Математические проекты в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

точек зрения, в ыдвигать гипотез ы, делать в ыводы и за ключения.

Проект – это систе ма по ст епенно усложняющихся практи ческих заданий.

Таким образом, у ребёнка происх одит накопление соб ственного опыта,

углубление его знаний и совершенс тво ван ие умений. У дошкольника

развиваются такие качества личности, как самостоятельность,

инициативн ость, любоз нательность, опыт взаимодейст вия и др., что

прописано в Ф едеральных г осударственны х требованиях

Проект предназначен для занятий с детьми старшей и под г отовитель ной к

Участники проекта: дети старшего дошкольн ого возраста, педагоги группы,

Цель проекта: Повыше ние у детей старшего дошкольн ого возраста интереса

к математике посредством создан ия условий для исследователь ской

деятельности по изучению геомет рических фиг ур, цифр и линий во

взаимосвязи с ок ружающей жиз нью, с предмет ами ближайшего окружен ия.

1. Формировать у д ошколь ни к ов элементарные пр е дставления о

геометрически х фигурах и т елах; цифра х от 0 - 10; разнообразных линиях.

2. Развивать умения д етей самост оятельно исполь зовать получ енные знания в

разных видах деятельност и, вовлекать сверст ников в развё рнутые и г ры.

3. Поддерживать инт ерес к поз нанию, созданию н ового, необычного.

4. Фор м ировать заинт ересованность р одителей в д остижениях своих детей в

• проект межпредм етный (задействованы несколько р аз делов

программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО -

деятельность, ознакомление с художественно й литературой,

физическое воспита ние, игровая деятельность.) Включена работа с

• долгос рочный (2 года – старшая и подготовительная к школе

Основные теоре тические пози ции проектн ого обучения

2. Образ овательный процесс строится в логике деятельности, имеющей

личностный смысл для р е бенка, что повышает его мотивацию к

3. Индив идуальный темп работы над проектом о бесп ечивает выход

4. Глу боко осознанн ое усвоение базовых знаний обеспечивается за счет

универсальног о использова ния этих знаний в разных ситуация х, в

Из носителя готовых знаний он превращает ся в партнера, консультанта,

организатора образователь ной среды, соответствующей интересам ,

возможностям и потребностям детей, о б еспечивающей ситуаци и

взаимодейств ия с миром лю дей (сверст ни к ами, воспитат елем, родителями и

Требования к и спользованию те хнологии проектного обу чения:

1. Наличие значим ой для дете й в исследовател ьском, творческ ом плане

2. Практическая, теоретическая, п оз навательная зна чим ос ть

4. Структурирова ние содержатель ной част и проекта.

1. Выбо р темы проект а, его типа, к оличества участ ников.

4. Обд умывание шаг ов по достиже нию цели, форм и ме тодов ра боты,

5. Самост оятельная работа участник ов проекта по своим задачам.

7. Колл ективное обсу ждение, рез ультаты внешней оценки, вы воды.

Тему и про блему формирует ли бо педагог, о пираясь на инте ресы детей, а

дети принимают ее; либо дет и при помощи нав одящих воп росов взрослог о.

Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта п оощряется и

поддерживается педагогами и родителями в игров ой и бытовой деятельности

Информация о проекте распространя ется через оформление проекта, отчёты

о проделанно й работе и представление на педсоветах, родительски х

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и

Проводились беседы, заня т ия, привлекались р од ители к участию в проекте.

Через ФЭМП знакомили детей с геометрическим и фигурами и телами, учили

их давать описан ие, знакомил и с цифрами и разнообраз ными линиями. Через

исследователь скую деятельность находили фигуры, тела, цифры и лин ии в

окружающей действительно сти, в предметах б ли жайшего окружения, в

природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли

сказки. Через ознакомление с худ ожественной литер ат урой знакомили с

произведениям и, в которых встреч аются предмет ы круглой формы

закрепляли в подвижных играх и играх - соревновниях геометр ические

фигуры, тела, цифры и линии. Прошло закрепление знаний д ете й через

разнообразную игровую, продуктивную д еятель ности. Вм есте с родителями

Перед началом работы по проект у мы провели с детьми беседу о

геометрически х фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их

представлен ия о них. Предлож или детям схем у знакомства :

1. Как наз ывается гео метрическая фиг ура (тело, ци фра, линия)?

2. Описа ние геомет рической фигу ры (тела, цифр ы, линии).

Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Иссл едовать ее,

дать описание, найти в окружающей действитель ности и в предметах

В само ст оятельной И ЗО - деятель ности дети рисуют геометрические фигуры,

тела, цифры, лини и; превращают их в предметы; находят картинки с

данными понятия ми в ок ружающ ей действительности, вырезают и

Совместно с родите лями сочиняют сказ ки, рисуют рисунки , делают поделки.

В ходе проводимой работы по в оспитанию у дошкольников представл ения о

геометрически х фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко

использовали игру: в самостояте льной деятельности дети играют

индивидуальн о или объединяются со сверстниками в разнообразны х играх с

Мы старались р аскрыть уникаль ность и неповторимо сть данны х

математически х поняти й. Для нас было важно, чтобы дети испыт ывали

радость от св оих занятий. Н аш проект строился на основе интегр ированного

Проектная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Пояснительная записка. . Поэтому необходимость соединения современных требований к Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновать свои практические.

Проект по математике для средней группы Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 28 муниципального образования Кореновский район Проект по математике Для средней группы Тема: « Неделя матема Подготовила воспитатель : Еременко Светлана Владимировна Цель: - создание условий для.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

Краткосрочный проект в старшей группе



Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь — ноябрь 2015 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;

подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;

приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;

Ожидаемые результаты:

повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;

наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;

позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место, оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);

сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);

подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);

оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);

наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Содержание центра занимательной математики

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

комплекты цифр и картинок с предметами;

мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;

Занимательный математический материал (картотеки)

картотека математических загадок и пословиц;

поговорок и считалок, задач-шуток;

головоломок и лабиринтов;

заданий на сообразительность;

подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;

сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

набор вкладышей по принципу матрешки;

объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;

рамки и вкладыши;

тематические домино с цветными и теневыми изображениями;

настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);

игры с цифрами, монетами;

календарь, модель календаря;

Интеллектуальные, логико – математические игры

Рамки – вкладыши Монтессори;

А также математические игры, сделанные родителями своими руками (Приложение №3)

позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;

у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;

у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;

дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности и вот, что получилось.








Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений.

Обучающие задачи проекта:

-Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

-Учить действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

-Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.

Развивающие задачи проекта:

-Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

-Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).

Воспитательные задачи проекта:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, вовлекать сверстников в развернутые игры.

Ожидаемый результат:

Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

Умение решать логические задачки.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Проект: долгосрочный, групповой, математический.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.

воспитатель- Петрова Наталья Васильевна

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребёнка,

Выливается живительный поток представлений, понятий.

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.

Цель проекта:

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений.

Обучающие задачи проекта:

-Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

-Учить действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

-Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.

Развивающие задачи проекта:

-Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

-Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).

Воспитательные задачи проекта:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, вовлекать сверстников в развернутые игры.

Ожидаемый результат:

Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

Умение решать логические задачки.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

1 этап - подготовительный (сентябрь).

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Создание развивающей среды в группе.

3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.

4.Подбор материала для продуктивной деятельности.

5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

6. Разработка конспектов НОД, викторин, развлечений.

11 этап - основной, практический (октябрь – апрель).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Направление работы

ОКТЯБРЬ

Составление и использование картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста.

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала - игры с использованием счетных палочек.

ФЕВРАЛЬ

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью учебноно - игрового пособия- математический планшет.

АПРЕЛЬ

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

III этап – заключительный (май).

Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Выводы:

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Взаимодействие с родителями:

-Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений.

- Изготовление родителями математических игр и пособий.


Литература по теме:

Читайте также: