Мдк 02 05 организация театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. (С. Н. Томчикова)

Театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. ( В.Г . Петрова)

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский )

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Поэтому театрализованную деятельность мы рассматриваем как деятельность синтетического характера, в которой синтезируются многие виды искусства: музыкальное, изобразительное, литературное, поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Организация театрализованной деятельности в ДО в рамках изучения МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания основана на требованиях ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, вызывая у детей эмоциональную отзывчивость на различные жанры произведений.

В связи с этим образовательное содержание программы, музыкальное и театральное, становятся условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская театральная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкально - театрализованного содержания программы в соответствии со Стандартом.

В работах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугиной и др. система художественно-эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к музыкально – театрализованной деятельности и развитие творческих способностей. Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

В процессе практикумов студенты самостоятельно осуществляют отбор необходимых методических материалов для подготовки и дальнейшего проигрывания театрализации, представляют этапы организации театрализованной деятельности, подбирают музыкальное сопровождение не только к самой сказке, но и для каждого героя сказки. Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, студенты получают возможность научиться использовать разнообразные методы и приемы по организации разных видов музыкальной и музыкально-театрализованной деятельности.

Перспективы Т. к. ТД является самым распространенным видом детского творчества, она должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. По программе МДК 02.05. планируется расширить изучение направлений ТД на теоретических занятиях и особенностей их организации на практических, а также создание методических разработок при написании курсовых проектов и ВКР со студентами.

Позвольте отметить, что успешные результаты в организации этого вида театральной деятельности дошкольников, могут быть достижимы только при условии союзных отношений всех субъектов образовательных организаций, заинтересованных в этих результатах. Поэтому наши студенты, будущие специалисты, конечно же, испытывают надежду, что, придя на новое место работы, им будет оказана поддержка и участие от более опытных коллег. Спасибо за внимание.

Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.

Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

- участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки;

- участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения;

- участвуя в ней, дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

2. Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

К режиссерским играм можно отнести

-теневой театр,

-театр на фланелеграфе.

В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

- Настольный театр игрушек.

Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

- Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

- Теневой театр.

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Виды игр-драматизаций дошкольников:

- Игры-драматизации с пальчиками.

- Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

3. Виды театров для разных возрастных групп

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (Фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа

- Гапит – деревянный стержень.

- кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

- куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

Основные требования к организации театрализованных игр :

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

4. Организация уголка театрализованной деятельности

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, успешного выполнения задания. Поэтому целесообразно оборудовать в группе уголок для театрализованной деятельности, в котором можно расположить:

- различные виды театров;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.

5. Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах

На каждом возрастном этапе подходы методики работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок. Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т. п., читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

- Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

- Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

- В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т. д.

- После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

- Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

- Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;

- После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т. д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;

Работа над этюдами:

• Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).

• От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т. д.

• Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.

Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникает взаимопонимание, которое сохраняется на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста. Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. д. ;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т. д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т. п.

Упражнения на расслабления мышц:

-заснуть на стуле;

-сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

Работа над ролью:

• Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

• Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т. п. ,

Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т. д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпо ритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Кукольный театр.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;

2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила:

• При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

• Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;

• Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

• Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.

2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.

3. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.

4. Сорокина Н. Ф. Играем в театр.

Консультация для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду Консультация для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ. Театр в детском саду надо делать ни для того, чтобы в результате получилось.

Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает.

Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском саду

Воспитательно-образовательная работа по организации досуговой деятельности в детском саду Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр.

Экскурсия как одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду

Экскурсия как одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Описание: данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.
Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.
Задачи:
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.
2. Показать какое огромное влияние театрализованная деятельность оказывает на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в направлениях работы по театрализованной деятельности.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

-Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Автор: Матвеенко Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Клинцовский индустриально-педагогический коллдеж"
Населённый пункт: город Клинцы
Наименование материала: программа
Тема: ПМ 06. Организация театрализованной деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

_________________Панасюго Е.В.

Директор ГБОУ СПО КСПК
________________ Морозов С.В.

Рабочая
ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.06.Организация театрализованной деятельности детей раннего и

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

5. К О Н Т Р О Л Ь

О Ц Е Н К А

Р Е З У Л Ь Т А Т О В

О С В О Е Н И Я

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

часть
:
«Организация

театрализованной

деятельности

Рекомендуемое

профессионального

модуля:
всего –
260
часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося –
210
часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
140
часов (из них практических и лабораторных
– 50
часов); самостоятельной работы обучающегося –
70
часов; учебной и производственной практики –
108
часов.

Наименование результата обучения
ПК 1 Разрабатывать сценарии различных жанров детского театра. ПК 2 Осуществлять постановку детского спектакля. ПК 3 Проводить занятия по сценической речи и актерскому мастерству. ПК 4 Владеть репертуаром детского театра. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг. ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий ОК10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях. ОК11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. 5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ) «Организация

3.1.Тематический план профессионального модуля

профессионал

компетенций

Наименование разделов

профессионального модуля

Объем времени, отведенной на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная

аудиторная учебная

нагрузка обучающегося

Самостоятельн

обучающегося

Производственная (по

специальности),

предусмотрена

рассредоточенная

часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 6.1 – 6.4.

1.
Освоение основ театрального искусства.
60

2.
Освоение искусства режиссуры.
55

Р а з д е л

3 .
Организации театрализованной деятельно сти дошкольников.
45

4.
Освоение актерского мастерства.
60

Учебная практика

Производственная

профилю специальности)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

Организация

театрализованной

Наименование разделов

профессионального модуля

(ПМ), междисциплинарных

курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов

1.
Освоение основ театрального искусства.
60

МДК 06.01
И с т о р и я т е ат р а и о с н о в ы драматургии.
60

Тема 1.1.
Античный театр.
Содержание учебного материала

2
1 1. Древний театр. Театральное искусство Древнего мира.
Тема 1.2.
Театр Средневековья
.

Содержание учебного материала

2
1 1 Церковная драма. Светская драматургия. Миракль. Мистерия. Моралите. Фарс.
Т е м а

1 . 3 .
Те а т р э п о х и Возрождения.
Содержание учебного материала

1 . 4 .
История Русского театра.
Содержание учебного материала

4
1 Основные этапы в истории русского театра. Типы театров. Основные театроведческие понятия, термины. 1 2 Народные обряды. Игрищный этап в истории русского театра. Искусство скоморохов. Кукольный театр Петрушки. 1
Тема

1.5.
Развитие русского театра в XVII веке.
Содержание учебного материала

6
1 1 Театр славяно–греко–латинской академии. 2 Малорусский школьный театр. 1 3 Комедийная хоромина. 1
Содержание учебного материала

6
1 Комедиальная храмина. 1 7

1. 6 .
Русский театр XVIII века. 2 Университетский театр. 1 3 Крепостной театр. Театры Шереметевых. 1 4 Театр (кадетского) шляхетского корпуса. 1 5 Ф.Г. Волков – создатель первого постоянного русского театра. 1 6 Театр Медокса (Петровский театр). 1 7 Эрмитажный театр Санкт-Петербурга. 1 8 Понятие драматургии. Особенности драматургии. Русская драматургия XVIII века. 1
Тема

1.7.
Русский театр XIX века.
Содержание учебного материала

1.8.
Русский театр XX века.
Содержание учебного материала

2 .
Освоение искусства режиссуры.
55

МДК 06.02.
Основы режиссуры и м е т о д и к а о р г а н и з а ц и и театрализованной деятельности.
40

2 . 1 .
Сценарий как вид драматургии.
Содержание учебного материала

2
9
1
Основные принципы работы режиссера.
Режиссура как творческая организация всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Принцип жизненной правды. Принцип идейной активности искусства. Принцип активности и действия. Органичность творчества актера. Принцип творческого перевоплощения.
Главные

режиссера-педагога

работе с актером-любителем.
Умение управлять актером. Знание духовной, психофизической функции актера. Умение вызвать в актере творческий процесс в верном направлении. Согласование результата творчества между всеми участниками постановки. Режиссерский замысел – план постановки. 4 2 2
Работа режиссера над пьесой.
Момент первоначального ознакомления режиссера с пьесой. Создание условий для успешной работы. Важность первого впечатления. Нежелательное чтение пьесы по частям. Важность фиксации первых впечатлений от прочитанного. Выявление внутреннего содержания пьесы. Соотношение между текстом и скрытым внутренним действием в содержании пьесы.
Особенности работы педагога-режиссера с актером-любителем.
Творчество актера – основной материал в работе режиссера. Первая обязанность режиссера – вызвать в актере творческий процесс. Формы режиссерских заданий: показ, объяснение, подсказ. Использование различных режиссерских заданий по подготовке инсценировок песенок, стихотворений. Самостоятельное проведение студентами работы по подготовке инсценировок. Написание планов подготовки и проведения инсценировок стихотворений. 2 3
Практические формы воспитания актера-любителя.
Тренинги. Упражнения. Этюды. Виды, достоинства и недостатки этюдов. Алгоритм подготовки и проведения этюдов по художественным произведениям. Проведения студентами подготовленных этюдов.
Этапы работы режиссера с актером над спектаклем.
Сложность репетиционного процесса. Коллективная читка, собеседование за столом. Репетиции в выгородке. Поиски мизансцен. Репетиции на сцене. Рабочие прогоны спектакля. Генеральная репетиция. Репетиционное мастерство режиссера. Способы ведения репетиций 2
Содержание учебного материала

2 . 4 .
Педагог-организатор театрализованной деятельности дошкольников. 1
Место

театрализованной

деятельности

воспитательно-

образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Значение театрализованной деятельности детей. Формирование эстетического вкуса. Художественное образование. Развитие коммуникативных качеств личности. Создание положительного эмоционального настроя. Личность педагога – организатора детской театрализованной деятельности. Элементы актерского искусства в педагогическом мастерстве. Требования к речи. Умение импровизировать. Организаторские умения. Создание детского творческого коллектива. Различие законов детской игры и законов сцены. Как детей увлечь театром. Создание творческой атмосферы. Необходимость самодисциплины.
Теоретический

практический

организации

воспитательно-образовательных

организации

2.3.
Инсценирование дра- матических произведений для детей дошкольного образова- тельного учреждения на сцене.
Содержание учебного материала
18 1
Основные правила подготовки спектакля.
Интересный драматический материал. Отсутствие перегрузок для детей. Возможность высказать свое мнение. Участие в постановках всех детей. Максимальное вовлечение маленьких артистов в проблемы, сопутствующие постановке спектакля.
Этапы работы над спектаклем с дошкольниками
 Выбор пьесы, обсуждение  Деление пьесы на эпизоды  Музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов  Переход к тексту пьесы  Работа над ролью  Репетиция отдельных картин  Премьера спектакля 2
Виды кукольного театра. Кукольный театр в ДОУ.
Кукольный театр как вид искусства
.
3
Фланелеграфный театр.
Способы изготовления фланелеграфного театра.Постановка спектакля. 4
Настольный кукольный театр
. Способы изготовления кукол настольного театра. Изготовление настольного кукольного театра. Способы управления настольными куклами. Кукла на пластиковой бутылке. Настольный конусный театр. Этюды с настольными куклами. Этюды на выразительность жеста, на выражение основных эмоций , на воспроизведение отдельных черт характера. Постановка настольного театра . 5
Верховые

куклы.
Способы изготовления верховых кукол . Способы управления верховыми куклами. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые верховыми куклами ганите. Этюдный тренаж. Этюды на выразительность жеста, на воспроизведение отдельных черт характера.Театр ложек. 6
Театр

марионеток.
Способы изготовления кукол – марионеток. Способы вождения марионеток. Этюды с куклами-марионетками. 7
Театр кукол с живой рукой
.Способы изготовления кукол с живой рукой. Способы управления с живой рукой. Этюды с участием кукол. Постановка фрагментов спектакля кукол с живой рукой. 8
Тростевые куклы в ДОУ.
Способы изготовления . Способы управления. Этюды с тростевыми куклами . Постановка фрагментов спектаклей . 9 Изготовление наглядных пособий для использования в театральных играх с дошкольниками
Контрольная

работа:
Инсценирование драматических произведений для детей дошкольного образовательного учреждения на сцене. 12

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 06.

Примерная тематика домашних заданий
Изготовление кукол различных систем Изготовление настольных игр на театральные темы. Подбор художественных произведений для театральных занятий.
Раздел

3.
Организации театрализованной деятельности дошкольников.
178

МДК 06.02.
Основы режиссуры и м е т о д и к а о р г а н и з а ц и и театрализованной деятельности.
30

Тема3.1
Элементы сценической грамоты.
Содержание учебного материала
1 Развитие внимания, памяти, действий с воображаемыми и реальными предметами 7 3
Практические занятия
2 13
1 Этюды и упражнения на развитие внимания, памяти, действий с воображаемыми и реальными предметами, на развитие фантазии, на согласованность действий. 2 Групповые игры, упражнения, этюды на простейшие виды общения без слов. Использование в этих играх сюжетов с конкретными игровыми задачами.
Тема

3.2.
Культура и техника речи.
Содержание учебного материала
1 Интонация и ее компоненты. 5 3
Практические занятия
6 1 Упражнения на развитие техники речи
.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. 2 Упражнения на соблюдение орфоэпических норм. Правила литературного произношения. 3 Упражнения в постановке логических ударений. 4 Упражнения на постановку пауз.
Тема 3.3.
Ритмопластика.
Содержание учебного материала
1 Развитие двигательных способностей. 8 3 2 Жесты как важное средство выразительности 3
Практические занятия
8 1 Игры на развитие двигательных способностей
.
Выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела. 2 Музыкально – пластические импровизации
.
Возникновение пластических образов под влиянием музыки. 3 Жесты как важное средство выразительности. Неязыковые средства выразительности.
Тема 3.4.
Работа над спектаклем.
Содержание учебного материала
1 Этапы работы над пьесой.
10
2 2 Техника наложения грима. Пастиж. Процесс изготовления. 3 3 2 4 Костюм в детском театральном коллективе. 2 5 Музыкально-шумовое оформление спектакля. 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 06.

Примерная тематика домашних заданий
Разработка реквизита, бутафории для оформления спектакля. Разработка декораций для спектакля. Разработка эскизов костюмов, определение грима для спектакля. Разработка эскизов костюмов для роли в спектакле. 14

Учебная практика

Производственная практика

(по профилю специальности)

Виды работ
Подбор художественных произведений для театрализованной деятельности, составление сценариев. Разработка перспективных планов работы над спектаклем. Практическая работа с детьми над текстом, ролью, организация репетиций. Изготовление оборудования, подбор музыкального оформления спектакля. Организация и проведение спектаклей, театрализованной деятельности. Подготовка и проведение вечеров развлечений.
90

Р а з д е л

4 .
Осво ение актерского мастерства
60

06.03.
Основы актерского мастерства.
60

Тема 4.1.
Актер, его роль в театре.
Практические занятия

Тема 4.2.
Сценическая речь. 1 Тренировка речевого аппарата
10
2 Упражнения для нижней челюсти, губ, языка 3 Работа над дикцией ( тренинг) 4 Работа над голосом (тренинг).
Тема 4.3.
Интонация. 1 Составление словаря использования разных видов интонаций.
8
2 Подбор диалогов, монологов по использованию разных видов интонаций.
Тема 4.4.
Сценическое движение. 1 Упражнения на сочетание различных жестов, акробатики, элементов сценического падения.
6

Тема 4.5
. Техника воплощения в процессе работы актёра над ролью. 1. Упражнения на органический процесс общения.
6
2. Упражнения на смену приспособлений (человеческих состояний). 3. Упражнения на наблюдательность и сцепку. 4. Упражнения на отношение к объекту. 5. Упражнения на словесное общение. 6. Упражнения на физическое общение.
Тема 4.6.
Техника работы актёра над собой и раскрытие е го творческой индивидуальности. 1 Упражнения на физические, элементарно-психологические и сложно- психологические задачи.
8
2 Упражнения для контроля линии логического и последовательного действия. 3 Упражнения на предлагаемые обстоятельства. 15
4 Упражнения на развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях. 5 Упражнения на видения внутреннего зрения. 6 Воображение как помощник для обновления износившегося, истрёпанного. 7 Упражнения на физические, элементарно-психологические и сложно- психологические задачи.
Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ 06.

Примерная тематика домашних заданий
Составление и подбор диалогов, монологов для тренировки использования разных видов интонаций. Подбор упражнений для тренингов по актерскому мастерству. Подбор этюдов для работы с актерами.
Дифференцированный зачет

342
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 16

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета русского языка и литературы Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета русского языка и литературы:  рабочие места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  медиатека;  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;  методические рекомендации к практическим и лабораторным работам. Технические средства обучения:  телевизор;  DVD. Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную (по профилю специальности) практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.

Литература дополнительная:
Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Развитие творческих способностей / Л.Г. Миланович. –М.: Айрис пресс,2010.- 87 с. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика,Синтез,2010. -128 с. Щеткин, А.В. А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика,Синтез,2010. -128 с.
Справочная литература:
Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования от рождения до школы. Под редакцией Вераксы, Н.Е., Васильевой,М.Н., Комаровой,Т.С. М.: Мозаика – Синтез, 2011.- С.167.
интернет источники:
indiqo-mir>…teatralizovmoj-deyatelnosti-diya… muzrik/ifua>…i…po-teatralizovannoiq…v-detskom-sadi… malinovka. Muryqino> Страничка педагогов Портал не имеет возрастных ограничений 0+

Читайте также: