Методологические принципы педагогического исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исследованием в педагогической деятельности понимают процесс и результат специально организованной научной работы, которая направлена на получение актуальных знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, его структуре, механизме, содержании, принципах и технологиях организации.

Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Методология педагогического исследования – это совокупность принципов, способов и форм организации педагогического исследования.

Задачи методологии в педагогическом исследовании :

1. Постановка и определение цели (целей) исследования. В данном случае необходимо учитывать уровень развития науки, потребности практической педагогики, социальный заказ, возможности научного коллектива и самого исследователя. 2. Исследование педагогических процессов, с целью установления внутренней и внешней позиции саморазвития, развития и обусловленности. 3. Изучение воспитательно-образовательных проблем с позиции различных наук о человеке (психологии, физиологии, психологии, генетики и т. д.). 4. Осуществление системного подхода в организации исследования. Наличие взаимосвязи между явлениями и элементами, структурой, их взаимоподчиненностью, динамикой изменений, особенностями, факторами становления и т. д. 5. Выявление противоречий в процессе воспитания и обучения, разработке рекомендаций по их устранению и предотвращению. 6. Осуществление связи теории с практикой. Разработка новых идей и их последующая реализация, должны опираться на реальный педагогический опыт, и не должны быть от оторваны от практической работы, реализуемой педагогами в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Методологические принципы педагогического исследования Организация эффективного педагогического исследования во многом зависит от методологических принципов и их соблюдения. Выделяют следующие методологические принципы педагогического исследования :

1. Принцип целостного изучения педагогического процесса или явления. Цель установления связи – это показ влияния разнообразных внешних факторов на формирование качеств личности и раскрытие механизма развития ребенка. 2. Принцип комплексного применения методов педагогического исследования. Согласно данному принципу в процессе изучения проблем педагогики выдвигается одновременно несколько задач, направленных на достижение поставленной цели исследования. 3. Принцип объективности подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования. 4. Принцип одновременного изучения личности и коллектива. Данный принцип основан на том, что личность раскрывается в процессе взаимодействия с окружающими и во время коллективной деятельности. 5. Принцип историзма. В принципе конкретного исторического подхода к изучаемой проблеме возможно выделение генетического аспекта – изучение происхождения объекта и основных этапов его становления и прогностического – предсказание перспектив развития явления.

Основные подходы к исследованию педагогических явлений

Основной критерий выбора метода – это обеспечение целостности, объективности и продуктивности их научного познания.

Выделяют следующие современные методологические подходы организации педагогических исследований :

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы исследования разделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта, теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Методы педагогического исследования

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

- владение данным методом;

- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

· совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

· адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

· ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).

Эмпирические методы педагогического исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.

К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что.

- на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;

- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);

- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

- открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

- закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

- смешанные (комбинированные, предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком. К ним относятся возможности:

- управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т. д.);

- использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;

- отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);

- ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т. д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. Ещё одно достоинство метода изучения школьной документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения ряда школьных документов: возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиск в нём причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.

Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах:

- стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т. д.

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента : констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

Теоретические методы педагогического исследования

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приё мы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации, поиск данных по ключевым словам и т. д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путё м данные могут:

- сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

- сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

- соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

- осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

- обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

- установление степени достоверности полученных данных;

- выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

- прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

- определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

- обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

2) адекватно отражает объект исследования;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Использование в педагогическом исследовании математических методов

В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, а также методы статистического выявления связей.

К методам установления количественных зависимостей относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.).

Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследования некоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т. д.

Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.

К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др. Общая особенность этих методов состоит в том, что с их помощью данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы

Графопостроение - метод построения графических изображений на основе полученных числовых показателей. Графическими изображениями могут быть различные диаграммы, отражающие тенденцию изменения некоторых показателей за некоторый отрезок времени, зависимость одних параметров от других, а также некоторую последовательность происходящих в управляемой системе изменений.

Сравнение элементарных статистик – метод, при котором сравниваются одноимённые показатели, полученные по разным критериям, в разных субсистемах, в разные временнь е отрезки существования объекта познания. Основными формами изображения сравниваемых показателей являются таблицы и диаграммы.

Метод корреляций – это метод статистического выявления взаимосвязей между полученными показателями. С его помощью математически определяются зависимости, устанавливаются закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания. Чаще всего в педагогическом исследовании используется простая линейная корреляция (корреляция Пирсона).

Факторный анализ – метод статистического выявления структуры эмпирических данных. Его суть состоит в том, что в результате логико-математической обработки большого массива данных из многих компонентов выделяются главные, играющие решающую роль. Эти компоненты являются переменными, отражающими выявленные исходные признаки, и называемые факторами. Переменные при использовании факторного анализа изначально рассматриваются как равноправные, их факторные нагрузки (уровни значимости каждой из переменных) определяется математически.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

▪ выявление всех элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

▪ изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других, и на этой основе выявление основных элементов с ведущими связями и отношениями;

▪ построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

▪ раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

▪ описание конкретного элемента в неразрывном единстве со всей системой, с описанием его общих и специфических функций внутри целостности;

▪ свойства исследуемого процесса, явления вытекают не только из обобщения его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой ее структуры.

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

принцип целостного изучения педагогического явления или процесса: установление связи исследуемого феномена с сущностными силами личности (направленностью, принципиальностью, возрастными и половыми особенностями, уровнем развития, убеждениями), показ разнообразия внешних влияний на формирование качеств личности, раскрытие механизма исследуемого явления, этапов развития, условий и факторов, от которых это развитие зависит. Постановка конкретных задач воспитания и обучения недопустима, если одновременно не будет исследовано место этого феномена в целостном процессе формирования личности и выделена роль той или иной составляющей учебно-воспитательной работы в общей системе обучения и воспитания;




принцип комплексного использования методов исследования в период изучения проблем педагогики: многоцелевые установки во время изучения педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач (изучение сущности и структуры явления, движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, путей и способов педагогического руководства процессом; учет всех внешних влияний и устранение случайных; многоразовая проверка и уточнение фактов с помощью разных методов; философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов);

принцип объективности: проверка каждого факта несколькими взаимодополняющими и взаимокорегирующими методами изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, фиксация всех проявлений (и позитивных, и негативных) качеств и свойств личности, сопоставление полученных данных с результатами других исследователей, сравнение оценок всех участников учебно-воспитательного процесса, постоянный самоконтроль исследователя за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями;

принцип единства обучения и воспитания личности, поскольку важно не только изучать субъектов учебно-воспитательного процесса, но и позитивно влиять на них, способствовать их самоусовершенствованию;

принцип одновременного изучения коллектива и личности, так как сущность личности лучше раскрывается во взаимодействиях с окружением, в коллективной деятельности;

принцип изучения явления в изменении, развитии, ведь сущность исследуемого явления, процесса можно понять только во взаимосвязи с другими явлениями, в ходе развития и с учетом противоречий;

принцип историзма, означающий формулирование опорных позиций исследователя при проведении экспериментальной работы. В ходе исторического анализа особенностей развития педагогической идеи необходимо выявлять социальные факторы появления такой педагогической идеи, объяснить причины выбора предыдущими исследователями именно такого подхода, показать влияние педагогической практики на изменение и развитие взглядов, раскрыть сущность явления с позиции педагогического наследия, обобщить все накопленное наукой к этому моменту;

принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.

Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

▪ выявление всех элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

▪ изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других, и на этой основе выявление основных элементов с ведущими связями и отношениями;

▪ построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

▪ раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

▪ описание конкретного элемента в неразрывном единстве со всей системой, с описанием его общих и специфических функций внутри целостности;

▪ свойства исследуемого процесса, явления вытекают не только из обобщения его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой ее структуры.

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

принцип целостного изучения педагогического явления или процесса: установление связи исследуемого феномена с сущностными силами личности (направленностью, принципиальностью, возрастными и половыми особенностями, уровнем развития, убеждениями), показ разнообразия внешних влияний на формирование качеств личности, раскрытие механизма исследуемого явления, этапов развития, условий и факторов, от которых это развитие зависит. Постановка конкретных задач воспитания и обучения недопустима, если одновременно не будет исследовано место этого феномена в целостном процессе формирования личности и выделена роль той или иной составляющей учебно-воспитательной работы в общей системе обучения и воспитания;

принцип комплексного использования методов исследования в период изучения проблем педагогики: многоцелевые установки во время изучения педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач (изучение сущности и структуры явления, движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, путей и способов педагогического руководства процессом; учет всех внешних влияний и устранение случайных; многоразовая проверка и уточнение фактов с помощью разных методов; философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов);

принцип объективности: проверка каждого факта несколькими взаимодополняющими и взаимокорегирующими методами изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, фиксация всех проявлений (и позитивных, и негативных) качеств и свойств личности, сопоставление полученных данных с результатами других исследователей, сравнение оценок всех участников учебно-воспитательного процесса, постоянный самоконтроль исследователя за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями;

принцип единства обучения и воспитания личности, поскольку важно не только изучать субъектов учебно-воспитательного процесса, но и позитивно влиять на них, способствовать их самоусовершенствованию;

принцип одновременного изучения коллектива и личности, так как сущность личности лучше раскрывается во взаимодействиях с окружением, в коллективной деятельности;

принцип изучения явления в изменении, развитии, ведь сущность исследуемого явления, процесса можно понять только во взаимосвязи с другими явлениями, в ходе развития и с учетом противоречий;

принцип историзма, означающий формулирование опорных позиций исследователя при проведении экспериментальной работы. В ходе исторического анализа особенностей развития педагогической идеи необходимо выявлять социальные факторы появления такой педагогической идеи, объяснить причины выбора предыдущими исследователями именно такого подхода, показать влияние педагогической практики на изменение и развитие взглядов, раскрыть сущность явления с позиции педагогического наследия, обобщить все накопленное наукой к этому моменту;

принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.

Для познания объективной педагогической реальности, объяснения, предсказания ее развития проводятся педагогические исследования. Педа­гогическое исследование— это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспи­тания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экс­периментальный характер. По направленности педагогические исследова­ния подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщаю­щие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования это работы, направленные на углублен­ное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие зако­номерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-прак­тических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические по­ложения.

При проведении педагогического исследования необходимо руковод­ствоваться следующими принципами:

• исходить из объективности и обусловленности педагогических явле­ний: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объектив­ных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

• обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

• изучать явление в его развитии;

• изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими яв­лениями;

• при выборе методов исследования исходить из того, что для реше­ния любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодо­полняющих методов;

• методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

• рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступаю­щими как движущая сила и источник развития;

• не допускается проведение эксперимента, противоречащего нрав­ственным нормам, способного нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.

3. Методы педагогического исследования

При проведении педагогического исследования используются опреде­ленные научные методы.

Методы педагогического исследования— это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависи­мостей и построения научных теорий.

В педагогике широко применяются как собственно педагогические мето­ды, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследова­ния используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, модели­рование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рей­тинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тре­нинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Методы педагогических исследований условно подразделяются на тео­ретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, по­высить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим ас­пектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое.

Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соедине­ние. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями.

При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравне­ния — критерий.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необхо­димо выделить в них известные признаки и установить, как они представ­лены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установле­ние определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе про­тивоположен абстрагированию).

Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб­щение исследуемого.

Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смыс­ловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество су­щественных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, сре­зы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, пе­дагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштаб­ное внедрение) и др.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определен­ного педагогического явления. Наблюдение широко используется в педаго­гической науке. Оно может быть как основным методом накопления науч­ного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим исследовательским методом.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд черт, которые от­личают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:

• аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюда­тель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируют­ся, оцениваются и объясняются;

• комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

Существует много видов наблюдений, подразделяемых по различным признакам.

По временной организациивыделяют непрерывное и дискретное (в отдель­ные промежутки времени) наблюдение.

По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Уз­коспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдель­ных сторон явления или отдельных объектов.

По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непо­средственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и не-включенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие ка­кого-либо явления со стороны.

По условиям проведения выделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

По частоте применения наблюдения бывают постоянные, повторные, од­нократные, многократные.

По способу получения информации выделяют прямое и косвенное наблюде­ние. Прямое — это такое наблюдение, когда сам исследователь его прово­дит, а косвенное — наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет:

• изучить предмет в целостности;

• в естественных условиях;

• в многогранных связях и проявлениях. Недостаток этого метода в том, что:

• не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; делать точные замеры;

• требует много времени;

• существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов.
Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведе­ния научного исследования. Более активной формой является исследовательская беседа. Беседа как метод научного исследования позволяет выяс­нять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Беседа при­меняется как самостоятельный или как дополнительный метод исследова­ния в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны. Требования к беседе:

• умение вызвать собеседника на откровенность;

• четкость вопросов, тактичность, доверительность.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее наме­ченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто записывать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их достоинствах об­ладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, т. е. относятся к небольшому числу обследуе­мых. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изуче­ние тех или иных вопросов. В этих случаях используется метод анкетирования.

Добрый Жадный
Трудолюбивый Ленивый
Ответственный Неответственный
Одаренный Малоспособный

Затем каждое качество оценивается по шкале.

Число баллов может быть различным, включая положительную и отри­цательную градации (—5, —4, —3, —2, —1,0, +1, +2, +3, +4, +5).

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогическо­го процесса.

Тест (от англ. test — испытание, исследование) — стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких ис­пытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобран­ный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (со­ответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается основным исследовательским методом. Но если при наблюдении исследователь пас­сивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Ла­бораторный эксперимент — это эксперимент, который проводится в искус­ственных, лабораторных условиях.,

Естественный эксперимент проводится в обычной для испытуемого об­становке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и ла­бораторный, и естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент — выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты (до формирующего экс­перимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) экспери­мент — это активное формирование чего-то. На основе констатации и тео­ретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические яв­ления, проверяется их истинность.

Эксперимент может быть длительным и кратковременным.

Требования к педагогическому эксперименту:

• не допускать риска для здоровья детей;

• не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

При проведении педагогического эксперимента организуются как мини­мум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогиче­ский процесс.

Изучение документов также является методом педагогического исследо­вания. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют:

письменные документы (содержат в основном буквенный текст);

статистические данные (информация в основном цифровая);

иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
К письменной документации относятся классные журналы, дневники

учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы и др.

К методам педагогического исследования относится изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики.

Объектом изучения может быть массовый опыт — для выявления веду­щих тенденций; отрицательный опыт — для выявления характерных оши­бок и недостатков; передовой опыт — для выявления и обобщения элемен­тов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов.

М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое ма­стерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании ре­комендаций науки и практики.

Новаторство — это собственные методические находки, новое содер­жание.

Шкалирование — также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.

Шкалирование дает возможность, например, качества личности изобра­зить в виде шкалы. Шкалы могут быть односторонними и двусторонними.

Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале:

— 1 — отрицательное,
—2 — равнодушное,

—3 — заинтересованное, —4 — активное, —5 — очень активное.

Отношение к работе можно оценить по трехступенчатой двусторонней шкале:

+ 1 — очень доволен работой +0 — равнодушен

— 1 — недоволен работой

Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с по­мощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Разновидностью шкалирования является метод парного сравнения.

К методам научного исследования относится также метод обобщения не­зависимых характеристик — предполагает выявление и анализ мнений, по­лученных от различных людей. Этот метод повышает объективность выво­дов. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсужде­ние и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодоления обнаруженных недостатков.

В последние годы все большее распространение получают социометри­ческие методы, которые позволяют устанавливать социально-психологи­ческие взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных па­раметрах. Эти методы дают возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в этой группе, поэтому методы называются также методами структурного анализа коллектива.

Особую группу составляют математические методы и методы статис­тической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемы­ми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повыша­ют надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Обработка полученных результатов математическими методами по спе­циальным формулам позволяет наглядно отобразить выявленные зависи­мости в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педаго­гике. Следует сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специ­фическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогиче­ского процесса. Для всестороннего изучения применяются методы иссле­дования в совокупности.

Педагогическое исследование – это совокупность методов, средств, технологий, приемов и принципов, необходимых для организации и реализации научно-исследовательской работы, направленной на изучение педагогических явлений, выявление и решение научных проблем в воспитательно-образовательном процессе.

На сегодняшний день педагогические исследования являются достаточно развитой и актуальной отраслью педагогической науки.

Для организации и реализации педагогического исследования используются разнообразные методы и средства, которые подбираются непосредственно исследователем исходя из поставленной цели и проблемы исследования. Используются как исторические (традиционные) методы, так и новые, которые появились относительно недавно. Что касается новых методов исследования, то чаще всего они связаны с развитием компьютерной, вычислительной и видеотехникой. То есть данные методы появились под воздействием развития не только науки, но и техники.

Методы педагогического исследования условно подразделяются на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические.

Кроме того, используется еще и такое деление методов педагогического исследования:

  • Методы теоретического исследования: формализация, моделирование, системный анализ, статистический анализ и т.д.
  • Логические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, дедукция и т.д.
  • Практические методы: сбор и организация эмпирического материала исследования.

Таким образом, в настоящее время педагогическое исследование, как категория педагогики является востребованной и весьма актуальной. Для организации педагогического исследования используется различные методы, средства, приемы и технологии, исходя из поставленной проблемы исследования.

Основные принципы педагогических исследований

К принципам организации педагогического исследования относятся:

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого исследователя.

Читайте также: