План урока масштаб 6 класс виленкин

Обновлено: 05.07.2024

Класс разбивается на четыре группы по территориальному принципу. В нашей школе учатся дети из четырех населенных пунктов: д.Сарсаз, д.Шалай, п.Логовой и п/ст. Юрга 2-я.

Накануне учащиеся получали задание:

1) Узнать у водителей школьных автобусов расстояние до своего населенного пункта (по спидометру).

2) Найти в учебниках географии 6 класса:

а) для чего нужен масштаб – задание 1 группе;

б) определение масштаба и виды масштабов – задание 2 группе;

в) информацию о численном и именованном масштабе – задание 3 группе;

г) информацию о линейном масштабе – задание 4 группе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Называется тема и цель урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Пропорции” и найдем практическое применение данной темы.

II. Повторение пройденного.

- Начнем урок с повторения пройденного, с решения устных упражнений:

1. Найдите отношение чисел:

Можно ли из этих отношений составить пропорцию?

(3 : 5= 9 : 15; 14 : 7= 4 : 2; 15: 9 = 5 : 3; 7 : 14 = 2 : 4).

2. Решите задачу:

3 комбайнера закончат уборку урожая за 7 дней .За сколько дней закончат ту же работу 7 комбайнеров, работая с той же производительностью?

- Какая пропорциональная зависимость получается при решении задач?

Ответ обучающихся: - Обратная.

Составим пропорцию и решим устно.

3. Проверим, как вы знаете математические термины. Проведем игру “10 из 10”. Я читаю вам 10 математических терминов дважды, вы должны записать их в тетрадь без грамматических ошибок.

После выполнения работы на доске появляются: критерии оценки и правильный вариант выполнения задания. Обучающиеся проверяют и оценивают работы друг друга в паре.

III. Изучение нового материала.

Учитель: 1 группа напомнит нам, зачем нужен масштаб?

Примерный ответ 1 группы: Ни один географический объект – реку, мост, поселок – невозможно изобразить на топографическом плане, карте в натуральную величину. Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д.

Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаково число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб.

- Итак, ребята, чтобы изобразить длину реки на карте, построить железные и автомобильные дороги, здания, для этого на бумаге вычерчивают план. Можно ли изображать все это в натуральную величину?

- Верно на бумаге не уместится, поэтому и применяют масштаб.

- О том, что такое масштаб и какие виды масштаба бывают, расскажет 2 группа.

Примерный ответ 2 группы: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

- Каким другим словом можно заменить слово “масштаб”.

- Верно, иначе можно сказать отношение.

Значит масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане) к длине соответствующего отрезка на местности.

- Какие виды масштаба вы знаете:

Ответ обучающихся: -Численный, именованный и линейный.

- 3-я группа расскажет нам о численном и именованном масштабе.

Ответ обучающихся 3 группы: - Масштаб пишут по разному:

1) в виде отношения 1 : 100 (это означает, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Это численный масштаб.

2) можно просто записать в 1 см – 1 м. Масштаб, записанный таком виде называют именованным.

Учитель: 4ая группа расскажет о линейном масштабе.

- Линейный масштаб представляет собой линию разделенную на равные отрезки.

Отрезки справа от нуля показывают какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д.

- Мы сейчас вспомнили все, что знаем о масштабе, а теперь применим свои знания при решении задач.

IV. Закрепление изученного.

Задача №1. Расстояние на карте Кемеровской области между городами Юрга и Кемерово равно 21 см.

Масштаб 1 : 400 000

Вычислите расстояние на местности.

Для решения задачи составляем пропорцию:

1 : 400 000 = 21: х х = 21* 400 000
х = 8400000 х = 84 км - расстояние

между городами Юрга и Кемерово на местности.

Задача №2. Расстояние между г.Кемерово и Москва равно 3000 км.

Масштаб 1 : 20 000 000

Вычислите расстояние между городам Кемерово и Москва на карте.

Для решения задачи составляем пропорцию

1 : 20 000 000 = х : 300 000 000

х = х = 15 см - расстояние между городами Кемерово и Москва на карет.

Расстояние между г.Москва и Санкт-Петербург на карте 6,5 см. на местности 650 км. Найти масштаб карты.

Решение: 650 км = 65 000 000 см.

Масштаб 1 : 10000000

Ответ: 1: 1 0000000 - масштаб карты.

Учитель: Ребята, мы решили 3 задачи. С каким масштабом мы работали?

Ответ обучающихся: с численным.

Учитель: Верно, а сейчас вспомните свое второе домашнее задание. Вы узнали у водителей сколько километров до г.Юрги, д.Сарсаз, д.Шалай, п.Логовой. Каждая группа получает задание. Найти расстояние от п/ст. Юрга-2 до своих населенных пунктов по карте, используя именованный масштаб. Карта Юргинского района лежит на столах у каждой группы.

1 группа: от п/ст.Юрга-2 до г.Юрга. (Расстояние на карте 5,7 см. Масштаб 1 м – 1,6 км.

Ответ: расстояние от п/ст. Юрга -2 до г.Юрга 9,12 км.

2 группа: от п/ст.Юрга -2 до д.Сарсаз. (На карте 3,2 см. Масштаб 1 см. – 1,6 км

Ответ: расстояние от п/ст.Юрга-2 до д.Сарсаз 5,2 км.

3 группа: от п/ст.Юрга 2 до д.Шалай (На карте 5,3 см. Масштаб 1 см. – 1,6 км

Ответ: расстояние от п/ст. Юрга-2 до д.Шалай 8,48 км.

4 группа: от п/ст.Юрга 2 до п.Логовой (На карте 7,8 см. Масштаб 1 см. – 1,6 км

1,6 * 7,8 = 12,48 (км)).

Ответ: расстояние от п/ст. Юрга-2 до п.Логовой до 12,48 км.

Учитель: Задание выполнено, теперь сравним ваши результаты с информацией полученной от водителей автобуса.

У какой группы расстояние совпало?

Ответ обучающихся: Не совпало. Расстояние, которое просчитывали сами, получилось меньше.

Ответ обучающихся. Автобусы ездят по автомобильным дорогам, которые построены по топографическому плану, объезжая поля, реки, леса, болота. А мы находили расстояния по прямой линии от одного населенного пункта до другого, и поэтому наше расстояние меньше, чем то что мы узнали у водителей.

V. Итог урока:.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Узнали определение масштаба.

- Вспомнили, какие виды масштаба бывают и закрепили свои знания по географии на математике.

- Научились находить расстояние на карте и на местности, используя масштаб.

- Молодцы. Я вами довольна.

VI. Домашнее задние:

По карте Кемеровской области, используя масштаб найти:

а) расстояние между городами Кемерово и Новокузнецк;
б) каждой группе придумать по одной задаче по данной теме (для обмена заданий с другими группами);
в) используя нитку и масштаб, найти длину реки Томь, протекающей по Кемеровской области.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок в 6-м классе по теме "Масштаб". Автор учебника "Математика 6" Н.Я. Виленкин и др.

Учитель: Терентьева Ж.Ю.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология модерации и активных методов обучения.

Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор).
  • Раздаточный материал для учащихся.

1. Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся из географии.

2. Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная расстояние на местности и на карте, вычислять масштаб.

3. Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.

Результаты урока:

Предметные:

Понимать, что такое масштаб, уметь его находить. Уметь решать задачи практической направленности на нахождение расстояния между объектами на местности, на карте.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и комментировать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные на уроках географии.

Личностные:

Проявление любознательности и заинтересованности в изучении темы. Уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Инициация.
  • Вхождение или погружение в тему.
  • Формирование ожиданий учеников.
  • Интерактивная лекция.
  • Эмоциональная разрядка.
  • Проработка содержания темы.
  • Подведение итогов. Рефлексия.
  • Домашнее задание.

I. Инициация (2 минуты).

Долгожданный дан звонок.

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники: все учащиеся.

II. Вхождение или погружение в тему (5 минут).

Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока.
Участники: все учащиеся.

Учитель: Ребята, обратите внимание на предметы, изображённые на рисунках Какое отношение эти предметы имеют к математике?

http://www.2fons.ru/pic/201407/1920x1080/2fons.ru-33877.jpg

spit-1

http://model-car.ru/upload/iblock/2f4/2f4435974fe143444d202bfe802ae4b0.jpg

https://ptzgovorit.ru/sites/default/files/styles/700x400/public/original_nodes/84adb8fb1b4d99558f371de1628c5989.jpg?itok=1qzm-hNy


Картинка 54 из 11633


Что общего между всеми этими предметами? (их размеры не соответствуют действительности, одни увеличены, а другие уменьшены в одно и то же число раз)

При изучении каких предметов вы могли узнать об уменьшении или увеличении объектов ? (на географии, природоведении)

А как определить, во сколько размеры изображения отличаются от реальных размеров?

С каким понятием мы сегодня будем работать на уроке ? (Масштаб)

Открываем тетради, записываем тему урока: Масштаб

III. Формирование ожиданий учеников (3 минуты).

Участники: все учащиеся.

Давайте вместе с вами сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.

Что мы должны сегодня на уроке узнать? (познакомиться с понятием масштаб), (научиться решать задачи с использованием этого понятия, найти практическое применение новому понятию)

Вывод: Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое масштаб и найти его практическое применение в жизни. Мы попытаемся ответить на вопрос для чего необходимо изучить эту тему? Убедимся, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.

IV. Интерактивная лекция (20 минут).
Участники: все учащиеся, работа в парах.

Составить определение масштаба из данных слов: длина, отношение, отрезок, расстояние, на карте, соответствующие, на местности, на плане.

Масштаб показывают на картах и чертежах с помощью чисел либо графически. Соответственно, выделяется несколько их видов.

Численный масштаб имеет вид дроби. Он наиболее распространен в картографии. Такое обозначение многие из нас видели в нижней части топографической карты или плана местности. Численный масштаб карты имеет следующий вид (к примеру): 1:100 000. Это значит, что реальная длина отрезка на местности в 100 000 раз больше, чем его длина на данной карте.

Именованный масштаб используется тогда, когда необходимо узнать, чему равен масштаб карты. Его также довольно часто указывают на географических картах. Он имеет такой вид: в 1 см - 1 км.

Цели: ввести понятие масштаба; учить читать масштаб; решать задачи, связанные с понятием масштаба.

Информация для учителя

Задачи, связанные с понятием масштаба, показывают одно из практических применений понятия отношения.

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

1. Сообщить результаты контрольной работы.

2. Решить задания, вызвавшие затруднения у учащихся.

III. Устный счет

1. Выразите в километрах:

а) 32 000 000 см; б) 600 000 см; в) 32 000 см; г) 5 000 000 см.

— Что нужно сделать, чтобы выразить данные величины в км? (Так как 1 км = 100 000 см, то нужно разделить на 100 000.)

2. Выразите в метрах:

а) 32 000 000 см; б) 600 000 см; в) 32 000 см; г) 5 000 000 см.

IV. Индивидуальная работа


1. Решить уравнение:

2. На изготовление 14 деталей расходуется 16,8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей?


1. Решить уравнение:

2. Для перевозки угля автомашине грузоподъемностью 6 т надо сделать 10 рейсов. Сколько придется сделать рейсов автомашине, грузоподъемность которой на 2 т меньше, чтобы перевезти этот груз?

— Сегодня мы познакомимся с масштабом. Именно понятие масштаба показывает нам практическое применение отношений.

VI. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Составьте отношения: а) 1 см к 4000 м; б) 1 см к 120 м; в) 1 см к 10 000 км; г) 1 см к 25 см.

— Что нужно сначала сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)

— Давайте все величины запишем в сантиметрах.

а) 1 : 400 000; б) 1 : 12 000; в) 1 : 1 000 000 000; г) 1 : 25.

— Мы с вами знаем, что участки земной поверхности, детали машин и многое другое изображают на бумаге в уменьшенном виде.

— Если на карте, плане или чертеже встретите такие отношения, то это масштаб карты, плана или чертежа.

2. Работа над новой темой.

Определение. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты. Аналогично можно сказать о чертеже или плане.

Масштаб — желз размерный или мерило, мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из толкового словаря В. И. Даля.)

— Объясните, что обозначают данные масштабы.

Задание: а) проговаривает учитель, дальше учащиеся объясняют по нескольку раз один и тот же масштаб.

а) Если масштаб карты 1 : 400 000, то на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 400 000 раз. На такой карге расстояние, равное 4 км, будет изображаться отрезком в 1 см.


Масштаб карты Говорят, что карта сделана в масштабе одна четырехсоттысячная.

б) Если масштаб карты 1 : 12 000, то на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 12 000 раз. На такой карте расстояние, равное 120 м, будет изображаться отрезком в 1 см.


Масштаб карты Говорят, что карта сделана в масштабе одна двенадцатитысячная.

3. Работа с учебником.

— Самостоятельно разберите задачу 1 на стр. 134.

— Составьте похожую задачу.

Задача. Длина отрезка на карте 15 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 10 000.


В разработку урока по теме "Масштаб" входят : презентация и конспект урока.

Содержимое разработки

Конспект - урока по математике по теме: “ Масштаб “. 6 класс.

Выполнила: Хассику С.Э.

Московская область г. Мытищи

Цель урока: формировать представление о соотношении величин, понятие о масштабе и умение читать масштаб, решать задачи, связанные с понятием масштаба; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе , работе в группе, парах и индивидуальной работе.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя ), добывать новые знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое масштаб, уметь читать масштаб, уметь решать задачи, связанные с понятием масштаб.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания; уметь структурировать знания; использовать знаково – символические средства.

Основные понятия: масштаб.

Ресурсы: учебник , презентация “Масштаб”.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Читайте также: