Мастер класс с педагогами доу по игровой деятельности

Обновлено: 04.07.2024

3 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 3 План мастер-класса 1.Введение. Игра –основной вид деятельности дошкольников 2.Проблема 1: причины снижения интереса к сюжетно- ролевой игре 3.Проблема 2: отсутствие взаимодействия со взрослыми 4.Заключение

6 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 6 Проблема 1. С конца 90-х годов середины ХХ века произошли заметные изменения в детских играх. Дети реже играют в коллективные игры, снизилась продолжительность игр, упростились сюжеты ролевых игр (некоторые сюжеты исчезли совсем), хуже соблюдаются правила игры. Существуют различные предположения о причинах этого явления (внешние обстоятельства жизни детей, семейное воспитание, условия обучения)

8 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 8 Психологические исследования показывают – 40 % детей в свободное время не играют, а занимаются: рисованием конструированием рассматриванием книжек предметными действиями с машинками мячом качаются на качелях, бегают, лазают и пр. Игра чаще всего организуется по инициативе взрослых и продолжается до тех пор, пока взрослые принимают в ней участие.

13 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 13 Педагоги и психологи считают, что раннее обучение детей во всех формах стало нормой сегодняшней жизни. Воспитатели, практические психологи отмечают, что у детей нет фактически времени на игру: обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни дошкольников. В.С. Сайкин и Е.А. Марич отмечают – только каждый десятый воспитатель включает в круг своих обязанностей организацию игровой деятельности, а каждый пятый педагог приоритетной считает учебную деятельность дошкольников.

17 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 17 Одной из причин ухода сюжетной игры из жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам Это отняло у игры право на создание мнимой ситуации. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла, не оставляя места для той условности, которая и делает игру игрой. Игра при этом не отвечает одной из важнейших потребностей детей дошкольного возраста – представлять, воображать, фантазировать.

19 Карелина Е.В. МДОУ д/с комбинированного вида с. Тюбук 19 Вывод: Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, активно участвовать в игре в качестве друга, партнера, не стремиться наполнить игру максимальным количеством игрушек фабричного производства, а предоставлять свободу выбора детям.

Комплексно – методическое обеспечение:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Готовые карточки – схемы;
- Карточки – задания;
- Маркеры, фломастеры;
- Картон;
- Технологическая карта игры.

Совершенно верно – это ИГРА.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.


Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.

Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
А вам я предлагаю понять какие правила игры мы нарисовали.
Соотнесите картинку с действием.




Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты.



Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет.
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.


Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.

Ответы участников: да, конечно.

Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?

Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.

Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.

игрушки

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов ДОУ рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 30 минут. Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.

Ход мастер-класса ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть

Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

— Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

— Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

— Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

  • Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
  • Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
  • Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.
  • Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.
  • Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

2. Мастер-класс для педагогов ДОУ: практическая часть

1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Распределиться на группы:

  • по наличию часов на руках;
  • по стилю обуви;
  • по длине волос;
  • по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
  • по цвету брюк и юбок;
  • по цвету глаз;
  • по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.

— В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;
  • птичий косяк.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий: — Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.

— Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

— Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…

Ведущий: — Дотроньтесь до желтого!

Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.

6. Упражнение “Группа”.

Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Ведущий: — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

— Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

— Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так.

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Ход мастер-класса для педагогов ДОУ

1. Организационная часть

Педагог: - Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

- Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

- Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

- Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.

Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.

Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.

Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

2. Практическая часть

1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Распределиться на группы: по наличию часов на руках; по стилю обуви; по длине волос; по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; по цвету брюк и юбок; по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий: - Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.

- А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.

- Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

- Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…

Ведущий: — Дотроньтесь до желтого!

Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.

6. Упражнение “Группа”.

Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Ведущий: — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

- Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

- Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Читайте также: