Мастер класс су джок для воспитателей доу как начать правильно проводить
Обновлено: 05.07.2024
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.
Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Приемы работы Су – Джок массажером:
1. Массаж специальным шариком.
2.Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.
Формы работы с детьми:
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.
благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
4. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
- Наденьте колечко на мизинец правой руки.
- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.
- Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
(На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)
- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.
6.Использование шариков для слогового анализа слов.
Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.
Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у детей положительный эмоциональный настрой, снижать утомляемость, проводить профилактическую работу с ними.
Расширить спектр лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду можно и за счет внедрения Су-Джок терапии, начиная с детьми младшего дошкольного возраста.
Создатель метода Су-Джок терапии – корейский профессор, врач Пак Дже Ву. Он более 30 лет потратил на разработку данного метода.
Су-Джок-это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на их самочуствии.
Замечали ли вы, что наша кисть руки похожа на тело. Если ее опустить вниз и пальцы слегка развести, будет понятно, что большой палец-это голова и шея; указательный и мизинец-руки; безымянный и средний-ноги. Линия, которая делит кисть на две части соответствует позвоночнику.
Кроме того, считается, что мизинец отвечает за работу сердца; безымянный-печени; средний-кишечника; указательный-желудка, а большой палец отвечает за работу нашей головы.
А ведь каждый день, мы смотрим на свои руки и не знаем, что обладаем великолепной возможностью помочь себе сохранить здоровье. Вы спросите, как? Достаточно просто, если познакомитесь с Су-Джок терапией!
Что простуда есть на свете
Знают взрослые и дети
Если заболел дружок
Применяй методику Су-Джок!
Су-Джок с виду симпатичный шарик с острыми шипами, состоит из двух соединенных полусфер, внутри которого находятся два металлических колечка.
Преимущества Су-Джок терапии.
1. Простота применения. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
2. Не имеет противопоказаний к применению.
3. Безопасность использования. При неправильном применении Су-Джок терапии, это никогда не нанесет вреда, оно просто будет неэффективным.
4. Универсальность. Су-Джок терапию могут использовать, и педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.
5. Высокая эффективность. При правильном применении наступает ярко выраженный эффект.
6. Проводится в игровой форме, что так важно для дошкольников.
Массируя мышцы рук активизируется работа головного мозга, развивается речь, внимание, память, мелкая моторика.
Ну, а сейчас, предлагаю провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков на ваших руках. И для разминки выполним некоторые упражнения.
Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делаем массажные движения, катая мяч вперед-назад.
Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делаем круговые движения, катая мяч по ладоням.
Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения вперед (как будто закручиваем крышку).
Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения назад (как будто открываем крышку).
Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см п поймайте его.
Перекладываем мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Делайте ваши занятия более разнообразными и интересными!
Почувствовали прилив тепла и легкое покалывание?
Возможность применения массажных шариков Су-Джок многообразно.
1. Массаж Су-Джок шарами.
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком, в соответствии с текстом. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал. Здесь одновременно идет процесс заучивания детьми коротких стихов, развивается память, речевые навыки.
-А теперь давайте поиграем!
1. Этот шарик не простой - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть – (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз-катаем, два-катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем – (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
В руку левую возьмем
В кулачок его сожмем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки
И похлопаем немножко.
Потрясем свои ладошки.
2. Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну!
3. Шла большая черепаха
И кусала всех от страха
Кусь, кусь, кусь, кусь-никого я не боюсь!
Имеется большое количество потешек, пальчиковых игр, упражнений в интернете, которые можно использовать в работе с детьми.
Большой интерес у детей вызывают игры с Су-Джок шарами при использовании музыки. Например, музыки Е. Железновой.
Катиться колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек - (катаем шарик между ладонями)
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне щекотно, да-да-да-да!
Уходи колючий еж
В темный лес, где ты живешь. (выполняем движения, согласно текста).
При использовании массажного шарика советую вам каждое движение рук представить в форме сказки и ваши воспитанники охотно и с удовольствием будут играть. Тексты сказок можно найти в интернете, а со старшими детьми сказку можно сочинить вместе со взрослым.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом.
Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком-пружинкой сначала на правой руке, затем-на левой).
1. Раз, два, три, четыре, пять - (сжимаем и разжимаем пальцы)
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик-самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Он избалованный самый
А мизинчик, хоть и мал
Очень ловок и удал!
3. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков в словах, слогах, фразах.
Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого пальца правой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
А меньшого малыша
Зовут Мишуткою друзья!
А меньшую зовут Наташа.
• Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука.
-Ходит ежик без дорожек
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
• Шарик мы ладонью стук, повторяем в слове (в слове) звук. Дети повторяют определенный звук в слове (слоге) заданное количество раз, дотрагиваясь пальцами до колючек шарика.
• Ты шарик катай, фразу верно повторяй.
• Ты колечко катай, слог верно повторяй.
• Шарик мне назад верни, слово верно повтори.
4. Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.
• Если звук услышат ушки, подними шарик над макушкой.
5. Игры на звуковой и слоговой анализ слов.
• Ты про звук нас расскажи, нужный шарик подбери. (гласный звук-красный шарик, синий шарик-согласный звук, зеленый-мягкий согласный).
• Раз, раз, раз, раз-слово выложи сейчас (дети выкладывают звуковую схему слова при помощи разноцветных шаров Су-Джок.
6. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
• Передай шар по кругу и назови ласково друга, назови вежливые слова, слова по теме недели (назови птиц, овощи, фрукты, приметы времени года и т. д.)
При совершенствовании навыков употребления предлогов:
• Красный шарик положи в коробку, синий-под коробку, зеленый положи около коробки. Затем ребенок наоборот должен описать действия взрослого (красный шарик положили под коробку и т. д.)
7. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
Примеры игровых заданий:
• Надень кольцо на мизинец правой руки.
• Возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и др.
• Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать на какую руку и какой палец надето колечко. (дети одновременно запоминают названия пальцев руки).
8. Использование Су-Джок шаров для развития цветовосприятия и обучения счету.
• Разложи шарики по цвету.
• Найди все синие (красные, желтые, зеленые).
• Сделай шарики разноцветными (соедини разные по цвету половинки).
• Какой шарик лишний.
• Сосчитай все одинаковые шарики.
Су-Джок шарики можно использовать в качестве атрибутов и при проведении утренней гимнастики, прокатывать их по нарисованным дорожкам различной конфигурации, провести по написанной букве или цифре, по лабиринту.
Вот таким нестандартным и интересным способом мы развиваем наших детей и укрепляем их здоровье. Главное-помнить золотое правило: игры и упражнения должны проводиться систематически.
Хочется надеяться, что приемы работы, предложенные в ходе мастер-класса, пригодятся вам в работе.
Свое выступление мне хотелось бы завершить стихотворением (взято с интернета).
Слышала на свете чудо есть,
Что не можно глаз отвесть,
Шар колючий, словно ёж
Разноцветный он, хорош!
А создал его профессор
Из Кореи-Пак Дже Ву
Он известен, и скажу вам
Благодарны мы ему.
Шар здоровью помогает
Малышам речь развивает
И моторика всегда
Будет в норме, детвора!
Польза шарика огромна,
И скажу тебе, дружок
Мне остается только поблагодарить вас за внимание и пожелать здоровья и творческих успехов!
Элементы Су-Джок терапии как технология здоровьесбережения Элементы Су-Джок терапии как технология здоровьесбережения. В своей работе использую Су-Джок-массажеры, представленные в виде массажных.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель мастер – класса: ознакомить воспитателей с современной нетрадиционной технологией –су-джок терапией в работе с детьми по развитию речи. Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе воспитателя является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться
Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации работы с Су-Джок мас массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Сегодня рассмотрим такую форму работы с детьми, как пальчиковая гимнастика.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. В работе воспитателя можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:
Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:–
удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки
сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.
надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.
захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.
вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.
круговые движения шарика между ладонями
перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
вращение шарика кончиками пальцев,
сжимание шарика между ладонями,
сжимание и передача из руки в руку,
подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. .
Вот некоторые варианты работы с детьми: с шариком:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Педагог надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая: « Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко( и т. д.) . На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.
Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.
Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.
. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
«Ловко с шариком играем и предлоги называем
На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.
. Использование шариков для слогового анализа слов.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.
Спасибо за внимание!
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению транслируемого опыта.
Задачи:
- популяризация инновационных идей и находок, составляющих основу транслируемого педагогического опыта;
- обучение участников мастер-класса навыкам применения массажёра Су -Джок в работе по здоровьесбережению с дошкольниками;
- способствование творческому поиску педагогов, участников - мастер-класса;
- создание мотивации к активной творческой деятельности;
- актуализация опорных знаний по теме мастер-класса;
- повышение уровня их профессиональной компетентности, методического уровня участников мастер-класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- формирование атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Оборудование: мультимедиа-проектор.
Демонстрационный материал: картотека Су-Джок терапии.
Раздаточный материал: массажеры Су-Джок по количеству участников, буклеты.
Ход мастер-класса
Вводная часть
Все родители желают видеть своих детей крепкими и здоровыми. Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого образовательного учреждения. С этой целью все воспитатели нашего детского сада используют разнообразные здоровье сберегающие технологии, а также учат детей понимать значение здорового образа жизни. Введение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет создавать у детей положительный эмоциональный настрой, снижать утомляемость, проводить профилактическую работу с ними.
В своей работе с детьми наряду с традиционными методами здоровье сберегающих технологий мы применяем и нетрадиционные методики. Одна из таких методик - Су-Джок терапия. Расширить спектр оздоровительно- профилактических мероприятий в детском саду можно за счет внедрения и практики Су-Джок терапии, начиная с младшего дошкольного возраста.
Основная часть
Что же такое Су-Джок терапия?
Су-Джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южнокорейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. В основе метода Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
В чем же заключается это подобие?
Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги - по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела.
Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец - это голова, мизинец и указательный пальцы - руки, а средний и безымянный - ноги.
Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, - грудная клетка, остальная ее часть - брюшная полость. Тыльная сторона кисти - спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, - позвоночник.
При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Таким образом, кисть и стопа - своеобразные пульты управления организмом человека.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
-
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
- Универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Проводится в игровой форме, что так важно для дошкольников.
Массирование кисти усиливает умственную и физическую выносливость, предупреждает переутомление отдельных участков мозга и равномерно распределяет эмоциональную нагрузку.
Занимаясь Су-Джок терапией в ДОУ, мы можем решить несколько задач одновременно:
- Воздействие на биологически активные точки организма ребенка.
- Нормализацию работы организма в целом.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие связной речи, автоматизировании звуков, стимулирование речевых зон коры головного мозга (что особенно необходимо детям группы компенсирующей направленности);
- Развитие памяти, внимания.
- Повышение иммунитета.
Некоторые из методов Су-Джок терапии доступны для широкого пользования и не требуют медицинского образования. Рассмотрим наиболее распространенные методы Су-Джок терапии.
МАССАЖ
Для воздействия на биологически активные точки и рефлексогенные зоны на кистях и стопах применяют как точечный массаж, так и элементы классического. Массировать необходимые точки и зоны можно не только руками, но и инструментами Су-Джок, специальными массажерами, натуральными камнями.
Массаж кистей и стоп хорошо расслабляет, нормализует состояние нервной системы, устраняет болевые ощущения.
МАССАЖЕРЫ являются средствами Су-Джок терапии.
Для массирования БАТ и рефлексогенных зон существуют различные массажеры. Они просты по конструкции, применению и доступны всем. При таком массаже кистей и стоп нет необходимости выявлять болезненные БАТ и зоны.
Массированию подвергается вся поверхность ладоней и стоп. Полезно использовать массажеры с профилактической целью. Регулярно прорабатывая с их помощью все БАТ и рефлексогенные зоны, можно поддерживать свой организм в сбалансированном состоянии.
Массажеры также используют в сочетании с другими способами воздействия на БАТ кистей и стоп.
Массаж рекомендуется проводить 1-2 раза в день по 10-15 мин.
Очень полезно делать такой массаж детям. Это помогает развить координацию движений кисти (мелкую моторику), что способствует умственному развитию, освоению письма и развитию речи.
Практическая часть
Мне хотелось бы продемонстрировать вариативность использования Су-Джок терапии.
Я предлагаю провести стимуляцию биологически активных точек на ваших руках с помощью Су-Джок массажеров. И для разминки выполним некоторые упражнения.
На слайде вы видите схему выполнения массажа Су-Джок шариками:
- Шарик находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
- Шарик находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
- Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
- Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
- Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
- Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
- Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
- Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Почувствовали прилив тепла и легкое покалывание?
Массаж Су-Джок шариками
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, мы используем стихотворный материал. Дети с удовольствием повторяют слова и выполняют действия с шариком, в соответствии с текстом. Здесь одновременно идет процесс заучивания детьми коротких стихов, развивается память, речевые навыки.
- А теперь давайте поиграем!
Этот шарик не простой - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз-катаем, два-катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
В руку левую возьмем
В кулачок его сожмем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки
И похлопаем немножко.
Потрясем свои ладошки.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха
Кусь, кусь, кусь, кусь-никого я не боюсь!
Дети дошкольного возраста очень любят играть и не терпят однообразия. Чтобы увлечь их, сделать занятия яркими и запоминающимися, нужно провести большую подготовительную работу, отыскивая новые задания, проявляя выдумку и фантазию. Упростить этот трудоемкий процесс поможет картотека - своеобразное хранилище накопленного педагогического опыта и интересных идей. В нашем саду существует картотека по Су-Джоку. Здесь собраны стихи, потешки, описания лучших игр, которые мы применяем во время терапевтических практикумов Су-Джок.
Большой интерес у детей вызывают игры с Су-Джок шариками при использовании музыки. Например, музыки Е.Железновой.
Катиться колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек - (катаем шарик между ладонями)
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда
Мне щекотно, да-да-да-да!
Уходи колючий еж
В темный лес, где ты живешь. (выполняем движения, согласно текста).
При использовании массажного шарика советую вам каждое движение рук представить в форме сказки и ваши воспитанники охотно и с удовольствием будут играть. Тексты сказок можно найти в интернете, а со старшими детьми сказку можно сочинить вместе со взрослым.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
А сейчас легким движением рук мы раскроем наши массажные шарики и достанем из полусфер массажные кольца. Отложите на поднос полусферы.
Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком-пружинкой сначала на правой руке, затем на левой).
Как часто применять?
Поскольку Су-Джок терапия не имеет противопоказаний и ограничений, ее можно проводить ежедневно. Если цель сеанса - профилактика и развитие, то достаточно одной процедуры в день. Ребенку должно быть интересно заниматься, иначе эффекта от терапии не будет. Если сеанс проводится с лечебной целью, то повторять его можно несколько раз в день до достижения положительной динамики.
Точечно воздействовать на каждую область можно через каждые 2-2,5 ч.
Хочу еще раз повторить, что применение метода безопасно: оно не приводит к травмам, не имеет побочных явлений и противопоказаний. Метод обладает высокой эффективностью при правильном воздействии на точки, дает быстрые результаты. Уже после первого сеанса можно заметить улучшение самочувствия и снижения симптомов заболевания.
Су-Джок метод универсален, и с его помощью можно решить проблемы эмоционального и физического плана. Сеанс можно провести дома, на прогулке, в детском саду и т.д. Отсутствие боли при воздействии на точки не вызывает страха перед процедурой, что делает этот метод удобным для работы даже с маленькими детьми.
Заключительная часть
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:
- Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
- Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж Су-Джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
- Повысить иммунную защиту организма.
- Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
- Подготовить руку будущего школьника к письму.
Вывод
Вот таким нестандартным и интересным способом мы развиваем наших детей и укрепляем их здоровье. Главное - помнить золотое правило: игры и упражнения с применением Су-Джок массажеров должны проводиться систематически.
Хочется надеяться, что приемы работы, предложенные в ходе мастер-класса, пригодятся вам в работе с детьми. Применяя творческий подход, альтернативные методы и приёмы, проведения образовательной и совместной деятельности педагогов и детей будет более разнообразным и эффективным.
Рефлексия
Читайте также: