План модернизации развивающей предметно пространственной среды группы доу

Обновлено: 05.07.2024

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

Проблема

Тип проекта: практико – ориентированный.

Вид проекта: внутренний (долгосрочный).

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе

Продукт проектной деятельности:

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Продолжительность проекта: май 2020г. – май 2021 г.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Участники, принимающие в организации РППС: педагоги и родители.

Центры

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

Слайд 9

Макет микрорайона, в котором расположен садик(изображен на стене), атрибуты для сюжетно-ролевых игр: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины, дорожные знаки, функционирующий светофор, демонстрационный материал, памятки, брошюры, папки-передвижки с информацией по правилам дорожного движения, которые периодически появляются в информационных уголках для родителей.

расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

-формирование практических умений пешеходов;

-освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий

-формирование культуры участника дорожного движения;

-формирование культуры участника дорожного движения

«Центр именинника" Слайд 10

Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

-создать в группе определённый стиль жизни (культуру и традиции) для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему;

- воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной перед собой цели;

- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками;

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,

На стене ленты для вывешивания детских работ, организации выставок, многоуровневая подставка для детских поделок.

Пространство спальной комнаты

Центр

Слайд 11

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Групповое помещение

Литературный центр

Слайд 12

-тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей)

-тематическая подборка детской художественной литературы;

-игры по обучению грамоте

- игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора

-мастерская для книг

-настольные и д/игры

по знакомым произведениям

· -формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;

· -развитие эмоционального отклика на содержание книг;

· -развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;

· -формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;

· -развитие памяти и фантазии;

· стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса;

· -привитие любви к литературе;

· воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;

· -нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности.

Центр развития речи

Слайд 13

-артикуляционная гимнастика в картинках

-дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.

- картотека игр по мнемотехнике

-овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Слайд 14

В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

-развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет

Слайд 15

-дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д

-группировать предметы на основе общих признаков

- ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Слайд 16

-два набора из мягкого пластика для плоскостного конструирования;

-пластмассовый и деревянные наборы с деталями разных конфигураций.

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций с точки зрения практического назначения объектов;

-упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу.

-научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения;

- научить широко использовать разнообразные конструкторы.

-выполнен из пяти кругов, на каждом из которых помещена заготовка-пиктограмма с определенной эмоцией. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки

-позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад;

- средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка

Сенсомоторный центр

Слайд 17

Сенсорный стол, сенсорные книжки, файлы и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки,

различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях

Ноутбук, телевизор, музыкальный центр который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

-создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

-содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);

-обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

-составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;

-разработать, апробировать и отследить результативность сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом;

Центр

Слайд 18

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.

-развитие навыков использования различных техник изобразительного искусства;

- ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством;

- разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модернизация предметно-пространственной развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Воспитатель создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.В группе для трехлетних детей используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Вариативность среды предполагает: наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Создавая предметно-развивающую среду , мы учитывали требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Мы старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по нашему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.

1 Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

2 Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

3 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста Е.О. Смирнова Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70–73.

4 Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды образовательного дошкольного учреждения, способствующей всестороннему развитию и саморазвитию творческой личности воспитанников на каждом из этапов проживания дошкольного детства в конкретно созданных условиях детского сада.

1. Продолжать внедрять в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. При создании предметно-пространственной развивающей среды, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы, увлечения, потребности; особенности края, города, социальных и природных явлений.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в процессе создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды МБДОУ важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, познавательного, эстетического и социального становления личности ребенка. Педагогам ДОУ необходимо постоянно вносить изменения в предметную среду, учитывая непрерывный рост и развитие воспитанников. Только в этом случае среда будет стимулирующим фактором развития дошкольников, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, согласно требованиям ФГОС должна быть:

Насыщенность среды предполагает:

- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

- соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

- от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

- от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Проект «Организация развивающей предметно-

Младшая группа №2

Заведующий МАДОУ Д/с №1 "Ромашка" МР

Учалинский район РБ

воспитатель первой категории

Шакирова Фирдаус Таиповна

Тип проекта: информационно-исследовательский, ориентированный , познавательно- творческий .

Вид проекта: внутренний , групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проетка: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОО

Продолжительность проекта: годовой, (01.06.2017г. - 31.05.2018г.)

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОО.

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности

Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей,

организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе

Внедренческий (Основной) этап:

Практическая реализация проекта.

Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы ДОО

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Этапы реализации проекта

Изучение методической литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели задач проекта.

Основные направления работы по проекту:

5. Трудовое 6.Гражданско- патриотическое

Организовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет является показателем профессиональной компетентности педагога.

1. Организационно-подготовительный этап

Методологические основы проекта:

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

Предметно-развевающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

(В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство позволяющее организовать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта):

  • подбор исторической, художественной и методической литературы,
  • подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры,
  • выставки творческих работ детей совместно с родителями
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет.

Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО

Рассматривается как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности

Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.

Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

развивающей предметно-пространственной среды:

Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной программы,

разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.

Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Полифункциональность: представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей .

Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность : соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать

гигиеническим и эстетическим требованиям.

Функции развивающей предметно-пространственной среды:

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным

при создании развивающей предметно-пространственной среды

Варианты (линии) изменения при создании развивающей предметно-пространственной среды

  • времени
  • освоенности
  • стратегического и оперативного изменения
  • единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической

Условия для создания развивающей предметно-пространственной среды

  • Реализуемой в ДОУ образовательной программы;
  • Требования нормативных документов;
  • Материальных и архитектурно-пространственных условий ;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • Общих принципов построения предметно-пространственной среды
  • Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
  • Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,
  • развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности
  • участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Учет основных образовательных областей ФГОС ДО

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Факторы, которые следует учитывать при организации

развивающей предметно-пространственной среды

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
  • Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей

Краткое описание помещения и участка группы

Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства группы и участка, а так же

материалов, оборудования и инвентаря для

развития детей дошкольного возраста в

соответствии с особенностями возрастного

этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учет особенностей и коррекции недостатков

2. Внедренческий (Основной) этап:

Развивающая предметно -пространственная среда

Центров активности группы:

  • Содержательно-насыщенная;
  • Трансформируемая;
  • Полифункциональная;
  • Вариативная;
  • Доступная и безопасная

Центр природы и экспериментирования

Центр театрализованной деятельности

Центр сюжетно-ролевых игр

Центр физического развития

и сохранения здоровья ребенка

Центр изобразительной деятельности

Центр конструктивной деятельности

Центр сенсорного и

  • Подведение итогов.
  • Оформление материалов по проекту.
  • Создание презентации.

3. Заключительный этап

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности

- Умение планировать этапы своей деятельности.

- Умение довести начатое дело до конца.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи.

-Умение ориентироваться в информационных источниках.

- Умение делать выводы из полученной информации.

- Умение задавать вопросы по данной теме.

- Умение получать необходимую информацию в общении.

- Умение принимать участие в коллективных делах.

- Умение уважительно относиться к окружающим людям.

- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

Рекомендация по организации ПРС

  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
  • Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
  • Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
  • Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Список используемой литературы:

    Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г

2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей

предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007

Вопрос создания развивающей предметно – пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В связи с этим, я постаралась создать в своей группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Предметно – пространственная развивающая среда в моей группе организована с учётом требований ФГОС на основе интеграции содержания и видов деятельности по направлениям развития дошкольника.

Направление: Речевое развитие

Направление: Познавательное развитие

Образовательное пространство нашей группы оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими (это интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, проектор). Изменения в познавательной зоне происходят в зависимости от образовательной ситуации.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В этом центре дети занимаются экспериментированием с доступными материалами, в том числе с песком и водой.

Направление: Социально-личностное развитие

Направление: Художественно — эстетическое развитие

В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изо деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Направление: Физическое развитие

Тренажёры разместили по всему детскому саду, так как у нас нет отдельного физкультурного зала. В нашей группе 4 тренажёра. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность жизни и способствует укреплению здоровья. Для организации здоровьесберегающей предметно-развивающей среды: создаём в группах физкультурные уголки, оснащены спортивным инвентарем (мячи, скакалки, кегли, кольцеброс, тренажёры), в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, уголки безопасности.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды необходимо продолжать, главными критериями при этом должно стать творчество, талант и фантазия педагога.

Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их любознательными, выносливыми и физически развитыми, а главное счастливыми! Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются:

 доступность и безопасность.

4.Участники создания развивающей предметно-пространственной среды группы в ДОО

Результатами нашего сотрудничества с родителями можно считать:

- помощь в совершенствовании развивающей среды;

- участие в культурно-творческих и спортивно-массовых мероприятиях детского сада и села (конкурсы, выставки)

- обобщение опыта ДОУ и семьи и опыта семейного воспитания.

В январе и мае каждый год организовываем субботники по благоустройству участка. Зимой родители чистят участок от снега, делают горку, весной и осенью родители убирают участок от мусора, листвы, белят стволы берёз. Родителями были сшиты для уголка ряжения юбки, косынки, фартуки, также массажные коврики. Дети очень рады тому, что сделают их родители.

С помощью родителей в группе имеется костюмерная, в которой подобраны национальные костюмы, костюмы животных, сказочных персонажей. Для перевоплощения в различных персонажей в уголке расположены маски-шапочки изготовленные взрослыми, маски из папье-маше, меховые шапочки, парики и другие атрибуты. Для театральных, ролевых игр подобрано много различных головных уборов (шляпки, короны, кепки, шарфы палантины и т.д.).

5.Учет индивидуальных особенностей детей группы при организации предметно-пространственной среды группы ( особенности здоровья детей, особенности освоения ООП дошкольного образования, учет интересов детей и т.д.)

В свободное от образовательной деятельности время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место и устроить своеобразный музыкально-театрализованный уголок и оборудовать его соответствующими пособиями.

6.План модернизации развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО на 2017-2018 учебный год

Элемент РППС

Приобретение, изготовление, другое

Предварительная работа перед включением в образовательный процесс

Читайте также: