Воспитанность как результат воспитания кратко

Обновлено: 08.07.2024

Одна из важнейших проблем воспитания - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.

При определении исходных положений об уровне воспитанности нужно исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Уровень воспитанности является критерием оценки качества результатов воспитания.

Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.

Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.

Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

2.2 Процесс контроля за уровнем воспитанности учащихся

Одним из критериев определения качества воспитательного процесса является уровень воспитанности.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, средний, низкий. При контроле за уровнем воспитанности учащийся привлекается к самооценке. Система сочетания самооценки с оценкой воспитуемого позволяет учащемуся самому корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

Далее воспитуемые проводят обсуждение результатов с самим учащимся в доверительной беседе, в отдельных случаях - обсуждение оценки по отдельным показателям на классном собрании. В других случаях - обсуждение оценки уровня воспитанности учащегося с его родителями. Опыт использования оценки воспитанности и процедура её выставления убеждает в том, что это стимулирует у учащихся процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого учащегося и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию.

Контроль за уровнем воспитанности включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучение психологического развития личности. Сравнительный анализ, проводимый по изучении уровня воспитанности, позволяет проследить эффективность процесса воспитания, определить дальнейшие шаги по повышению уровня воспитанности. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня воспитанности учащихся, которые обеспечиваются включением в содержание всех элементов воспитательного процесса, предусмотренных программой воспитания. Проверка проводится не только по проведенным мероприятиям, но и по специальным воспитательным качествам личности.

Так, классные руководители 1-2-х и 3-4-х классов используют методику Н. Г. Капустина, по которой ребёнок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем высчитывается средний балл и определяется уровень воспитанности.

У младших школьников классные руководители воспитывают умение различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое, избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся ведется в течение всего учебного года на 3-х уровнях: высоком, среднем и низком. Это позволяет отслеживать, как меняется уровень воспитанности учащихся в течение года и в сравнении за несколько лет.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет воспитуемым анализировать свою деятельность и планировать свою воспитательную работу, работу классных руководителей, методическую и управленческую деятельность школы.

Выводы по 2 главе

Само определение “воспитанность” говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. Воспитанность - это одна из наиболее важных проблем педагогики.

Существует два подхода к пониманию воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения. Согласно второму - истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном.

Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет определить уровень сформированности личности. Он должен везтись в течении всего времени обучения и в течении всего учебного года. Контроль включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучение психологического развития личности, а также нацелен на полную и всестороннюю информацию о текущем уровне воспитанности учащегося.

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

Воспитание - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.

Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности.

В последние годы взгляды на организацию контроля над процессом воспитания быстро и радикально меняются. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины.

Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса воспитания. Система контроля и не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у учащихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Важным условием повышения эффективности воспитательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля за воспитательской деятельностью.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе воспитания. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению учащегося к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

В течение учебного года необходимо контролировать следующие аспекты воспитательной деятельности: планирование работы классных руководителей; организацию досуга учащегося во внеурочное время. Существуют два объекта контроля: первый – процесс воспитания; второй – полученные результаты в данном процессе.

Контроль в воспитательном процессе необходим для того, чтобы: своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности; выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению; выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления; вносить коррективы в процессе развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.

Что же касается уровня воспитанности, то измерение уровня воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам и контролируются в течение всего воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет воспитуемым не только контролировать уровень воспитанности учащихся, но и анализировать свою деятельность и планировать свою воспитательную работу, работу классных руководителей, методическую и управленческую деятельность школы.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г

2. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.

3. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение”

4.Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.

5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. -208 с.

6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2003. -475 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

8. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г.

9. Онищук В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянськая школа” 1987 г.

10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.

12. Файзуллина, Г.З. Методика оценки воспитанности учащихся. - 2006. - с. 39-49.

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов вузов, -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

14. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.- М: “Педагогика”, 1979г.

15. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.

16. Педагогическая энциклопедия – т.3, стр.369.

17. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б.М. –М.: Изд-во БРЭ, 2002. -528 с.

20. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.

21. Попуянов Ю.А.: “Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности, журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 35235
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Почему именно эти возможные свойства развивающегося человека следует считать приоритетными в области воспитания в наше время? Почему именно они призваны играть роль основных показателей его воспитанности? Здесь требуются некоторые пояснения.

Общечеловеческие ценности – это, видимо, то, на что надо ориентировать всех школьников с самого раннего возраста независимо от их национальности, установок в семье, в объединяющих их компаниях, независимо от их вероисповедания. Ребенок – прежде всего житель планеты Земля, выходящий все более осознанно в космическое пространство. Он человек мирового сообщества, гражданин своей страны, ученик своей школы, член своей семьи и сам будущий семьянин. В силу этого общечеловеческие ценности – это то, к чему его надо приобщать с детства.

Система тех общечеловеческих ценностей, на которые следует ориентировать школьников, в педагогике разработана (В. А. Караковский). Степень их освоения школьниками и является, на наш взгляд, важнейшим показателем их воспитанности.

Важнейшим показателем воспитанности ребенка является его гуманизм, доброе отношение к сверстникам, малышам, обслуживающему персоналу школы, к живой природе, его окружающей. Некоторые (но далеко не все) дети от природы (или в силу домашнего воспитания) гуманистичны. Они готовы поделиться со сверстниками, утешить плачущего малыша, помочь нести тетради учителю, помочь школьной нянечке. Они не способны обидеть собаку, сломать ветку, затоптать цветы. Некоторые – да, но не все. Чтобы гуманизм стал показателем воспитанности для всех (или, по крайней мере, большинства) детей, необходимо целенаправленно прививать его и развивать как черту личности.

Важнейшим показателем воспитанности человека (а в современных условиях особенно) является его интеллигентность, рассматриваемая как личностное свойство человека. Интеллигентами не рождаются, ими становятся под влиянием семьи, близких, школьных педагогов, старших друзей, в процессе общения с ними и мягкого, неназойливого влияния на их суждения и поведение. Выражается интеллигентность в уважительном отношении к людям, встречающимся на их пути, в манере разговора, в умении выслушивать собеседника, в отсутствии назойливости в общении, в стремлении понять другого, посочувствовать ему.

Следующей особо значимой чертой личности ребенка является его креативность (творческость). Развивая у ребенка такие качества, как исполнительность, ответственность за порученное дело, мы не должны забывать о том, что ребенок, как и всякий человек, – не робот, не автомат, не только исполнитель воли взрослых, а и фантазер, творец, созидатель нового (пусть сначала только для себя и своих близких). У разных детей их творческое начало проявляется по-разному и прежде всего в процессе реализации их фантазий. Иногда эти попытки оказываются удачными, тогда ребенок чувствует себя творцом. Иногда – нет, тогда он пробует себя в чем-то другом и в этом другом пытается достичь успеха, внеся в него что-то свое, новое. Это творческое начало в ребенке надо угадать и помочь ему развить в себе, ибо оно может ввести его в мир будущей профессии, а может стать его жизненным хобби. Важно развивать творческие начала, генетически заложенные в каждом нормальном ребенке. Дети очень различны: один с детства пишет стихи, рассказывает сочиненные им сказки; другой добирается до внутренней сущности своих игрушек; третий ищет собственные оригинальные пути решения поставленной перед классом задачи; четвертый собирает вокруг себя малышей и самозабвенно развлекает их.




Ответственность как черта личности также является показателем воспитанности, особенно в сочетании со свободой. Человек должен быть ответственным за свои слова, за свои поступки, за порученное дело, за все то, что от него зависит. Но с чувством ответственности ведь не рождаются. Его специально формируют с детства, через ознакомление ребенка с его обязанностями, через анализ соответствующих ситуаций в жизни других людей, включение в деятельность в качестве ответственного лица за тот или иной ее участок, через анализ и оценку достигнутых им в общем деле личных результатов.

Мы привели характеристики личностных качеств, которые, на наш взгляд, должны лежать в основе целеполагания, на формирование которых должно быть направлено воспитание как целенаправленный процесс. Это общие контуры такого процесса, тех свойств, на формирование и развитие которых должно быть сориентировано воспитание.

Целенаправленное воспитание, т. е. осознанное управление процессом развития личности через специальное создание благоприятных для этого условий, может по тем или иным причинам и не осуществляться, а личность может оказаться воспитанной за счет семьи. Но как воспитанным сделать целое поколение? Эта проблема особенно актуальна в наше время: ибо далеко не каждая семья является очагом целенаправленного гуманистического воспитания, а окружающая ныне школу среда отнюдь не всегда благоприятна для личностного развития ребенка. В таких условиях особую роль, видимо, призвана играть именно школа, причем школа не только обучающая, но и воспитывающая. Воспитывающей же она может стать прежде всего за счет создания в ее рамках гуманистической воспитательной системы[16].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

СЕЛИВАНОВА Н.

Почему именно эти возможные свойства развивающегося человека следует считать приоритетными в области воспитания в наше время? Почему именно они призваны играть роль основных показателей его воспитанности? Здесь требуются некоторые пояснения.

Общечеловеческие ценности – это, видимо, то, на что надо ориентировать всех школьников с самого раннего возраста независимо от их национальности, установок в семье, в объединяющих их компаниях, независимо от их вероисповедания. Ребенок – прежде всего житель планеты Земля, выходящий все более осознанно в космическое пространство. Он человек мирового сообщества, гражданин своей страны, ученик своей школы, член своей семьи и сам будущий семьянин. В силу этого общечеловеческие ценности – это то, к чему его надо приобщать с детства.

Система тех общечеловеческих ценностей, на которые следует ориентировать школьников, в педагогике разработана (В. А. Караковский). Степень их освоения школьниками и является, на наш взгляд, важнейшим показателем их воспитанности.

Важнейшим показателем воспитанности ребенка является его гуманизм, доброе отношение к сверстникам, малышам, обслуживающему персоналу школы, к живой природе, его окружающей. Некоторые (но далеко не все) дети от природы (или в силу домашнего воспитания) гуманистичны. Они готовы поделиться со сверстниками, утешить плачущего малыша, помочь нести тетради учителю, помочь школьной нянечке. Они не способны обидеть собаку, сломать ветку, затоптать цветы. Некоторые – да, но не все. Чтобы гуманизм стал показателем воспитанности для всех (или, по крайней мере, большинства) детей, необходимо целенаправленно прививать его и развивать как черту личности.

Важнейшим показателем воспитанности человека (а в современных условиях особенно) является его интеллигентность, рассматриваемая как личностное свойство человека. Интеллигентами не рождаются, ими становятся под влиянием семьи, близких, школьных педагогов, старших друзей, в процессе общения с ними и мягкого, неназойливого влияния на их суждения и поведение. Выражается интеллигентность в уважительном отношении к людям, встречающимся на их пути, в манере разговора, в умении выслушивать собеседника, в отсутствии назойливости в общении, в стремлении понять другого, посочувствовать ему.

Следующей особо значимой чертой личности ребенка является его креативность (творческость). Развивая у ребенка такие качества, как исполнительность, ответственность за порученное дело, мы не должны забывать о том, что ребенок, как и всякий человек, – не робот, не автомат, не только исполнитель воли взрослых, а и фантазер, творец, созидатель нового (пусть сначала только для себя и своих близких). У разных детей их творческое начало проявляется по-разному и прежде всего в процессе реализации их фантазий. Иногда эти попытки оказываются удачными, тогда ребенок чувствует себя творцом. Иногда – нет, тогда он пробует себя в чем-то другом и в этом другом пытается достичь успеха, внеся в него что-то свое, новое. Это творческое начало в ребенке надо угадать и помочь ему развить в себе, ибо оно может ввести его в мир будущей профессии, а может стать его жизненным хобби. Важно развивать творческие начала, генетически заложенные в каждом нормальном ребенке. Дети очень различны: один с детства пишет стихи, рассказывает сочиненные им сказки; другой добирается до внутренней сущности своих игрушек; третий ищет собственные оригинальные пути решения поставленной перед классом задачи; четвертый собирает вокруг себя малышей и самозабвенно развлекает их.

Ответственность как черта личности также является показателем воспитанности, особенно в сочетании со свободой. Человек должен быть ответственным за свои слова, за свои поступки, за порученное дело, за все то, что от него зависит. Но с чувством ответственности ведь не рождаются. Его специально формируют с детства, через ознакомление ребенка с его обязанностями, через анализ соответствующих ситуаций в жизни других людей, включение в деятельность в качестве ответственного лица за тот или иной ее участок, через анализ и оценку достигнутых им в общем деле личных результатов.

Мы привели характеристики личностных качеств, которые, на наш взгляд, должны лежать в основе целеполагания, на формирование которых должно быть направлено воспитание как целенаправленный процесс. Это общие контуры такого процесса, тех свойств, на формирование и развитие которых должно быть сориентировано воспитание.

Целенаправленное воспитание, т. е. осознанное управление процессом развития личности через специальное создание благоприятных для этого условий, может по тем или иным причинам и не осуществляться, а личность может оказаться воспитанной за счет семьи. Но как воспитанным сделать целое поколение? Эта проблема особенно актуальна в наше время: ибо далеко не каждая семья является очагом целенаправленного гуманистического воспитания, а окружающая ныне школу среда отнюдь не всегда благоприятна для личностного развития ребенка. В таких условиях особую роль, видимо, призвана играть именно школа, причем школа не только обучающая, но и воспитывающая. Воспитывающей же она может стать прежде всего за счет создания в ее рамках гуманистической воспитательной системы[16].

качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социальнозначимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе [89, с. 12].

показатель и результат сформированности у человека (учащегося) совокупности знаний, умений, навыков, качеств личности, реализующихся в процессе его деятельности и поведения в обществе; мера соответствия человека (учащегося) идеалам, требованиям культуры, общества.

характеристика поведения, привычек и поступков человека в общественной и личной жизни, отражающая его нравственные установки, способность адаптироваться к многообразному и изменчивому миру, окружающей среде, отношение к людям, независимость и свобода в суждениях, в поступках в сочетании с ответственностью за них, самостоятельность.

это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно-нравственным качествам личности и заключает в себе благовоспитанность в любви к Богу, к людям, к миру.

качественная характеристика уровня образования и воспитания человека; наличный уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям; степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих. В. отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

комплексное свойство личности, которое является показателем сформированности у нее социально значимых качеств. Одной из серьезных проблем при организации воспитательного процесса является проблема выделения личностных качеств, которые на данном этапе являются социально значимыми, другой — выбор диагностики, которая позволяет определить степень (уровень) сформированности данных качеств. При определении показателей В. педагог должен ориентироваться как на цели воспитания, которые обозначены в государственных документах, так и на потребности современного общества.

умение вести се бя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтив ое, вежливое поведение человека, от личающегося хорошими манерами, пра вильной речью, умением общаться с ок ружающими его людьми в различных ситуациях и т. п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтиво стью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность оз начает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в дан ном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его миро воззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигент ности и проявляется не только по отношению к людям, но и животным, ок ружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развити ем культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т. п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется по отношению не только к людям, но и к животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др. Внутренняя воспитанность – объективная самооценка, способность цивилизованного самоутверждения, потребность быть нужным людям; внешняя воспитанность – умение слушать и слышать, видеть и увидеть, внимательное и тактичное отношение к людям, одежда, речь, не унижающие достоинство самой личности и окружающих. Содержание воспитанности – тесно связанные умственная и нравственная культура, физическая и эстетическая развитость; качество воспитанности – способность неизменно проявлять культуру и развитость; мера воспитанности – ее достаточность для таких проявлений в любой жизненной ситуации, вплоть до активности вопреки обстоятельствам.

результат воспитания, который проявляется в социально принятом поведении личности, умении действовать ответственно, компетентно, на уровне возрастных особенностей. Гармоничное развитие личности предполагает целесообразную согласованность образованности, интеллектуальной, моральной, эстетической, физической и трудовой воспитанности, которая опредмечивается в поведении, деятельности, общении. Интеллектуальная В. определяется как приобретенная человеком способность к уважительному общению с другими людьми, готовность к активному участию в выполнении коллективных трудовых задач без проявления превосходства. В. моральная базируется на уважении и любви к людям и окружающему миру, характеризует подготовленность к соблюдению принятых в данном обществе норм поведения и проявляется в таких качествах, как честность, правдивость, ответственность, милосердие, сочувствие, доброжелательность, чувство любви к своему народу, Отечеству, государству. Эстетическая В. проявляется в способности воспринимать, понимать и переживать красоту природы и окружающего мира, красоту художественного творчества, использовать и приумножать, строить собственную жизнь по законам красоты. Физическая В. выражается в способности человека к физическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья, побуждению к физическому труду и специальным упражнениям. Трудовая В. представляет собой систему специальных знаний, умений, навыков, необходимых для индивидуальной и общественно полезной работы, предполагает развитость таких качеств, как трудолюбие и трудоспособность, рациональное использование времени и материальных ценностей (Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – С. 79–238; Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 43). Т. В. Зверко


Когда-то практики и теоретики руководствовались одним-единственным определением воспитания. Принадлежало оно М.И. Калинину и определяло воспитание как воздействие на психику воспитуемого с целью придать ему качества, желаемые воспитателю. В четырехтомной педагогической энциклопедии 60-х годов прошлого века воспитание определялось как целенаправленное формирование личности.

В конце 80-х – начале 90-х годов появилось множество определений воспитания, из которых можно составить представление о его сущности. Во-первых, это целенаправленность. Воспитание – деятельность преднамеренная, осуществляемая сознательно. В этом ее отличие от социализации – процесса стихийного, спонтанного, осуществляющегося под воздействием множества разноплановых факторов, в том числе и такого, как воспитание.

Во-вторых, это взаимодействие воспитателя и воспитуемого. В разных формах, но тем не менее оно – обязательный атрибут воспитания. Если воспитатель игнорирует взаимодействие и абсолютизирует воздействие, он, скорее всего, потерпит фиаско. Во всяком случае, если ему и удастся добиться сиюминутных результатов, то на отдаленные, устойчивые результаты рассчитывать не приходится.

В-третьих, представление воспитателя о субъективности воспитуемого. Она проявляется в индивидуальности, неповторимости каждого, в избирательном отношении к воспитательным воздействиям. При этом следует иметь в виду, что воспитуемый одновременно и субъект, и объект воспитания, как, впрочем, и воспитатель. Проблема в том, что зачастую воспитатель игнорирует субъективность воспитанника, не считается с этим обстоятельством. С другой стороны, в литературе часто рассматривается идея о субъект-субъектных отношениях между участниками воспитательного процесса, а объектные отношения остаются в тени.

И, в-четвертых. Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность, пользуясь терминологией К.Маркса – деятельность опредмечивания. Человек утверждает себя в предметном мире не только в мышлении (деятельность распредмечивания), но и всеми чувствами. В этом случае все предметы становятся для человека опредмечиванием самого себя, осуществлением и утверждением своей индивидуальности, (здесь уместна аналогия с личностным смыслом в работах А.Н. Леонтьева), а это значит, что предметом, общественным существом становится он сам. Отсюда следует, что главное средство в воспитании – не слово, а созидательная творческая деятельность.

Можно, например, долго и безрезультатно призывать к сохранности школьного здания и классных помещений, но если ребята сами производят ремонт, то за сохранность помещений можно не беспокоиться.

Коль мы считаем воспитание деятельностью, то деятельность человека характеризуется целью. Категория цели в педагогике, как утверждал еще А.С. Макаренко, самая загадочная и неразработанная. С того времени мало что изменилось в прояснении этой категории. По-прежнему воспроизводится один из самых стойких педагогических мифов – о всестороннем и гармоничном развитии личности как цели воспитания.

Почему это миф? Потому что всестороннего развития не может, да и не должно быть. В самом деле, сколько у каждого из нас сторон? Всех сторон? Мы этого не знаем и, видимо, не узнаем никогда. Но ведь все стороны развивать отнюдь не следует, ибо в нас никак не меньше, чем хороших, плохих сторон: эгоизма, агрессивности, злобности, зависти и т.д. Можно еще долго перечислять эти не украшающие человека стороны, которые не стоит развивать.

Не менее важен вопрос о принципах воспитательной работы. Принципы - это основополагающие, фундамен­тальные положения, их не может быть много. Не случайно, что многие авторы учебников, воспи­тательных концепций ограничиваются тремя-четырьмя принципами. Например, А. Дистервег, говоря о высшем принципе воспитания, специально подчеркивал, что он не может быть доказан и не нуждается в доказательстве; в противном случае его можно было бы вывести из других положений и тогда его нельзя было бы считать высшим.

Как ни странно, но принцип природосообразности ме­нее всего реализовывался в нашей педагогике. В сильно усеченном виде он проявлялся в требовании учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Между тем, он должен реализовываться в педагогичес­кой деятельности постоянно, во всех ее видах:

· в ориентации обучения и воспитания на сенситивные периоды развития (например, эмпатия формируется в первые месяцы и годы жизни, и если этот период упу­щен, то наверстать упущенное невозможно);

· в обязательной исчерпанности каждого этапа развития ребенка - каждый этап должен быть пройден полно­стью, чтобы обеспечить благоприятные условия для пе­рехода к новому, ибо пропущенный или не до конца пройденный этап оставляет след в дальнейшей жизни;

· в ориентации на динамику возрастного развития, про­являющуюся в смене ведущей деятельности и позиций в воспитательном процессе воспитателей и детей. Здесь должно учитываться все: и то, что мотивация деятель­ности у младшего школьника и старшеклассника дале­ко не одинакова, и то, что наряду с ведущей деятельнос­тью существует множество других. Ведущая - не значит единственная.

Необходимость этого принципа обусловлена тем, что появившийся на свет человек - tabula rasa (чистая доска), которому не передается по наследству код социального поведе­ния. Человекообразование происходит в ходе постоянного анализа индивидом ценностей материальной и духовной культуры и преодоления конфликта между пониманием значения ценности и ее реальной реализацией. Таким об­разом, люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта. Одна из задач воспитания - создавать или, по меньшей мере, способствовать созданию воспиты­вающей социокультурной среды.

Если говорить о материальном окружении человека, то не может не удручать некрасивость, захламленность не только городского, но и сельского экстерьера. Это прямо-таки провоцирует человека на соответствующее отноше­ние к месту обитания от варварски-агрессивного до равно­душно-бездеятельного. Может ли воспитательная практика позитивно влиять на формирование воспитывающей со­циокультурной среды? Еще в начале 60-х годов прошлого века один из создателей методики коллективной творчес­кой деятельности И. П. Иванов, опираясь на идеи Н. К. Круп­ской, сформулировал главную цель участников совместной деятельности - заботы: участвовать в улучшении окружаю­щей жизни, думать над тем, как это сделать. Этот тезис нуж­дается в современной интерпретации. Плохо, когда стре­мятся улучшить чью-то жизнь без его согласия, да, собственно, и с согласием, это не очень-то хорошо. Но улучшить окружающую жизнь можно, улучшая самого себя, путем самосовершенствования. Если я стану более умелым, добрым, отзывчивым, терпимым, энергичным и т.п., то моя жизнь изменится к лучшему. Самое важное в этой форму­ле - думать над тем, как улучшать, а не ухудшать жизнь во­круг, т.е. направлять мысли на созидание, совершенст­вование.

Реализация принципа культуросообразности требует воспитания в диалоге с национальной культурой. Она долж­на включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; фольклор, род­ной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную ар­хитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хо­реографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную ме­дицину; знание национальной культуры земледелия, живот­новодства, орудий труда и технологий и многое другое.

Принцип целостности жизни и воспитания человека оз­начает, что воспитание пронизывает всю жизнедеятель­ность людей, а не является тем, что происходит в определен­ное время в специально отведенных местах. Воспитание - это всегда диалог. И жизнь - тоже диалог. Жить - значит участвовать в диалоге - вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками, - как утверждал М.М. Бахтин.

Из диалогического понимания воспитания следует, что воспитание - не воздействие, а взаимодействие участни­ков, их общение. А если это так, то воспитание - не одно­направленный процесс (от взрослого к ребенку, от учите­ля к ученику) передачи знаний о должном поведении, готовых оценок, мнений, способов деятельности, а со­творчество, совместная выработка позиций, взглядов, от­ношений, форм сотрудничества.

Важнейший вопрос теории и практики воспитания - вопрос эффективности воспитательной деятельности и ее критериев. Критерии эффективности воспитательной работы заинтересованно обсуждаются учеными десятки лет, и пока не удалось найти более или менее приемле­мого решения.

Думается, что для практической педагогики эти крите­рии могут служить надежным показателем эффективности воспитания.

Но есть еще один очевидный критерий - эффектив­ность воспитания определяется тем, насколько человек го­тов и способен к самовоспитанию. Действительно, никто не сможет воспитать человека, если он этого не хочет, вся­чески противится и не воспитывает себя сам. Среди необ­ходимых условий самовоспитания - самоанализ, адекват­ная самооценка, самокритичность, самоконтроль, воля, напряженная деятельность.

Если дошкольники и младшие школьники ориентиру­ются в основном на оценки и мнения взрослых, то подро­стки и юноши уже в немалой степени руководствуются мнением своих сверстников. Поэтому, важное значение для самовоспитания имеет гармонизация отношений личности со средой, ближайшим окружением: школой, вне­школьными учреждениями, компаниями по месту житель­ства, стихийными группировками. Везде есть взрослые, и от них во многом зависит, чтобы в разных объединениях не было взаимоисключающих отношений.

Успешность самовоспитания тех или иных качеств и черт характера определяется тем, насколько автоматичес­ки совершается то или иное действие, насколько оно стало привычным. Разумеется, на этом пути существует немало промежуточных звеньев, и умелый воспитатель всегда найдет возможность тактично показать воспитаннику, что его движение к самосовершенствованию не остается неза­меченным. Подобное стимулирование и подкрепление воспитанников со стороны педагогов чрезвычайно важно. В противном случае высокая требовательность к себе как важное условие самовоспитания будет накладываться на постоянное недовольство собой, что ведет к дискомфорту личности, убеждает ее в собственной никчемности, разви­вает комплекс неполноценности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Бачинин В.А. Духовная культура личности. Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. 186 с.

3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 198 с.

4. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

6. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Март, 2002. 194с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 2001. 244 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, Воспитательная работа, ростов-на-дону, всестороннее развитие, всестороннее развитие личности, Маркс, национальная культура, принцип природосообразности, противный случай, прошлый век.

Похожие статьи

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне.

В умственном и физическом развитии человека всегда происходит развитие вперед.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности, необходимости коррекции поведения ребенка.

Формирование гармонично развитой личности как цель.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласованность, стройность).

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности.

Целью воспитания в данной концепции выступает всестороннее развитие личности.

Авторы дают обоснование личностному подходу, природосообразности, культуросообразности, гуманизации межличностных отношений; опоре на чувства.

Сущность интернационального воспитания в контексте.

Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из

Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет.

История образования и педагогики | Статья в сборнике.

Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного.

Идея воспитания гармоничной, всесторонние развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры, к духовно — нравственному и физическому совершенству.


Воспитанность – это мерило личностной зрелости, обнаруживающееся в слаженности знаний, убеждений, поведенческих паттернов и характеризующееся степенью сформированности социально коренных качеств. Воспитанность – это существующий сейчас показатель личностной зрелости, этим она разнится от воспитуемости, являющейся потенциальным уровнем личностной сформированности, территорией её возможного развития. Социум анализируемое понятие причисляет к обязательным качествам, вследствие чего родители стараются прилежно взращивать его в отпрысках. Это обусловлено выгодой социума иметь воспитанных гомо сапиенс, которые свято чтут его нормы.

Что это такое

В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.

Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.

Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.

Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.

Критерии воспитанности

Индивиды становятся личностями в ходе социализации, которая заключается в усвоении поведенческих норм, знаний, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в социокультурных общностях. При этом социализация объединяет и стихийные, самопроизвольные, и общественно управляемые воздействия на поведенческие паттерны людей и их сознание.

Воспитанием именуется деятельность, включающая трансляцию новому поколению социально-исторических навыков, целенаправленное формирование установок, нравственных убеждений, ценностных норм, направлений, обеспечивающих условия, необходимые для формирования и активного формирования индивида в социуме.

Воспитание осуществляет взаимосвязь, а также преемственность между поколениями. Именно ему принадлежит ключевая роль в индивидуально-нравственном развитии, умственно-физическом созревании человека.

Критерии и показатели воспитанности личности являются разработанными теоретическими мерилами степени сформированности разнообразных личностных качеств.

Рассматриваемые критерии условно подразделяются на мягкие и твёрдые. К последним причисляют значимые статистические данные, характеризующие в комплексе общую направленность воспитанности тинэйджеров: количество преступлений и ориентация на их предупреждение, число молодых лиц, расплачивающихся за совершённые правонарушения, число расторжений уз Гименея и распавшихся семей, темпы роста пьянства, табакокурения, наркомании, проституции среди тинэйджеров. Для характеристики воспитания в учебной среде чаще используются мягкие критерии, способствующие педагогам получать общее понимание о прохождении и итогах воспитательного процесса.

Также выделяются две подгруппы критериев: содержательные, обусловленные выделением соответствующих анализируемому качеству мерил, и оценочные, заключающиеся в возможности отчасти точно фиксировать интенсивность выражения диагностируемого качества.

Помимо того выделяют общие, определяющие конечные результаты достигнутой степени воспитанности индивида либо группы, и частные критерии, служащие для анализа предварительных результатов, обусловленных выработкой отдельных качеств.


По способу направленности и месту использования критерии делятся на: обусловленные внешними проявлениями плодов воспитания – суждения, поступки, оценки, деяния личности, и обусловленные явлениями, сокрытыми от воспитателя – убеждения, мотивы, цели, ориентации.

К ключевым критериям рассматриваемого понятия причисляют:

– высокую степень нравственно-духовного формирования индивида, знание этических установок;

– установки, ценностные ориентиры и соответствующие им поведенческие паттерны, умение сопоставлять собственные действия с эталонами этических норм;

моральную ответственность за собственную поведенческую модель;

– гуманистическую устремлённость личности, обнаруживающуюся в неизменном превалировании мотивов общественно полезных видов жизнедеятельности над эгоистическими ориентирами;

– владение собой, управление собственными поведенческими паттернами, адекватное эмоциональное реагирование;

– самоконтролю и способность преодолевать нежелательное поведение;

– самореализацию и склонность к самовоспитанию.

Как стать воспитанным

Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.

Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.

Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.

Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.

В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:

– незамедлительно оказывает помощь;

– не преступает нормы законодательства;

– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;

– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;

– умеет при необходимости поддержать беседу;

– говорить ёмко и по делу;

– не склонен перебивать собеседника;

– избегает неуместных шуток, оскорблений.

Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:

– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;

– следовать общеустановленным поведенческим нормам;

– не пытаться перевоспитывать окружение.

Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.

Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.

Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.

Читайте также: