Почему лужин двойник раскольникова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Второе — все эти три героя являются преступниками. Лужин обвинил Соню Мармеладову в краже, которую она не совершала. Свидригайлов и вовсе был замешан в нескольких преступлениях, а также был заподозрен в отравлении своей жены, но никогда не попадался и проходил по делам свидетелем. Преступление Раскольникова понятно — он убил процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.

А третье, что делает этих героев двойниками, — это то, что все они являются людьми непорядочными. В обществе Лужина и Свидригайлова называют подлецами, а Раскольников сам считает себя таковым.

Какова же роль этого приема, использованного автором? Лужин воплощает то, кем мог бы стать Раскольников. Конечно, их теории очень похожи, но возникли они в разных обстоятельствах. Лужин создал свое мировоззрение, чтобы оправдать свой образ жизни, свой эгоизм и свое тщеславие. Раскольников создал свою теорию в определенных социально-экономических условиях — бедности, одиночестве, тяжелой жизни. Свидригайлов тоже является возможным вариантом будущего героя. Задача этого приема состоит в том, что главный герой в реальной для него жизни видит варианты развития его жизненного сценария в реальных людях, которые окружают его, и, наблюдая за ними, выбирает, как ему поступить, чтобы не пожалеть. Такой выбор стоит и перед читателем, который тоже принимает решение каким нужно быть, а каким нельзя.

2 вариант

Главный герой романа Раскольников создает свою теорию и пытается проверить ее на практике. Все его тайные чувства, искушения, желания находят отражение в окружающих людях. В романе практически все персонажи являются двойниками Раскольникова, потому что признают допустимость переступить через жизнь другого человека. Катерина Ивановна при молчаливом соучастии Мармеладова переступает через Соню, спасая своих детей. Милейшая Пульхерия Александровна готова отдать за заклание жизнь дочери, спасая любимого первенца. И у остальных в той или иной мере проявляется эта способность пожертвовать другим. Исключение составляют лишь Соня и Дуня, которые способны жертвовать только собой.

Но более всего идея Раскольникова об возможности принести в жертву жизнь другого человека ради чьего-нибудь блага проявляется в образах Лужина и Свидригайлова, о которых мы узнаем впервые из письма матери к Родиону. Лужин представляется женихом Дуни, который облагодетельствовал ее после того, как она, опозоренная и оболганная после грязных домогательств старого развратника Свидригайлова, пребывала вместе с матерью в совершенно бедственном и отчаянном положении.

Он не очень молод, красив и образован, но смог сколотить капитал, служа в двух местах. Заключая брачную сделку, он получает то, чего ему не хватает: молодость, красоту, ум и целомудренность Дуни. А ее безденежье и беспомощность позволят иметь над ней власть. Лужин возводит себя сам на определенный социальный пьедестал, ему нужно, чтобы все смотрели на него снизу. Ради достижения своих целей готов пойти на все. В основе его поступков холодный расчет и никаких моральных устоев. Можно использовать беззащитность Дуни, чтобы властвовать над ней, можно оклеветать и опозорить Соню, чтобы вернуть расположение Авдотьи Романовны.

Так, бесчеловечность идеи Раскольникова проявилась в жизни этих героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Популярные сегодня темы

Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл

Поведение Лужина и все его идеи (описанная выше теория и теория, согласно которой, женщина должна относится к своему мужу как к благодетелю) помогают понять признак эгоизма в теории Раскольникова. Убийство старухи-процентщицы и ее сестры схоже с омерзительными поступками Лужина тем, что они оба руководствуются принципом о том, что для того, чтобы достигнуть нужного результата, можно пользоваться любыми средствами.

Эгоистичность Лужина видна невооружимым взглядом. Он живет в соответствии с принципом вседозволенности. Но эгоистичным можно назвать и Раскольникова, который так равнодушно встречает мать и сестру после того, как не виделся с ними целых три года. Порой равнодушен Раскольников и к Разумихину, который бросал свои собственные дела, чтобы помочь Раскольникову и его семье. Конечно, Раскольникова нельзя назвать полным эгоистом, потому как в его душе есть место добрым поступкам, заботе о родных и близких, но эгоистичность в некоторых ситуациях сближает Раскольникова с Лужиным.

Автор помещает в повествование образ Лужина, показывая, что это отрицательный персонаж. Демонстрируя сходство между персонажами, писатель выражает мысль о жестокости теории Родиона. Герой, еще до личного знакомства с Лужиным, понимает, насколько этот человек жесток и эгоистичен. Раскольников относится к Лужину негативно. И появление в жизни героя Лужина помогает ему взглянуть на собственную теорию заново, с других сторон. Раскольников подсознательно догадывается, что между ним и Лужиным есть сходства, поэтому ему становится еще более противна та теория, которую он решил проверить. Когда Родион слушает то, что говорит Лужин, он узнает собственную теорию, которая снижена до повседневного уровня понимания. Центральный персонаж долгое время не хочет признавать схожесть своей теории с теорией Лужина, однако все же приходит к этому выводу.

С помощью отрицательного образа Лужина Ф.М. Достоевский демонстрирует несостоятельность теории Раскольникова, невозможность существования данной теории в мире.

Лужин как двойник Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Раскольников и Лужин являются яркими персонажами романа "Преступление и наказание" и имеют много общего. Есть целый набор качеств и особенных черт, которые позволяют называть Лужина двойником Раскольникова.

1. Теории Лужина и Раскольникова

Теория Раскольникова гласит о том, что люди делятся на два вида — на обыкновенных и выдающихся, то есть на тех, кто ведет других за собой, и на ведомых. Согласно теории Раскольникова, выдающиеся люди, "наполеоны" идут к своей цели, невзирая на жертвы и средства. Одержимый своей теорией, Раскольников идет на страшное преступление. В конце концов его теория терпит крах, он понимает, что является не "наполеоном", а обычным человеком.

У господина Лужина тоже есть своя теория — "теория о целом кафтане". Эта теория на первый взгляд кажется более безобидной, чем идеи Раскольников. Согласно теории Лужина, каждый человек должен беспокоиться о своем счастье, а не думать об окружающих. Петр Петрович Лужин придерживается принципов "индивидуализма". Однако, если присмотреться, экономическая теория Лужина о целом кафтане может привести к преступлениям так же, как и теория Раскольникова. В этом смысле Лужина можно считать двойником Раскольникова:

". доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)


Раскольников и Лужин оба являются довольно умными мужчинами. В этом заключается еще одно сходство этих персонажей:

". несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. " (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)

". оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…" (Пульхерия Александровна о Раскольникове и его сестре Дуне, часть 3 глава IV)

Это были материалы о Лужине как двойнике Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

Лужина и Свидригайлова называют двойниками главного героя романа, Родиона Раскольникова .
1.Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками потому, что все они так или иначе совершают преступления. Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей .Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестру Лизавету.
2.Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом .
3.Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-то общее. Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая)

В романе появляются два героя, встречая которых, читатель сразу же проводит параллели и сравнения с Раскольниковым – Свидригайлов Аркадий Иванович и Лужин Пётр Петрович.

Вседозволенность – это то, что объединяет Свидригайлова и Раскольникова. Но Аркадий Иванович скорее представлял собой последнюю, крайнюю степень расчеловечивания, достижение точки невозврата, приводящее к трагическому финалу – к самоубийству. И, вероятно, то же самое могло ожидать Родиона, не откажись он от жестокости в своих воззрениях.

Читайте также: