Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

ФГОС – это федеральные образовательные стандарты. С их введением, которое в руководстве называют благом и прорывом в реформировании системы, началось заметное ухудшение качества этого самого образования.

А вот в этом году вступает в силу очередная новая редакция.

Для далеких от современных реалий, у кого дети отучились давно, объясняю. Раньше, допустим, задавали сделать поделку. Начнем с того, что в мое время поделки мы делали непосредственно в школе на уроках труда. Там учитель все объяснял, к каждому подходил. Он видел, старается ли ребенок, видел процесс и результат, оценивал его. Потом стали задавать домой. Дома, чертыхаясь, поделки делали родители или, если ребенок рукастый и ответственный, то он сам под присмотром родителей. Сейчас сделать – этого мало! Надо оформить проект! Снять видео, как вы дома делали, сделать фотографии разных этапов изготовления, все это оформить в виде презентации и переслать учителю, принести на флешке или прикрепить в своем электронном кабинете.

Вы считаете, что ребенок в 7 лет может это все сделать сам? Даже для многих родителей это тяжело и отнимает пару вечеров!

Недавно прочла интервью "Мелу" одного из самых распиаренных директоров школ в Москве – господина Ямбурга, известного тем, что он вроде бы и критикует новые изменения, вроде бы он за качественное фундаментальное образование, но как-то так странно, так, что всегда в итоге все реформы поддерживает!))

А что делать детям, у которых мамы и папы не умеют снимать и монтировать? Или нет техники, хорошего телефона или компьютера? Это кого в итоге мы оцениваем – родителей или детей? Что сам ребенок в дошкольном возрасте и в начальной школе может сделать? У вас что в саду или 1 классе – учат презентации делать? Нет, не учат! Так каким образом дети должны это все создать? Не дети, а родители? Так подождите – мы ж детей учим, родители уже школы давно окончили!

Так что чем дальше, тем веселее.

Слава Богу, еще не задают снимать художественные или документальные фильмы или разрабатывать технологические карты по производству чего-либо, программы компьютерные писать в начальной школе. Но чувствую, что все это не за горами….))))


В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где, и как я могу эти знания применить.

Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.

Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.

Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:

 проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;

 связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;

 формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;

 связь с созидательной творческой деятельностью;

 преобладание коллективных и групповых проектов;

 последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;

 динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;

 изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;

Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.

Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.

Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:

 погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;

 организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;

 защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.

В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.

  1. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов// Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
  2. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 - 27.
  3. Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Г. Мисаренко // Народное образование. – № 1. – 2009. – С. 62 - 68.
  4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, действие, задача, знание, младший школьник, учебная деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Зачем нужна проектная деятельность в начальной школе

Младший школьный возраст является начальным этапом вхож дения в проектную деятельность. В первом классе учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Основными задачами проектного образования младших школьников являются ( Матяш, Симоненко, 2002 ):

По содержанию: формирование наглядно-образного представле ния о мире и развитие манипулятивных навыков : прикладная художественная обработ ка разных материалов ; выращивание растений; уход за домашними животными.

По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внут реннего плана действий, произвольности, коммуникативных навы ков, обобщенных способов учебной деятельности.

Включение школьников в проектную деятельность явление новое, а внедрение нового всегда сопровождается трудностями .

Многим школьникам придется отойти от привычной системы: объяснение-инструкция, потом – предъявление образца действия, затем - действие по образцу на уровне простого воспроизведения. В рамках проектной деятельности необходимо принятие неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности.

Именно в младших классах актуальность проектной деятельности очень велика. Проектная деятельность помогает овладению основ проектной деятельности, трудовыми операциями и способствует развитию возрастных особенностей личности.

Содержание проектной деятельности выступает как средство формирования новообразований личности младшего школьника (произвольность психических функций, рефлексия, внут ренний план деятельности).

Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. ( Петровский, 1982) Безусловно, проектная деятельность включает в себя такие этапы, что позволяет младшему школьнику проявлять рефлексивность.

Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных опера ций: обоснование и выбор проекта, материалов, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления (продумывание последовательнос ти проведения работ). Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер и формировать внутренний план действий.

Проектная деятельность также участвует в формировании учебной мотивации младших школьников. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрос лой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения. А проектная деятельность позволяет увидеть результат своей работы сравнительно быстро, да и цели деятельности важны и значимы для ребёнка, что, несомненно, влияет на мотивацию. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна, отличается новизной, и именно она обеспечи вает насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьного возраста.

Проектирование способствует и развитию личностных качеств . В младшем школьном возрасте к особенностям личности относятся такие качества как трудолюбие и добросовест ность. Трудолюбие воспитывается, когда ребенок получает удов летворение от труда, как это происходит в проектной деятельности. Включение в неё младших школьников ме няет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценностное отношение к ней и адекватное представление о труде, способствует развитию трудолюбия как черты характера.

Развивающий характер проектной деятельности , несомненно, отражается и на познава тельной сфере школьников. Формируются мыслительные операции. Усваивается структура учебной деятельности. Развиваются гибкость, бы строта мышления, творческое воображение.

Алго ритм проектной деятельности способствует поэтапному формиро ванию мыслительных операций. Впервые в проектной деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения (Симоненко, 1985)

Ведущей деятельностью в младшем школь ном возрасте является учебная деятельность ( Леонтьев, 1981) . Сущность овладения которой состоит в усвоении ее структуры: учебные ситуации, учебные действия, действия контро ля и оценки. ( Давыдов, 1990) В традиционном обучении структура учебной деятельности формирует ся стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на ус воение знаний, умений, навыков. В проектной деятельности структурные компоненты формируются открыто, в процессе вы полнения заданий проекта.

Проектная деятель ность — деятельность творческая, способствующая развитию твор ческих черт личности: гибкость мышле ния, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому понима нию причинно-следственных связей.

Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, красиво и пра вильно выражать свои мысли, следовательно, идёт работа по развитию речи .

Успешное выполнение, защита своего изделия формируют самоува жение , учат видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, что очень значимо для, младших школьников, которые стремятся к освоению взрослых социальных ролей.

Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Овладение опытом проектной деятельности оказывает вли яние на познавательную сферу. Проектирование способствует формированию учебной мотивации. Нигде больше, как в младшей школе, проектная деятельность не интегрирует в се бе возможности совершенствования знаний по другим учебным предметам и развивает личностные качества на дан ном возрастном этапе. Она способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности. Проектирование активизиру ет развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности и рефлексии.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных для информационной среды. Этапы организации проектной деятельности, учебно-познавательные компетенции.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.10.2015
Размер файла 13,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Зачем нужна проектная деятельность в начальных классах

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль играет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

- давать определения понятия;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

Отсюда следуют этапы организации проектной деятельности:

- читаю книги, энциклопедии,

- спрошу у взрослых,

- зайду в интернет,

Учащиеся начальных классов только-только приступают к проектно-исследовательской работе, но еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появляется потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. проектный познавательный образовательный

В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):

Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Подобные документы

Внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Использование интерактивной доски Star Board в комплекте с мультимедиапроектором, ноутбуком, веб-камерой, аудиосистемой. Информатизация образовательного пространства школы.

доклад [41,9 K], добавлен 14.12.2009

Использование облачных технологий в проектировании информационно-образовательной среды. Организация совместной деятельности учеников, учителей и родителей, построение единой информационной системы. Эффективность ресурсного информационного потенциала.

доклад [170,0 K], добавлен 17.11.2016

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. Активизация мыслительной деятельности к самостоятельному творческому мышлению. Освоение компьютеризированных средств обучения. Технология оптимальной организации учебного процесса.

научная работа [411,3 K], добавлен 01.10.2014

Теоретико-педагогическое обоснование, возможности и условия организации проектной деятельности в общеобразовательной школе. Классификации проектов, специфика и описание способов организации проектной деятельности на уроках технологии в 6-7 классах.

дипломная работа [78,7 K], добавлен 20.11.2012

Проектная деятельность, как процесс, предполагающий системные преобразования образовательного процесса. Обобщение основных этапов проектной деятельности педагога: групповой и индивидуальный сбор, планирование, самостоятельная и совместная деятельность.

Читайте также: