Ментальная карта проекта образец для школы

Обновлено: 07.07.2024

Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности:демонстрация картин, схем, рисунков, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.

Очень часто, для того, чтобы запомнить что-то, мы записываем это куда-нибудь и храним до момента, пока эта информация нам больше не понадобится. Но иногда, и этого бывает недостаточно. Например, сидя на уроках, дети привыкли записывать информацию в линейном виде. Обычно здесь используется текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Тогда многие учащиеся сталкиваются с некоторыми проблемами: записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти, в таком конспекте трудно выделить главное, время при такой записи расходуется очень неэффективно. Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для мышления. Учеба часто ассоциируется со скукой, с необходимостью постоянно выкладываться, а нередко и с ощущением неудовлетворенности собой. Причем бывает так, что чем старательнее ребенок записывает, тем хуже результат, потому что вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Поэтому возникает вопрос, а как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял. Естественно, я заинтересована в рациональном способе запоминания информации учащимися. Немного поискав в интернете, я наткнулась на очень эффективный метод запоминания материала – составление ментальных карт (карт разума), о котором я и хочу рассказать чуть подробнее.

История и развитие ментальных карт

Структурирование интеллект-карт

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольники или всевозможные пузыри, висящие на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключать создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии должна быть равна длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть четкие, легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, а для более крупных – А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключить в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобнее читать карту.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

Практическое применение

Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций. Обучив ребят методу составления ментальных карт, у меня получился своего рода набор разнообразных ментальных карт по различным разделам математики. Наиболее интересные карты, составленные учащимися выпускных классов, я предлагаю вашему вниманию.










Заключение

Уверена, что благодаря составленным ментальным картам, ребята могут легко запоминать материал, который в последующем понадобится им на экзамене по математике. Надеюсь, что данный материал будет полезен учителям математики при обобщении изученного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация познакомит с правилами выполнения Ментальной карты. Расскажет о преимуществах работы с ментальной картой на уроке.

Ментальные карты

Федосова Светлана Сергеевна

 Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышат ь (под услышать тут еще подразумевается и прочитать). Одна картинка стоит 1000 слов . Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации. Карты ума представляют информацию, а главное - ее структуру - визуально : создатель метода Тони Бьюзен

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышат ь (под услышать тут еще подразумевается и прочитать).

Одна картинка стоит 1000 слов .

Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации. Карты ума представляют информацию, а главное - ее структуру - визуально :

создатель метода Тони Бьюзен

Принципы создания ментальных карт

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

Правила работы с ментальными картами

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

 Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

 Какой должен быть стиль ментальной карты?

Какой должен быть стиль ментальной карты?

 Разнообразие

Разнообразие

Структура ментальной карты

Структура ментальной карты

 Коды

 Используем картинки везде, где только можно.

Используем картинки везде, где только можно.

 Слова

 Цвета

 Линии и связи в ментальной карте.

Линии и связи в ментальной карте.

 Ошибки при построении ментальных карт Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными). Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться). Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее). Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).

Ошибки при построении ментальных карт

Чем Майнд Карта лучше Конспекта?

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)


-75%

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно именно с начальной школы.

Для начала, что такое ментальные карты.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Mind Map – это одна из техник визуализации мышления. Имея радиальную и иллюстрированную структуру, ментальные карты позволяют представлять информацию быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, способствуют лучшему усвоению информации. Яркие рисунки, графические изображения и слова, вызывающие определённый ассоциативный ряд гораздо легче запоминаются и впоследствии быстрее воспроизводятся, нежели информация, зафиксированная линейным способом.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:

• Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти.

• В записанном конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

• Время при записи расходуется очень неэффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Законы интеллект-карт Тони Бьюзена разделяются на законы содержания и оформления, а так же законы структуры.

Преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе.

Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно так же, как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.

Принципы составления ментальных карт

1. Главная тема помещается в центре листа.

2. Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.

4. К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

5. Радиальная структура.

6. Письмо печатными буквами.

Каковы же особенности работы с ментальными картами в начальной школе?

На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.

Затем первоклашки пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаю шаблоны кружков, подсказываю, каким цветом делать надписи.

Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат, но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т. д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты.

Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.

Метод ментальных карт созвучен содержанию нового образования Республики Казахстан и деятельному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты и исключительно положительные.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ.

Проанализировав методы составления ментальных карт, можно сказать, что они помогают представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, дают их целостное видение, облегчают запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в процессе обучения может дать огромные положительные результаты, поскольку даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее, т. е активное.

ЛИТЕРАТУРА 1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М. : Росмэн- Пресс, 2007. – 96 с.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. – 304 с.

4. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М. : Омега-Л, 2007. – 126 с.

5. Сазанова, Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 28. – С. 118 – 122.

6. Сидоров, С. Возможности использования ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – Выпуск 1(14). – С.

Выстроить и запомнить структуру урока бывает непросто. Это неудивительно, особенно если преподаватель работает с новым материалом. Как удержать в голове все важные факты и ходы? Помочь и ученикам, и педагогам может майндмэппинг или использование ментальных карт на уроках. Рассказываем, что это и чем полезна эта техника.

Использование ментальных карт на уроках

Что такое mind map?

Методику майндмэппинга во второй половине XX века разработал психолог Тони Бьюзен. С этой техникой человеку легче справляться с множеством информационных потоков и структурировать их.

Магия происходит благодаря ключевым словам, которые обнаруживают ход мысли и фиксируют его.

В итоге человек, который строит ментальную карту, начинает лучше осознавать, что именно он думает.

Ассоциации и иерархии — ещё два важных понятия, которые помогут создать ментальную карту. Это связано с устройством человеческого мозга: для нас естественно оттолкнуться от одной идеи, чтобы плодить все новые и новые ассоциации до бесконечности.

Как построить ментальную карту?

Создать ментальную карту урока не очень трудно. Главное, включить воображение и не сдерживать своё сознание: пусть оно вволю порезвится на фантазерском поприще.

Важные этапы создания ментальной карты:

  • Приготовить инструменты. Нужно взять доску и лист бумаги, карандаши, ручки, фломастеры — всё, что может понадобиться для визуализации своих мыслей. Яркие цвета не только можно, но и нужно брать в оборот. А ещё понадобятся наклейки и стикеры — они помогут на этапе обсуждения карты.
  • В центре размещается главная тема всей карты. Её можно обозначить как словами, так и рисунками. От неё расходятся лучи, гнущиеся или прямые линии — единого стандарта нет и не должно быть.
  • Важно, чтобы линии не вели к пустоте: они должны связывать тему с понятиями, которые с ней ассоциируются. Их и стоит нанести на бумагу или доску следующим шагом.
  • От новых понятий, которые только что связались с центральным, отходят линии второго порядка — они ведут к дополнительным ассоциациям.
  • Рисовать картинки, крепить наклейки — можно! Визуализация поможет лучше запомнить содержание ментальной карты.
  • Чтобы не запутаться в смысловых блоках, их можно обводить разными цветами или узорами.

Главное, чтобы ментальная карта получилась наглядной и исчерпывающей: важно отразить все аспекты темы.


Источник: Интернет

Педагогу важно не только построить ментальную карту урока, но и выбрать ключевые моменты, которые точно стоит обсудить на занятии; расставить приоритеты для разных смысловых ветвей; определить главные задачи занятия.

Ресурсов, которые помогут в создании ментальных карт, много, причём как бесплатных, так и платных:

    . Удобный и понятный интерфейс для создания ментальных карт. Можно использовать шаблоны, есть бесплатные и платные тарифы. . Подходит при создании междисциплинарных карт: на сайте есть множество готовых шаблонов. . Бесплатный и многопользовательский сервис. Работать в нём можно одновременно, что особенно полезно на дистанционке. Есть поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr – достаточно нажать на кнопку добавления изображения. . Программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме. Особенности сервиса режиме презентации, родные приложения iPad и Android для создания интеллект-карт, для иллюстрации важных тем можно записать и добавить на карту голосовое пояснение или загрузить тематическое видео из сети.Недостатки, ограничение на 3 активных карт. Бесплатный сервис, который позволяет объединять не только слова и изображения, но целые файлы – с ключевыми блоками можно связать документы разных форматов.

Как использовать ментальную карту на уроке?

Ментальные карты помогают буквально на всех плоскостях педагогической деятельности: при планировании урока или мозговом штурме, на этапе методической разработки, написании статьи и прохождению новой темы.

Школьникам ментальные карты тоже помогут. Они станут основой для конспекта, ответа на уроке, изложения или сочинения. К тому же навык создания ментальных карт влияет на способность придумывать новые идеи, целостно выражать свои мысли и обнаруживать взаимосвязи в разных явлениях и событиях.

Приведём примеры использования ментальных карт на уроках:

Читайте также: