Что такое грамота в древней руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

В летописях сказано, что грамотность на Руси появилась с крещением государства . Это было связано с необходимостью перевода, записи и осмысления византийских христианских текстов.

Откуда пошла грамота

Термин грамота был заимствован из Византии, где означал указы, различные послания и любые письменные документы. На Руси же слово “ грамота изначально подразумевало собой берестяные таблички, на которых и писали славяне. Они были разного предназначения: чаще всего это были обычные, бытовые, использовались в качестве записок и посланий разного характера. Известно также о грамотах-указах, завещаниях, церковных текстах. Спустя время это слово получило знакомое нам значение.

Создание грамоты у славян

На данный момент уже многие исследователи полагают, что ещё до христианизации славяне умели писать, об этом свидетельствуют некоторые исторические памятники литературы. Однако наибольшее распространение грамота получила именно в 10 веке. Создателями русского алфавита считаются Кирилл и Мефодий. Изначально братья создали глаголицу , которая была основана на тайнописи греков. Незнающие люди иногда принимали этот алфавит за восточный, потому как буквы в нём были заимствованы в греческом, но писались они совсем иначе. Так же славянское наречие несколько отличалось от греческого: например, в русском языке много шипящих и свистящих звуков.

Братья достаточно долгое время были на Руси и обзавелись множеством последователей и учеников, которые уже после их смерти доработали глаголицу и создали знакомую нам кириллицу . Между этими двумя алфавитами существенной разницы нет: и в том, и в другом случае была 41 буква, а их названия были одинаковыми, но немного отличалось и написание букв.

Как прививалась грамота на Руси

На Древней Руси обучались грамоте с 7-10 лет. В этом возрасте ребёнка отдавали учителю. Учителем часто выступал местный священнослужитель. В классах детей было немного, всего около 10 человек. Вместе они сперва изучали алфавит, затем начиналось изучение слогов, из которых, в свою очередь составлялись слова. После устного изучения алфавита, дети проходили написание букв и слов. Писали ученики на церах – дощечках из дерева, которые были заполнены воском. Из них делались своеобразные тетради: две церы соединяли вместе, одна сверху другой, а потом скрепляли тесёмками так, чтобы можно было открывать и закрывать получившуюся книжку. Позже, когда дети становились старше, они начинали писать, а точнее, царапать, на жёсткой бересте. Это было гораздо сложнее, чем выводить буквы на мягком воске. Именно поэтому обучение грамоте считалось делом нелегким.

Берестяные грамоты

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Берестяные грамоты

Открытие берестяных грамот

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

Берестяные грамоты

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Берестяные грамоты

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция. Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:


Берестяные грамоты — это памятники древнерусской письменности, записи на коре деревьев. Один из самых популярных материалов для письма в XI–XV веках.

Береста была очень дешевым материалом. Однако многие не покупали грамоты, а мастерили их сами. Выбирали кору хорошего качества, без прожилок и больших трещин, очищали ее от верхнего слоя и кипятили в специальном щелочном растворе. Когда грамота высыхала, на ней можно было писать. Чернилами для этого не пользовались. Писали стилосами, или писалами, — заостренными палочками.

Небольшие фрагменты берестяных грамот отечественные археологи находили в древних городах еще в XIX веке. Однако первый целый документ — берестяную грамоту №1 — обнаружили только 26 июля 1951 года в Новгороде. В ней содержалась информация о повинностях крестьян трем землевладельцам.

Следом археологи нашли берестяные грамоты и в других городах — Смоленске, Пскове, Москве. Часто такие документы обнаруживали случайно. Так, в 1957 году в Витебске, на площади Свободы, взорвали Николаевский кафедральный собор. В котловане, который остался на месте здания, во время строительных работ экскаваторщик обнаружил на глубине трех-четырех метров первую витебскую берестяную грамоту. А житель Новгорода нашел старинный документ в собственном цветочном горшке, когда пересаживал растения.

Содержание берестяных грамот было очень разнообразным. На них писали заметки и списки покупок, любовные признания, судебные протоколы, молитвы и заговоры. Часто бересту использовали как черновик, чтобы не портить дорогой пергамент, на котором писали официальные документы.

А еще на грамотах рисовали, тренировали азбуку и счет. Для удобства несколько листов с домашними заданиями средневековые ученики скрепляли кожаными шнурками — так получались ученические тетради. Подобным образом из бересты делали и книги.

Берестяные грамоты и их фрагменты продолжают находить и сейчас. Сегодня известно более 1100 обнаруженных документов.

В 2019 году первой берестяной грамоте в Новгороде поставили памятник. Он изображает мальчика, который в одной руке держит бересту, в другой — стилос. Вероятно, это Онфим — ребенок, который жил в городе в XII веке. Ученым известно около 12 грамот этого мальчика с упражнениями в счете и письме, а также несколько берестяных рисунков.

Обучение грамоте

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили у пророка Наума благословения на разумение:

В дом приглашали учителя. Учитель приходил в назначенное время. Встречали его с почётом и уважением. Отец семейства обращался к учителю с просьбой научить его ребенка уму-разуму со словами:

Как учили грамоте на Руси?

Урок

В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица

Это интересно


[note]В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать — одаривала собственноручно вышитым полотенцем.[/note]

Это нужно знать


В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.
Хочешь познать истину – начинай с азбуки.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
С умом торговать, без ума горевать.

Существуют даже загадки о школьных принадлежностях того времени:

Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)

На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.
(Перо)

По черной земле белый заяц пробег.
(Мел)

Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Читайте также: