Из чего состоит профилактика школьных неврозов
Обновлено: 06.07.2024
Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства.
Невроз - достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).
Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Практически каждый ученик сталкивается в школе с такими трудностями, как:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения выбирает он сам. К сожалению, порой эти проблемы так и остаются неразрешимыми для ребенка. И если не оказывается помощь со стороны родителей, педагога, школьного психолога, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов.
Фактически школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, связанный с отношением к школе. Подобный недуг мешает учиться всем: способным и не очень, первоклашкам и выпускникам.
Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):
- не хочет идти в школу;
- в школе не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит;
- часто забывает дома необходимые школьные вещи;
- часто роняет предметы;
- потирает лоб, голову, руки;
- боится отвечать у доски;
- дома прячет тетради от родителей;
- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;
- влажные ладони, дрожат руки ;
- грызёт ногти, ручку;
- кусает губы; теребит, крутит волосы;
- во время урока шаркает ногами под партой;
- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);
- портит свои и чужие вещи.
1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, во время занятий грубят учителю. Как правило, учатся плохо.
2. Успевающие школьники, которые в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. У ребенка могут возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, тревоге. Иногда дети отказываются от речи как средстве общения.
3. Школьники, у которых при внешнем благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места — тремор рук, тихий голос. В силу повышенной тревожности такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности.
Безусловно, выделение этих групп достаточно условно. Исследования показывают, что агрессивность в первом случае, апатичность в втором, и зажатость, скованность в третьем — это различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей семейного воспитания. Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но и мешает другим детям.
Н есколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки );
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;
- своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи, повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.
Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:
- понимание серьезности создавшегося положения;
- вера в положительные результаты, терпение и последовательность;
- доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;
- способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;
- готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;
- согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;
- анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте.
Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.
Захаров А.И. Детские неврозы. С-Петербург, 1995.
Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред.И.В.Дубровиной. - М., 1995.
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:
- Тики на нервной почве.
- Нарушение аппетита.
- Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
- Головокружение, регулярные головные боли.
- Спазматические болевые ощущения.
- Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
- Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
- Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.
Психологические проявления школьного невроза:
- Резкие перепады настроения.
- Раздражительность и агрессивное поведение.
- Повышенная уязвимость, ранимость.
- Состояние подавленности.
- Истерики.
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
Склонностью к школьным неврозам обладают:
- впечатлительные, чувствительные дети;
- учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
- интроверты.
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
- генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
- церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
- психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
- неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.
Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.
Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие эмоциональной связи с подростком.
2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ . ПРИЧИНЫ. ПРОФИЛАКТИКА
Для современных детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям. Когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение нервной системы и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (неврозы)
ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - недуг, мешающий детям учиться. Это устойчивый дискомфорт, продолжительный стресс, связанный с отношением к школе, тревога, устойчивые страхи, которые испытывает школьник.
Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):
- не хочет идти в школу;
- часто забывает дома необходимые школьные вещи;
- часто роняет предметы;
- боится отвечать у доски;
- дома прячет тетради от родителей;
- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;
- влажные ладони, дрожат руки ;
- грызёт ногти, ручку;
- кусает губы; теребит, крутит волосы;
- во время урока шаркает ногами под партой;
- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то в немыслимой позе) и т.д.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ НЕВРОЗА У ДЕТЕЙ?
1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите.
2. Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло с ним за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не в форме назиданий. Помогайте в учебной деятельности.
3. Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка своих опасений относительно его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребёнку, послужат причиной формирования устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой, учением, учителями.
4. Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.
6. Огромное значение для профилактики неврозов имеет правильный режим для ребёнка: чередование учения и отдыха, полноценный сон ночью, прогулки на свежем отдыхе, занятия спортом, хобби.
С наступлением весны родители учеников начальной школы часто замечают, что их отличники перестали быть примерными учениками. Страдает успеваемость и поведение, скачет внимание, ребенок становится плаксивым и капризным, плохо засыпает и с трудом просыпается, злится.
Все это – симптомы школьного невроза, и конечно, лучше всего – показать ребенка детскому неврологу для профессиональной консультации. О способах родительской поддержки в этот сложный период рассказывает кандидат медицинских наук Ольга Ивановна Бегашева, детский невролог клиники остеопатии и восстановительной медицины Остеополиклиник, сомнолог, когнитивный терапевт.
Возраст 9-10 лет очень сложен для ребенка, в это время наступает затишье перед очередным скачком гормонального и физического роста, отсюда – появляется апатия, вялость, повышенная утомляемость. Весной, когда наш организм устал от зимы, это особенно чувствуется.
- Первое, что нужно: обеспечить ребёнку полноценный сон
Спать ребенок должен ложиться не позднее 22 часов, в идеале - до 21 часа. Сколько ему спать? Столько, чтобы просыпался бодрым, в хорошем настроении, выспавшимся и не по будильнику.
Весна – время авитаминоза, и витаминная поддержка растущего организма очень важна. Помимо обязательных витаминов – группы Д, В и С, для поддержки иммунитета важно обеспечить в рационе такие добавки, как лецитин, холин.
Непременно - кальций и йод – мы часто забываем, что наш регион эндемичен по йододефициту, и что именно йод очень важен для обеспечения нормальной когнитивной функции.
- Поддерживать физическую активность
Любые виды спорта, ЛФК, цигун, активные прогулки в течение дня и не менее 2 часов. Важно обеспечить ребёнку возможность “выпустить пар”. Особенно полезна физическая активность для детей с повышенной раздражительностью: такие, например, рвут тетрадку, если не получается сделать домашнее задание.
Когда к врачу нужно не просто идти, а бежать?
Если к вышеперечисленным проблемам добавились головная боль, ночная потливость, бессонница, вспышки агрессии. Такой ребенок нуждается в грамотной терапии, массаже, курсе ЛФК и остеопатическом сопровождении.
Читайте также:
- В чем состояли причины религиозных противоречий между варварами и жителями римской империи кратко
- Как вы понимаете слова ломоносова о том что могущество российское прирастать сибирью будет кратко
- Воспитанность как результат воспитания кратко
- Презентация педагогического проекта в доу
- Вспомни чем многозначные слова отличаются от омонимов школа развития речи 4 класс