Материальная культура казахов в 18 веке план урока

Обновлено: 07.07.2024

Метод: словесный , наглядный, практический, эвристический, поисковый.

1. Организационный момент.

3. Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности

4. Работа с кейсом. Групповое обсуждение. Принятие резолюции.

6. Домашнее задание.- решение кроссворда.

7. Оценивание. Подведение итогов .

Я ученик – ты ученик (указывают на себя и на партнера пальцем)

У меня нос – у тебя нос (касаются пальцем кончика носа своего и партнера)

Мы с тобой два друга (рукопожатие)

Любим мы друг друга (обнимаются)

II. Повторение . Работа в группах

За правильный ответ -жетон

III. Мотивация познавательной деятельности

Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.

Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.

Задание№1 найти ошибку в тесте

-развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Фразы записаны не до конца. Они оборваны в любом месте. Вам следует закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. (Проверим, как вы читаете учебник). За правильный ответ 1 бал. (Задание прилагается)

Задание № 2 . Восстанови последовательность событий:

I. - Годы Великого бедствия.

Задание № 3 Верно или ошибочно? Опредилить по заданию на листах характеристику Абылайхана.

1)Абылай как личность.

2)Победитель в единоборстве.

3)Казахско – Джунгарские отношения.

4)Абылай дипломат, полководец.

5)Абылай общеказахский хан

Задание № 5 картографам : Найдите на карте государства и территории, о которых идёт речь в тексте.

Задание №6 Узнай личности истории (по надписям найти портрет спрятанный)

Задание №7 Прием критического мышления

Задание № 8 Задания на раздаточном материале

Дайте краткую характеристику следующим лицам:
Хан Нуралы …
Карасакал …
Батырша …
И.И. Неплюев …
Задание: Решите исторические примеры.
1.Восстание 1740 г. + руководитель =…
2.1748 г. + хан =…
3.Восстание + Батырша =…
4.1755 г. + запрет =…
5.1771 г. + разрешение =…
6.Линия + соленые озера =…
7.Башкиры + перекочевка =…

Задание №9 Решение кроссвордов по группам

Рефлексия показать смайлик – как оценка урока

  • Чем наш урок отличался от обычного?
  • Что вам понравилось больше всего на уроке?
  • Будем еще проводить игровые уроки?

Итог урок подсчитывание жетонов по группам.

Коммунальное государственное учреждение

Открытый урок в 8 классе на тему:

1. Военно-опорный пункт Семипалатинск был построен.

А. в 19716 Б. в 1717 В. в 1720 Г. в 1718

2. Угроза безопасности казахов в первой четверти XVIII в была со стороны.

А. Коканда Б. Калмыков В. России Г. Джунгарии

3. Значительное событие в жизни казахов в 1711 году.

А. Нашествие Джунгар Б. Поражение Казахов

В. Сражение с Китаем Г. Победа 3 жузов на Джунгарами

4. Сражение у реки Буланты состоялась.

А. 1731г Б. 1726 г В. 1729 г Г. 1718 г

5. Анракайская битва произошла.

А. 1723 г Б. 1730 г В. 1752 г Г. 1715 г

6. Хан Абулхаир и 29 старшин младшего жуза приняли Российское подданство.

А. 1734 г Б. 1730 г В. 1742 г Г. 1731 г

7. Джунгария разгромленная Китаем перестала существовать

А. 1756 г Б. 1750 г В. 1758 г Г. 1762 г

8. Основание Петропавловской крепости произошло в.

А. 1748 г Б. 1750 г В. 1754 г Г. 1752 г

9. Годы великого бедствия.

10. Год образование Джунгарского ханства.

А. 1605 г Б. 1640 г В. 1635 г Г. 1647 г

4 Абылай от природы был наделен даром . он понимал, что в тисках двух империй с севера России, с востока Цинской империи (Китая) требут разумного подхода, и придавал первостепенное значение налаживанию и поддержанию добрососедских отношений с ними.Еще в 1738г в целях ослабление джунгарских сил, в первые присягнул России. А затем в 1759 г. присягнул и Китай. А в реальности он не присягнул ни кому из этих 2-ух империй. Благодаря этим соглашением он сохранил целостность территории Казахского ханства.

5 Абылай в борьбе против иноземных захватчиков опирался на прославленных батыров, таких как: Кабанбай, Богенбай, Баян и др. Он был признанным стратегом казахского ханства. Защищая интересного Старшего жуза он не однократно нападал на Киргизию. Одновременно продолжал борьбу с Кокандом.В 1764 г. Абылай совершил крупный поход на кыргызов, с которого вернулся с богатой добычей.Велики заслуги Абылая в разгроме калмыков.

6 Осенью 1771 г. представители всех трех жузов собрались в Туркестане возвели на престол Абылая. Его власть признали все казахские жузы.

Однако российская императрица Екатерина II не хотела возвышение Казахской государственности как единой страны.

В период своего правления Абылай дистанцировался от России и Китая, до конца своей жизни твердо придерживался политики двуединства.

Абылай осуществил ряд преобразований по управление ханством. После возвращения им казахских земель, временно захваченных джунгарией, территориальное единство страны было восстановлено.

Абылай обеспечил защиту границ ханства. Хан поощрял земледелие. Хан много сделал для развития культуры, высоко почитал музыку.

Абылай умер осенью 1781 года, возвращаясь из похода в Ташкент. Похоронен был в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Оставив после себя 30 сыновей и 40 дочерей.

После его смерти трон получил его сын Уали, которому не удалось продолжить дело своего отца.

Почему Мухтар Ауэзов сказал «У казахов нет более чтимого

Прием критического мышления. Формула ПОПС.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Материальная культура казахов в XVІII веке

Раздел долгосрочного плана: Культура Казахстана в XVIII веке

Школа: Федоровская СОШ

Дата : 07.11.2018

ФИО учителя: Сипатова Алия Госмановнаа

Исследовательский вопрос

В чем уникальность прикладного искусства казахов?

Учебная цель для достижения на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.2.4 оценивать достижения прикладного искусства

Описывать обычаи и традиции казахского народа;

Анализировать достижения прикладного искусства

Критерии оценивания

Анализирует достижения прикладного искусства

Языковые цели

Пишут краткий анализ обзор о преемственности обычаев и традиции среди казахского народа (навык письма);

Работа с раздаточным материалом (навык чтения).

Работа в парах при проведении исследования материалов информационных текстов и исторических источников, а затем предоставлять устный отчет результатов своей работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных высказываний).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Байга, кыз куу, алтыбакан, Наурыз, асар, калым.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Обычаями гостеприимства и взаимопомощи являются: .

К традициям брака можно отнести .

По традици во время праздника Наурыз .

Значимость обычаев и традции в качестве исторических источников обусловлена следующим: во-первых . во-вторых .

Привитие ценностей

Воспитание патриотизма, национального самосознания, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой

Межпредметные связи

Казахская литература (рассматривают обычаи и традции казахского народа)

Применение ИКТ

Использование интернет ресурсов, видеоматериалов

Предварительные знания

Учащиеся на предыдущем уроке изучали акынов и жырау, а также музыкальные произведения казахов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Актуализация знаний : В виде первоначально стимулирующего материала использую видеоролик об обычаях и традициях казахского народа.

Продемонстрировав видеоматериал, учащиеся обсудив отвечают на следующие проблемные вопросы:

Что вы увидели в видеоролике?

Что было новым для вас из видеоматериала?

Как вы думаете какую тему мы сегодня будем рассматривать?

С помощью презентации определяют новую тему, цели урока и критерии оценивания.

Исследование и анализ

Дескриптор: Обучающийся:

- приводит не менее 3-х видов национальной одежды;

- описывает не менее 3-х видов национальных блюд

Дескриптор: Обучающийся:

- приводит не менее 3-х аргументов предметов быта;

- описывает не менее 3-х аргументов ювелирных украшений

Защита постеров. Учащиеся комментируют и оценивают результаты работ, проводят взаимооценивание групп

Посмотрите на этот музыкальный инструмент. Как он называется? Изобразите игру на домбре. Разотрите ладони, пока не почувствуете жар. Закройте ладонями глаза, внутренним взором повторите.

Интерпретация: и гра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся хлопают в ладоши если согласны. Если не согласны, то топают ногами.

Национальная игра байга означает догнать невесту (-).

Мастера по ювелирному делу называли зергеры (+)

Из шкур лошадей и верблюдов шили саба (большие емкости для кумыса) (+)

Из кобыльего молока изготавливают шубат(-)

Овчинный тулуп назывался тон (+)

Бата означает давать благословение (+).

Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).

Дескрипторы к заданию:

1. Внимательно читают задание;

2. Определяют верные ответы;

3. Выявляют неверные ответы.

З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева

Презентация слайд №4

Разноцветные маркеры, бумаги формата А3, смайлики

Музыкальная композиция исполнения на домбре

Домашнее задание

А) составьте 5 тестов открытого типа

В) заполните таблицу после параграфа15-16

С) Напишите краткий анализ обзор преемственности обычаев и традиции среди казахского народа.

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Каждый этап урока содержит в себе скрытую дифференциацию. При общем обсуждении в классе выявляется уровень понимания учащимися вопросов, развитие навыков критического мышления и работы с историческими источниками. Более способные учащиеся смогут определить преемственность обычаев и традции в казахском обществе. Большинство учащихся в классе смогут описать традции и обычаи . Некоторые учащиеся смогут анализировать ценность российских исследователей о быте казахского народа.

ФО по дескрипторам

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 237 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2018 4446
  • DOCX 36.7 кбайт
  • 194 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сипатова Алия Госмановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Знать: отличительные особенности прикладного искусства, названия известных ювелирных изделий, виды резьбы по дереву, название конской упряжи, изделий из войлока.

Уметь: делать характеристику предметов быта казахского народа, созданных в культурных традициях, анализировать способы их создания.

-определяет тему текста;

-определяет основную мысль;


Раскрыть сведения о прикладном искусстве казахского народа и его роли в сохранении исторической памяти народа, о примерах прикладного искусства дошедшие до нас.

- гордость за батыров


Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках - соблюдение грамматических и пунктуационных норм русского языка.

Намеченные действия на уроке.

Выйти к теме урока через показ презентации 1.

Через наводящий вопрос что такое сражение и обсуждение его в группе выйти к теме урока.

Как вы понимаете значение слова сражение?

После обсуждения поаказываем правильный ответ.

Сражение, столкновение, приведшее более или менее существенной перемене обстановки военных действий

Подводим ученика к формулированию темы урока, исследования, целей урока.

что вы заметили?

к какому выводу вы пришли?

Отвечая на вопросы, делятся своими мыслями

Выражают свободно свое мнение

Выслушивая мнения других приходят к выводу

1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)

3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)

4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)

5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

7. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)

8. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)

9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)



. Казахское ремесленное и прикладное искусство берет свое начало с древних времен. Это подтверждают материалы археологических раскопок. Казахские мастера — уста — занимались обработкой дерева, металла, кости, кожи. Мастера по дереву изготовляли основы юрт, сельскохозяйственные инструменты и орудия, мебель, посуду. Мастера по металлу изготовляли оружие, орудия труда и ювелирные изделия, а мастера по резьбе вырезали красивые предметы, украшения, вырабатывая свой собственный стиль и почерк, делая оригинальные, не похожие на другие, красивые вещи.
Казахские мастера уделяли особое внимание красоте сбруи, предметов конской упряжи. Потники, седла, подпруги, поводья, уздечки — все, что было на лошади, делалось с особой любовью и мастерством. Ремни, седла украшались серебряными пластинами.
С переходом на полуоседлую жизнь казахские гончары делали посуду из глины, дерева, кожи, украшая их красивой резьбой, орнаментом. Особенно изящны были кожаные торсыки для кумыса, тостаганы для кумыса, чаши для разлива кумыса. Золотые и серебряные деньги из России и других государств, которые стали прони кать в казахские степи, превращались в руках местных ювелиров в оригинальные украшения.
Казахские ювелиры имели свои приемы изготовления украшений.. Широко использовались украшения остовов юрт, 142 дверей, деревянных кроватей, сундуков, кебеже для посуды и др. Сваренная кость лучше подвергалась обработке, поэтому крупные кости животных после зимних пиршеств хранились отдельно и постепенно обрабатывались для изготовления различных предметов. До обработки кости дополнительно еще долго варили в казанах, чтобы обезжирить. У казахов были свои инструменты для обработки кости — резаки, шлифовки, сверла. Особенного мастерства требовали инкрустация кости серебром, вырезание различных узоров. Мастера умели использовать для изготовления красивых вещей рога и копыта туров, архаров, крупного рогатого скота, сайгаков, горных козлов. Из рогов коров делали гребни, из рогов сайгаков — рукоятки камчей, подставки для ружей; из рогов архаров и горных козлов — черпаки для размешивания и разлива кумыса, ложки. Для обработки рогов их закладывали в горячий пепел на время одной кобыльей дойки, после чего они становились мягкими и эластичными и легко поддавались обработке.
Казахские мастера умели делать необходимые предметы и из камня. Преимущество предметов из камня в том, что они долго сохраняют свою форму. Обработка камня началась в каменном веке. В то время наши предки делали из камня скребки, резаки, ножи; в средние века стали возводить на могилах усопших балбалы — каменные изваяния. А в XIV—XV вв. из камня делали каменные жернова, с помощью которых измельчали зерна в муку, затем ручные, позже водяные и ветряные мельницы.

Казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Домбра

Смычковый двухструнный инструмент. Кобыз

Очень древний казахский музыкальный инструмент, который пролежал в земле столетия. Саз сырнай

Казахский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Даулпаз(дабыл)

Казахский и тюркский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Жетыген.

Казахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже — из серебра. Сыбызгы.

Духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Уран.

Музыкальное состязание акынов: Айтыс.

Наиболее солидная форма соперничества акынов. Суре.

Форма песни при которой акын импровизирует на ходу. Терме.

Сколько видов кюя существует у казахов. Какие Токпе и шертпе кюй.

(ф) Возможность формативного оценивания предусмотрена в оценивании, насколько полную информацию учащиеся предоставили в таблице
Слайд 7 – 10


Занятие даст общее представление о материальной культуре, познакомит с особенностями материальной культуры казахского народа.

Описание разработки

Цель:

Образовательная: дать общее представление о материальной культуре. Ознакомить с особенностями материальной культуры казахского народа.

Развивающая: расширить знания учащихся о материальной культуре. Сформировать самостоятельные представления учащихся о соотношении национальной культуры казахского народа с мировой культурой.

Воспитательная: воспитать уважении к богатой культуре казахского народа, эстетическое воспитание.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверка дополнительного задания о русских национальных костюмах, домашней утвари?

2. Перечислите национальную одежду казахского народа?

III. Постановка цели.

IV. Изучение нового материала.

1. Казахская домашняя мебель и утварь.

2. Казахские ремесленные изделия.

1. Казахи украшали рты различными коврами и узорчатыми сырмаками.

2. Из золота, серебра, драгоценных камней, кости делали различные ювелирные украшения.

Для мужчин делали седла и принадлежности для верховой езды.

Разработка урока по истории Материальная культура казахов

V. Рефлексия Игра “Верю-не верю”.

1. Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

2. Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

3. Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

4. Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

5. Тебеневать – значит кочевать (-).

6. Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

7. Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

8. Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).

9. Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).

10. Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).

Читайте также: