Формы организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной и основной школе

Обновлено: 05.07.2024

Организация внеурочной деятельности по физической культуре на ступени основного общего образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.

Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Реализация основных направлений внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности МКОУ Красноселовской СОШ:

Утренняя гимнастика (зарядка до уроков)

Подвижные игры, развлечения

Спортивные кружки и секции

Анализ деятельности школы по реализации модели внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности


Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т . д.

Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Большое развитие внеурочная деятельность получила при таких педагогах как: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий ,В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и организуется по направлениям развития личности:

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Одна из приоритетных направлений внеурочной деятельности школы является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа. Она проводится вне урочного расписания, в свободное для учащихся время, имеет широкий выбор внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Выработать потребность обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика, развивая необходимые физические качества.

5. Мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно с цель сдачи норм комплекса ГТО.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физическая культура является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности учащихся, но бесспорно влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в коллективе.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Современная школа – это та социальная среда, в которой дети находятся значительное время, и нередко создаёт для них психологические трудности. Современный учебный процесс обусловлен не только продолжительностью учебного дня, объёмом домашних заданий, количеством, темпом и способами преподавания, но и исходным функциональным состоянием, адаптивностью ученика, характером его эмоционального фона и другими факторами его физиологии. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды через различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию школьников в общеобразовательном учреждении;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития учащихся в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Основными задачами внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности школьников являются:

1.Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в свободное от учёбы время, а также формирование негативного отношения к вредным привычкам через различные формы здорового образа жизни.

Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности детей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, но и от педагогического влияния, умения учителей придать интересам воспитанников общественно-полезную направленность.

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.

2.Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

3. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

4. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеурочная работа охватывала всех учащихся.

5. Внеурочная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Успеху внеурочной воспитательной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, соответствия его требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся. Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья через многообразие форм внеурочной деятельности - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей.

При организации внеклассных форм работы наши учителя, педагоги дополнительного образования осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Организация классных часов по профилактике вредных привычек.

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация динамических пауз на свежем воздухе в группах продленного дня;

6) Подготовка и проведение спортивных праздников Здоровья.

7) Предметных недель

8) Спортивных соревнований

9) Организация спортивных кружков и секций дополнительного образования.

Чтобы правильно организовать внеурочную деятельность школьников, особенно средних и старших классов, педагогам целесообразно руководствоваться основами возрастных особенностей школьников. Учитывать медицинские противопоказания к различным видам спортивных нагрузок. Консультироваться со специалистами местной поликлиники.

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье", которая должна включать следующие разделы:

- повышение медицинских знаний педагогов, персонала школы;

- обучение учащихся сохранению здоровья (урочные, внеурочные

-оздоровление детей в школе;

- работа с родителями;

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки.

Основными принципами организации внеурочной деятельности являются:

- учёт возрастных особенностей;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе реализации программы Здоровья в нашей школе была создана здоровьесберегающая образовательная среда, способствующая не только сохранению, но и развитию здоровья, обеспечивающая высокий потенциал творческого роста учащихся.

Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья через различные формы внеурочной деятельности, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Большую роль для реализации системы работы по здоровьесбережению играет такой компонент, как социум. На современном этапе развития образования становится ясным, что заказ общества - это здоровый и успешный выпускник. Для достижения этой цели у нас налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в области охраны здоровья.

Для формирования навыков ЗОЖ школа работает по следующим направлениям:

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- разработка и проведение уроков здоровья, тематических классных часов (1-11 классы);

- организация внеклассной и внеурочной работы (День здоровья-1 раз в месяц, кружки, секции, спортивные праздники, военно-спортивные игры, походы).

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы.

Одна из перспективных направлений развития образования является разработка модели организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся через внеурочные виды деятельности.

Для механизма реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы среди школьников, наша школа на протяжении многих лет сталкивается с одной и той же проблемой:

- отсутствие сельского дома культуры с наличием второго спортивного зала;

-отсутствие компетентных тренеров-преподавателей дополнительного образования;

- отсутствие зачастую материально-технических условий;

- проблемы финансового обеспечения

В данной ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальной модели реализации внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Красноселовская СОШ с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам основывается на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106)9

Для успешной реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в условиях сельской малокомплектной школы, мы разработали системную модель здоровьеформирующего образовательного пространства среднего общеобразовательного учреждения.

Главной целью внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы – это создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, как важнейшего фактора развития личности.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение безопасной и здоровой среды в образовательном учреждении. 2.Последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

4. Организация здорового питания.

5. Осуществление медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и всех его участников.

6. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими, спортивными и дополнительными образовательными учреждениями района.

Для нашей школы приемлема оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие не только учителя-предметники ОБЖ и физической культуры, но и заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, учреждения дополнительного образования района.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Обучающимся предоставляется возможность выбора, спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе, трёхдневный передвижной палаточный лагерь, районный туристический слёт.

Внеклассная работа отличается от учебнойтем, что: • осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы; • она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов; • педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Содержимое публикации

Внеклассная работа отличается от учебной тем, что:

осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

Задачи внеклассной работы:

содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;

углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

организовывать здоровый отдых учащихся;

прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

1.2. Содержание внеклассной работы

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по легкой атлетике, туризму, в секциях, группах, командах.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков, учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.

Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала, изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

1.3. Организация внеклассной работы

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры.

На общем собрании членов коллектива выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

В учебных группах секции 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).

Занятия учебных групп проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах - капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется играм, легкой атлетике.

Кроме организации практических занятий Совет физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.

1.4. Формы внеклассной работы

Для проведения этих видов внеклассной работы подготавливается актив учащихся.

1.4.2. Спортивные соревнования

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должен принимать коллектив физкультуры. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм, легкой атлетике.

В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.

Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем и активом класса. Им помогают коллектив физкультуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создается организационный комитет. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачета, утверждает распорядок проведения соревнований.

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

1.4.3. Спортивные секции

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:

приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;

содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;

готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;

содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

1.4.4. Недели физической культуры

В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по параллелям.


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Включенность школьников в занятия физкультурой и спортом, их активность на этих занятиях (реальное отношение к физкультурно-спортивной деятельности), в первую очередь зависит, особенно если иметь в виду их свободное время, от субъективного отношения к урокам физкультуры, другим занятиям физкультурой и спортом [1].

Изучение тенденций развития физической культуры и спорта в современном обществе и отражение этих тенденций в программах физического воспитания для образовательных учреждений показывает, что определенные актуальные требования настоятельно просятся в содержание физического воспитания. Так, сегодня сохраняется потребность у учащихся в получении знаний о сохранении и укреплении здоровья [2].

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочной деятельности по физической культуре отличается от учебной тем, что не только осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы, и строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтобы она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

Для определения организации внеурочной деятельности по физической культуре в школе необходима достоверная информация на основе социологического исследованиях [1].

Основная задача внеклассной работы в школе содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся и прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Основная задача, которую ставит перед собой учитель физической культуры – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, спортивных праздниках, соревнованиях.

Таким образом, организация внеурочной деятельности по физической культуре в школе позволяет развивать двигательные умения и навыки учащихся, массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни, проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов [2].

Литература

2. Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах/С.А. Фирсин//Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта №11 (111)-2014 г. С.159-162.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, образование, физическая культура, младший школьник, результат.

Аннотация: Статья раскрывает особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре на раннем этапе обучения. Данная тема является особо актуальной в силу перехода на ФГОС. В статье представлены особенности младших школьников, раскрыты задачи физического воспитания , обозначены основные направления развития личности.

A.A. Glebov

The Russian Federation

Organization of extracurricular activities for Physical Culture under the Federal State Standard of primary education

Keywords: extracurricular activities, Federal State Standard, education, physical education, younger learners, the result.

Annotation: The article reveals the features of the organization of extracurricular activities for physical education at an early stage of learning. This topic is particularly relevant due to the transition to the Federal State Standard of Education. The article presents the features of younger learners, the goals of physical education are disclosed, the basic directions of individual development are denoted.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других.

Психофизиологические особенности ребенка (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Целью внеурочной деятельности является формирование у младших школьников мотивации на сохранение и приумножение здоровья по средством подвижных игр.

При проведении занятий можно выделить два направления:

  • оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
  • повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

Читайте также: