В чем проявляется единство биологического и социального в человеке кратко

Обновлено: 04.07.2024

1)-Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
-Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
2)Младенчество -- от рождения до года,
Раннее детство -- от 3 до 6 лет,
Младший школьный -- от 6 до 10 лет,
Младший подростковый -- от 10 до 12 лет,
Старший подростковый -- от12 до 14 лет,
Младший юношеский -- 15 17 лет,
Старший юношеский -- 18 - 23 года,
молодость -- 23-30,
ранняя зрелость -- 30-40 лет,
Поздняя зрелость -- 40-55,
Пожилой -- 56-65,
Старость -- 65-75,
выше долгожительство - деление клеток "Вечная молодость".
3) Наследственность влияет на восприятие человеком жизни, на отношение к этим явлениям, и на характер поступков, обусловленный этим отношением. А поступки формируют жизнь человека.
4) Благодаря обществу человек учиться жить правильно, но так- же может начать комплексовать по тому или иному поводу. Человек может получить завышенную самооценку.Человек может закрыться в себе.Человек может стать жестоким .Человек может стать отзывчивым.От общества зависит характер человека, качества получаемые через общество могут быть как плохими, так и положительными.
5)Личность можно назвать человека, проявляющего акотвную жизненную позицию.Так же несёт отвественность за свои действия.Так же личность обязательно имеет отличительный признак.Будь то характер,привычки
6)Прежде всего-умом,опытом.Взрослый человек материально ни от кого не зависит.Он сам зарабатывает на жизнь.А подросток материально зависит от родителей.
7)подросток когда нибудь станет взрослым, а взрослый в свою очередь когда то был подростком, хотя иногда бывает, что взрослые так и остаются на всю жизнь подростками, но это уже совсем другая история, как и та что некоторые дети даже будучи подростками являются в это время уже взрослыми людьми, а вообще все это очень относительно и можно найти еще кучу всяких предметов и явлений объединяющих или разъединяющих взрослых и подростков. 8)

Во-первых:самоанализ,ведь без него ты не сможешь понимать правельно ли ты поступаешь,а это очень важно в жизни.

Человек Да Винчи

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Примеры биологических особенностей

Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Концепции биологического и социального

Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.

  • Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
  • Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.

Единство биологического и социального

Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.

Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.

Заключение

С точки зрения современной науки, человек – это уникальное существо с двойной природой. В нас одинаково сильно проявляется как биологическая часть, так и социальная. Первая заложена в нас на генетическом уровне и определяет наш темперамент. Вторая формируется в процессе социализации и оказывает значительное влияние на наш характер. Но ни одна из них не определяет полностью, кем является человек, поскольку биологическая и социальная части неотделимы друг от друга. Поэтому можно сказать, что человек – это уникальное биосоциальное существо.

Человек – уникально существо. Его уникальность проявляется в сочетании биологического и социального. Очень важным для понимания человека является вопрос о соотношении биологического и социального. Он имеет огромное значение для определения тактики воспитания человека, регулирования общественных отношений и т. д.

Что же такое биологическое и социальное в человеке? С одной стороны, человек – существо биологическое. Под биологическим понимается все то, что дано человеку от природы. Прежде всего, это его анатомическое строение. Природой заложен определенный стандарт в строении тела. У каждого человека должно быть две руки, две ноги, одна голова, один и тот же набор внутренних органов. В то же время именно природой заложены и различные индивидуальности: определенный рост, цвет волос, глаз. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Даже близнецы имеют различия. Именно на индивидуальных анатомических особенностях каждого человека была построена первая система криминалистической регистрации преступного элемента – бертилионаж. Название происходит от имени французского криминалиста Бертилиона. Он исходил из того, что, несмотря на то что все люди разные, может совпадать какой-то антропологический параметр, например рост, расстояние между глазами, длина руки. Однако совокупность 14 параметров никогда не совпадет. Поэтому он разработал систему 14 антропологических измерений, которая стала первой системой криминалистической регистрации. Она отмерла после того, как два других специалиста – Уильям Гершель и Френсис Гальтон – выяснили, что у каждого человека имеется такая индивидуальная черта, как дактилоскопический рисунок отпечатка пальца. Изменить эти антропологические особенности нам не дано. Человек не может по своей воле прекратить рост или стать выше на 10 сантиметров.

Помимо биологического, в человеке присутствует и социальное. Социальное – это те свойства, качества человека, которые вырабатываются в совместной деятельности людей. Сюда относятся речь, усвоение и овладение определенными социальными нормами (правилами поведения, моральными нормами), трудовые навыки.

В философии активно обсуждается вопрос о том, чего в человеке больше: природного или социального? Существуют две крайние позиции ответа на данный вопрос.

Первая из них – это биологизаторство.

Данная позиция философии основывается на том, что человек – это прежде всего существо биологическое, и все в его поведении определено природой. Представителем такой позиции является З. Фрейд с его теорией психоанализа. Если в теории Фрейда есть рациональные зерна и психологией положения Фрейда не отвергаются, то идеи итальянского криминалиста Ч. Ломброзо сейчас вызывают усмешку. Лоброзо считал, что природой человеку уже предопределено, быть ему преступником или нет, то есть существует так называемый ген преступности. Этот ген определяет не только правомерное или неправомерное поведение человека, но и совершение каких видов правонарушений будет присуще данному человеку. По внешности, считал Ломброзо, можно определить, кто является потенциальным убийцей, насильником, вором, и таких людей, по его мнению, надо выявлять и в превентивном, то есть предупреждающем, плане подвергать тюремному заключению.

Вторая крайняя позиция – социологизаторство.

Представителями данной позиции являются утописты, марксисты, которые считали, что социальные факторы сформируют любую личность, которая необходима. То есть общество ставит перед собой цель создать определенного человека, берет материал (конкретного человека) и делает из него то, что обществу необходимо. Биологическая (природная) составляющая никакой роли не играет вообще.

Однако многие философы и психологи все же исходят из того, что человек – это существо биосоциальное. Безусловно, многие предпосылки поведения человека заданы природой. Например, если мы говорим о темпераменте, то его изменить нельзя. Некоторые навыки у человека могут не сформироваться именно потому, что природа дала какой-то сбой. Так, если при родах у ребенка будет хотя бы кратковременная задержка дыхания, впоследствии могут возникнуть проблемы, например с развитием речи.

Главное, что многие природные предпосылки, данные природой, развиваются, или наоборот, не развиваются только под влиянием социальной среды. Даже если в биологическом развитии ребенка нет никаких отклонений, речь ребенка никогда не разовьется, если он не будет расти в человеческом сообществе. Человек никогда не освоит прямохождение, если не будет находиться в среде себе подобных. Если человек будет расти в среде животных, то он будет копировать их повадки: передвигаться на четырех конечностях, подражать звукам, которые они издают. Психологи это называют синдромом Маугли.

К сожаленью, с синдромом Маугли современное общество, в том числе и российское, сталкивается и по сей день. И в настоящее время люди оказываются в стаях волков или обезьян и, соответственно, усваивают именно их навыки. Синдром Маугли можно встретить в настоящее время у детей из социально неблагополучных семей. Известны случаи, когда дети, оказавшись ненужными своим родителям, проживали в будке для собаки, и их воспитателями оказывалась, естественно, собака. Такие дети поступали в детский дом уже одичавшими. Они привыкли есть из миски, как животные, передвигаться на четвереньках. Научить таких детей ходить на двух ногах, пользоваться приборами – уже большая заслуга воспитателей детских домов.

Если у человека есть предпосылки к тем или иным действиям, например, есть хороший музыкальный слух или художественные способности, то выльется ли это в реализацию таланта автоматически? Конечно же, нет. Для появления гениального музыканта или художника способности надо развивать. Для этого этому нужны определенные социальные условия (наличие педагогов, условий для занятий).

Нам в 43-м выдали медали

И только в 45-м паспорта.

Ребята заслужили государственные награды раньше, чем достигли возраста, когда выдают паспорта. После войны многим тоже приходилось, недоучившись в школе, идти работать. Современные молодые люди созревают быстрее биологически, но медленнее взрослеют социально. Официально, по законам нашей страны, до 18 лет человек считается ребенком. Однако достигнув такого возраста, многие так и остаются фактически в положении ребенка – родители решают за них все проблемы: выбирают вуз, оплачивают его, утрясают проблемы с учебой, а потом и ищут место работы. Сейчас не редкость, когда молодой специалист приходит на собеседование на будущую работу с мамой. Многие молодые люди как должное воспринимают тот факт, что родители оплачивают им учебу, содержат, покупают модную одежду, дают деньги на развлечения, и при этом сами относятся к учебе безответственно, пропускают занятия. Такая позиция опасна не только для самих молодых людей и девушек, но и для общества: оно нуждается в ответственных и активных личностях. Поэтому современные преобразования в системе образования и воспитания как раз должны быть направлены на преодоление разрыва в биологическом и социальном созревании личности.

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека, сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек – это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

социальное и биологическое в человеке

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

соотношение биологического и социального в человеке

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Социализация в обществе

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество – это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться. Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе - здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

биологическое и социальное в личности человека

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Биологические и социальные факторы

Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы – это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.

человек как продукт биологической и социальной

Биологические особенности

Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности – это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.

Социальные особенности

К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?

Единство биологического и социального в человеке

единство биологического и социального в человеке

Дарвинизм

Биологическое и социальное в развитии человека также волновало ученых во второй половине XIX века. Именно тогда все чаще можно было услышать о социальном дарвинизме. Человек как продукт биологической и социальной эволюции рассматривался очень однобоко. Теории заключались в том, что на социальную жизнь людей распространялись идеи естественного отбора в природе. Эти принципы сформировал английским ученый Чарльз Дарвин. Возникновение общества и все этапы его развития могли рассматриваться только в четких границах эволюции. Он считал, что социальное неравенство, жесткость и борьба – это естественно и необходимо, точно так же как в мире животных. Он настаивал на том, что это полезно для каждого отдельного индивида и для общества в целом.

биологическое и социальное в развитии человека

Настоящее время

На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.

На сегодняшний день вряд ли кто-то решит поразмышлять о биологических предпосылках возникновения человека. Уже длительное время принято считать, что человек очень зависим от многих факторов природы (солнечная активность, стихийные бедствия, магнитные бури), поэтому отрицать эту взаимосвязь нецелесообразно. Для того чтобы современный человек стал таким, каков он есть сейчас, потребовалось много лет. Нельзя недооценивать ни биологические, ни социальные факторы. Ни одна группа факторов сама по себе не смогла бы привести человека на ту ступень развития, на которой он находится сейчас. Проблема биологического и социального в человеке должна быть индивидуальной, ведь каждый человек рождается с определённым набором биологических характеристик и в определённой социальной системе. Именно этими факторами при более глубоком их изучении объясняются большие различия в воспитании, быте, культуре между разными народами. Соотношение биологического и социального в человеке определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от огромного множества сопутствующих факторов (семья, страна, воспитание, культурное окружение, национальность и т. д.). Все это необходимо брать во внимание для того, чтобы как можно точнее формулировать суждения.

биологическая и социальная природа человека

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что социальное и биологическое в человеке формируется в зависимости от многих факторов. Социальная часть всегда преобладает у взрослого, сознательного человека, поэтому он в силах менять себя и окружающий мир.

Читайте также: