Методики изучения организации режима дня и деятельности детей в школе

Обновлено: 30.06.2024

Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница.

Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.

Зачем ребёнку режим

  • Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты.
  • Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы.
  • Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания.

Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого.

Как составить режим дня школьника

Шаг 1. Возьмите лист бумаги или воспользуйтесь приложением

Кому-то удобней планировать в бумажном формате, кому-то — в электронном. На листе бумаги достаточно расчертить текущую неделю. Подойдёт и обычный школьный дневник. Если вам удобнее работать со школьным расписанием в электронном виде, можно использовать специальные приложения.

Шаг 2. Установите время отходу ко сну и пробуждения

Выработайте одинаковое время — так организму будет комфортней и привычней.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5–7 классов. В 8–9 классе норма сна — 9–9,5 часов. Старшеклассники, выпускники и взрослые могут спать по 8–9 часов.

Шаг 3. Впишите все уроки на неделю

Затем начните планировать время бодрствования — посчитайте, сколько часов в день ребёнок должен проводить за занятиями. Посмотрите, нет ли дней, когда уроки идут больше трёх или четырёх часов подряд. Если есть — распределите учебную нагрузку равномерно. Учтите, что нужно время на домашку и, возможно, совместное обсуждение текущих уроков. Так вы поймёте, сколько времени уходит на учёбу.

Шаг 4. Впишите секции или хобби

Здесь главное — не перегрузить ребёнка дополнительными занятиями. Если каждый день заниматься школьными заданиями, делать домашку, да ещё и ходить на секцию — нагрузка окажется чрезмерной.

Советуйтесь с ребёнком по поводу того, куда и как часто он хочет ходить. Если видите, что он слишком устаёт — снижайте нагрузку и корректируйте режим.

Шаг 5. Добавьте время для отдыха

Обязательно включите в режим дня прогулки — детям необходима физическая активность и свежий воздух.

Особенности режима дня в начальной школе

Начните с выработки режима сна. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов. Кроме того, в распорядок дня школьника первого класса рекомендуется добавить два дополнительных часа дневного отдыха.

Вот как можно выстроить распорядок дня для ученика обычной начальной школы.

Режим дня первоклассника в обычной школе

На семейном образовании всё по-другому — можно вставать позже и высыпаться, больше времени отдыхать и уделять время хобби. Посмотрите, как отличается режим ученика онлайн-школы.

Режим дня первоклассника на семейном обучении

Пример режима дня младшеклассника в онлайн-школе

На семейном обучении легче высыпаться, отдыхать и заниматься увлечениями, потому что учебная нагрузка ниже.

Особенности режима в средней и старшей школе

Чем старше ребёнок становится, тем больше ответственности за соблюдение режима возлагается на него самого.

Старшекласснику следует рассказать о приёмах тайм-менеджмента. Управление временем — неотъемлемая составляющая подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Старайтесь не навязывать требования, а по-дружески обсуждать, какого расписания лучше придерживаться, чтобы всё получилось.

Вот примерный план того, как можно организовать день ученика обычной средней школы.

Режим дня ученика 7-8 класса в школе

А если учишься в онлайн-школе, можно подольше поспать, сэкономить время на дороге в школу и обратно и успеть отдохнуть между занятиями.

Режим дня ученика 7-8 класса в онлайн-школе

Особенности режима ребёнка-спортсмена

Для детей, которые профессионально занимаются спортом, тренировки и соревнования первостепенны, поэтому занятия, как правило, распределяются между ними. Обязательно в режим нужно заложить время на обед и дорогу до спорткомплекса и обратно. Лучше всего, если учебное расписание позволяет совмещать спорт и учёбу. Так, в нашей домашней школе занятия можно просматривать в записи в любое удобное время.

При организации режима дня школьника, который увлечён спортом, — убедитесь, что ребёнок достаточно отдыхает. Физическое и умственное переутомление чревато травмами и выгоранием.

Особенности режима творческого ребёнка

Подойдите к процессу составления расписания творчески — пусть ребёнок сам нарисует свой график на бумаге или в графическом редакторе. Непосредственное участие мотивирует школьника соблюдать договорённости впоследствии.

Если увлечение ребёнка, как у спортсменов, подразумевает поездки и регулярные репетиции, не забудьте вписывать в расписание время на отдых между гастролями. Если же хобби связано с живописью или прикладным искусством, и ребёнку приходится подолгу сидеть, обязательно включите в режим дня школьника физическую активность.

Режим дня творческого ребенка

Как отслеживать режим дня школьника

Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку.

Расписание школьника

Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку. Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам. И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца.

Приложения для составления распорядка дня

Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков. Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно.

Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка.

Приложения для составления распорядка дня

Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах

Отдельной рекомендации заслуживает распорядок дня школьника на каникулах. С одной стороны, это время отдыха, и можно немного расслабиться. С другой стороны, нарушить режим дня школьника летом легко, а восстанавливать осенью трудно.

Так что лучше продолжать ложиться и вставать в одно и то же время (с поправкой на увеличение светового дня). И не забрасывайте учёбу — летом можно смотреть отдельные курсы и документальные фильмы.

Резюме

При составлении расписания дня ученика учитывайте индивидуальные особенности ребёнка — возраст, форму обучения и его интересы. Вести график на бумаге или в приложении — решать вам. Главное — не быть чересчур педантичными. Помните: режим дня должен помогать школьнику, а не угнетать его.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

VII районный конкурс творческих исследовательских работ школьников

Рационально организованный

Сорокин Дмитрий Вячеславович,

ученик 4 класса

МОУ Новоярковская СОШ

Ольга Павловна, учитель

Многие жалуются, что у них не хватает времени на все дела и приходится вечно торопиться, делать все наспех. Но всегда ли человеку действительно не хватает времени? Или он не умеет правильно распределить свои дела?

Я решил узнать о влияние режима дня на здоровье школьника.

Цель работы: изучение влияния режима дня на состояние здоровья школьника.

- изучить литературу по теме; найти нужную информацию в Интернете;

- проанализировать примерный режим дня школьника; распределить все важные и обязательные дела по времени;

- представить свой распорядок дня в виде творчески оформленной работы с иллюстрациями на бумаге;

- для защиты работы составить презентацию.

Объект исследования : школьник.

Предмет исследования: режим дня.

Участники исследования : учащиеся 1-4 классов.

Гипотеза: режим дня влияет на здоровье школьника.

Ожидаемый результат:

- понимание важности правильной организации распорядка дня;

- самостоятельно составленный и творчески оформленный распорядок дня.

I Основная часть

В своей исследовательской работе я использовал теоретические и практические методы изучения проблемы. Моя работа состоит из 4 этапов.

1) Теоретический (изучение литературы, нахождение нужной информации в Интернете).

2) Теоретический (проанализировать все важные и обязательные дела по времени).

3) Практический (анкетирование учащихся, беседа с врачом).

4) Практический (составление режима дня и творческое оформление).

Этап 1. Теоретический. Изучение литературы. Информация по теме в Интернете.

Изучив литературу, я узнал, что проводя многочисленные исследования, ученые выяснили (1; стр.76):

  • Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения.
  • К концу первой четверти худеют 30% учащихся.
  • 15% учащихся начальной школы жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
  • Треть учащихся имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
  • 10% детей имеют нарушения зрения различной тяжести.
  • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  • Лишь 24% младших школьников выдерживают ночной норматив сна.

Ежедневно дети не досыпают от часа до получаса.

Вывод 1 этапа: Режим дня – это определенное чередование разных видов деятельности в течение суток, включающее учебу, труд, отдых, сон, прием пищи, гигиенические процедуры, а так же рациональное соотношение умственной и физической нагрузки.

Этап 2. Теоретический. Основные элементы режима .

Режим дня школьника составляется с учетом правильной организации учебной и трудовой деятельности, отдыха, сна, питания, прогулок, развлечений. Универсальной схемы режима дня не существует, в каждом случае жизнь школьника протекает индивидуально, в зависимости от уклада жизни семьи в целом, от его обязанностей, состояния здоровья, но существуют общие положения режима, которые необходимо знать всем и твердо выполнять (6)

Примерная схема режима дня младшего школьника (1;87)

Примерный вариант режима дня

Зарядка, умывание, уборка постели

Занятия в школе

Прогулка на свежем воздухе

Обед, отдых, помощь по дому

Личная гигиена, подготовка ко сну

Примерная схема режима дня школьника

Не поддавайся соблазну подольше понежиться в постели - лишние 10-20 минут ничего тебе не дадут, а потом придется вскакивать и носиться по комнате, в спешке одеваясь и собираясь или же выскакивать из дома без завтрака.

Перед выходом из дома обязательно нужно позавтракать. Даже если есть спросонья совсем не хочется, слегка перекусить и попить чаю все же следует, иначе уже после первого урока ты будешь чувствовать себя голодным, а всухомятку жевать на перемене печенье или бутерброд вредно для желудка.

8.30 - Занятия в школе

Обучение в школе.

К этому времени, как правило, занятия в школе заканчиваются, и ребята расходятся по домам. Если ты остаешься на группу продленного дня, то, конечно, обедать ты будешь в 13.15.

14.30 – 17.00 - Отдых, прогулка

После обеда лучше немного, хотя бы полчасика, отдохнуть: спокойно полежать, почитать книгу, послушать музыку. Да и тебе самой, плотно пообедав, наверняка не захочется носиться по двору или сразу же, не успев толком отдохнуть от школьных занятий, приниматься за уроки. А потом можно идти во двор гулять: даже зимой, когда рано темнеет, в это время еще светло.

Полчаса - дается на то, чтобы вернувшись с прогулки, спокойно снять верхнюю одежду, переодеться в домашнюю, вымыть руки, почистить обувь, разогреть ужин (если дома еще никого нет).

18.00 - Уроки на завтра

Сколько времени займет подготовка уроков, точно определить сложно - это зависит от того, как много задано (конечно, тут день на день не приходится), насколько эти задания сложные и насколько легко тебе дается тот или иной предмет.

20.00 - Личное время

За два часа ты наверняка справишься со всеми уроками и с полным правом и спокойной совестью можешь заняться своими делами - посмотреть телевизор, поговорить с друзьями по телефону, почитать книгу или поиграть.

21.30 - Подготовка ко сну

Обязательно помойся, почисти зубы, даже если очень не хочется и ужасно лень это делать.

Не стоит сидеть у телевизора или за компьютером до полуночи - ведь завтра тебе рано вставать, а чем позже ляжешь, тем мучительнее будет тебе вставать. К тому же, после ночных посиделок, в школу на следующий день ты пойдешь, засыпая на ходу, а на уроках будешь сидеть, ничего не понимая. Чтобы как следует отдохнуть и набраться сил, спать нужно примерно по 10 часов в сутки.

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. Рационально организованный режим дня для младшего школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, которая облегчает переход от сна к пробуждению. После утренней зарядки ждут водные процедуры. Лучше всего контрастный душ с чередованием теплового и прохладного потоков воды. Далее завтрак, который обязательно должен быть довольно плотным. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной обстановке. Затем занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 2 - 3 часов. Врачам давно известно, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья. Отдых должен быть без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальное время для приготовления уроков служит период 15-16 часов. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминутками под музыку. Лучшим времяпровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. После ужина наступило время прогулки перед сном. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и проветрить комнату. Очень важным фактором в режиме дня является сон. Гигиенически полноценным считается сон не менее 9-10,5 часа. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы и т. д. Исследования показывают: из младших школьников, увы, выдерживают необходимые нормативы ночного сна только 24 % детей; остальные же недосыпают от получаса до полутора. А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность (3;стр.13). Вовсе непустячное это дело - соблюдение рационального режима дня!

Вывод 2 этапа: От того, как строится день школьника, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтрак, обед и ужин, зависит самочувствие, настроение и здоровье. Для здоровья и правильного развития младшего школьника большое значение имеет правильно составленный режим дня. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба (8).Постоянно выполняемый режим дня дисциплинирует детей. Нарушения в распорядке дня школьников отражаются на их самочувствии и работоспособности: нередко учащиеся жалуются на головные боли, разбитость, плохую память, отсутствие аппетита, сонливость, апатию.

Этап 3. Практический. Анкетирование учащихся

Изучив литературу, мы решили провести эксперимент в нашей школе. В эксперименте участвовали учащиеся 1-4 классов, 20 человек. Анкетирование проводилось в октябре.

1. Мы решили узнать, все ли наши ребята знают, что такое режим дня и выполняют ли они его. Мы провели с учащимися анкетирование (Приложение 1). Проанализировав анкеты, мы пришли к следующим результатам:

Все дети делают физическую зарядку, но только в школе. Дома утреннюю гимнастику делают всего 6 человек.

50% детей завтракают перед школой не регулярно, что приводит к различного рода отклонениям в состоянии здоровья: жалобы на боли в животе, головные боли, слабость.

13 ребят, приходя из школы, отдыхают, только потом садятся за приготовление уроков. 7 ребят обедают и сразу садятся за уроки. Это нарушение режима дня.

Всегда делают перерывы при выполнении домашнего задания 4 учащихся, иногда – 5 детей. 11 учащихся выполняют уроки без перерыва. Необходимо заострить внимание на проблеме щадящего режима при выполнении домашнего задания.

3 школьников ложатся спать в 21 час, а 8 ребят – в 22 часа. Значит, дети, которые ложатся спать в 22 часа не высыпаются, а это сказывается на их работоспособности на уроках. Организм не успевает отдохнуть и восстановиться.

Из 20 учащихся лишь трое ребят утром чувствуют себя выспавшимися. Не высыпаясь, просыпаются 9 учащихся, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. Восемь человек не всегда высыпаются, что также позволяет сделать вывод, что их отход ко сну приходится на более позднее время, чем рекомендовано режимом дня, а значит, организм не успевает восстановить свои силы.

Все ребята не гуляют на улице после 21 часа во время учебного года.

Большая часть детей в классах регулярно занимается в кружках и секциях интеллектуального и спортивного направления, но на просмотр телевизора остается все - таки много времени. 2 ребенка предпочитают смотреть телевизор не менее четырех часов в день, а 8 - все свободное время. Это свидетельствует о недостаточной ответственности детей за свое здоровье. 50 % ребят смотрят телевизор лишь 2 часа в сутки.

Восемь учащихся в воскресный день спят или смотрят телевизор, а 14 ребят гуляют или занимаются спортом. Приятно, что и в выходные дни ребята гуляют, занимаются спортом и таких ребят более половины.

Научились планировать всегда свой день всего 3 ребят, им легко выполнить всю намеченную работу на уроках, отдохнуть и подготовиться к новому рабочему дню. Одиннадцать школьников планируют свой рабочий день периодически, а значит, им есть над чем работать. 6 учащихся не планируют свой рабочий день никогда. Детям необходимо еще раз объяснить значение режима дня школьника и его влияние на организм школьника. Постараться сформировать у ребят чувство ответственности при организации своего рабочего дня.

2. О влияние режима дня на здоровье школьника я решил узнать у нашего педиатра Г. Ф. Ульмасовой (Приложение 2). Она рассказала о том, что «современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть хочется много, но для того, чтобы не было вреда от насыщенного дня, нужно правильно выбрать нагрузку и придерживаться режима дня. Это, к сожалению, делают не все. У большинства детей родители целый день на работе и школьники вместо того, чтобы делать уроки, проводят много времени за компьютером или смотрят телевизор .

Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это – плохой сон и аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, активным движением, полноценным питанием.

У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 7 – 10 лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливые. Влияет переутомление и на здоровье детей, например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим. Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъём работоспособности с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов – второй подъём. Во вторник и в среду работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.

Определяющую роль играют гигиенические условия работы. (Приложение 3).

Вывод 3 этапа: Изучив итоги данной анкеты можно сказать, что ребята начальной школы знают, что такое режим дня, какое он оказывает влияние на развитие их организма. Но, в то же время, не соблюдают основные его этапы. При этом халатно относятся к своему здоровью.

Рассказ врача-педиатра еще раз подтвердил влияние правильного и рационального режима дня на здоровье школьника.

Этап 4. Практический. Составление режима дня.

С первого класса учителя говорят нам о важности режима дня. Мы со всем соглашаемся, но не все выполняем. Я тяжело поднимаюсь утром, зарядку делаю только в школе. Люблю посидеть у телевизора или за компьютером. У меня часто бывает плохой аппетит, на уроках не всегда активно работаю. Так может быть причина в том, что я не соблюдаю режим дня? Я составил для себя распорядок на день и решил, что буду ему следовать.

• Подъем - 7.50

• Зарядка, умывание, уборка постели - 7.50 – 8.20

• Завтрак - 8.20 – 8.30

• Дорога в школу - 8.30 – 8.45

• Занятия в школе - 9.00 – 13.45

• Дорога домой – 13.45 – 14.00

• Обед – 14.00 – 14.15

• Прогулка на свежем воздухе - 14.15 – 14.30

• Отдых, игры - 14.30 – 15.00

• Приготовление уроков - 15.00 – 16.30

• Свободное время (отдых, игры, занятия в кружках и секциях) - 16.30 – 18.00

• Помощь родителям – 18.00 – 19.00

• Ужин - 19.00 – 19.15

• Свободное время - 19.15 – 20.30

• Личная гигиена, подготовка ко сну - 20.30 – 21.00

Вывод 4 этапа: Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшись, я лучше стал воспринимать учебную информацию, объяснения учителей на уроках, быстрее справляться с приготовлением домашних заданий. У меня всегда прекрасное настроение, я очень хорошо себя чувствую. Большую помощь в этом мне оказал режим дня. Я хочу пожелать ребятам, кто ленится или еще настраивается на соблюдение режима дня, начать прямо с сегодняшнего дня. Вы не пожалеете. Вы быстро почувствуете изменения в лучшую сторону.

II Пути улучшения сложившейся ситуации.

Рекомендации для школьников и родителей

Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей, является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни. Режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Соблюдение рационального режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности. От того, какой образ жизни выберешь ты, во многом зависит твое здоровье, твой будущий образ жизни.

Сегодня необходимо больше внимания уделять соблюдению режима дня – это поможет сэкономить время, повысить жизненный тонус, успеваемость. Важно каждому задуматься над организацией своего рабочего дня. Самое главное - перестроиться и начать экономно расходовать резервы своего организма. Успехов вам и крепкого здоровья!

Режим (regime)французское слово, которое означает свод правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Режим дня –распределение во времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка (активного бодрствования, сна и пищи), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Рациональный режим – основа правильной организации жизни ребенка. Правильный, рационально построенный и соответствующий возрастным возможностям ребенка режим является важным фактором формирования здоровья:

· способствует гармоничному развитию (физическое, нервно-психическое и др.);

· обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности;

· повышает общую сопротивляемость организма;

· создает ровное, бодрое настроение;

· поддерживает интерес к учебной и творческой деятельности, играм,

поскольку предупреждает развитие переутомления.

Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

Ø режим питания (кратность питания, количество, время кормления и интервалы между приемами пищи);

Ø длительность отрезков бодрствования (необходимо учесть физиологические особенности работоспособности нервных клеток);

Ø время пребывания на воздухе в течение дня (прогулки);

Ø продолжительность и кратность сна (суточное количество сна и длительность отрезков дневного сна), во время которого должно быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;

Ø воспитательная и учебная деятельность;

Ø продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

Ø игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);




Ø свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору;

Ø самообслуживание, помощь семье;

Ø личная гигиена.

При составлении режима дня детей разного возраста необходимо обеспечить:

· глубокий, достаточный по продолжительности сон;

· регулярность приема пищи;

· условия для активного деятельного состояния;

· своевременно чередовать активную деятельность на протяжении бодрствования с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе (в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния), т.к. в силу малой выносливости нервной системы длительные, однообразные занятия в одном положении ведут к утомлению;

· соблюдение последовательности компонентов режима: например, для ребенка грудного возраста – пробуждение -кормление - активное бодрствование-сон, после 9-10 месяцев жизни меняется последовательность – сразу после пробуждения потребность в еде не возникает, а организовывать кормление надо через 45 минут или 1 час.

Два ведущих для нормального роста и развития детей фактора режима дня:

· адекватная двигательная активность

· достаточность сна

I. Рациональная двигательная активность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения) способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма. Движения положительно влияют на психическое развитие детей. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия) нарушает процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ. Длительная гипокинезия (ограничение количества и объема движений) для ребенка – это процесс, нарушающий генетически запрограммированный процесс роста и развития, вследствие чего адаптационные возможности детского организма могут быть утрачены.

Бодрствование – активная форма жизнедеятельности, когда большинство физиологических систем и органов усиленно работают. Бодрствование обеспечивается активностью соответствующего центра, находящегося в подкорковых областях мозга. Раздражение этого центра во время сна приводит к немедленному пробуждению.Необходимо, прежде всего, установление наиболее благоприятных соотношений между бодрствованием и сном, что предоставляет необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга. После активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

II. Сон ребенка – это естественные компонент его физиологической деятельности, обеспечивающий нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, метаболизма, физического развития, роста и созревания.

Функции сна:

· поддержание работоспособности нервных клеток;

· в период глубокого сна происходит выделение гипофизом гормона роста, поэтому можно образно сказать, что дети растут наиболее интенсивно в стадии глубокого сна, особенно в предутренние часы.

· отдых, полное функциональное восстановление всех систем организма, усвоение энергии и трофических веществ, прежде всего в тканях мозга;

· переработка и хранение информации;

· восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных на борьбу с вирусными заболеваниями.

Выделяют 2 фазы сна: фаза медленного сна и фаза быстрого сна; и 5 стадий (по данным электроэнцефалографии): 1 (дремотная), 2, 3 и 4 – медленноволновые, 5 – парадоксальный сон. 5 стадий составляют цикл сна, продолжительность которого у взрослого человека - 90-120 минут, а у ребенка до 2-3 лет – 60 минут, к 4-5 годам доходит до 90 минут. Наиболее важной для организма человека считается 4 стадия сна, которая является наиболее длительной в первых 2 циклах сна, с 21 до 24 часов. Второй по значимости – быстрый сон. У детей до 10 лет представленность этой фазы в структуре сна больше, чем у взрослых, особенно у новорожденных, что имеет значение для развития мозга.

Дети засыпают быстрее, чем взрослые. Это объясняется усиленной физической и умственной активностью в период бодрствования, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью клеток коры головного мозга.

Продолжительность сна зависит от возраста. У новорожденного ребенка сон носит полифазный характер, т.е. возникает множество раз в течение дня и ночи, и отличия дня и ночи по длительности сна не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный. Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца жизни. Для детей раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение или нет. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6 летнего возраста.

Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования к сну, и наоборот (не более 30 минут), являются свидетельством и сохранности здоровья, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье. Особенно важна полноценность сна в периоды интенсивного роста.

Существенная часть детей страдает от недостаточной длительности или качества сна, что приводит к отставанию в развитии функций головного мозга, формированию клинических признаков синдрома хронической депривации сна, напоминающего синдром хронической усталости. Главный результат сокращенного, неполноценного сна – нарушение качества последующего бодрствования, настроения, поведения, контактности с окружающими, снижение интеллекта, внимания и памяти. Кроме того, страдает система иммунитета: частые инфекционные заболевания с более тяжелым и затяжным течением. Часто причиной нарушения нормального сна детей является отсутствие четкого выполнения режима, а также постоянства и единства воспитательных приемов в семье и в детских учреждениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, наряду с положительными изменениями, состояние школьного образования характеризуется снижением активности и интереса школьников к учебной деятельности, что ведет к низкой успеваемости. В этих условиях особую актуальность и важность приобретает решение проблемы оптимизации режима учебного дня, призванной содействовать укреплению и сохранению здоровья школьников, повышению их качества знаний.

А пока приходится констатировать, что за последние годы наблюдается увеличение заболеваемости детей и подростков. Вследствие чего, до 15% дошкольников не готовы к обучению в школе, а после 10 лет обучения число абсолютно здоровых, по разным данным составляет лишь 3% - 15%.

Цель исследования: выявить влияние режима дня на успеваемость и сохранение здоровья школьника.

Задачи:

- изучить научно-практическую литературу;

- выявить влияние режима дня;

- обобщить, проанализировать проведенное исследование.

В эксперименте участвовали учащиеся 1-го класса в возрасте 7-8 лет ( 9 человек ).

Проблемой исследования является повышение уровня успеваемости учащихся, сохранение их здоровья через соблюдение распорядка дня.

Гипотеза исследования: Если будет правильно организован распорядок дня школьника в семье и в школе, то пропуски уроков по болезни школьника снизятся, а, следовательно, уровень успеваемости ребенка будет выше.

Формирование у школьников навыков здорового образа жизни должно осуществляться в совместной деятельности учителя и учащихся и родителей.

Поворот школы лицом к ребенку, уважение его личности, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, постановка ребенка в центр педагогического процесса — это сотрудничество учителя и ребенка, превращение его из ученика в учащегося.

Только здоровый физически и нравственно человек способен на великие свершения.
Оглавление

1. Личная гигиена

2. Физическая нагрузка

4. Режим питания

6. Результаты наблюдения

Приложение к исследовательскому проекту

Актуальность.

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухудшения здоровья школьников. Результаты исследований свидетельствуют о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, в связи с этим, избранная тема исследовательской работы сегодня актуальна.

В качестве объекта исследования определено здоровье учащихся.

Однажды на классном часе мы вели разговор об успеваемости и о том, что или кто влияет на нашу успеваемость. Многие ребята считали, что на их успеваемость влияют учитель, родители, которые следят за выполнением домашних заданий, время года. Для кого-то успеваемость зависела от того, сколько времени человек спит, сколько гуляет на свежем воздухе, а сколько проводит за выполнением домашних заданий.

Я решила провести исследование, как режим дня моих учеников может влиять на их успеваемость. Для этого я предложила ребятам своего класса и их родителям принять участие в моём исследовании.

Цель исследовательской работы:

- проанализировать режим дня, распределить все важные и обязательные дела по времени;

- развить такие качества личности, как аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;

- доказать, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья, правильному физическому развитию и успешному обучению;

- представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

Мне хотелось выяснить, влияет ли продолжительность выполнения этих режимных моментов на учащихся, которые учатся хорошо, и учащихся, успеваемость которых ниже.

Исходя из проведенных наблюдений, я сделала вывод, как правильно нужно организовать режим дня.

1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Большое значение в укреплении здоровья школьника должно принадлежать личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила личной гигиены, как и другие элементы здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполнятся в течение всей жизни.

Школьник приобретает гигиенические навыки, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила личной гигиены и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о личной гигиене является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков личной гигиены входит в режим дня (ежедневное опорожнение после сна мочевого пузыря и кишечника, утренняя гимнастика, утреннее, после туалета и перед едой умывание попеременно теплой и прохладной водой лица, шеи, груди, ушных раковин, полоскание полости рта, горла, промывание глаз и носовой полости, чистка зубов пастой на ночь, полоскание полости рта после еды для удаления остатков пищи, предупреждающее образование кариеса).

В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос. Каждый ребёнок должен иметь личные полотенце, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки, желательно отдельную посуду. После купания надо менять нательное и постельное бельё, ежедневно менять носки.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь – мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы .С раннего детства ребёнок должен иметь отдельную кровать и комнату. Если выделить комнату невозможно, ему предоставляют самый удобный и светлый угол комнаты, который должен содержаться в идеальном порядке и чистоте.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха.

В настоящее время многие из нас ведут недостаточно активный образ жизни. Школьные уроки физкультуры не восполняют дефицит двигательной активности. Поэтому определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам, подвижным играм. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшается самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять вечером после учебы. Систематическая ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. Особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

В течение жизни, 1/3 общего времени, человек участвует в трудовой (учебной) деятельности. Поэтому важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения в состоянии здоровья. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство. Захватывающая работа увлекает, отодвигает усталость. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой, учебный процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце, сосуды.

Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления. К труду нужно приучаться с детства. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, правильно расположить необходимые книги, тетради. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Время на подготовку домашнего задания должно быть строго ограничено.

Необходимым условием является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Характер отдыха должен быть противоположен характеру занятий. В школе на переменах ребенок должен как можно больше двигаться вместе со всеми ребятами. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении координации движений, дыхательной системы, нервной системы.

4. РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Сегодня около 75% старшеклассников оканчивают школу с проблемами желудочно-кишечного тракта. Гастрит, появившийся в результате неправильного питания в школе, со временем все чаще приводит к таким печальным явлениям, как язвенная болезнь. Поэтому задача родителей – сделать все, чтобы желудки у малышей работали на все пять.

Режим питания у ребенка особый, и приучать к нему следует заранее. Первое важное правило – ребенок в школу должен идти сытый. И никаких йогуртов и простокваш. На завтрак ребенок должен получить теплую пищу: кашу, омлет, может быть, даже котлету. Переваренная пища поступает в кровь, та в свою очередь – в мозг, который благодаря правильному питанию активно работает. Результат – голова лучше соображает, и школьник лучше усваивает материал. Питаться ученик должен 4-5 раз в день. Причем завтрак должен быть питательным и горячим, а ужин легким, и никак не наоборот. Промежутки между приемами пищи должны быть не более трех-четырех часов: завтрак, обед, полдник и ужин.

Ребенок должен обязательно питаться горячей пищей, а не всухомятку. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Основное правило – как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов.
Если ребенок принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и происходит усиленное выделение пищеварительных соков. Доказано, что при правильных промежутках между кормлениями к часу приема пищи создается здоровый аппетит. При запаздывании с кормлением расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается выделение пищеварительных соков и постепенно пропадает аппетит.

Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи. Нельзя допускать, чтобы дети ели наспех, жадно, но не следует затягивать время пребывания ребенка за столом.

28 % школьников говорят, что они засыпают на уроках, по крайней мере, раз в неделю. 22 % не могут выполнить домашние задания из-за того, что очень хотят спать, а 14 процентов опаздывают в школу из-за того, что проспали. Четверо из пяти школьников, которые придерживаются рекомендованной продолжительности сна, имеют успеваемость хорошо, тогда как недосыпающие дети, как правило, показывают более низкие результаты. 28 % школьников жалуются на постоянную усталость.

Такие вот не очень радостные известия принесли исследования ученых о состоянии здоровья подростков. Но от родителей зависит, удастся ли наладить режим сна и отдыха у школьника. Ведь это повлияет не только на его успеваемость, но и на состояние его здоровья, которое закладывается именно в эти молодые годы.

Крепкий сон – залог гармоничного развития. Именно во сне формируется мозг, развивается тело, происходят восстановительные процессы. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того, чтобы крепко спать надо:

Во-первых, за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу, ужинать не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна.

Во-вторых, комната должна быть проветрена, ведь кислород главный элемент для восстановительных реакций в организме.

В-третьих, кровать и подушка должны быть максимально удобными, а тело максимально расслабленным.

В-четвертых, взять за правило забывать обо всем на ночь.

Очень важно ложиться и вставать в одно и тоже время, тогда организм привыкнет, тогда не возникнет проблем с засыпанием. Продолжительность ночного сна школьников 9-10 лет составляет 10,5 – 10 часов.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Вместе с родителями и детьми, проанализировав заполненные анкеты детей, мы заметили такую закономерность.

Те дети, которые учатся не очень хорошо, спать ложатся очень поздно, продолжительность сна – менее 10 часов, следовательно, по утрам тяжело встают, на уроки приходят сонными, опаздывают.

Есть и такие ребята, которые прогулки на свежем воздухе заменяют просмотром телепередач или компьютерными играми. Отсюда и проблемы с успеваемостью – переутомление, головные боли, ослабленное зрение, кислородное голодание.

Через некоторое время все ребята в классе заметили, что опоздания прекратились, на уроках уже никто не спит, а самое главное, успеваемость ребят повысилась.

Таким образом, я убедилась, что режим дня несомненно влияет на успеваемость в школе.

В заключение своей работы хочу еще раз подчеркнуть, как важно, особенно школьникам, соблюдать распорядок дня. В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.

Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит.

Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, совершать туристические походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, вызывает кислородное голодание. А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.

2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. - Ставрополь, 1977. - с 33.

4. Глушкова Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение, 1974.

5. Дичев Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.

6. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975.

7. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т - 19. с.63 - 64, т - 25. с.415 - 416.

8. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977.

Читайте также: