности с 90-х годов до настоящего времени, когда продолжается поиск учёным и его последователями технологии (2014), позволяющей учитывать все индивидуальные способы коррекции частных нарушений детей с ОВЗ). Коррекционно-развивающее обучение основано на исправлении недостатков, что лежит в основе коррекционной педтехнологии.

Предложена модель коррекционной педтехнологии: изучение особенностей нарушения, диагностика нарушений, временной прогноз и вероятностный результат коррекции, составление программы коррекции, профилактическая работа с учителями и родителями, реализация программы, собственно коррекция нарушения, оценка промежуточных результатов и коррекция программы, итоговая оценка, соотношение полученной коррекции нарушения и изначальной.

Это позволяет подготовить педагогов к качественной коррекции и родителей в осуществлении помощи детям в домашних условиях.

Происходит взаимодействие трёх систем: учителя-дети, дети-родители, родители-учителя на основе принципов коррекции, названных выше.

По мнению В.В. Коркунова, сначала необходимо обучение родителей по специальным программам, предоставление им практических рекомендаций по нарушениям у детей, а затем материальная поддержка.

В условиях инклюзивного образования особо актуальными становятся новые технологии, методы обучения детей с ОВЗ в массовых школах. Техническое оснащение важно (транспорт, пандусы, комнаты отдыха, сенсорные комнаты), но не оно определяет успех коррекции.

Технологии взаимодействия учителя, детей с ОВЗ и обычных школьников: дифференцированное обучение (уровневое обучение позволяет сформировать УУД у детей разного уровня развития, но с общим видом нарушения, чтобы была возможность составлять коррекционную программу на год), сотрудничество с учётом возможностей каждого ребенка, игровое обучение стимулирует познавательный интерес у детей с ОВЗ и позволяет научить их работать в группе, логоритмика развивает костно-мышечный аппарат, ориентировку в пространстве, координацию движений, коррекционно-развивающее обучение и информационно-коммуникационное обучение позволяет учитывать скорость, объём выполнения заданий.

Традиционные методы коррекционной педагогики

Ниже приводятся методы для работы в основном исправления и профилактики поведенческих нарушений, хотя некоторые из них могут применяться и для детей с ОВЗ.

Метод

Рисунок 1. Метод "взрыва" А. С. Макаренко

Все эти методы направлены на успешную адаптацию ребёнка в обществе, преодоления уклоняющегося поведения.

Некоторые авторы предлагают эффективные новые методы по восстановлению или компенсации утраченных функций с опорой на возможности нейропластичности головного мозга на основе компьютерных технологий (А. Н. Шеповальников, 2012).

Таким образом, принципы и методы коррекционной педагогики в современной науке распределяются согласно двум направлениям: изучение детей с поведенческими нарушениями и детей с ОВЗ. При этом акцент делается на последних, что позволяет влиять на развитие духовных качеств детей с нарушениями в поведении в современном обществе в новых условиях инклюзивного образования.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Методы, используемые для устранения нарушений и недостатков поведения, называются специальными коррекционными методами.

Специальные методы коррекционной педагогики:

  • субъективно-прагматический метод;
  • метод естественных последствий;
  • метод возмещения;
  • метод коррекции через труд;
  • метод взрыва и др.

Методы сравнительной коррекционной педагогики значительно отличаются от способов помощи обычным детям, поэтому их можно применять только после предварительной специальной подготовки.

  • методы коррекции активно-волевых дефектов;
  • метод игнорирования;
  • методы коррекции страхов;
  • метод культуры здорового смеха;
  • методы коррекции рассеянности;
  • методы снижения сильного возбуждения ребенка;
  • методы коррекции застенчивости;
  • методы коррекции тиков;
  • методы самокоррекции;
  • методы коррекции бродяжничества и др.

Субъективно-прагматический метод

Субъективно-прагматический метод работает через комплекс контрактных сделок педагогов и воспитанников, разного рода взаимных обязательств и договоров. В воспитательных целях используется напряженная социально-экономическая ситуация, подчеркивающая зависимость адекватного, нормального поведения детей с будущим социальным положением.

Модификации субъективно-прагматического метода:

  • контакты между педагогами и воспитанниками с указанием обязанностей сторон;
  • внедрение личных карточек самосовершенствования, разработанных педагогами с участием родителей;
  • мониторинг социального развития и поведения воспитанников с использованием электронно-вычислительных машин и технических средств;
  • профилактическая работа с воспитанниками группы риска, деятельность дифференцированных групп по интересам;
  • использование тестов социальной зрелости, воспитанности в сочетании с конкурсами и играми;
  • штрафы (в баллах) и наказания в виде лишения привилегий, прав и др.

Характеристика отдельных методов сравнительной коррекционной педагогики

Готовые работы на аналогичную тему

Метод естественных последствий выстраивается на том, что воспитанник на практике наглядно и быстро убеждается в последствиях своих действий, так как верную линию поведения можно укрепить путем наступления различных неприятностей и желания их избежать. Важно, чтобы ребенок знал, к чему могут привести те или иные действия, учился на чужих ошибках. Воспитанники под руководством педагога должны понять, что жизнь представляет собой необходимость конструктивного сосуществования с другими людьми, выполнение установленных норм. При несоблюдении правил последуют неприятные последствия и неизбежность наказания. Педагог должен научить воспитанников устанавливать закономерные жизненные связи.

Метод возмещения подразумевает, что любой нанесенный другому человеку ущерб, должен быть возмещен. Возможно возмещение трудом или материальное возмещение. Метод базируется на чувстве защищенности и ответственности, формирующихся в процессе соблюдения требований и правил взрослыми, педагогами, воспитанниками.

Метод коррекции через труд, или трудовой метод используется как способ возмещения ущерба, причиненного отклоняющимся поведением, как способ перевоспитания. В процессе формирования у воспитанников социальных качеств очень велико значение посильного и правильно организованного труда. Психотерапевты и дефектологи считают, что трудовая деятельность является очень эффективным методом коррекции поведения. Коррекционные формы работы: создание групп для уборки территории, коридоров, кабинетов; изготовление наглядных пособий; ремонт книг в библиотеке и т.д. Трудовая деятельность используется для формирования и дальнейшего развития общей работоспособности воспитанников, для выработки выдержки и систематичности в работе, развития активности и воспитания интереса.

Метод взрыва характеризуется воздействием на воспитанника, когда происходит уничтожение внутренней негативной установки, с целью очистить место для формирования нового качества.

Метод чреват сильнейшим эмоциональным потрясением, поэтому использовать его можно только в исключительных случаях.

Методы арттерапии

В рамках коррекционной сравнительной педагогики в последнее время начали активно использовать методы арттерапии, которые рассматривают как способы и средства адаптации к социуму с использованием разных видов творческой деятельности.

В практике коррекционной работы активно используют разные виды реабилитации: резьба по дереву, лепка, чеканка, выпиливание, рисование, составление мозаики, изготовление поделок из глины и игрушек из ткани и др. На воспитанников благотворно влияют сами художественные произведения. Осмысление и обсуждение творческих работ играет большую роль в преодолении дезадаптивного поведения. Благоприятное воздействие на воспитанников оказывает использование мотивов народного творчества, художественно-прикладных работ, таких как: вышивка, вязание, плетение, изготовление изделий из керамики.

Гештальттерапия с помощью творческой деятельности помогает пробудить индивидуальность личности, ее скрытые творческие способности. В коррекционной педагогике активно используются музыкотерапия, драматерапия, кинотерапия, библиотерапия, хореотерапия (использование ритмики, пластики, танца).

В процессе хореотерапии решаются следующие задачи: повышение двигательной активности и терапия занятости; организация социотерапевтических отношений и коммуникативный тренинг; поиск аутентичных путей развития. Хореотерапевтический метод применяется для преодоления чувства беззащитности, тревоги, бессмысленности существования.

Музыкотерапия – метод коррекционной педагогики, использующий в качестве лечебного средства музыкальное творчество. Во многих странах Западной Европы и в США созданы центры музыкотерапии, к наиболее известным относятся: Роттердамский, Копенгагенский и Лондонский. В городе Вроцлаве (Польша) работает институт музыкальной терапии, имеющий множество филиалов в нескольких польских городах. Специалисты центров создают специальные музыкальные программы. В Беларуси накоплен большой опыт применения музыкотерапии в образовательных учреждениях, санаториях и реабилитационных центрах.

Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются нами прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но для удобства изложения мы относим их к той или иной группе по принципу большей принадлежности.

Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы.

I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.

1. Коррекция активно-волевых дефектов.

2. Коррекция страхов.

3. Метод игнорирования.

4. Метод культуры здорового смеха.

5. Действия при сильном возбуждении ребенка.

6. Коррекция рассеянности.

7. Коррекция застенчивости.

8. Коррекция навязчивых мыслей и действий.

9. Метод профессора П. Г. Бельского.

10. Коррекция бродяжничества.

II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.

1. Коррекция тиков.

2. Коррекция детской скороспелости.

3. Коррекция истерического характера.

4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.

5. Коррекция нервного характера.

6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

III. Метод коррекции через труд.

IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:

I. Внушение и самовнушение.

III. Метод убеждения.

Не все излагаемые методы и приемы, особенно педагогические, одинаково хорошо разработаны в настоящее время. Одни из них имеют достаточную литературу и оказываются весьма популярными в деле коррективного воспитания, другие нами предлагаются впервые, правда, после их многолетней проверки, наконец, третьи, которые хотя и называются нами приемами, еще находятся в зачаточном состоянии. Однако их характер и практическое значение позволяют предполагать, что с течением времени они также станут методами.

Читайте также: