Методы формы организации деятельности учащихся средства в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

6 В всегда И иногда Н никогда (обвести) В И Н Мы всегда убеждаемся, что все понимают. В И Н Мы выслушиваем идеи и мысли всех. В И Н Мы были очень терпеливы. В И Н Мы делились всеми материалами со всеми членами группы. В И Н Мы получили положительный результат Нашим самым большим успехом было: У нас были проблемы В следующий раз мы: 3. Мы оцениваем работу другой группы. Чему новому научились в результате (в презентации)? Какая часть презентации была самой творческой? Что сделали, чтобы привлечь интерес всего класса? Какие советы вы можете дать другим группам, чтобы улучшить их работу? Вызвала ли интерес презентация к данной теме? Парная работа это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля. На начальных этапах нужно научить работать с друг другом, показать образец. Виды деятельности в парах. 1.Диалоги. 2.Работа по решению малой учебной задачи. 3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы. 4.Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками). 5.Отработка способа, контроль за применением способа (самое главное). Индивидуальная работа это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку. Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника, создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, формированию активной жизненной позиции. Литература. 1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения (по системе Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова) М.:ЦПРО Развитие личности,1998г.

7 2. А.К. Дусавицкий. Материалы лекций. г. Харьков, 2007 г. 3.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. Рига: Педагогический центр ''Эксперимент'', Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, Г.А.Цукерман. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.

Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Выбор метода зависит от многих условий:

уровня подготовленности учащихся;

времени, отведенного на изучение материала;

теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:

методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источникам: словесные, наглядные, практические

б)по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые

г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению

б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учеников:

проблемно ориентированный диалог

формулирование вопросов для поучения информации

решение проблемных ситуаций

проектирование и моделирование

анализ жизненного опыта

составление каталогов и систематизаторов

выполнение практических работ

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Предназначение дидактических средств

содействовать осознанию содержания учебных тем

способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

организующе-координирующая деятельность учителя;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

технические средства обучения;

На уровне предмета

система условных обозначений различных дисциплин:

искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

учебники и учебные пособия;

методические разработки (рекомендации) по предмету;

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Современные методы обучения в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Мицуля Елена Андреевна.

Понятие о методе обучения и их классификации….…….….…..

Классификация средств обучения ……………………………….

1.3. Классификация методов обучения по характеру

Практическое применение методов обучения по характеру познавательной деятельности на уроках в начальных классах……………..……………………..………………………….

«Метод обучения должен быть возведен в искусство.

Его надо поставить на столь твердые основы,

чтобы обучение наверняка шло вперед

Я.А. Коменский

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

рассмотреть теоретические основы методов обучения;

изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе;

Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества важную роль приобретает развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся , активное вовлечение их в образовательный процесс. Важно уметь заинтересовать детей, выработать у них мотивацию, стремление к получению новых знаний, освоение предметов. Всё большую роль обретает развитие у детей мыслить нестандартно, принимать креативные решения, находить выход из различных ситуаций альтернативные пути решения.

В ходе урока учителю рекомендуется применять различные методы и формы организации учебной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие желания и умения учиться.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.

3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к самостоятельному поиску решения.

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти средства действуют в органическом единстве. Так же на уроках можно использовать следующие методы:

1. Метод дискуссий.

2. Метод самостоятельной работы.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

- Метод проблемного изложения.

- Частично-поисковый лабораторный метод.

В воспитательных целях организуют различные внеурочные, внеклассные мероприятия, которые позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. С этой целью распространена практика применения различных нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных уроков рекомендуется применять следующие формы уроков:

1. Урок – викторина

2. Урок – конкурс

4. Урок – путешествие

5. Урок – аукцион

6. Урок – встреча

7. Интегрированный урок

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Для развития навыков, проверки эффективности воспитательного процесса, применяют различные нестандартные приемы, игровые технологии:

- Интеллектуальная разминка – 2-3 простые задачи, которые необходимо решить устно и как можно быстрее. Цель – настроить школьников младшего возраста на работу.

Для оказания воспитательного воздействия и достижения образовательных целейрекомендуется задействовать различные доступные методы и формы организации занятий, организовывать коммуникацию и досуг школьников. В ходе реализации непосредственно воспитательного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Методисты предлагают изучать проводить воспитательные занятия, применяя различные инновационные и нетрадиционные методы и формы обучения, что позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательный интерес, мотивацию к дальнейшему развитию и познанию. Рассмотрим подробнее:

- Компьютерное обучение – это образовательный процесс, в основе которого лежит программирование обучающей и учебной деятельности. При этом обучение воплощается в контрольно-обучающем процессе. Компьютерная технология обучения обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, его персонификацию. Этого удается достичь, применяя обратную связь, которая позволяет получать информацию о качестве усвоения содержания образования.

- Модульное обучение представляет собой такой образовательный процесс, в ходе которого используются модули, представляющие собой минимальные единицы учебной информации. Благодаря модулям можно достичь полифункциональности образовательного процесса. Модуль обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

- Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, в ходе которого обучение ведется дистанционно, удаленно посредством современных систем телекоммуникаций. При этом ведется активная работа с информацией. Применяют такие приемы, как мозговой штурм, позволяющий активизировать знания обучающихся. Важным моментом является поиск информации из различных источников по заданным критериям, систематизация, обобщение и классификация выявленной информации. Одним из современнейших методов дистанционного обучения является метод составления кейсов – утверждение и отрицание тезисов, подготовка раунда вопросов.

Сегодня широко применяются методы удаленного обучения. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Кейс-анализ – метод, в основе которого лежит анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

- Мастер-класс представляет собой локальную технологию трансляции педагогического опыта. В процессе мастер-класса происходит демонстрация определенных методических приемов или методов. Применяются определенные методики преподавания, технологии обучения и воспитания. Мастер-класс обычно состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность участников для решения определенных педагогических задач. В рамках данного задания учащиеся могут проявить высокую степень творческой активности, определенный уровень свободы. При этом необходимо осуществить выбор средств для достижения конкретно цели.

- Виртуальные экскурсии представляют собой презентационный инструмент, который дает возможность наглядно и увлекательно продемонстрировать любое реально существующее место общественности. Чаще всего проводят такие виртуальные экскурсии, как посещение национального парка, музея, курорта.

- Видеоконференция – методика интерактивного занятия, в ходе которой происходит визуализация определенных объектов и технологий. Широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

- Видеоконференцсвязь представляет собой двустороннюю или многостороннюю связь, которая применяется для передачи звука и изображения. Используется для различных совещаний, семинаров. Участники могут быть разделены географически. Они могут находиться в любом месте, в любом регионе и проводить общение, передавать информацию дистанционно, с использованием современных информационных технологий.

- Социально-психологический тренинг – интерактивная форма обучения, которая формирует недостающие поведенческие факторы, или позволяет скорректировать отклоняющиеся формы поведения. Работа ведется с жизненными ситуациями.

- Метод портфолио представляет собой метод, при помощи которого можно фиксировать и отслеживать результаты образовательного процесса. Ученик формирует по каждой конкретной теме копилку знаний, а также отслеживает изменения, вносит коррективы. Как правило, такая копилка формируется на сайте учебного учреждения или в социальных сетях.

- Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

- Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

- Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

- Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

- Метод ситуационного упражнения (задачи). Суть данного метода заключается в том, что учащемуся предлагают подробно описать ситуацию и задачу, которую необходимо решить. При этом предлагается два варианта выполнения задания. В первом случае в тексте задания приводится готовая задача, а также дается ее решение. Суть данного упражнения состоит в том, что ученик должен проанализировать ход решения задачи, понять алгоритм. Во втором случае решения задачи не приводится, только есть описание проблемной ситуации. Задача учащегося заключается в том, чтобы он самостоятельно нашел способ решения задачи, выработал определенный алгоритм действий, обосновал его.

- Метод ситуационно-ролевых игр. Под ролевой игрой подразумевают одновременно и игровую, и учебную деятельность. Это предметно-дидактический способ обеспечения учебной дисциплины, который сопровождается многообразием форм деятельности. Это могут быть различные тематические вечера, школьные театрализованные действия, встречи, нетрадиционные формы занятий. Могут применяться при изучении различных тем и в различных семантических контекстах.

- Метод игрового проектирования. С точки зрения учащихся, игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие определенного набора знаний учащихся, формирование определенного образа жизни. Игра всегда управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Читайте также: