Презентация педагогического проекта в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Педагогическая значимость проектного метода: 1. Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка; 2. Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка; 3. Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему; 4. Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Этапы работы над проектом: • Поисковый: определение темы проекта • Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации • Практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды) • Контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности)

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду. По количеству участников – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные. По продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По доминирующему виду – творческие, исследовательско-познавательные, игровые, информационно-практико-ориентированные комплексные.

Педагог может обеспечить следующие условия для успешного проектирования: - учет интересов каждого ребенка; - деятельность детей без принуждения; - предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; - совместное со взрослым поэтапное достижение цели; - тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Можно выделить следующие виды проектов: Информационные проекты Цель такого проекта- сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление с ней участников, а затем анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участникам проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Игровые проекты Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Открытые проекты Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями.

Практико-ориентированные проекты Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах( корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Индивидуальные и коллективные проекты Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Педагогам при планировании и реализации проектов следует помнить, что главное в методе проектов — это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, педагог реализует личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Понятие проекта, педагогического проекта, история проектного метода, пошаговый алгоритм создания педагогического проекта в детском саду, примерные требования оформления.

ВложениеРазмер
proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.pptx 2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое проект? В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией. В общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов,установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков). Это также является целью и результатом проектной деятельности. Бакулевич Ольга Анатольевна

Что такое педагогический проект? 1 . Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; 2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. В приведенных определениях коючевыми являются: • фактор времени • целенаправленность • нормированность изменений • специфика организации деятельности Бакулевич Ольга Анатольевна

Из истории возникновения Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником В.Х. Килпатриком . Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Бакулевич Ольга Анатольевна

Особенности метода проектной деятельности в ДОУ Метод проектов в ДОУ всегда ориентирован на совместную деятельность взрослого и детей, переходящую в самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Бакулевич Ольга Анатольевна

Объектом проектирования может стать- педагогическая система ДОУ, конкретная методика, индивидуальная воспитательная система, отдельное специально организованное мероприятие, педагогическая ситуация. Бакулевич Ольга Анатольевна

Классификация проектов Классификация проектов по доминирующей деятельности: Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, ДоУ . Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Бакулевич Ольга Анатольевна

Формирование ключевых компетенций Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации . В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: 1. Рефлексивные умения 2 . Поисковые (исследовательские) умения 3 Умения и навыки работы в сотрудничестве 4. Организационные умения и навыки 5. Коммуникативные умения 6 . Презентационные умения и навыки Бакулевич Ольга Анатольевна

2. Цели и задачи проекта 1 . Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем. 2. При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. 3. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. 4. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени . 5. На этом же этапе даем название педагогическому проекту. Приветствуется креативность. Бакулевич Ольга Анатольевна

3. Срок реализации проекта Срок реализации проекта определяется исходя из сложности проблемы, объема работы по реализации задач проекта. .Мини – проекты могут укладываться одно занятие. Краткосрочные проекты реализуются в течение 4 – 6 занятий. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает около 20 часов и целиком проходит при участии педагога. Годичные проекты (долгосрочные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Бакулевич Ольга Анатольевна

4. Участники проекта 1 . В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора. 2. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта. Бакулевич Ольга Анатольевна

5. Краткое описание прогнозируемых краткосрочных и долгосрочных результатов реализации проекта Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести : Результаты – продукты : перспективное планирование, конспекты бесед, сценарии мероприятий, презентации , продукты детского творчества (или их фотографии) и т.д. Результаты –эффекты: Положительная динамика …(качеств, компетенций, способностей и т.д.) (по цели и задачам проекта – чего ждем, каких эффектов). Бакулевич Ольга Анатольевна

6. Условия , необходимые для реализации проекта. Заполняем таблицу – в соответствии с целью и задачами проекта , что вам будет необходимо для реализации проекта – какие материалы, оборудование, компьютерные программы и т.д. Примерная структура таблицы: № Наименование: Материалы, пособия, оборудование, программное обеспечение Характеристика Количество Стоимость 1 2 Итого бюджет проекта: руб. Источники финансирования: Бакулевич Ольга Анатольевна

7. Перечень научных и учебно – методических разработок В алфавитном порядке: - фамилия автора и его инициалы ; заглавие ; выходные данные: место издания, издательство, год издания ; количество страниц . Например: Ашервуд Б. Азбука общения [Текст] / Б. Ашервуд ; пер. с анг . И.Ю.Багровой и Р.З. Пановой, науч. ред. Л.М. Иньковой . – Москва: Либерея , 1995. – 175 с . Здесь же указываются ссылки на использованные интернет-ресурсы . Бакулевич Ольга Анатольевна

8. Календарный план реализации проекта Календарный план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы ): Этап реализации проекта (подготовительный; созидательный , аналитико-обобщающий – названия в зависимости от вида проекта) Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Планируемые результаты Ответственный за выполнение Бакулевич Ольга Анатольевна

9. П риложени е к проекту : В приложении к проекту можно представить: • учебно-тематические планы; • сценарии мероприятий, познавательных бесед, опытов и экспериментов, развлечений и т.д.; • тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов; • структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов ; • примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования; • тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов; • тематику, объем консультаций и др. Бакулевич Ольга Анатольевна

10 . Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска 1 . Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. 2. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. 3. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте. 4. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий. Бакулевич Ольга Анатольевна

11. Дальнейшее развитие проекта По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта . Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь . Бакулевич Ольга Анатольевна

12 . В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить: • значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности; • ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте; • корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий; • адекватность показателей оценки эффективности проекта; • соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат. • значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег. Бакулевич Ольга Анатольевна

Примерные требования к оформлению проектной разработки 1 . Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). 2. Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word . 3. Формат страницы: А-4 (210*297мм). Формат шрифта: размер -14; Times New Romans ; межстрочный интервал — одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу — 20 мм. 4. Представленные требования являются примерными (рекомендуемыми) и могут варьироваться Бакулевич Ольга Анатольевна

4 Проблема проекта : Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей. Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний, введением современных технологий в образовательный и воспитательный процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с учётом его индивидуальных и личностных особенностей.

5 Противоречия Несоответствие между необходимостью экологических знаний у дошкольников и возможностью реализовать это на практике. Несоответствие между уровнем обязательной подготовки дошкольников экологической грамотности и реальным уровнем обучения.

6 Актуальность проекта В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

7 Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали: средний уровень развития – 75% - дети используют полученные ранее знания в практической деятельности; высокий уровень развития – 8 % - дети не испытывают затруднений; низкий уровень – 17 % дети выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого. Таким образом, возникла необходимость апробировать систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей

8 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

9 создание системы экологического образования детей дошкольного возраста; изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы; создание тематических игровых и исследовательских зон; изучение и внедрение современнных методологических принципов обучения (деятельностного подхода, опытническо – исследовательской деятельности, моделирования); обеспечение условий для реализации индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

10 Гипотеза проекта: экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного раскрепощения, через активное исследование и игровые формы.

11 План реализации проекта 1 этап – подготовительный (апрель - май 2011 г.) 2 этап – деятельностный (сентябрь 2011 – май 2012 г.г.) 3 этап – оценочный (июнь 2012 г.г.)

12 ЭтапыЗадачиПланируемы й результат 1. Подготовите льный апрель – май 2011 год Повышение собственной профессиональной компетентности. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом. Обогащение эколого - игровой среды. Педагогическое просвещение родителей. Выявить уровень развития экологической воспитанности детей. Создание теоретической базы для реализации проекта

13 ЭтапыЗадачиПланируемый результат 2. Деятельност -ный (практически й) сентябрь 2011 май 2012 Проведение занятий и наблюдений согласно перспективного плана по развитию экологической грамотности воспитанников (тематическое наблюдение + художественное слово). Индивидуальная работа с детьми. Формирование элементарных экологических знаний у дошкольников и культура поведения в природе. Дети учатся эксперементировать, анализировать и делать выводы.

14 ЭтапыЗадачиПланируемый результат 3. Контрольно – аналитически й (оценочный) июнь 2012 Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе. Подведение итогов работы. Анализ и презентация итогов на педагогическом совете. Оценка эффективности работы с родителями. Создание единого воспитательно- образовательного пространства детского дошкольного учреждения образования и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

15 ДетиПедагогиРодители У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно- образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах Ожидаемые результаты

17 Кадровый потенциал: Педагоги Родители Дети Воспитатель по ИЗОдеятельности Музыкальный руководитель Материально-техническая база: - Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года ); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений. Ресурсное обеспечение

26 теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта: Интернет-сайты; Выпуск фотоотчетов; Публикации в газете. Методическое обеспечение

27 Мониторинг реализации проекта Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности дошкольников Критерии сформированности экологической воспитанности: Познавательный интерес к природе и ее изучению; Знания об окружающей природе; Восприятие красоты природы и желание любоваться ею; Проявление бережного отношения к природе; Практические умения и навыки по охране природы. Критерии наблюдений за детьми: Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено. Шкала оценок: В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов С (средний) – 3,8 баллов Н (низкий) - ниже 2,6 баллов

28 Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей (живая природа) группы 3 ( в %)

29 Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей (неживая природа) группы 3 (в %)

30 ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Результат проекта

31 Вывод: Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам: дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Проектная деятельность в ДОУ. Педагогические технологии в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Исследовательские проекты в ДОУ. Проектная технология в ДОУ. Организация проектной деятельности в ДОУ. Проектный метод в деятельности ДОУ. Технология метода проектов в ДОУ. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами уче. Проект в доу на жуков. Материалы для трудовой деятельности в доу.

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

• Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.

• Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта.

Свое выступление мне хотелось бы начать цитатой русского педагога Константина Николаевича Вентцеля:

“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания” К. Н. Вентцель

Эти слова полностью выражают суть того, о чем мы сегодня будем говорить.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающихся, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ :

Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка.

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения и мышления;

4. развитие коммуникативных навыков.

Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Дети – активное участие в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях, общественно-полезном труде, создании мини-музеев.

Родители – анкетирование, родительские собрания, консультации;

участие в проектной деятельности.

Педагоги – советы педагогов, круглые столы, консультации, семинары-практикумы.

Социальные партнеры – внутренний уровень организации совместных выставок, бесед, уроков доброты, экскурсий, включенных в проекты ДОУ.

В практике современных дошкольных учреждений существует следующая типология проектов :

По характеру содержания и информативности:

Монопроекты – одна образовательная область.

Интегративные – две и более образовательных областей.

По роли ребёнка в проекте :

Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников:

выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).

осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек).

выполняется всем коллективом.

Краткосрочные (одно или несколько занятий от 1 до 4 недель) -

направлены на решение небольшой проблемы.

рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) -

решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.

По доминирующему принципу:

Существует несколько видов проектов в ДОУ по ФГОС, а именно:

Творческий вид. (Со 2 младшей, возраст 3-5 лет) Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.

Исследовательский вид. (Старший возраст от 5лет) Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.

Игровой вид. (Со 2 младшей, возраст 3-4 года) Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.

Информационный вид. (Со средней группы 4-5 лет) Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

С чего же начать работу над проектом и как заинтересовать детей? Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:

- “Для чего нужен проект?”

- “Ради чего он осуществляется?”

- “Что станет продуктом проектной деятельности?”

- “В какой форме будет презентован продукт?”

Давайте с вами рассмотрим этапы разработки проекта :

1этап – организационный

2 этап – планирование работы

3 этап – реализация проекта

4 этап – презентация проекта

На 1 этапе педагог формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей, помогает ребенку выбрать наиболее актуальную для него задачу на определенный отрезок времени. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Определяется продукт проекта.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Существует несколько способов разработки проектов.

Что мы знаем? Ягоды бывают разного цвета, из ягод варят варенье, ягоды бывают ядовитые и съедобные.

Что мы хотим узнать? Какая ягода самая большая? Что мы можем приготовить из ягод? Где растут ягоды? Как можно быстро собрать ягоды?

Как узнать об этом? Спросить у бабушки. Посмотреть по телевизору. Прочитать в энциклопедии. Посмотреть в интернете.

• В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.

• В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми, так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).

• В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (“Какую тему для обсуждения вы предлагаете?”, “Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?”. “Какую тему выбрало большинство детей?”) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

2 этап. Планирование работы.

- к кому обратиться за помощью;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать;

- с какими предметами научиться работать для достижения цели;

- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;

- консультация со специалистами ДОУ;

- составление плана - схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);

- сбор информации, материалов;

3 этап. Реализация проекта.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Осуществляет сбор накопленного материала.

- Занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

- домашние задания родителям и детям;

- самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления решение проблемных ситуаций, головоломок. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Методы реализации проекта.

Практические - создание развивающей среды; экскурсии, наблюдения; оформление уголков в группах для познавательного развития детей.

Словесные – беседы, наблюдения; чтение худ. литературы, заучивание стихотворений; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Наглядные – выставки, конкурсы; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; ознакомление с художественными образами искусства; личный пример взрослых.

Заключительный этап работы над проектом является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта :

это праздники, занятия, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми;

- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе

Читайте также: