Медико педагогический контроль в доу по фгос таблицы заполненные и справка

Обновлено: 02.07.2024

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших е функций. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. К. Ю. Белая предлагает рассматривать методическую деятельность с позиции управленческой деятельности, которой присущи такие функций, как: анализ деятельности, планирование, организация, регулирование, коррекция и контроль. Если мы рассмотрим методическую службу, то увидим все названные функции.

В методической деятельности различают три самые распространенные формы контроля : оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный контроль – суть его заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов.

Тематический контроль – главным предметом тематического контроля является система работы с детьми по одному из разделов программы. Результаты контроля тщательно изучаются, анализируются, это позволяет установить причины сложившегося положения дел.

Итоговый контроль проводится по итогам очередного периода

(года, полугодия). Итоговый контроль направлен на изучение различных сторон образовательной деятельности.

Что представляет собой МПК и каковы его критерии.

Организация медико-педагогического контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя. Основная задача МПК – создание условий (режимов) для укрепления здоровья детей, совершенствования физического и нервно-психического развития.

Благодаря организации медико-педагогического контроля можно отследить :

- санитарно-гигиенический режим: температурный режим помещений, режим проветривания, санитарное состояние помещений и участка.

- режим питания: сервировка стола, умение детей пользоваться столовыми приборами, сформированность навыка есть разнообразную пищу.

- режимные моменты в течение дня, такие как: утренняя гимнастика, прогулка, сон, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения. Результаты контроля заносятся в специальные карты, разработанные методистом городской службы В. Н. Зимониной.

Вот, например, как выглядит карта контроля сна, прогулки.

Так же МПК позволяет отслеживать режим двигательной активности детей. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в допустимых пределах.

Двигательная активность может быть как самостоятельной, так и организованной. Основной организованной формой ДА детей в детском саду являются физкультурные занятия.

На физкультурном занятии проводится комплексная оценка двигательной активности ребенка по трем показателям:

продолжительность (время, объем (количество движений, интенсивность – тренирующий эффект занятия.

Продолжительность двигательной активности определяется

методом индивидуального хронометража и позволяет определить общую и моторную плотность занятия (%);

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени;

Интенсивности двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.

Как оценивать продолжительность занятия (время, затраченное на движения).

Моторная плотность физкультурного занятия рассчитывается по формуле: время, затраченное на движения, делим на продолжительность занятия и х 100. МП грамотно построенного занятия находится в пределах 80-90%.

При этом нужно помнить о том, что в младших возрастных группах элемент обучения является более продолжительным, моторная плотность занятий должна быть не менее 60%.

Общая плотность физкультурного занятия – время, затраченное на обучение: и двигательная активность ребенка, и объяснения воспитателя, показ упражнений, перестроения, расстановка спортивного инвентаря, но при этом исключается время, затраченное на простой детей по вине воспитателя, на восстановление дисциплины.

Чтобы рассчитать общую плотность занятия, нужно полезное время разделить на продолжительность занятия и х на 100.

Общая плотность занятий в зале должна быть не ниже 90-95%, т. е. приближаться к 100%.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии. Эта методика позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей, она не требует много времени, а используемый в обследовании прибор достаточно прост в употреблении. Шагомер помещается в карман и крепится на поясе ребенка. Количество движений – это и есть показатель объема ДА.

Следующей характеристикой ДА ребенка на физкультурном занятии является интенсивность ДА. Интенсивность – это реакция организма ребенка на физическую нагрузку, основным методом измерения является пульсометрия.

Методика проведения : медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия (когда) :

после вводной части,

после заключительной части,

в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.

Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Тренирующий эффект занятия. Чтобы определить тренирующий эффект занятия, нужно суммировать все показатели и разделить на количество измерений, исключая первый и последний пункт. ТЭ занятия достигается у детей 3-4 лет при ЧСС, равной 130-140 уд/мин., 5-7 лет при ЧСС, равной 140-160 уд/мин.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Так, например, при допустимой степени утомления у ребенка наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание слегка учащенное, движения быстрые, самочувствие хорошее.

При значительной степени утомления эти признаки ярко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, выраженная потливость, учащенное дыхание, может наблюдаться одышка и головокружение. В этом случае необходимо ограничить физическую нагрузку на ребенка, дать отдых между упражнениями высокой степени интенсивности.

Если значительные признаки утомления наблюдаются у многих детей, то воспитатель должен задуматься о соответствии физической нагрузки возрасту детей и перестроить занятие.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

План медико-педагогического консилиума План медико-педагогического консилиума на 2013-2014 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ СРОК Ответственный I 1Результаты физической подготовленности.

План медико-педагогического-консилиума на 2015–2016 учебный год План работы медико-педагогического консилиума на 2015-16 у. г. октябрь 1 Итоги обследования детей на начало учебного года: антропометрия,.

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет)

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район.

на основе методических рекомендаций В.Н.Зимониной и

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН

в процессе физического воспитания

Медико-педагогический контроль проводится врачом, медицинской сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем.

Главное внимание необходимо уделить двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и орга-низованных формах деятельности. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
  2. Объема двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
  3. Интенсивности двигательной деятельности детей с помощью метода пульсометрии (частота сердечных сокращений – ударов в минуту) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук определило временной объем организованной двигательной деятельности за неделю:

3-4 года не менее 6 часов,

4-5 лет не менее 8 часов,

5-6 лет не менее 10-12 часов.

Объем двигательной активности по шагомеру:

Для достижения такого уровня активности (более 70 %) в дошкольном образовательном учреждении должны реализовываться все формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая, игровая деятельность.

Карты-схемы контроля разрабатываются на разные виды деятельности детей и режимные моменты.

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям в детском саду. При этом решаются взаимосвязанные задачи – оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычислений:

общее время за-нятия

объем двигательной активности

продолжительность двигательной активности

Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Определяется тренирующий эффект.

Работа по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях начинается с распределения детей на группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная и специальная).

При комплектовании той или иной группы учитывают состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность и функциональные возможности важнейших систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной.

Включение в ту или иную группу, как правило, носит временный характер. Группа занятий может быть изменена при повторном медицинском освидетельствовании, которое должно осуществляться в сроки, указанные при определении подготовительной или специальной групп.

Рекомендуемый дополнительный вид занятий

Дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность.

Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме.

Сдача контрольных нормативов.

Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, без достаточной физической подготовленности.

То же, но при условии более постепенно освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовлен

Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях дошкольного учреждения.

Занятия по специальным программам с дифференцированным подходом.

Использование доступных видов физических упражнений в режиме дня детского учреждения и в быту.

Организация работы по физическому развитию и оздоровлению не может идти сама по себе, она должна базироваться на педагогических и медицинских знаниях взаимодополняющих друг друга.

Качество образования в ДОУ, его эффективность зависят от умения руководителя дошкольного учреждения оказывать всестороннюю методическую помощь педагогам, родителям; выделять проблемы в работе педагога при осуществлении контроля.

Предварительный просмотр:

По материалам методических рекомендаций

методиста МИОО Зимониной В.Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Сохранить и укрепить здоровье детей средствами образования, учитывая их индивидуальные особенности; обеспечить качественное образование без увеличения учебной нагрузки является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Особая роль при выполнении данной задачи отводится руководителям ДОУ. Качество образования, его эффективность будут зависеть от умения руководителя дошкольного учреждения оказывать всестороннюю методическую помощь педагогам, родителям; выделять проблемы в работе педагога при осуществлении контроля.

В дошкольном учреждении любого вида необходимо разработать систему медико-педагогического контроля. В ее содержание можно включить следующие примерные разделы:

  1. санитарно-гигиенический режим;
  2. питание;
  3. режим дня;
  4. двигательный режим;
  5. охрана жизни и безопасность жизнедеятельности.

В каждом разделе следует конкретизировать задачи, определить содержание.

Медико-педагогический контроль может проводиться врачом или медсестрой совместно с заведующей или старшим воспитателем. Форма проведения зависит от темы контроля.

Вопросы раздела, требующие быстрого решения рекомендуются выносить в оперативный контроль, а вопросы нуждающиеся в серьезной проработке в тематический.

Ежедневный или оперативный контроль обязательно проводится в любом дошкольном учреждении. Ответственными могут быть старшая медсестра, старший воспитатель, воспитатель группы или дежурный администратор. Самое главное надо определить, как подготовлены педагоги, все помещения, где будут находиться дети, в каком состоянии здоровья пришел каждый ребенок в детский сад. При неблагоприятных условиях проводиться фильтр. [1]

Одновременно, ответственные за организацию оперативного контроля проверяют воздушный, температурный режим группы, ее санитарное состояние, а по окончании приема детей в тетради контроля делается запись готовности группы к работе.

Плохо спала ночью, капризничала

Постоянного внимания требуют также некоторые вопросы питания, режима дня, двигательного режима и организации учебной нагрузки в организованных формах обучения.

Проводя контроль учебно-воспитательной работы необходимо учитывать расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД) детей, распределение их степени трудности, как в течение дня, так и недели, количество НОД в течение дня и их длительность с учетом возрастных особенностей детей. Контроль осуществляется с учётом концептуальных положений реализуемой общеобразовательной программы и требований СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 года и изменениями к СанПиН N 91 2.4.1.2791-10 от 20 декабря 2010 г. N 1.

Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, также за счет занятий, предусмотренных программой. Участие ребенка более чем в двух дополнительных занятий не разрешается.

В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Далее предлагаются рекомендации к организации медицинского контроля, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, его физической подготовленности, функциональных возможностей организма, и решается вопрос об индивидуальных назначениях на занятиях физических упражнений и различных видов закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.
  2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.
  3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежде и обуви.
  4. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

При проведении всесторонней оценки физического развития детей специалисты учитывают не только антропометрические и физические данные, но и данные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка:

  1. измерение мышечной силы рук;
  2. измерение силы мышц туловища;
  3. жизненная емкость легких

Физическую подготовленность определяют по развитию у детей двигательных навыков и физических качеств: быстрота, скорость, сила, выносливость. Наряду с количественной оценкой проводят учет качества выполнения каждого движения: при беге, прыжках, метании.

Существуют группы детей, временно освобожденных от занятий физкультурой. В таблице приведены примерные сроки возобновления занятий физкультурой после некоторых наиболее распространенных заболеваний:

Рекомендованные сроки проведения медико-педагогического наблюдения – 1 раз в пол.года, всю группу с пяти лет.

Для проведения МПН выбираются два ребенка произвольно из группы занимающихся: у первого ребенка определяется физиологическая кривая занятия, прирост пульса после разных частей занятия, средний пульс.; у второго ребенка определяется моторная плотность занятия (секундомер с сумматором, реальное движение ребенка).

Наблюдающий внимательно следит за ребенком и засекает только время движения.

Моторная плотность = время движения х 100 : общее время занятия.

Работа по определению физиологической кривой:

  1. Перед занятием определяется исходное ЧСС в покое, далее в ходе занятия определяется ЧСС после вводной части, после основной части (обязательно определяется ЧСС после подвижной игры), после заключительной части, средний уровень ЧСС.

Средний уровень пульса на занятии физического воспитания должен составлять 120-140 уд. в мин. в зависимости от возраста ребенка.

Если средний уровень ЧСС ниже 120 уд.в мин., то нагрузка считается ниже средней и не дает тренирующего эффекта, а дает только поддерживающий эффект.

При ср.ЧСС 120-140 уд.в.мин. достигается тренирующий эффект занятия. Тренирующий эффект обеспечивает развитие функционального состояния организма ребенка от занятия к занятию.

При ср.ЧСС больше 140 уд.в мин. нагрузка выше средней интенсивности это допустимо для спортивных тренировок, но не для физкультурного занятия.

Построение физиологической кривой занятия.

Физиологическая кривая – это графическое изображение изменения ЧСС во время физкультурного занятия.

По вертикальной оси откладывается значения ЧСС (ударов в мин.), причем О точка соответствует исходному ЧСС (10 уд.в мин. одно деление)

По горизонтальной оси откладывается время занятия (цена деления 2 мин).

При правильном построении занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к подвижной игре и снижается от подвижной игры к концу занятия.

На занятии ЛФК и специальных медицинских групп пульсовая кривая имеет несколько вершин.

Прирост ЧСС во время занятия:

- в № прирост ЧСС после ВЧ – 15-20% от исходного;

Длительность занятия в ДОУ составляет в зависимости от возраста

Для определения ЧСС от фактического ЧСС минус исходное = прирост. (исх.ЧСС – 100%; прирост – Х %).

Прирост = ЧСС х 100 : исходн.ЧСС.

Незначительный подъем и плоская форма физиологической кривой говорит о недостаточной нагрузке, а резкий прирост пульса и небольшое его снижение к концу занятия говорит о чрезмерной нагрузке.

Указывать в протоколе наличие упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

После упр. Сопровождавшихся нарушением ритма дыхания, нужно давать дыхательные упражнения для восстановления дыхания.

Дыхательные упражнения не выполняются под счет.

Звуковые дыхательные упр. Полезны, происходит микромассаж бронхов. Очень полезно акцентировать внимание детей в конце занятия на правильную осанку, поправлять и хвалить их.


ЦИТАТА ДНЯ

"Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем,

а потому, что плохо работаем,

не организовано работаем,

бестолково работаем"

"Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы

не создадите сначала шалунов"

"Смотрите на звезды, а не себе под ноги "

"Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников."

Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог

"Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки"

"Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.. ."

"Не ограничивайте ребенка своими собственными знаниями, ведь он родился в другое время"

Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% - из того, как мы к этому относимся.

Favorite

Автор: Наталья Сорокина В избранное 0 Комментарии


- презентации для педагогов

Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов


Гимнастика для ленивого кишечника


- презентации для педагогов

Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОО


Положение о конкурсе


Растяжка 23 февраля


Технологическая карта физкультурного занятия в ДОО


Технологическая карта утренней гимнастики для детей


Анкета для родителей о значении спорта в семье

Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОО (новая)


- презентации для педагогов

Основные требования к двигательному режиму в ДОО


Новогодняя растяжка


Дидактические игры по обучению детей правилам дорожного движения


Подготовительные и подводящие упражнения


График физкультурно-оздоровительных режимов в ДОО


Обучение дошкольников основным видам движений ЛАЗАНИЕ


Обучение дошкольников основным видам движений РАВНОВЕСИЕ

Педагогический контроль физкультурного занятия

Педагогический контроль осуществляется заведующим, методистом или старшим воспитателем ДОО. Как правило в области Физическое развитие применяется следующие виды педагогического контроля: оперативный, плановый и итоговый.

Цель оперативного контроля — устранять с помощью рекомендаций и советов имеющиеся недостатки в работе инструктора.
Цель планового контроля — удостовериться, что инструктор работает в соответствии с программой ДОО.
Цель итогового контроля (по итогам месяца, полугодия, года)— определить уровень освоения дошкольниками программы ДОО.

Для осуществления педагогического контроля можно воспользоваться предложенной таблицей, заполнив которую проще сделать выводы по итогам проверки.


! В файле дана развернутая таблица
Выглядит так:

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.

Медицинский контроль за проведением физкультурного занятия

Медицинский контроль осуществляется врачом или медицинской сестрой ДОО. Проверяется плотность двигательной активности детей на занятии. Различают общую и моторную плотность физкультурного занятия.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени.
Метод шагометрии прост и удобен для массового обследования детей: шагомер крепится на поясе ребенка, количество движений на приборе – показатель объема двигательной активности
Интенсивность двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.
Методика проведения: медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия

  • до занятия
  • после вводной части
  • после общеразвивающих упражнений
  • после проведения основных видов движений
  • после подвижной игры
  • после заключительной части
  • в восстановительном периоде в течение 3-5 минут

Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.
Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.
При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
! В файле даны

  • таблица для составления физиологической кривой
  • формулы для расчета общей и моторной плотности занятия
  • таблица по возрастам с параметрами: длительность занятия, допустимая плотность, пульс, дыхание

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.
Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

Читайте также: