Психологические особенности педагогического общения кратко

Обновлено: 03.07.2024

В материале представлены психологические особенности педагогического общения.

ВложениеРазмер
psikhologiya_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психология педагогического общения

Педагогическое общение - структурный компонент и одновременно способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности обучаемых. Такое общение - одна из сторон профессионализма педагога. Педагогическое общение выполняет самые разнообразные функции: передает социальные, культурные и нравственные ценности, формирует духовный мир учащихся, является сферой реализации педагогом своих сущностных сил.

Педагогическое общение органически входит в структуру методов и приемов обучения, воспитания и вместе с тем является способом их реализации. Педагогическое воздействие как прямое, так и косвенное - не единственный фактор формирования личности в ходе педагогического общения. Важное место занимает подражание, внушение, заражение, идентификация.

Педагогическое общение включает следующие компоненты: социально-перцептивный, эмоциональный, поведенческий. Ведущее место в педагогическом общении занимает социальная перцепция, т.е. процесс восприятия и понимания людьми друг друга, а также организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Исследование общения показывает, что поведение, мимика, жесты, интонация, темп движений являются сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических состояниях партнера по деятельности. Деятельность и общение педагога и аудитории являются основными элементами учебной ситуации. В процессе педагогического общения происходит направленное и ненаправленное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как невербальным, так и вербальным и осуществляется через внушение, убеждение, заражение, подражание и личный пример.

Учащиеся выступают на занятиях как предмет познания и объект управления, педагог моделирует свою деятельность и ее средства, необходимые для достижения продуктивности занятия.

К общению педагога во время групповых занятий предъявляются своеобразные требования. Так, вступив в непосредственный контакт с аудиторией, педагог, помня о психическом заражении и подражании, демонстрирует пример деловитости, бодрости, уверенности, сосредоточенности, организованности. Это создает деловой настрой. Озабоченность, несобранность, неряшливость, растерянность влияют отрицательно на состояние слушающих.

Необходимо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям учащихся, ставить вопросы, использовать эпизоды из жизни учебного заведения, кинофильмов, художественных произведений. Наблюдая за эмоциональным состоянием аудитории, педагог может сохранить взаимопонимание и контакт с ней путем перестройки своего поведения, смысловых пауз, четкого выделения главного, приведения примеров, фактов. Поддерживает активность и познавательный интерес аудитории культура речи преподавателя, ее четкость, понятность, правильность.

Выражение педагогом своих чувств и отношения к действительности в тоне речи, в жестах, позе, мимике должно соответствовать не только задачам и содержанию его выступления, но и особенностям аудитории, ее ожиданиям, интересам, запросам и настроению. По отдельным вопросам, репликам, возгласам, выражению лица и поз слушателей можно судить о том, как воспринимается выступление, видоизменить его темп и содержание.

Средства общения учителя - вербальное и невербальное его поведение. Особо важная роль в общении учителя принадлежит таким его средствам, как речь и внешнее выражение психических состояний. Устная речь в силу присущей ей экспрессивности выражает обычно больше, чем означает. Содержание устной речи дополняется целой гаммой оттенков, интонаций, пауз, что придает ей особую выразительность.

Существенным моментом использования языка в целях общения является различение значения и смысла слов, предложений. Смысл слов и предложений выражает индивидуальное, субъективное восприятие и понимание обозначаемых ими явлений, предметов объективной реальности.

В общении учителю важно определить, какой личностный смысл имеют для других его действия, те или иные события, жизненные факты. С помощью речи учитель, общаясь с обучаемыми, передает им различные сведения и знания, воздействует на личность каждого из них и весь коллектив. Через интонацию, ударения, построения фраз, использование сравнений, поговорок, пословиц учитель выражает свои чувства, психическое состояние и отношение к действительности.

Содержание и форма речи учителя в процессе общения зависят от целей и задач его деятельности, жизненного опыта, знаний, взглядов, темперамента, характера, способностей, интересов, психических состояний.

Во время общения учитель с помощью вербальных и невербальных средств стремится установить деловое и эмоциональное взаимопонимание, регулировать дистанцию общения, перестраивать его план, быстро реагировать на неожиданные реакции, умело оперировать выразительностью речи, ее ритмом, тембром, интонацией, а также жестом, позой. Анализ процесса общения призван оценить его плюсы и минусы, правильность учета индивидуальных, возрастных и других особенностей обучаемых, эффективность влияния учителя.

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

85. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Под педагогическим общением понимается форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, создает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Специфика педагогического общения проявляется прежде всего в его направленности. Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: 1) на само учебное взаимодействие; 2) на обучающихся; 3) на предмет усвоения. В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной.

Второе специфическое качество педагогического общения обусловлено прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию. Обучающая функция реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы – дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не вытесняет других его функций, обеспечивающих многостороннее взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой.

Другие главные функции педагогического общения – воспитывающая и фасилитативная. Функция фасилитации (облегчения общения) учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

При анализе педагогического общения необходимо разграничивать его педагогические и собственно коммуникативные задачи. Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала, тогда как коммуникативная задача отвечает на вопрос, какими средствами воздействия педагога на обучающихся это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях. классифицировать педагогическую ситуацию.

По форме отношения она может быть деловой или личной, официальной или неофициальной, формальной или неформальной. По этапам урока выделяются педагогические ситуации ознакомления с учебным материалом, тренировки способов учебных действий, контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества можно выделить ситуации вхождения в работу, работы с партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения. По характеру учебного взаимодействия это могут быть ситуации сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации. По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной. По пространственному расположению участников общения ситуации могут быть интимными (15–45 см расстояния друг от друга), личными (до 75 см), социальными (до 2 м) и публичными (30-7 м).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологические основы педагогического общения

Т.В.Костиковой для педагогов НШ

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать

говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер

Потребность в общении – одна из жизненно важных потребностей и необходимость личности, гарантия и условие нормального развития человека как личности. Общение в ряде профессий, где успех или неуспех зависит от взаимодействия с другими людьми (например, педагог, психолог, юрист), выступает основным профессиональным орудием.

Общение – это довольно сложный, многоплановый процесс, который включает в себя не только обмен значимой для собеседников информацией, мыслями и чувствами, но и восприятие, понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия в процессе организации совместной деятельности.

Техника общения – это способы, какими человек устанавливает взаимоотношения и взаимопонимание, организует взаимодействие с другими людьми. Общение зависит от того, в какой степени человеку удалось вызвать в партнере желательные формы поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие приветствием, на вопрос – конкретным ответом.

Искусство общения состоит в том, чтобы непринужденно вызывать в другом человеке те действия, которые поддерживают общение, чтобы быть естественным, таким, какой он есть. Быть естественным в общении – одна из труднейших задач

Чтобы беседа состоялась, нужно, чтобы собеседник увидел, что вы в нем действительно нуждаетесь.

Искусство общения состоит в том, чтобы техника общения соответствовала тем потребностям, которые мы хотим удовлетворить в процессе этого общения, чего мы хотим добиться от этой встречи. Любое отклонение от этого принципа, в конечном счете, ведет к нарушению динамики общения, разочарованию партнера, к обиде и неудовлетворенности.

Для продуктивности взаимодействия необходимо знать несколько правил совершенствования техники общения:

1. Любое общение следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос: какие потребности находят удовлетворение в этом общении, какие мотивы придают и поддерживают смысл общения. (Что побудило вас на встречу с человеком?)

2. Контролируйте свои потребности, которые удовлетворяются в общении. Чрезмерная потребность (решение нескольких вопросов в одной встрече) может не довести общение до желаемого конца.

4. Если человек общается с другим человеком, приписывая цели и мотивы партнёру, а он отказывается от данного предположения, то их необходимо менять, перестроиться в зависимости от ситуации и личности человека.

5. Не навязывайте собеседнику свои шаблоны поведения и свою мотивацию, это вызовет у партнера желательные для вас реакции.

6. Стремитесь быть естественным и не принимайте на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но, прежде всего, перед самим собой.

7. Помните, что искусство общения полностью исключает решение задач общения с помощью силы и навязывания. Любое насилие в общении порождает защитное поведение партнера, что приводит к отчуждению людей. Партнеры должны соответствовать целям и задачам общения и иметь желание к такому общению.

8. Умение слушать является обязательным условием эффективного общения.

Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. Уметь не реагировать на необоснованные оскорбления, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, заставить себя молчать, когда вас задевают.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Общение в педагогической работе выступает:

как средство решения учебных задач;

как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания .

Общение – система многофункциональная, включает познание личности, обмен информацией, организацию совместной деятельности и управление ею, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Реализация такой важной функции, как сопереживание , обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в учебном коллективе.

Педагог в своей деятельности должен реализовывать все функции общения – выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение педагога с детьми в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития учебной мотивации и творческого характера их познавательной деятельности, для правильного формирования их личности; обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управление социально-психологическими процессами в учебном коллективе, позволяет максимально использовать в образовательно-воспитательном процессе личностные особенности педагога.

Инициатива педагога в общении обеспечивается следующими моментами:

​ Четкость проведения оргмомента.

​ Оперативный переход от оргмомента к деловому и личностному общению.

​ Оперативное достижение социально-психологического единства с классом.

​ Введение личностных аспектов во взаимодействие с обучающимися.

​ Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учеников.

​ Организация целостного контакта со всем классом.

​ Постановка задач и вопросов, которые в начале урока способны мобилизовать каждого ученика на работу в классе.

​ Сокращение запрещающих и расширение позитивно-ориентирующих педагогических требований.

​ Обеспечение внешнего коммуникативного вида педагога (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.).

​ Реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики, контакта глазами и т.п.

​ Уметь расположить к себе учеников, показать дружелюбное отношение к ним.

​ Постановка ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению. 3

На этапе управления общением важно точно ориентировать общение на класс или на конкретного обучающегося. Но необходимо избегать стереотипных негативных установок к отдельным обучающимся (преимущественно к слабоуспевающим). Педагог при общении со слабым учащимся не всегда осознает, что:

 ​ Если дан неверный ответ, учитель может не повторить вопрос, не предложить подсказки, а тут же спрашивает другого ученика или сам дает правильный ответ.

Для того чтобы процесс общения с обучающимися протекал более эффективно и соответствовал тем постоянным изменениям, которые происходят в их психических состояниях, педагогу можно порекомендовать следующее:

 ​ Быть внимательным к любому партнеру по общению;

 ​ Развивать коммуникативную память (необходимо помнить тональность общения с классом или отдельным учащимся, к которой они привыкают);

 ​ Развивать собственную наблюдательность в общении с учащимися;

 ​ Стремиться всегда предвосхитить реакцию собеседника в ответ на содержание или форму обращения;

 ​ Уметь анализировать внешнее поведение учеников: позы, жесты, мимику, экспрессию;

 ​ В процессе общения думать о тех, с кем общаетесь.

Важная роль общения в педагогической деятельности учителя, занимающегося целенаправленным обучением и воспитанием, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у него целого ряда коммуникативных умений . Базовые умения профессионально-педагогического общения условно можно разделить на три группы:

1) умения межличностной коммуникации;

2) умения межличностного взаимодействия;

3) умения восприятия и понимания других людей.

Умения межличностной коммуникации

Умения межличностного взаимодействия

Умения восприятия и понимания других людей

1. Умение передавать рациональную и эмоциональную информацию.

2. Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.

3. Умение организовывать и поддерживать диалог.

4. Умение активного слушания.

1. Умение организовывать совместную деятельность учащихся.

2. Умение управлять групповой динамикой.

3. Умение занимать адекватную ролевую позицию.

4. Умение оказывать психологическую поддержку учащимся.

5. Умение занимать позицию конструктивной

6. Умение конструктивно разрешать педагогические конфликты.

1.Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.

2. Умение понимать эмоциональное состояние партнеров по общению (учащихся и коллег).

3. Умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты.

4. Умение социальной рефлексии.

В заключении я бы хотела познакомить вас с методическими рекомендациями и использовать их в работе с детьми:

Читайте также: