План работы с застенчивыми детьми в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Путенко Надежда Корнеевна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

В детстве я была очень стеснительной девочкой, не могла перебороть страх вступать в диалог с людьми, отвечала на их вопросы однозначно, иногда даже своё имя не могла назвать. Разговаривала и общалась только с родными людьми, а с соседями и детьми по своему выбору. В школе училась очень хорошо, меня часто хвалили, но вынужденное общение с учителями и одноклассниками давалось мне тоже тяжело. Страшно было отвечать у доски, страх, паника и испуг атаковывали меня каждый раз, когда требовалось сделать что-либо на публику. До сих пор помню те неприятные чувства и ощущения, которые тогда испытывала. Проблемы возникали и позже, когда бывала в большом городе и вынуждена была вступать в контакт с незнакомыми людьми. Например, могла проехать в автобусе несколько остановок, прежде чем спрошу в том ли направлении еду или когда моя остановка.

Изучая психологию в педагогическом училище, поняла, что стеснительность и застенчивость достались мне по наследству от моего папы. Педагог по психологии убедила меня не обращать внимания на особенности своего характера и поведения, подсказала, как бороться с застенчивостью. Она же научила нас - студенток, что при работе с детьми следует с дошкольных лет формировать у них нормальную самооценку и чувство личной значимости. Потому что ребёнок не верит в свои силы, и это мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Начав работать воспитателем в детском саду, постоянно наблюдала за детьми, выявляла стеснительных, застенчивых ребят и старалась уделять им особое внимание, создавала условия для развития самостоятельности и веры в себя. К сожалению, в нашем детском саду нет психолога, который бы провел диагностическое обследование психологических особенностей дошкольников и дал бы необходимые рекомендации, поэтому мне приходится самостоятельно находить методы и приёмы работы с ними. Постоянно изучаю соответствующую литературу авторов Ф. Зимбардо, Г. А. Широковой, Е. Г. Жадько Е. Е. Алексеевой, Л. И. Катаевой, составляю план коррекционной работы, который постоянно изменяю при наборе новой группы или с поступлением новых воспитанников в зависимости от их проблем.

Работая по данной теме, выработала для себя следующие правила:

- Надо быть справедливой, сдержанной к воспитаннику и принимать его такими, какой он есть.

- Не следует называть его застенчивым и робким в его присутствии.

- Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.

- Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль

- Если застенчивый дошкольник делает что-то лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей.

- Читая сказки, чаще обращаться к воспитаннику с вопросами, обязательно дожидаться ответа от него.

- Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.

- Если сверстники игнорируют или обижают застенчивого дошкольника, необходимо самой включиться в игру, корректировать её и направлять.

Расскажу о нескольких простых, но эффективных играх используемых мною для укрепления у ребятишек уверенности в себе.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Для игры сшила два мешочка (один из черной бархатной ткани, другой - из яркой, красочной ткани).

Взяла картонные папки для документов (на каждого ребёнка) с завязками (развязывая и завязывая которые дети заодно развивают мелкую моторику рук), украсила все по-разному. Внутри папки приклеила зеркало.

Я - веселый, сильный, смелый,

Я все время занят делом,

Я не хнычу, не боюсь,

Я с друзьями не дерусь.

Я могу играть, скакать,

На луну могу слетать,

Я не плакса, я храбрец,

И вообще я молодец!

Каждые два года я набираю новую группу воспитанников, и каждый раз рассказываю, какой трусихой была в детстве, делюсь с ними своим опытом преодоления тревожности и страха. Убеждаю, что испытывать стеснение может любой человек, и в этом нет ничего плохого. Рассказываю, что когда я училась на воспитателя, мой педагог научила меня избавляться от проблем с помощью волшебных слов. Все, что мы говорим, имеет огромную силу, помогает притянуть удачу, достичь желаемого.













Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими :

отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;

боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка (или взрослого, какая-то эмоциональная угроза, и т. д.

Как же помочь застенчивым, нерешительным детям? В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей. Необходимо:

постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;

расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все сделать за него. Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной. Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Чем же в такой ситуации может помочь психолог?

1. Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.

3. Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми).

4. Проводить коррекционные занятия, предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости, закомплексованности, малоактивности.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их проведения психологи помогают детям:

преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься;

развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речи существуют и другие средства общения; познакомиться с эмоциями человека осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;

развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.

Автор: Загидуллина Наталья Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: "Ц.р.р. - д/с №158"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Наталья Владимировна Загидуллина

Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ.

Основной из проблем в современной системе воспитания и обучения дошкольников

является готовность ребёнка к школе. Мы хотим видеть своих детей умными,

сообразительными, творчески мыслящими. Между тем поступление в школу полностью

перестраивает жизнь ребёнка, поэтому важно не забывать о психическом здоровье детей.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный,

открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный

образ жизни, возникают новые отношения, с людьми. Смена окружения может

сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Основываясь на

результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между

нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем застенчивым детям. Дети, имеющие

такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в жизни,

испытывают страх перед чужими людьми в новой обстановке. Застенчивых детей не

видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети

часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые

считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок

очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Проблема в

том, что у таких детей страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют

развитие эмоций, и интеллектуальной сфер личности. Для них неразрешима даже самая

простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о

совместной игре. Каждое своё действие ребёнок проверяет через мнение других, его

внимание в большей степени сосредотачивается на том, как его действия оценят взрослые.

Свою работу в нашем дошкольном учреждении с такими детьми мы строим в

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- снятие телесного напряжения;

-развитие умения выражать свои эмоции;

-развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие положительной школьной мотивации;

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с

ними контакта, развитии доверительных отношений, поэтому важно не спешить, нужно

дать ребёнку время освоиться. Этому способствуют игры на установление доверительных

вопросах, развивают находчивость, смекалку. В них можно играть и дома и во время

Мы стараемся помочь ребёнку поднять самооценку в конкретных видах

деятельности – на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится

отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то

вместе с ним, или давая ему какое – то задание, говорим, что уверены в его успехе, но

готовы помочь, если что-то не получится. Если ребёнок слишком сосредоточен на оценке,

и это тормозит его действия, пытаемся отвлечь его от оценочной стороны деятельности.

Здесь помогают игровые

приёмы и юмор, который должен быть направлен не на ребёнка, а на ситуацию в

целом. Например, если малышу не удаётся собрать пирамидку или фигурку из

конструктора, можно сделать их одушевленными наделить вредным характером, который

придуманного персонажа, разыграть смешную ситуацию.

В своей работе с застенчивыми детьми большое внимание мы уделяем играм –

фантазиям, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а

ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу и страх. Такие

игры помогают ребёнку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они

бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут

иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах,

попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а

иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ

о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми

для разговора о себе.

Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым

необходимо учесть несколько правил.

1. Обдумать какие ситуации для ребёнка являются более трудными. Настроиться на

волну его чувств, переживаний, взглянуть на проблему глазами ребёнка.

2. Подумать над сюжетом рассказа. Какие мысли вы бы хотели донести до ребёнка,

какие конкретные советы дать ему?

3. Начинать рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их

жизни, сходных с жизнью ребёнка (например, мальчик живёт в таком же доме, у него есть

такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не

должно прямо совпадать с именем ребёнка, но может иметь некоторое сходство с ним по

звучанию. Необходимо описать его переживания в конкретной ситуации как можно

подробнее. Например, если ребёнок часто стесняется присоединиться к игре сверстников,

можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым,

некрасивым неуклюжим и будут смеяться. Из – за этого малыш боялся смотреть в глаза

ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4. По ходу рассказа необходимо обращаться к ребёнку за дополнениями, чтобы он

стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задать ему вопросы, о том, что ещё

подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5. Затем ввести персонаж, который станет помощником ребёнка в разрешении

внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый

волшебник. Придумать диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать

разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывать детские

комментарии к рассказу. Привлекать ребёнка к поиску решения. Стараться сделать его

активным и соавтором истории.

6. Придуманная история должна иметь положительный результат.

7. После обсуждения поведения вымышленного персонажа, понаблюдать за

поведением застенчивого ребёнка, в реальных ситуациях его жизни, проверить повлияла

ли на него игра. Постараться сделать так, чтобы история имела продолжение в

зависимости от поведения ребёнка.

8. Необходимо стараться сделать рассказ живым, остроумным, вводить в него

больше диалогов различных персонажей, наполнять его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов мы организуем с детьми игры – драматизации,

персонажами которых становятся знакомые герои сказок, животные. Поочерёдно

проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой

лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно

найдёт в них отголоски собственной жизни, научится бороться

со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребёнком

Наряду с перечисленными приёмами работы с застенчивыми детьми мы также

используем такие методы и приёмы, как:

-обучение способам расслабления;

-рисование для выявления и отработки страхов;

-использование элементов сказкотерапии, арттерапии, телесной терапии;

-обучение диалоговому общению в сюжетно ролевых играх.

Застенчивые дети чаще встречаются в семьях авторитарного стиля, стиля

неполных семьях, поэтому можно считать, что основной причиной болезненной

застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в

семье. Поэтому особое внимание мы уделяем консультированию родителей. Объясняем

особенности ребёнка, рассказываемо его потенциальных возможностях. Если причина

нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, тактично разговариваем об этом

с родителями. Наши рекомендации родителям застенчивого ребёнка включают следующие

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения

ребёнка, а в отношении его личности они вообще не допустимы.

3. Главный козырь взрослых – это тактичность и терпение.

4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению:

обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги продавцу, кондуктору и т. д.). На

первых этапах присутствие знакомого взрослого обязательно.

Взрослых просим проанализировать своё отношение к ребёнку. Безусловно, мама и

папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей

любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают

внимание на своих детей лишь тогда, когда те делают что-то неправильно, достижения и

хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети

нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они

эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее настроение и

успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребёнка не

формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и

безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть

внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда

она, на первый взгляд ему не нужна. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и

успехи замечены и оценены положительно. Главное, продемонстрировать ему, что его

старания и успехи замечены и оценены положительно. Необходимо помнить о том, что

застенчивые дети очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем

их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить.

Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли они ограничивают

свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно

нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребёнку избавиться от страха наказания.

Чрезмерной скованности. Если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой.

Но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдёт ему на пользу. Подобные

упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Мы советуем родителям играть вместе с детьми, ведь именно в игре ребёнок может

свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение,

почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается,

что прятки , жмурки – это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причём, они

лишь якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры да ещё

и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активировать

жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими.

Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление

препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и

смехом, также помогут застенчивому ребёнку почувствовать себя увереннее. Организуя

такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал

себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость,

выразить радость того, что играли вместе. Эмоционально – непосредственное

взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо

несколько взрослых и детей. В таких играх создаётся эмоционально – положительная

атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются

дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше

симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но необходимо думать о будущем

ребёнка. Ведь если застенчивость в детстве мешает ему нормально общаться и

развиваться, какую службу сослужит такая черта при поступлении в школу, во взрослой

жизни? Конечно, при желании и определённых волевых усилиях человек может сам

когда малыш вправе рассчитывать на помощь и поддержку родителей и педагогов.

Только разносторонний комплексный подход, единая стратегия в общении, с

застенчивым ребёнком педагогов и родителей, позволяет нам снимать барьеры в общении,

Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо)
Мы не всегда замечаем это, а самое главное не всегда придаем большое значение. Однако, одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость. Необходимо на ранних этапах увидеть данную проблему и начать работать над ней. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек.

Список используемой литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Р.-н-Д.: Феникс, 1999. - 416 с.
2. Василек Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. психология Детская в ответах и вопросах. Дошкольный возраст. – М.: 2002, Сфера.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
5. Деркунская В.А. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в игре. СПб.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
6. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина Учим общению детей. – Ярославль: Академия 1996, развития.
7. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002
8. Общение М.И Лисина, психология и личность ребенка. – Воронеж, Лисина.
9. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, - №3
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Читайте также: