Общественные процессы как объекты государственного управления кратко

Обновлено: 04.07.2024

· Сущность государственного управления во многом проявляется в характере взаимоотношений субъекта и объекта. От объекта управления в значительной степени зависят организационная структура субъекта, его конкретная функция и т.д. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды. Субъекты и объекты принципиально отличаются друг от друга, их следует рассматривать как элементы государственного управления, имеющие качественное различие.

В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ.

Главным субъектом государственного управления в демократическом, правовом государстве является народ, который посредством выбора своих полномочных представителей во властные структуры участвует в процессе управления. Именно народное представительство придает системе государственного управления демократический характер.

В самом общем понимании под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие субъекта. При этом именно управляемый объект, его сущность предопределяют содержание процесса управления, выбор форм и методов управления.

В силу того, что объектами государственного управления являются многочисленные процессы, которые протекают в обществе, конкретное содержание самого понятия объекта может трактоваться по-разному.

Объект государственного управления представляет собой сложное структурное образование, включающее:

· важнейшие сферы жизнедеятельности;

· государственные и общественные организации;

· социальные общности;

· производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт, связь, торговля, лесное хозяйство);

· социальную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);

· административно-политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования).

В первую очередь необходимо выделить организованные объекты, ибо если нет организации, то и будет отсутствовать эффект управляющего воздействия. К признакам таких объектов относятся:

· наличие широкой сферы самостоятельности на основе саморегуляции при соблюдении гарантий их прав;

· закрепление функциональной подчиненности социальных объектов вышестоящим органам – т. е. каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления;

· предоставление объектам гарантий возможного участия в решении государственных задач на всех уровнях управления путем внесения вопросов на рассмотрение, обсуждение проектов решений, представительства в разных звеньях управления;

· юридическое закрепление статуса подобных объектов-организаций.

По отношению к объектам государственного управления принципиально важными являются следующие положения:

· объекты имеют приоритет перед субъектами государственного управления, ибо первичным и главным для жизнедеятельности людей является производство материальных и духовных продуктов и социальных условий;

· управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных полях;

· управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.

Выделение объектов государственного управления позволяет использовать дифференцированный подход к различным видам общественных отношений, более четко конкретизировать и формулировать цели, вырабатывать механизм государственного управления, обеспечивать эффективность его функционирования.

Выступая в качестве объекта управления, общественные отношения придают ему отличительные черты. Это связано с тем, что именно человек, со свойственными ему ценностями, целями, мотивами, установками и т. д., является центром (стержнем) управляемых объектов. Отсюда можно выделить следующие свойства, присущие этому объекту управления: самоактивность как условие жизнедеятельности и естественное состояние человека; адаптивность к природным и социальным условиям, в которых человек сохраняет и развивает себя; целенаправленность,связанная с ориентацией человека на конечные результаты, отношения и т. д.; способность к самоуправлению,что присуще человеку и связано с его жизнедеятельностью и саморазвитием, его осознанной объективной деятельностью; зависимостьот объективных условий и факторов жизнедеятельности общества, их воспроизводства.

Выделенные свойства управляемого объекта предопределяют формы и методы управляющего воздействия со стороны государства, его масштабы.

Человеку, который является стержнем общественных отношений, свойственно объединение с другими людьми в процессе их совместной деятельности, что обусловливает появление коллективов, различных объединений людей, ведет к формированию широких и достаточно сложных общностей.

В компонентно-структурном отношении в государственном управлении четко просматриваются три основных уровня управляемых объектов:

· человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;

· коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

· общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.

В соответствии с основными сферами жизнедеятельности управляемые объекты можно подразделить на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.

К духовным управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

Общественные подистемы¸ процессы и явления как объект государственного воздействия.

Общественные процессы как объекты государственного управления – это различные процессы, протекающие в обществе и нуждающиеся в корректировке со стороны государства для обеспечения эффективного функционирования и развития общества.

Сущность общественных процессов, выступающих объектами государственного управления

Государственное управление в лице органов государственной власти управляет теми общественными отношениями, социальными ролями и видами деятельности, которым находятся в непосредственной связи с воспроизводством духовных и материальных продуктов, а также социальных условий человеческой жизнедеятельности.

Государственное управление распространяется на общественные отношения, виды деятельности и социальные роли не полностью, а только в отношении отдельных их проявлений, сторон, взаимосвязей, наделенных значением для всего общества. Эти объекты государственного управления формируют возможности реализации всеобщих интересов, потребностей и целей.

Всю совокупность общественных отношений, видов деятельности и социальных ролей, в отношении которых реализуется государственное управление можно обозначить в качестве общественных процессов, выступающих объектами такого управления.

Государственное управление по отношению к общественным процессам сформировано на следующих концептуальных предпосылках:

  • во-первых, объекты государственного управления имеют приоритет по отношению к субъекту государственного управления в лице его органов за счет первичности и важности воспроизводства духовных и материальных продуктов и социальных условий для граждан;
  • во-вторых, объекты государственного управления обеспечивают прямое восприятие естественно-природных и общественно-исторических условий и закономерностей, согласно которым выстраивают технологию деятельности. В основе создания любых систем взаимодействия в обществе находятся механические, физические, биологические, химические, иные естественно-природные законы, определяющие действия и параметры этих систем;
  • в-третьих, объекты государственного управления осуществляют рациональное и эффективное функционирование только в условиях адекватных организационных форм. Сложность в этом случае для общественных процессов, выступающих в качестве объектов государственного управления, состоит в выборе этих форм, способных обеспечить условия реализации различных возможностей общественных процессов;
  • в-четвертых, объекты государственного управления наделены общественным характером активности, находятся во взаимосвязи с производством и потреблением общественных ценностей, требуют своевременного и полного юридического определения в отношении порядка их формирования, статуса, процедур контроля и общественной подотчетности. Соответствие этим условиям обеспечивает встраивание общественных процессов в общественную систему, обеспечивает публичность их целям, направлениям развития, пределам саморегулируемости и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Свойства общественных процессов как объектов государственного управления

Общественные процессы, выступающие объектами государственного управления, отвечают следующим свойствам:

  • во-первых, самоактивность общественных процессов, выражающаяся в способности к самодвижению в соответствии с внутренними собственными побудительными импульсами. Для самоактивности общественных процессов, выступающих в качестве объектов государственного управления, существуют следующие формы реализации: преобразование окружающих условий и взаимосвязей сообразно представлениям их компонентов, восстановление активного взаимодействия с условиями и взаимосвязями, обеспечивающего равновесие отношений, приспособление к меняющимся условиям;
  • во-вторых, самоактивность людей в рамках общественных процессов имеет целенаправленный характер, ориентированный на конкретные предметы, отношения, явления и результаты. Наличие у общественных процессов, являющихся объектами государственного управления, свойств целеполагания формирует основы для анализа и классификации этих процессов в соответствии с преследуемыми целями, их соотношениями, выработкой механизмов влияния и так далее;
  • в-третьих, приспособляемость или адаптивность к факторам и условиям социального и природного бытия, свидетельствующая о способностях общества отражать общественную природную среду обитания и воспринимать ее влияние для сохранения и развития. Адаптивность подразумевает возникновение типовой реакции, стереотипных действий и поступков, конформизма и зависимости от человека и общества;
  • в-четвертых, способность к сознательному саморегулированию в процессе своей жизнедеятельности и развития. Самоуправление в деятельности общества реализуется как следствие осознанной объективной действительности и приспособления к ней в социально-психологическом плане;
  • в-пятых, управляемые объекты находятся в зависимости от объективных факторов и условий общественной жизнедеятельности, воспроизводя их в своем функционировании и организации.

Свойства общественных процессов, выступающих объектом государственного управления, оказывают определяющее влияние на меры управляющих воздействий со стороны органов государственной власти. Увеличение степени развития свойств общественных процессов, выступающих объектами государственного управления, отрицательно влияет на необходимость применения государственных воздействий к этим процессам. В этих условиях государство может смягчать применяемые меры и осуществлять лишь координационные вмешательства.

Уровни объектов государственного управления в системе общественных процессов

Всю совокупность общественных отношений, выступающих в качестве объектов государственного управления, можно разделить на следующие уровни:

Название работы: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Предметная область: Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Описание: Управляемые объекты центр приложения массовых усилий общества поскольку именно ими создается все необходимое. В соответствии с основными сферами жизни общества управляемые объекты подразделяются на: экономические социальные и духовные политические. Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного школьного высшего и специального образования на создание жилищных коммунальных бытовых условий и поддержание других важных.

Дата добавления: 2015-02-18

Размер файла: 46.35 KB

Работу скачали: 38 чел.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Объектами государственного управления признаются человек, территория, природа и её ресурсы, средства Государственное управление – практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Управляемые объекты — центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создается все необходимое. В соответствии с основными сферами жизни общества управляемые объекты подразделяются на: экономические, социальные и духовные, политические. Социальные управляемые объекты - осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного, школьного, высшего и специального образования, на создание жилищных, коммунальных, бытовых условий и поддержание других важных взаимосвязей. Экономическая сфера: 1.управление имуществом, собственностью государства; 2.межбюджетные отношения РФ; 3.инвестиционная деятельность государства; 4.антимонопольная деятельность государства. Духовные управляемые объекты: духовно-теоретические: выработка идей и взглядов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей. духовно-практические: повышение образовательного и культурного уровня, использование духовных идеалов, норм, ценностей в повседневной жизни. Политические управляемые объекты : деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функционирования структур политического просвещения, агитации и информирования Между субъектами и объектами гос. управления существует принципиальная разница, которая исходит из того, что это качественно разные управленческие явления.

Различие здесь происходит по крайней мере по трем основаниям: -по характеру и видам общественных отношений -по видам деятельности: для каждого вида деятельности требуются определенные навыки, опыт, образование по социальным ролям, выполняемым человеком. Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектом ГУ, ибо производство материальных и духовных благ является первичным и главным для общества.

Объектами государственного управления признаются человек, территория, природа и её ресурсы, средства и орудия труда, техника и другие вещественные элементы.

При комплексном рассмотрении Государственное управление – это целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы жизни общества, поведение индивидов и их коллективов. Это – единый цикл регулирования гос-вом различных отношений в обществе путем применения гос-ой власти и использования прямых и обратных связей субъекта и объекта управления.

К управляемым со стороны государства относят те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.

Управляемые объекты – центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создаётся всё необходимое для жизни людей: пища, одежда, жильё, социальные услуги, духовная продукция. В общественных отношениях, в различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет теми взаимосвязями, которые имеют значения для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей.

Управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах.

Управляемые объекты связаны с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчётности и контроля.

Свойства управляемых объектов:

ü самоактивность (их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин);

ü свойства целеполагания;

ü адаптивность (приспособляемость к условиям и факторам природного и социального бытия);

ü самоуправление (сознательное саморегулирование своей жизнедеятельности и своего развития);

ü зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводства их в своём функционировании и организации;

В управляемой общественной системе, в её компонентно-структурном отношении проявляются три основных уровня управляемых объектов:

Человек – в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей целостной социально-продуктивной активности;

Коллективы и объединения людей, выступающие в качестве первичной формы общения и совместной деятельности;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нём вследствие общественной активности людей и их объединений.

Условно – в первом уровне управляемых объектов реализуются социальные роли, во втором – виды деятельности, в третьем – форма общественных отношений. Различные уровни управляемой системы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга.

1.3. Общественные процессы как объекты государственного управления

В научных публикациях зафиксировано несколько представлений об управляемых объектах государственного управления.

В соответствии с одним из них государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой "тотальный" подход соответствует тоталитаризму. Другое представление (неолибералов) вообще оставляет государство без управляемых объектов, разве что позволяют ему бороться с преступностью.

Часто наряду с человеком объектами государственного управления признавали территорию, природу и ее ресурсы, средства и орудия труда, технику и другие вещественные элементы. Утверждается также, что объект и субъект управления - вообще понятия относительные и каждый субъект управления есть одновременно и объект управления, и наоборот (все диктуется местом в иерархической структуре управления).

Подобная путаница негативно отражается как на теории, так и на практике государственного управления.

Между субъектами и объектами управления существует принципиальная разница. Различение здесь происходит по крайней мере по трем основаниям: характеру и видам общественных отношений, характеру и видам деятельности, социальным ролям.

Отношения, возникающие в субъекте государственного управления и формирующие виды деятельности и социальные роли, имеют своим смыслом и назначением разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Это отношения, через которые, в процессе которых и благодаря которым социальная энергия управляющих компонентов переходят в сознание, энергию, волю управляемых компонентов, вызывают их движение в общественно желаемом направлении или повышают активность внутреннего "самодвижения". Материальным (видимым, осязаемым) выражением и "опредмечиванием" управленческих отношений, управленческой деятельности, управленческих социальных ролей всегда являются управленческие решения и действия. И суть дела не меняется от того, что субъект государственного управления образует собой сложную иерархическую систему, в которой одни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими). Бесспорно, есть "внутреннее" управление в субъекте государственного управления, но оно сводится к совершенствованию управленческих отношений внутри иерархии, улучшению форм и методов управленческой деятельности, к рационализации и повышению эффективности управляющих воздействий.

В качестве управляемых со стороны государства объектов выступают те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На "выходе" управляемых объектов возникают потребительские ценности, способные удовлетворять разнообразные частные и общественные потребности, поддерживать и укреплять существование человека и всей системы его связей с обществом и природой.

Важно отметить, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всем, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей. Часто государство ограничивается взаимодействием лишь с управляющими структурами (управляющими параметрами) экономических, социальных и духовных объектов, упорядочивая их внешние связи, обеспечивая соблюдение общих для них правил (норм) поведения. За пределами этого воспроизводственная активность людей свободна и управляется другими видами управления либо вообще самоуправляется. Выделение и теоретическое осмысление управляемых объектов создает концептуальные предпосылки для понимания и оценки многих проблем государственного управления.

Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектом государственного управления (его конкретными органами), ибо воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей. Можно какие угодно реформы или революционные преобразования вести в пределах субъекта государственного управления (от либеральных до авторитарных), но если нет динамики в развитии управляемых объектов, если не растет благосостояние общества, то для основной массы людей все эти реформы преобразования не имеют никакого значения.

В управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности; коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности; общество в целом, его социальные образования, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Различные уровни управляемой системы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга. Структура управляемой системы в данном "срезе" позволяет определять диапазон управляющих воздействий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенствование системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации деятельности государственных органов в сфере управления.

В соответствии с основными сферами жизни общества и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, как управляемые государством, а с другой - как управляющие самим государством.

Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления понимается совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) "схватывает" потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть.

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть выражен через следующую, опосредованную государством, единую цепь взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: "потребности - интересы - цели - решения -действия - результаты".

Управляемая система влияет на государственное управление посредством выдвижения своих потребностей, интересов и целей, которые и становятся важнейшим, определяющим условием и фактором содержания управления, а часто и способов его реализации. Она же принимает на себя управляющие воздействия государственных органов и оценивает их результативность. Управляющая система наиболее конкретно выражает себя в "решениях - действиях", в которых, собственно, и заключается смысл управления.

В итоге, завершая рассмотрение вопроса об общественной системе как объекте государственного управления, можно сделать следующие выводы, основополагающие для следующих тем:

Читайте также: