Методика педагогической экспертизы школьной среды на основе комплекса количественных параметров

Обновлено: 03.07.2024

Образовательная среда рассматривается нами как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Разработанная нами методика психолого-педагогической экспертизы школьной среды 4 позволяет анализировать образовательную среду на различных уровнях:

• образовательной среды отдельного ребенка,

• локальной образовательной среды (школы).

Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих дескрипторов: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

Широта образовательной среды служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.

Интенсивность образовательной среды - ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М, 2000.

Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной ха­рактеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности, который отражает степень использования воспитанниками развивающих возможностей (ресурсов среды). Коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности.

Степень осознаваемости образовательной среды - показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание.

Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов.

Эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.

Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность.

Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.

Социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.




Периодически проводя экспертизу образовательной среды (методом включенной экспертизы), администрация и педагоги-наставники могут обеспечить четкий контроль динамики ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.


Рис. 3. Графическое представление результатов экспертизы школьной образовательной среды.

Образовательная среда рассматривается нами как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Разработанная нами методика психолого-педагогической экспертизы школьной среды 4 позволяет анализировать образовательную среду на различных уровнях:

• образовательной среды отдельного ребенка,

• локальной образовательной среды (школы).

Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих дескрипторов: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

Широта образовательной среды служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.

Интенсивность образовательной среды - ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М, 2000.

Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной ха­рактеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности, который отражает степень использования воспитанниками развивающих возможностей (ресурсов среды). Коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности.

Степень осознаваемости образовательной среды - показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание.

Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов.

Эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.

Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность.

Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.

Социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.

Периодически проводя экспертизу образовательной среды (методом включенной экспертизы), администрация и педагоги-наставники могут обеспечить четкий контроль динамики ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.


Рис. 3. Графическое представление результатов экспертизы школьной образовательной среды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 4. Параметры экспертизы образовательной среды

1. Параметры экспертизы образовательной среды

Психологическая экспертиза возникла на стыке юриспруденции и психологии, но в настоящее время значительно расширился предмет, формы и направления данного вида деятельности специалистов. Вместе с тем стоит отметить, что наиболее разработанной моделью экспертной деятельности остается концепция судебно-психологической экспертизы, включающая организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы данного направления экспертизы. Экспертная деятельность в сфере образования является одной из форм сопровождения, способствующая реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования.

1. Параметры экспертизы образовательной среды

Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, Ломов, Дерябо, Ясвин,). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, как образовательная среда.

- интенсивность,

- модальность,

- степень осознаваемости

- устойчивость;

- эмоциональность,

- обобщенность,

- доминантность,

- когерентность, - принципиальность, - активность.

Модальность образовательной среды

Модальность образовательной среды является ее качественносодержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. Однако, в процессе установления модальности конкретной образовательной среды часто используется ее количественный анализ по избранным критериям. Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).

Таким образом, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я.Корчаком:

Таким образом, векторное моделирование представляется эффективной процедурой диагностики модальности образовательной среды.

Количественные параметры экспертизы образовательной среды

Широта образовательной среды

Широта образовательной среды служит структурно содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Например, можно констатировать крайне низкий показатель широты образовательной среды в семье, придерживающейся каких-либо сектантских убеждений, ограничивающей социальные контакты ребенка, вплоть до запрета на посещение школы. С другой стороны, максимально высокий показатель этого параметра образовательной среды может быть отмечен у молодого человека из обеспеченной семьи, который имеет возможность получать образование в учебных заведениях различных стран, много путешествовать: для него образовательная среда, по существу, весь мир.

Эмоциональность образовательной среды

Доминантность образовательной среды

Когерентность образовательной среды

Мобильность образовательной среды

Устойчивость образовательной среды

Материал взят: В.А.Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.


образовательна я сред а имее т "нулево й показатель " устойчивости .

Устойчивост ь образовательно й сред ы може т такж е проявлятьс я в экстре -

мальны х ситуаииях , показыват ь е е способност ь "выстоять" , н е потеря в сво -

е й сушност и в условия х "внешнег о давления" . Ярки е пример ы ка к высокой ,

та к и низко й устойчивост и образовательно й сред ы можн о наблюдат ь в на -

стояще е врем я в ряд е новы х постсоветски х независимы х государств , в кото -

ры х оказываетс я сильнейше е давлени е н а русскоязычно е образование . В

эти х условия х одн и учебны е заведени я практическ и отказываютс я о т своей

образовательно й среды , полность ю ориентируяс ь н а новы е волюнтаристс -

ки е требовани я властей , продиктованны е политическо й конъюнктуро й и

част о абсурдны е с психолого-педагогическо й точк и зрения . Происходи т

революционное , почт и одномоментно е изменени е образовательно й страте -

гии , иен а таког о изменени я — сильнейша я стрессогенност ь дл я учащихс я

"новой " образовательно й среды , приче м даж е сам а постановк а вопрос а о б

это м усиленн о избегается . Однак о ря д учебны х заведени й оказалс я способ -

ны м выдержат ь подобно е давлени е и сохранит ь сложившуюс я десятилетия -

м и образовательну ю среду . И , ка к показывае т опыт , эт о зависи т н е тольк о

о т субъективно й позици и администрации , а в о много м о т системно й ста -

бильност и данно й образовательно й сред ы в целом .

В предлагаемо й модел и алгорит м подсчет а балл а устойчивост и отли -

чаетс я о т алгоритм а подсчет а балло в остальны х количественны х пара -

метров . Предполагается , чт о есл и образовательно е учреждени е суще -

ствуе т и функционирует , т о оно , безусловно , обладае т определенны м

уровне м устойчивости . Это т номинальны й уровен ь условн о приня т з а 1 0

баллов . Пр и это м ря д факторо в може т усиливат ь устойчивост ь образо -

вательно й среды , и тогд а к номинальны м 1 0 балла м прибавляетс я сумм а

набранны х "премиальны х баллов" . Эт а сумм а н е должн а превышат ь 3

баллов , чтоб ы максимальн о возможны й показател ь параметр а устойчи -

вост и н е превыша л максимальны е показател и други х параметро в —13 .

В т о ж е врем я ря д факторо в може т ослаблят ь устойчивост ь образова -

тельно й среды , и тогд а о т 1 0 отнимаетс я сумм а "штрафны х баллов" .

Чтоб ы определит ь устойчивост ь образовательно й среды , необходимо :

1 . Отметит ь соответствующи е строк и в лево й ("Усилени е устойчивос -

ти" ) и право й ("Ослаблени е устойчивости" ) колонках . В промежутка х

межд у жирным и чертам и таблиц ы можн о выбрат ь н е боле е одног о поло -

жительног о и одног о отрицательног о фактора . Есл и н и одн о и з утвержде -

ни й в это м промежутк е н е подходи т дл я анализируемог о учебног о заве -


Начнем с того, что представленная здесь методика является инструментом, эффективность использования которого зависит от самого пользователя. Очевидно, что таким инструментом, как, например, топор, обычно рубят дрова, но порой отсекают и головы. Думается, что проведение сравнений качества работы разных педагогов (или целых учебных заведений) с помощью данной методики, и особенно с последующими административными выводами, как раз и

1GZ Часть II. Экспертиза образовательной среды

Особый интерес для анализа управленческой ситуации в школе может представлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны

Глава

IV, Параметры экспертизы

мого директора, каждого из его заместителей, различ-педагогов, родителей. Заполнить экспертные табли-

Часть It. Экспертиза образовательной среды

Еще раз подчеркнем, что стратегия дальнейшего развития образовательной среды на основе результатов экспертизы не является предметом рассмотрения в данной книге. Такая стратегия вырабатывается на основе всей совокупности представлений администрации и педагогов о сущности и смысле образования. Собственно, изучение философии образования, педагогики, психологии, социологии, физиологии, теории управления и прочее и прочее, как раз, в принципе, и направлено на научно-методическое обеспечение принятия такого рода решений. Здесь представлен лишь измерительный инструментарий, который служит для системного осмысления ситуации педагогами и руководством образовательного учреждения.

Тем не менее, рассмотрим один из вариантов принятия стратегического решения по развитию образовательной среды учебного заведения, поскольку этот вариант непосредственно вытекает из самой нашей методики.

глава IV. Параметры экспертизы

енным параметрам, порой затрачивая большие мате-пиальные и временные ресурсы, эффективность этой работы будет резко падать за счет понижающего коэффициента модальности, отражающего в данном случае пассивную позицию самих учащихся. Все количественные показатели придется умножать на эти самые 0,6.

Очевидно, что напрашивается стратегическое решете — сосредоточить ресурсы образовательного учреждения на изменении модальности среды за счет повышения личной активности учащихся. Такая педагогическая стратегия, по-видимому, предполагает, прежде всего, работу с самими учителями: необходимо изменить их педагогические установки с авторитарно-подавляющего типа на стимулирующий. Скорее всего, не обойтись без социально-психологического коммуникационного тренинга с педагогами (модель такого тренинга описана, например, в книге: Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Молодая гвардия, 1998), цикла педсоветов и совещаний по проблемам использования методик стимулирования активности учащихся и т.д.

Если эта работа с педагогами приведет к позитивным результатам и следующая экспертиза покажет наличие системы стимулирования активности учащихся, что приведет к изменению модальности (например, карьерный тип среды, где коэффициент будет равен 1 и более), то соответственно увеличатся и показатели всех количественных параметров, даже в том случае, когда непосредственно в их развитие не будет вложено никаких новых ресурсов. Именно поэтому модальность является качественной характеристикой образовательной среды, непосредственно влияющей на уровень всех других параметров.

Итак, выбор желаемой модальности образовательной среды — это важнейший стратегический выбор пути раз-

Часть II. Экспертиза образовательной среды

РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

l/D Часть III. Проектирование образовательной среды

их пространственной трансформации при возникшей еобходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т.п.

1/2 Часть III. Проектирование образовательной среду

окружающая среда (Environment — Е), технология, в расширенной трактовке, включающая как овеществленные средства взаимодействия со средой, так и культуру в целом (Т) и социальная организация (О) — сокращенно РОЕТ. Перспективность эколого-психологического подхода к исследованию образовательной среды подчеркивается в настоящее время многими отечественными психологами (А.А.Бодалев С.Д.Дерябо, Т.М.Марютина, В.И.Панов, И.В.Равич-Щербо В.В.Рубцов и др.).


  1. субъекты образовательного процесса (Р);

  2. социальный компонент образовательной среды (О);

  1. пространственно-предметный компонент образователь
    ной среды (Е);

  2. технологический (или психодидактический) компонент
    образовательной среды (Т).

По мнению Слободчикова, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку — «для образования вообще не есть, она не

3 Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3—5 декабря 1996 г.).

Глава

V. Психолого-педагогические основы Ш

шествует для него как нечто налично-существующее и ятурально-данное заранее. Таким образом, образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное,

Представляется принципиально важным выдвигаемое Слободчиковым положение, согласно которому само понятие образовательной среды определяется, прежде всего, профессионально-деятельностной, по существу управленческой, позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Формирование, обогащение и распределение таких ресурсов есть предмет именно организационно-управленческой деятельности. Создание образовательных ресурсов, или, другими словами, организация развивающих возможностей образовательной среды, становится, таким образом, ключевой управленческо-педагогической задачей.

1/4 Часть III. Проектирование образовательной среды

разовательный уровень и социальный статус родителей) технико-гигиеническая среда, социально-экономическая и демографическая среда (структура семьи, имущественные отношения, занятость родителей); рассматриваются также среда воспитательных и школьных учреждений и локальная среда (микрорайон, поселок).

Комплекс возможностей образовательной среды как иитегративный критерий ее качества

Образовательная среда представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими

r- ea V Психолого-педагогические основы Главе *■
175

Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретная среда какого-либо учебного заведения или конкретная семейная среда. Такую среду можно обозначить как локальную образовательную среду, в отличие от образовательной среды в широком смысле, кото-пая теоретически может представлять собой всю вселенную. Локальная образовательная средаэто функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.

Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Таким образом, качество локальной образовательной среды определяется как (1) качеством пространственно-предметного содержания данной среды и (2) качеством социальных отношений в данной среде, так и (3) качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Итак, представим пространственно-предметный компо- е нт этой образовательной среды: экологически и крими-

I/O Часть III. Проектирование образовательной среды

нально благополучный район; близость к дому; функционально и эстетически удачное школьное здание, с достаточно большой и ухоженной прилегающей школьной территорией; просторные и светлые кабинеты с современной и удобной мебелью; наличие в достаточном количестве технических средств обучения; привлекательный дизайн интерьеров; наличие актового и спортивного залов, столовой, библиотеки и т.д.

Но самое главное, что должно бы было нас интересовать при оценке учебного заведения, — это как раз качество системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами данной образовательной среды, которое собственно и обеспечивает тот или иной результат образовательного процесса: уровень методического обеспечения образовательного процесса; эффективность использования всех образовательных ресурсов данной образовательной среды; направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка; способность этой среды удовлетворить весь комплекс потребностей ребенка и сформировать у него систему социальных ценностей, обеспечивающих ему активную успешную адаптацию к современной изменяющейся среде обитания (понимаемой в широком смысле жизненной среде).

Другими словами, если рассматривать образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных

Читайте также: