Как воспитывают детей в 21 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития и воспитания современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры. Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок 21 века стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим! Мы отмечаем, что дети отличаются от того, какими были мы в их возрасте, что авторитет взрослых уже не так очевиден, что дети порой опережают нас в различных областях, и непонятно, кто кого обучает. Встает вопрос: на что же опереться при воспитании малышей?

И я хочу остановиться на 10 правилах классика мировой литературы и педагога Льва Толстого. Принципы его воспитания и образования были новаторскими не только для XIX века, а остаются актуальными и в наше время, время быстрого развитие техники, смены трендов, развития Интернета.

1. Не портить воспитанием

2. Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки.

3. Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых - и советовал родителям прежде всего обнаружить свои слабые стороны. В противном случае, дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

4. Учить полезному

Лев Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения документа об окончании учебного заведения ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

5. Воспитывать самостоятельность

6. Разрешить недовольства

7. Развивать воображение

8. Учить понятно

9. Быть человечнее

10. Самому жить хорошо

По Толстому, дети - чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь, прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики - в первую очередь, заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.

Поздравление с Новым годом и размышление на тему…

Поздравление с Новым годом и размышление на тему… Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги и гости славного сайта МААМ! Уже осталось мало времени до самого загадочного и волшебного праздника,.

Если послушать взрослых, то почти все единодушно отмечают, что нынешние дети уже не те! Они – другие! Они – абсолютно другие. Мы такими не были… И об этом говорят не только вечно ворчащие бабушки, но и довольно молодые мамы и папы, а так же воспитатели, педагоги, психологи.

Так какой же он, ребёнок 21-го века? В первую очередь, это тот же самый ребёнок, которому во все века требовались внимание, забота, любовь, ласка родителей и близких. Развитие детей с момента рождения идёт самым обычным образом – полноценный сон, кормление, массаж, закаливание, развитие речи, первые шаги. Воспитание и обучение ребёнка всё так же является основной целью нашего общества, чтобы вырастить здорового, достойного и счастливого человека.

Однако уже с младенчества становится заметна разница между современными детьми и их ровесниками, жившими 100, 50, или даже всего лишь 20 лет назад.

Информационные дети

Малыш 21-го века живёт в сложном мире новых технологий, и ему невдомёк, что когда-то всё было иначе. Его окружают автоматика, механизмы, телевидение, сотовая связь и т.д. Для детей это – норма, в их понимании так было всегда. Далее идёт знакомство ребёнка с гаджетами (компьютером, планшетом, телефоном), причём порой взрослые сами подсовывают их малышу как игрушку, подогревая интерес красочными картинками и видеосюжетами.

Новейшие технологии и интернет позволяют получать огромный объём информации, к которому раньше не было такого свободного доступа. Ребёнок становится ещё более информированным. Но наряду с замечательными образовательными программами для всестороннего развития детей, всемирная паутина изливает на малыша огромное количество низкосортных или ужасающих видеороликов и ненужной рекламы.

Ещё одной отличительной чертой информационного детства является то, что у дошколят исчезает двор и улица, как важнейший социальный университет, где ребёнок учится общаться и контактировать с другими людьми. Поэтому в реальном мире информационные дети часто чувствуют себя беспомощными и одинокими.

Информационные дети

Самостоятельность и физическое развитие детей XXI века

Современный малыш нуждается в постоянном контроле, так как создаётся впечатление, что инстинкт самосохранения у него отпал за ненадобностью. Его опасно оставлять одного дома, даже если его 10 раз предупредили, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, открывать воду и газ, залезать на окно.

Оставляет желать лучшего и физическое развитие детей 21-го века. Полноценное питание нередко заменяется фаст-фудом, популярны попкорн, чипсы и газированные напитки. Информационные дети почти не играют в подвижные игры, а долгое сидение за компьютером приводит к проблемам со зрением, позвоночником, и иммунной системой.

Погоня за успехом и дошкольная подготовка

Погоня за успехом и дошкольная подготовка

Как мы уже говорили, современный ребёнок не знает другой вселенной, кроме этого, вечно спешащего, конкурирующего, зацикленного на достижении результатов мира. Под влиянием социума родители вовлекают в эту гонку и детей, записывая их на всевозможные дополнительные занятия.

Современные дети быстро схватывают базовые основы чтения, письма, счёта, что является хорошей дошкольной подготовкой. Но к таким детям невозможно применять те излюбленные методы воспитания, что были эффективными в прошлом веке. Если вы постоянно завышаете планку, не формируя при этом позитивной самооценки, то рискуете получить затравленного, без вины виноватого ребёнка, не оправдавшего надежд своих родителей.

Разница колоссальная. С одной стороны, он такой же, как все дети. Он требует любви, внимания и заботы так же, как и дети, рожденные в другое время. Но если сравнить ребенка, родившегося 100 лет назад, 50 лет назад и современного ребенка, разница окажется огромной. Даже дети нулевых годов 21 века сильно отличаются от тех, кто родился недавно.

Современные дети находятся под постоянной информационной бомбардировкой. Они быстрее нас осваивают гаджеты и быстро приспосабливаются к постоянно меняющейся обстановке. Если мы являемся “цифровыми иммигрантами”, то современные дети -- это “цифровые аборигены”.

Мы реагируем на сегодняшний день, мы учимся тому, что уже есть и не знаем о том, как изменится жизнь через 10-15 лет. Если игры нашего детства часто были связаны с профессиями, то у современных детей игры часто связаны с героями мультиков.

Мы играли в дочки-матери, в магазин, в больничку, в войнушку, в парикмахерскую. А игры современных детей меняются с огромной скоростью. Скорость и гибкость мышления -- это то, что необходимо развивать сейчас.

Раньше родители и учителя были источниками информации. Сейчас дети могут найти информацию сами. Мы можем научить ребенка ползать, ходить на горшок и делать первые шаги. В детском саду они научатся взаимодействовать друг с другом. В школе научатся читать, писать и считать. Все остальную информацию они получат сами с помощью гаджетов.


Воспитание ребёнка – это процесс, при котором комплекс действий и методов используются для прививания ребёнку основ поведения, морали, этики в семье и обществе. Также воспитание можно рассматривать с точки зрения индивидуума, когда тот поступает в соответствии с заложенными ему нормами поведения. Воспитание является одним из важнейших процессов в жизни человека, особенно большую роль оно играет в социальной жизни человека. В данной статье рассматривается эволюция воспитания с древнейших времён до настоящего времени, его роль в обществе.

Так, по мере развития общества, развивалось и воспитание. Из-за неравномерности развития общества в разных уголках планеты, мы можем увидеть, что в настоящий момент существуют различные виды обществ: от самых простых, где преобладают земледелие и физический труд, до технологичных, где человек может использовать технические и цифровые средства для достижения своих целей. Эту особенность развития человечества также можно использовать для анализа развития воспитания.

Перейдем к особенностям воспитания XXI века. Эти особенности являются прямым следствием глобальных событий, произошедших в XX веке. Первая и Вторая мировые войны, революция, кризисы, Великая Отечественная Война, развитие информационных систем, глобализация - события, которые сильно повлияли на всё будущее человечество.

На протяжении всего существования человечества самую большую роль играет воспитание в семье. Если оно будет полноценным, то общество получит адекватную личность, которая способна социализироваться. Но воспитание закладывается не только со стороны семьи, но со стороны других членов общества. Рассмотрим, как менялось влияние ближайшего окружения ребёнка в период с начала XX века до начала XXI века.

Раньше, когда люди жили в деревнях, и все друг друга знали, то и воспитание детей проходило под общим контролем общества, то есть не только внутри семьи, но и, например, соседей, близких друзей семьи, которые могли жить очень близко и т.д. Я считаю, что это ближайшее окружение положительно сказывалось на воспитании ребёнка. Поэтому можно услышать из рассказов старшего поколения, кто застал те самые времена, что все жили дружно и друг другу всегда старались помочь.

Но в связи с глобализацией и в дальнейшем компьютеризации человечества, всё больше людей уезжало из деревень и сёл и поселялись в городах. Здесь мы встречаемся с тем, что новым людям нужно снова социализироваться в городе. И пока они этого не сделают, в некотором роде до них никому не будет дело. Дети, таким образом, не всегда могут получить воспитание со стороны ближайших людей семьи.

Далее, жизнь людей ускоряется: всё больше времени люди проводят за работой, чтобы прокормить семью. Это особенно касается тех стран, где даже самый просто труд мало оплачиваемый. Причем эта работа чаще всего находится вдали от дома и нельзя взять ребёнка с собой. Например, раньше родители могли брать детей на охоту или на свою работу, делиться опытом и передавать знания будущему поколению – это было также элементами воспитания. Сейчас же передать опыт, когда папа и мама на работе, невозможно. И таким образом, снижается воспитательская работа: родители могут быть погружены в свою работу и различные сферы деятельность, но слишком мало в жизнь своих детей.

информирование детей об их правах и о том, что именно следует понимать под нарушением детских прав;

введение обязательного доносительства для специалистов и организаций, так или иначе соприкасающихся с ребенком: врачей, учителей, воспитателей детских садов;

введение особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних с максимальным смягчением мер уголовного наказания для них;

беспрепятственный доступ представителей ювенальной юстиции в каждую семью в любое время при малейшем подозрении на то, что к ребенку применяются наказания;

введение уголовного наказания для родителей за наказание своих детей и лишение их родительских прав;

Кажется, что оно не защищает или расширяет права несовершеннолетних, а отменяет права взрослых для воспитания ребенка. И это приводит к дестабилизации не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений. Это также подтверждается опытом введения данной юстиции в странах Европы. Поэтому, если общество желает создать такую службу, необходимо аккуратно к этому подходить.

С другой стороны, в последнее время начали происходить различные дела с противоправными действиями от несовершеннолетних. То есть некоторые дети из подрастающего поколения являются прямой угрозой для общества. И государство пока никак с этим не борется напрямую, а косвенно, что, на мой взгляд, приносит мизерную пользу или даже вред. Если ребенок совершает преступление против детей или даже взрослого, то на его действия нет никаких правовых рычагов воздействия, чтобы он одумался – это приводит к печальным последствиям. Действительно, можно попробовать уговорить, чтобы он больше так не делал или, например, поговорить с родителями, чтобы они смогли повлиять на ребёнка. Но если ничего из этого не работает, то никаких правовых рычагов воздействия не остаётся, кроме как заявления в полицию.

В основном, всё, что написано выше, относится к негативному влиянию на воспитание. Но то же самое имеет обратную сторону. Приведём примеры.

Сейчас открыт доступ к различным ресурсам: курсы, практики, кружки по интересам – которые позволяют обрести новый круг общения и опять же выработать верное воспитание.

Государство также помогает детям: выделяет деньги малоимущим семьям с детьми, поддержка детей при потере кормильца, предоставляет квартиры детям сиротам, в муниципальных учреждениях раздают подарки на новый год, а также предоставляют места в детские лагеря и санатории. В школах учеников держат до последнего, самое главное, чтобы они доучились и получили хоть какое-нибудь образование.

В итоге, в XXI веке воспитание детей существенно изменилось, потому что изменился уклад общества и его основное место существования. Если раньше воспитание диктовалось узким кругом людей, то сейчас этот круг значительно расширился и родителям необходимо контролировать, кто в этот круг входит. Мы не должны забывать, что от нас зависит воспитание наших детей, мы должны им уделять внимание и делиться своим опытом, потому что дети – это наше будущее.

Читайте также: