Метод проектов классификация и структура школьных исследований н л пелагейченко

Обновлено: 08.07.2024

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).
Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Содержимое работы - 1 файл

Metod_proektov.doc

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).

Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Исторический путь становления и развития в педагогической практике метода проектов можно разделить на следующие этапы:

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

Джорж Дьюи ввел понятие опыта как источника образования (в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая ее как подчиненность усвоенного знания динамично представленным целям.

Опыт, по Дьюи, может быть блокирующим дальнейшее развитие. Образовательный опыт подталкивает к развитию, он должен закладывать основы развития в разных сферах, если опыт блокирует дальнейшее развитие он для своего продолжения требует настолько жестких и специальных условий, что мешает дальнейшему событию. Дьюи приводит пример избалованности, при которой для развития ребенку требуется особое устройство окружающего мира - его готовность потакать избалованному ребенку, а поскольку такие условия в широком мире невозможны, избалованный ребенок оказывается в нем несостоятельным.

Вводит принцип связи формируемого опыта с особенностями среды. Опыт всегда формируется внутри некоторой среды, где происходит рост ребенка. Традиционная школа создает сугубо искусственную среду обитания ребенка, образование, основанное на опыте, вводит ребенка в окружающую его широкую естественную среду, тем самым снимая проблему преодоления рамок обученности в дальнейшем. Следовательно, обучение через опыт не требует впоследствии дополнительной доводки, его результаты сразу оказываются пригодными за пределами обучения.

Так же вводит представление о возрастной адекватности создаваемых в обучении ситуаций, помогающих накоплению опыта. Задача педагога – обеспечить, с одной стороны, преемственность ситуаций, а с другой – выстроить их последовательность с учетом возможностей самого ребенка.

Также В.Х. Килпатрик предложил первую классификацию проектов.

С.Т. Шацкий утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить от него самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к исследовательской деятельности. С. Т. Шацкий подчёркивал, что к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений.

Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий, работая в рамках собственного педагогического опыта, пытались преодолеть характерное для традиционной школы расчленение содержания образования на отдельные предметные области, свести до минимума репродуктивность обучения.

Темы проектов, освещённые в сборнике:

Вместе с тем в зарубежной практике метод проектов успешно применялся и развивался (США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды, Финляндия и ряд других стран). В своей педагогической практике педагоги этих и других стран нашли разумное сочетание теоретических (предметных) знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В зарубежной дидактике проектному обучению придавалось большое значение. В начале 60-х гг. ХХ веке в США была проведена переориентация школьных учебных программ на принципиально иные познавательные подходы. Обучение рассматривалось как превращение учебной информации в инструмент творческого и критического познания объективной реальности. В эти годы в Великобритании Наффилдским естественнонаучным институтом были созданы проекты для средних школ обычного и продвинутого обучения по физике, химии и биологии. Материалы этих проектов отличаются от обычных тем, что вместо учебников были разработаны серии исследовательских учебных материалов: рабочие тетради для практикумов и дискуссий, рабочие тетради для учителей. Роль же учителя состояла в организации помощи учащимся в нахождении способов преодоления трудностей, в организации ученического исследования.

При организации процесса обучения методом проектов широко применялось обучение в малых группах, кооперативное обучение. В качестве субъекта познания в проектном обучении выступает не столько каждый учащийся порознь, сколько вся малая группа сотрудничества. Специфической чертой обучения по данным программам и учебным пособиям является то, что поиск решения проблемы строится как совместная деятельность. Проектирование эксперимента, поиск, обсуждение, отбор предположений, выдвижение гипотез, обсуждение выводов и т.п. ведутся в обстановке межличностного взаимодействия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3. Структурирование и типология проектов(с.6-15)

4. Отличительные особенности проектов, основанных на индивидуальной и групповой форме учебной работы. (с.16-17)

5.Список литературы. (с.19)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общие умения и навыки: исследовательские, рефлексивные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!( брать только из окружающей действительности, из жизни.)

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, а также необходимые компетентности.

3.СТРУКТУРИРОВАНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.

Какие бывают проекты и как их следует структурировать. Это чрезвычайно важно не только для общего понимания проблемы, но также и для того, чтобы, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, вы могли четко осознавать его особенности и соответственно планировать.

Приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов.

какие типы проектов можно вы делить и по каким признакам;

• как следует структурировать тот или иной тип проекта. Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным об разом, в сфере социальной:

• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

• значимость для развития человека умения пользоваться

исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

· учебное пособие и другое.

Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.

У. Килпатрик разделял школьные проекты на четыре типа, у которых были такие цели:

1) воплотить какую-то идею (мысль) или план во внешнюю форму, например: изготовить определённое изделие;

2) получить удовольствие от эстетических переживаний,

например: прослушивания или чтения интересного рассказа, любования рисунком и т. д.;

3) выполнить определённое задание;

4) получить данные, овладеть конкретными навыками, знаниями.

Американский педагог Е. Коллингс выделял следующие проекты :

проекты рассказов или отчётов;

Многие современные учёные берут за основу классификации типов проектов Е. Полат .

Исследовательская (исследовательский проект);

поисковая (поисковый проект);

творческая (творческий проект);

ролевая (игровой проект);

прикладная (практико-ориентированный проект);

ознакомительно-ориентированная (информационный проект).

Также целесообразно рассматривать конструкторский проект, в котором доминирует конструкторская деятельность учащихся.

I . Типы проектов по характеру доминирующей деятельности

2 Поисковый проект

Основой реализации проекта является поисковая деятельность учащихся, а результатом — найденная информация (объект)

3 Творческий проект

В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видео¬ фильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

4 Игровой проект

Участники берут себе определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Участники имитируют социальные и деловые отношения, которые затрудняют вымышленными ситуациями. Степень творчества учащихся здесь высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является игра

5 Практико-ориентированный проект

Результат деятельности участников чётко определён с самого начала, он ориентирован на их социальные интересы. Организация координационной работы протекает в виде поэтапных обсуждений и презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику

ІІ. По предметно-содержательной отрасли

1-предметные. Монопроект (в рамках одной отрасли знаний);

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д.

2-межпредметные (на стыке различных отраслей).

Е. Карпова определяет межпредметный проект как сложное и комплексное исследование с элементами содержательной интеграции различных отраслей знаний. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолеть обрывочность образования. Проект может быть не связан с изучаемым материалом, а включён в более широкий социальный контекст (сверхпредметный проект).

Е. Полат рассматривает межпредметные проекты двупланово:

1) как небольшой проект, который объединяет два-три предмета.

III. По характеру координации проекта

С открытой , явной координацией В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и т.д.).

Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам).

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из.)

IV. По характеру контактов

(среди участников одной школы, класса, города, региона, государства, разных стран мира).

V. По количеству участников проекта

VI. По продолжительности проведения проекта

Краткосрочный (проект для одного урока);

Средней продолжительности (тематический проект);

Длительный (семестровый проект);

Типы проектов:

• литературно-творческие проекты — это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого состоит в том, чтобы в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли;

• естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой и пр.);

• экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);

• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

• культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким- либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных между народных соревнований и пр.);

• географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты;

• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или творческие, в которых ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение и т.д.

Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапами, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем мы остановимся на классификации проектов (что должны обязательно в самом начале проектирования определить для себя участники проекта, а потом указать при оформлении паспорта проекта) еще раз уточним некоторые понятия:

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

*Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

*Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Соотношение проектирования и исследования:

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта;не предполагает создание заранее планируемого объекта

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:

учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.

Наиболее популярные формы исследований среди учащихся:

научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.

Педагогическая цель создания проекта: развитие познавательной, творческой, изобретательской и практической активности учащихся, в результате которой обучаемые применяют полученные знания на практике, создают новый конечный интеллектуальный или практический продукт.

v Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение искать информацию, развитие критического мышления;

v Самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

v Решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Приведем более подробное описание:

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

· Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

· Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

5.По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

· в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6.По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

· Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

· Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

По характеру контактов проекты могут быть:

· региональными (в пределах одной страны),

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8.По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

Приведем более подробное описание:

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

Виды проектов:

· Социально значимый проект.

· Проект – иллюстрация учебной темы.

· Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

· Проект - постановка проблемы.

· Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

· Текущий учебный проект.

· Итоговый учебный проект.

Е.С. Полат предлагает систему основных критерий,

по которым различают типы проектов:

1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3.По характеру контактов:

· внутренние или региональные,

4.По количеству участников проекта:

5.По продолжительности проекта:

· доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

· макет, схема, план-карта;

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу:

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. в 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

.Мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний, и рекомендуем вам нижеследующие средства:

1. Вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробнее вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости).

2. Очистка двора от всякого сора и отбросов.

3. Перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома.

4. Хранение всех отбросов в ведрах с крышками.

Еще один пример классификации проектов:

По предмету труда

· Человек – человек. Человек – природа.

· Человек – техника. Человек – художественный образ.

· Человек – знаковая система.

По сфере применения

· Школа. Семья. Досуг.

· Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам

· Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.

По материальному воплощению

По преобладающим технологическим процессам

· Архаичные (ручные технологии),

· Традиционные (машинные технологии),

· Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности

По продолжительности выполнения

· Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

· Среднесрочные (блок 8 – 10 часов),

· Кратковременные (2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один модуль программы )

· Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

По уровню творчества

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:

· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;

· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

· находить конкретные собственные пути решения проблем;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2.Развивать у школьников исследовательские умения.

3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Введение ……………………………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Виды и классификации проектов………………………………………..6 1.2.Педагог в проектной деятельности………………………………………18 Выводы по 1 главе…………………………………………………………….26 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ 2.1. Ознакомление старших дошкольников с родным городом……………27 2.2. Проектная деятельность при ознакомлении дошкольников с родным городом……………………………………………………………………… 32 Выводы по 2 главе…………………………………………………………….54 Заключение ………………………………………………………………….. 55 Список литературы …………………………………………………………. 57

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, существенно обострили социальные проблемы населения, которые в основном затронули наиболее уязвимую часть - детей. Старые стереотипы устаревшего поведения, стандарты и ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение находится под давлением растущего социального стресса. В этой ситуации формирование общечеловеческих ценностей, морали, нравственных принципов происходит стихийно. Молодое современное поколение в своем моральном вакууме многим из них трудно выбрать те ценности, которые необходимо трансформировать в свои внутренние ориентиры. В формировании духовно-нравственных установок современного ребенка играют роль несколько факторов. Поэтому роль детского сада, а после - школы как реального противоядия от давления телевидения, улицы в формировании моральных ценностей, нравственных ориентиров незаменима для воспитания гармоничной, психологической и духовно здоровой личности. Продвижение духовно-нравственного воспитания как национального приоритета и определение духовности и общественной морали как одного из ключевых факторов модернизации страны являются сегодня важнейшим принципом государственной политики. Изучение русской народной культуры, истории страны и родного края должно сыграть важную роль.

Сколько времени займёт заказать отчет по учебной практике в Иркутске ? Считанные минуты с сервисом Work5.

. Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа и традиций родного края в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей. В то же время, важнейшим приоритетом дошкольного образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Определение наиболее эффективных средств, способствующих созданию условий для формирования универсальных учебных действий у дошкольников, одна из проблем педагогического исследования. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. В данной работе будет рассмотрена работа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом на примере проектной деятельности. Степень научной разработанности темы заключается в трудах следующих ученых: Газиевой М. Ю. [4], Гардановой Э. Ф. [5], Деркунской В. А. [6, 7], Дьюи Д. [8, 9], Камалеевой А. Р. [13], Матяш Н. В. [18, 19], Пелагейченко Н. Л. [22, 23], Полат Е. С. [24], Шагиповой Н. В. [32] и других авторов. Объект исследования – проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным городом. Предмет исследования – педагогические условия реализации и особенности проектной деятельности в ознакомлении с родным городом на примере старших дошкольников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование проектной работы в деятельности дошкольного образования будет способствовать формированию основ представлений об этнокультуре у старших дошкольников, пониманию традиций родного края и знакомству с родным городом. Цель исследования – изучить роль проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с родным городом. Задачи: • Изучить виды и классификации проектов в педагогике • Определить роль педагога в проектной деятельности • Рассмотреть процесс ознакомления старших дошкольников с родным городом • Проанализировать роль проектной деятельности при ознакомлении дошкольников с родным городом. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении роли педагога в проектной деятельности, изучении сущности взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности и анализе влияние реализации проектной деятельности в ДОУ на объем знаний старших дошкольников о городе. Практическая значимость работы заключается в результатах практического исследования, которые могут быть использованы при разработке программы проекта для старших дошкольников в ДОУ и в школах для младших школьников. В работе использованы следующие методы: анализ, синтез, дедукция, устный опрос, проектная деятельность. Понятийно-категориальная основа исследования: Проект в ДОУ– один из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность (работа) в ДОУ - совместная работа воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса. Старшие дошкольники- дети 5-7 лет, учащиеся в старшей и подготовительной группах. Опытно-экспериментальная работа проведена на базе МБДОУ "Детский сад № 7" Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Структура работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

В статье на основе анализа историко-педагогической отечественной и зарубежной литературы охарактеризован метод проектов и показана его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг.; показано, что период после Октябрьской революции стал новым этапом в развитии отечественного образования, когда начались разработки нового содержания образования для воплощения воспитательных и образовательных задач новой школы. Заимствование из зарубежной образовательной практики метода проектов, разработанного педагогами-реформаторами Д. Дьюи и его последователем У. Килпатриком, способствовало формированию самостоятельности и активности мышления школьников при выполнении учебных задач, в которых дети самостоятельно добывали знания, опираясь на свой жизненный опыт. Метод проектов стал новым методом реализации содержания образования единой трудовой школы в 1920-е гг. В статье раскрыты преимущества метода проектов как развивающего инициативу, умения планировать, учитывать трудности, рассчитывать силы, распределять время, необходимое для работы, как метода, способствующего развитию активности ученика в достижении цели; показано, что на современном этапе развития образования метод проектов является важнейшей образовательной технологией, которая вводится в практику школы согласно требованиям ФГОС.


2. Дьюи. Д. Школы будущего / Проф. Джон Дьюи, Эвелина Дьюи; С англ. Р. Ландсберг, с предисл. автора и И. Горбунова-Посадова. 2-е изд. Берлин: Гос. изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1922. 179 с.

3. Peterson P.E. John Dewey and the Progressives, Saving Schools From Horace Mann to Virtual Learning. History of Education Quarterly. 2011. № 51 (4). Р. 37-50.

4. Robert M., Capraro M.M., James R. Morgan STEM project-based learning an integrated science, technology, engineering, and mathematics (STEM) approach. Rotterdam, The Netherlands; Boston: Sense Publishers, 2013. 210 p.

5. Кнолл М. Метод проектов Энциклопедия образовательной теории и философии. CA.: Thousendoaks, 2014. С. 665-669.

6. Пархерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Пер. с англ. Р. Лансберг. М.: Новая Москва, 1924. 232 с.

7. Вейкшан В., Ривес С. Советская производственно-трудовая школа: педагогическая хрестоматия/ под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1925. Т. 1. 176 с.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.

10. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307-318.

12. Булан И.Г. История метода проектов и ее продолжение // Инновации в современной науке: материалы II Международного осеннего симпозиума. Таганрог, 2013. С.32-36.

13. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Нормативно-правовые основы организации практики комплексного преподавания в РСФСР в 1920-е годы: сибирский вариант программ ГУСа // Право и образование. 2017. № 11. С. 162-173.

14. Пелагейченко Н.А. Метод проектов: история возникновения и развития // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2012. № 5. С. 7-12.

Открывая широкие возможности обучения, делая его доступным для всех детей, модернизируя учебные планы и программы, необходимо обращаться к историко-педагогическому опыту прошлых столетий, анализировать образовательные системы разных эпох, уметь отыскивать уникальные педагогические разработки. Особый интерес в этом отношении представляет собой период становления советского государства, который характеризуется масштабным реформированием школьной системы, созданием новых типов учебных заведений и введением новых учебных программ и методов работы. В исследуемый период велись поиски новых методов реализации содержания образования. Наиболее подходящей формой организации учебного процесса в трудовой школе становится метод проектов, который на современном этапе развития образования является важнейшей образовательной технологией обучения согласно требованиям ФГОС НОО. Проблеме использования метода проектов в современной образовательной практике посвящено значительное количество исследований, в которых авторы анализируют различные ее аспекты: использование метода проектов на уроках технологии (М.Б. Павлова и др.), физики (Ж.В. Беляева, Г.П. Стефанова и др.), английского языка (Л.В. Пилипец, Н.А. Соколова и др.), математики (Б.Ж. Атаманова, Е.А. Добрина, А.В. Иванова, З.А. Тихонова и др.), географии (М.В. Чанова и др.), русского языка (М.Ю. Артемов и др.), химии (Н.И. Родионова, А.Ю. Порядина и др.), изобразительного искусства (Е.В. Грязнова и др.); общие основы метода проектов в учебном процессе (М.Б. Романовская, Р.Р. Тураев и др.); метод проектов в экологическом (М.А. Тубаева), эстетическом (А.А. Евтюгина, Т.В. Худышкина и др.), музыкальном (М.Б. Зацепина) воспитании; проектная деятельность младших школьников (И.Г. Алмазова, Л.С. Белова, А.Г. Бормотаева, О.В. Радовская, Е.П. Смирнова, И.А. Хачетурова и др.); проектная деятельность дошкольников (В.А. Деркунская, И.И. Елагина, М.В. Ермолаева, Н.Н. Муляр и др.). Авторы на обширном аналитическом материале показывают, что главный результат использования метода проектов – рост заинтересованности обучающихся. Сегодня использование метода проектов рассматривается как неотъемлемая часть учебной и внеурочной работы, как средство развития творческой и исследовательской активности школьников, углубления и закрепления их знаний и опыта.

Цель исследования: охарактеризовать теоретические основы метода проектов и показать интерпретацию метод проектов в отечественной образовательной практике 1920-х гг.

Материалы и методы исследования. Авторами использованы комплекс методов: сравнительно-исторический анализ историко-педагогических источников, хронологический, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный (синтез, анализ, аналогия и др.), а также обобщение. Источниковая база исследования представлена историко-педагогической литературой и современными отечественными и зарубежными исследованиями по изучаемой проблеме.

Один из основоположников теории прагматизма, Джон Дьюи, в своих работах впервые заявляет о необходимости преобразования всей школьной системы путем введения активных методов работы, при которых ребенок будет учиться, не отрываясь от жизни. Исследователи педагогического творчества Дж. Дьюи (Е.М. Белоцветова, Н.А. Боярищева, И.Г. Булан, Л.А. Валеева, З.В. Видякова, В.В. Горшкова, А.К. Ерохин, Н.В. Карпачева, М.Н. Кожевникова, Г.Б. Корнетов, Е.Ю. Рогачева, В.А. Петригина, Н.А. Подкина, Е.С. Полат, Е.Ф. Томина и др.) отмечают, что он видел смысл реформирования образования в переносе акцента в преподавании на ученика, а не на учителя или учебник. Именно так возникла новая воспитательная цель школы, которая состояла в развитии социального сотрудничества и общности жизни. По мнению Дж. Дьюи, такая организация образовательной практики даст возможность появлению дисциплины естественным путем, потому что ребенок будет принимать участие в учебной работе исходя из своего желания, притом не только ради самого участия, но и для достижения результатов [2, с. 89; 3, с. 34].

Широко известным метод проектов стал благодаря работам У. Килпатрика, согласно которому дети в процессе обучения проектируют выполнение конкретной практической задачи, учитывая имеющийся опыт. Проект в его понимании имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку, которые в идеале должны были исполняться без участия учителя. Эта концепция распространилась среди американских учителей и вызвала резкую критику с их стороны. Коллеги Килпатрика были против его взглядов на использование метода как основного с момента начала обучения. В нем были отмечены некоторые разрозненность и бессистемность, которые препятствовали глубокому пониманию детьми вопросов и предметов [4, 5]. Активно возражал против концепции У. Килпатрика и его учитель Дж. Дьюи. Его главное возражение было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность, в то время как сам Дж. Дьюи придерживался точки зрения, что проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся, особенно на первых порах освоения данного метода [3, с. 38].

Также реализацию идей Дж. Дьюи осуществляла Е. Пархерст, которая разработала систему индивидуализированного обучения – Дальтон-план. Суть метода заключается в том, что он направляет энергию ребенка на самостоятельную организацию его занятий и на выполнение собственных предназначений. Дальтонский лабораторный план дает умственную и моральную свободу, которая естественна для физического благополучия ребенка. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух принципах.

Первое принципиальное обоснование Дальтон-плана – это свобода. По мнению Е. Пархерст, ребенку должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его заинтересовал. Работа по новому плану была построена таким образом, что в ней не было звонков, которые говорили ученику, что наступил час, когда нужно бросить интересное занятие и перейти к другому предмету и учителю.

В 1920-е гг. метод проектов активно используется в трудовой школе, его эффективность в работе с детьми и взрослыми подчеркивала Н.К. Крупская. Среди преимуществ метода она отмечала, что он развивает инициативу, приучает к плановой работе, дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, развивает умение рассчитывать силы, распределять время, необходимое для работы, учит наблюдать, проверять себя в ходе работы, учит правильной отчетности, развивает энергию, отчетность в достижении цели, приучает к самостоятельности [7, с. 64]. Использование метода было возможно не только по отношению к сельскому хозяйству, но и в рамках любой дисциплины, преподаваемой в школе. Его основная цель заключалась в том, чтобы наглядно показать детям значимость приобретаемых знаний для жизни. Метод проектов, по мнению Н.К. Крупской, требовал от руководителя больше знаний и навыков, чем любой другой метод, используемый в трудовой школе. Это в первую очередь большая инициатива и умение связывать теорию с практикой, а также знания психологии учащихся, их интересов и условий жизни [7, с. 64–-65].

Одновременно с методом проектов из практики зарубежных педагогов был заимствован другой метод – Дальтон-план, который позволил расширить понимание трудового принципа и активного метода обучения. Опыт применения Дальтон-плана в советской школе был разнообразным, основные принципы сводились к следующему:

  1. обусловленность применения самостоятельной работы и кабинетной системы введением исследовательского метода;
  2. невозможность репродуктивного способа обучения: заучивания по учебнику, решение задач, выполнение грамматических заданий, что приветствовалось в Дальтон-плане;
  3. выполнение разнообразных исследовательских задач и представление результатов своей работы всему классу в противовес системе индивидуальных зачетов по каждой дисциплине;
  4. большое значение коллективной работы: умение разделять обязанности, договариваться между собой, в отличие от индивидуальных работ в Дальтон-плане [7, с. 128–130].

Перед советской школой стояла задача согласования проектного метода и Дальтон-плана. Метод проектов – всеобъемлющая форма работы, которая органически включала в себя и Дальтон-план, и комплексную систему, и исследовательский метод. Сущность Дальтон-плана не противоречила основам проектного метода, несмотря на то, что он предполагал предметную систему, а метод проектов – комплексную группировку материала. Организационная форма Дальтон-плана благодаря своей гибкости могла свободно, не изменяя своим принципам, принять предложенное ей проектным методом новое содержание, взятое целиком из окружающей действительности [11, с. 7, 62]. Школы, работающие по Дальтон-плану, пытались изменить его недочеты и найти нужные для этого пути. Отмечались положительные стороны Дальтон-плана, которые также были свойственны методу проектов: самостоятельность учащихся; особая лабораторная обстановка, способствующая работе по данному предмету; самоучет и самоконтроль учащихся; индивидуализация программ (соответственно уровню и развитию ребенка); сотрудничество учителя и учеников; ясность цельности работы в глазах учащихся. К ним также добавлялись качества метода проектов: связь с окружающей жизнью; комплексность преподаваемых предметов; обязательное применение изученных знаний на деле; проработка проектов, внесенных самими детьми по их собственному плану [11, с. 61–65]. Синтез двух методов способствовал развитию в советской школе уникального метода, который имел несколько названий в различных интерпретациях: лабораторно-исследовательский, лабораторно-бригадный, студийный. В некоторых вариантах оставалось первоначальное название метода Е. Пархерст: Дальтон-план [11, с. 64–65]. Советские учителя на основе метода проектов вырабатывали у детей желание трудиться для общества и вносить свой вклад в общее дело [12].

Заключение. Советская школа интегрировала в практику отечественной школы метод проектов и Дальтон-план в сочетании. Советские педагоги сделали попытку синтезировать два метода, извлекая из них те качества, которые наилучшим образом вписывались в новую систему образования. В результате этого появился уникальный метод с множеством названий: лабораторно-исследовательский, лабораторно-бригадный, студийный, метод проблем, который способствовал коллективному творчеству и развивал детскую инициативу. Метод проектов в советской интерпретации помогал воспитанию деятельных, активных и инициативных строителей нового общественного строя. Важно отметить, что в период становления трудовой школы метод проектов являлся формой организации обучения, которая полностью заменяла традиционную систему обучения. При построении новых программ предлагалось использовать принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности людей. Выдвигался трудовой метод как основной путь приобретения знаний. Труд становится основным центром, около которого возможно построение комплексной программы [13]. Эта проблема нашла отражение в большом количестве исследований, авторы которых отмечают достоинства метода проектов, актуальность его изучения в историческом контексте и использования в современной образовательной практике, когда поиск новых подходов в школьном образовании с каждым годом становится все более актуальным и необходимым. Профессиональный рост учителя невозможен без овладения им новейшими педагогическими технологиями, инновационными методами обучения [14]. Подводя итоги, можно говорить о том, что основоположники метода проектов – Дж. Дьюи и его последователь У. Килпатрик – были единодушны во мнении о том, что школа должна не только доносить знания, но и заботиться об общем развитии детей, о выработке умения анализировать факты, добывать информацию и делать обобщения. Разработанный педагогами-реформаторами метод способствовал формированию самостоятельности и активности мышления при выполнении учебных задач, в которых дети самостоятельно добывали знания, опираясь на свой жизненный опыт. Для того чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные ему, лично значимые, предлагалась брать проблему из реальной жизни, знакомую и значимую, для решения которой предстоит применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые еще предстоит приобрести [15]. Их идеи были реализованы в практике отечественной школы в период становления советского государства, когда шли разработки нового содержания образования, призванного воплотить воспитательные и образовательные задачи новой школы.

Читайте также: