Методики и технологии социально педагогической деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
· отрасль социально-педагогических знаний;
· совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.
1. Методика работы социального педагога - отрасль социально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом.
Основные задачиметодики работы социального педагога заключаются в следующем:
· разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;
· разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней;
· разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характер и осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Методику социально-педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.
Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса.
Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. На практике осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы.Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:
· диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;
· конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством.
Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:
· определение цели социально-педагогической работы;
· определение способов решения проблемы клиента;
· определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.
Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.
2. Методика работы социального педагога - совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации.Система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы.
Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных: о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы.
В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные:
· индивидуальная социально-педагогическая работа;
· групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);
· социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Классификация методов работы социального педагога— выстроенная по определенному признаку система, с помощью которой у них выявляют общее и особенное, теоретическую и практическую составляющие, что способствует осознанному выбору и наиболее эффективному их применению.
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:
· методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.);
· методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
· методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
· социально-педагогической помощи и поддержки;
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:
· диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
· профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта и др.);
· организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
· социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);
· организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).
Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, правозащитной деятельности, волонтерской работы, консультативной деятельности и т.д.).
В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь намеченной цели.
Метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта.
Социальная педагогика является отраслью педагогики, поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике и будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Приемпонимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов.
К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.
К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.
Средствоявляется более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели.
В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает.
Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному.
Для выполнения своей профессиональной деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, как было показано выше, состоят из отдельных приемов. Методы, приемы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и приемы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными, что обозначено на схеме стрелками, направленными вниз.
постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения,
возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу,
практический показ (как это делать),
организацию практической тренировки,
напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. Вначале мы формируем умения", затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку.
Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) — сложнейшие способы воздействия на личность ребенка.
Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых.
Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание связано с отрицательным самочувствием ребенка, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение — удовлетворение, наказание — неудовлетворенность, стыд).
Нельзя дать общие рецепты по использованию этих методов, каждый поступок всегда является индивидуальным. Однако существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов.
Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как детям свойственно исследовать границы дозволенного, а следовательно ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание. Переубеждение фактически — перестройка сознания, ошибочные представления, неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания ребенка — они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями. Переубеждение — это разновидность метода убеждения.
Предупреждение — весьма распространенный прием, который использует педагог и социальный педагог в своей практической деятельности. Предупреждение связано с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер.
Рассмотренные выше методы социально-педагогической деятельности применяются не изолировано и не обособлено друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой.
Социально-педагогические технологии.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Сущность методов социально-педагогической деятельности
Вспомним, что согласно философскому определению, метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как мы уже знаем, является отраслью педагогики. Поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
Вспомним также, что в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
План изучения материала
2. Сущность методов социально-педагогической деятельности.
3. Социально-педагогические технологии.
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Сущность методов социально-педагогической деятельности
Вспомним, что согласно философскому определению, метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика, как мы уже знаем, является отраслью педагогики. Поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
Вспомним также, что в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Методика в общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразно проведению какой-либо работы. Методика социально-педагогической работы – это система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей. М.В. Шакурова определяет методику как сложившуюся совокупность методов, позволяющую решать типовые задачи. Объектом методики является
ведение, чувства ребенка, а также на окружающую его среду. Методы работы социального педагога направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Всю совокупность методов, используемых в социально-педагогической деятельности, можно классифицировать на две большие группы: теоретические и практические. Теоретические методы (общенаучные) – сравнение, анализ, идеализация, обобщение, индукция, дедукция и др. Практические методы социально-педагогической деятельности – биографический, наблюдение, интервью, консультирование, беседа, убеждение, упражнение и др. Существуют также методы оценки эффективности социально-педагогической работы – это способы, приемы, оценки, дающие ответ на вопрос, насколько эффективны были примененные профессионально-практические методы. Самым продуктивным из них является сравнительный, который предполагает сравнение двух ключевых параметров: каким было состояние клиента до оказания ему социально-педагогической помощи, и каким оно стало после этого. Разница представляет собой критерий эффективности.
Методы коррекции – особая группа социально-педагогических методов. К ним относятся поощрение и наказание. Необходимо помнить, что поощрение и наказание должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок (ты хороший, но плохо то, что ты сделал).
Методы поддержки личности применяются, когда ребенок находится в сложной ситуации. Социальный педагог помогает ему проанализировать свое состояние, сформулировать, что нужно в корне изменить, помогает наладить бытовые условия жизни, отношения между членами семьи.
В работе социального педагога применяются групповые и индивидуальные методы. Например, можно проводить индивидуальную беседу, интервью, групповой социально-педагогический тренинг.
Можно классифицировать методы по содержанию проводимой работы: социально-экономические (работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье), организационные (направлены на организацию коллектива, отношения личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, создание клубов, объединений), психолого-педагогические (исследование, наблюдение, беседа, интервью).
Прием в социально-педагогической работе – это частное выражение метода, его конкретизация. Социальный педагог выбирает тот или иной прием в зависимости от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка. Например, проводя консультирование, социальный педагог приводит убедительные примеры, описанные в научной психолого-педагогической литературе – это его прием. Средства воспитания – это совокупность материальных, эмоциональных и других условий, которые использует социальный педагог для достижения поставленной цели. В качестве
технологии, можно сказать, является подробное определение конечного результата и его точное достижение. Педагогическая технология рассматривается академиком В.А. Сластениным как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и определяется личностными параметрами педагога (то есть учитывается его профессиональный потенциал, личные качества). По мнению профессора М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности – это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. По отношению к методике социально-педагогической деятельности технология является более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии социальным педагогом. Особенностью методики является ее универсальность, и поэтому множество специалистов, имеющих соответствующую подготовку, в состоянии освоить основные технологии. Реализация этих технологий существенно не меняется под влиянием индивидуально-личностных особенностей социального педагога, который их применяет. В методике же ситуация обратная: именно индивидуальные особенности специалиста зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач.
Как полагает Л.В. Мардахаев, в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить социально-педагогическую цель, которой надо добиваться, условия ее реализации, особенности и возможности объекта, особенности места реализации, возможности по времени для реализации цели, формы реализации, особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности. На этой основе подбирается одна из технологий.
Применение социально-педагогических технологий позволяет поэтапно реализовывать компоненты деятельности социального педагога. Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач: сформировать у ребенка навыки общения, помочь ему адаптироваться в новой среде и т. д. Этапы технологического цикла социально-педагогической деятельности следующие:
диагностирование проблемы; поиск путей решения этой проблемы; отбор и применение методик; оценка правильности решения данной проблемы; корректировка деятельности (при необходимости).
Читайте также: