Анализ литературного произведения в начальной школе курсовая

Обновлено: 30.06.2024

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.
1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5
1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8
1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18
2.2. Анализ лирического текста……………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курс. рус32.doc

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский Государственный Университет

Им. С. Аманжолова.

Система работы по анализу лирических произведений

на уроках литературного чтения в начальной школе.

студентка 3 курса

методики русского языка

Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.

1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………… ……5

1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8

1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………… ……………….13

Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.

2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18

2.2. Анализ лирического текста……………………………………………. 22

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия, литературного и эмоционального развития школьников - постижение лирического текста.

Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации главной цели, ради которой и идёт работа над анализом лирического произведения. Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики.

Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся недостаточно разработанной.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Ведь в лирическом произведении нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования являются учащиеся младших классов в учебном процессе.

Предметом исследования является процесс формирования у учащихся способности к анализу лирического произведения на уроках литературного чтения.

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.

2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

3. Раскрытие особенностей восприятия лирических произведений младшими школьниками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; наблюдение за учебным процессом в школе.

Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.

1.1 Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.

Необходимо также подчеркнуть, что в центре художественного произведения находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой.

В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, имеет место и всегда субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений и т.д. Эта субъективная оценка передаётся также через образ. Сам отбор жизненных ситуаций , в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой несут в себе авторскую оценку.

Приведённые выше положения имеют большое теоретико- практическое значение для методики.

Во-первых, при организации работы над художественным произведением учитель в центре внимания ставит образ и авторское отношение к изображаемому. Учащиеся постепенно подводятся к пониманию специфики образного отображения действительности.

Во-вторых, в любом художественном произведении описываются события определённого исторического периода, а не жизнь людей вообще вне времени и пространства. Поэтому правильное прочтение текста, правильное понимание мотивов поведения действующих лиц, достоверная оценка фактов и событий возможны при условии исторического похода к изображаемому в произведении. Применительно к начальным классам это означает, что, с одной стороны, необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении, с другой – развитие у учащихся оценочного подхода к поступкам действующих лиц.

В – третьих, целесообразно знакомить школьников с жизнью писателя, его взглядами (в доступной для их возраста форме и последовательности).

Оценка писателем жизненного материала составляет идейный стержень, идею художественного произведения, создаваемого на основе реальных жизненных фактов. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением писателя.

В - четвёртых, при анализе художественного произведения важно учить школьников понимать идейную направленность произведения, так как это необходимо для правильного восприятия произведения, для формирования умений работать с текстом, для формирования мировоззренческих взглядов учащихся, их гражданских чувств. Воспитательная значимость произведения, сила его воздействия на читателя определяется его идейной направленностью.

Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо также исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения шире специфики художественных средств изображения, она охватывает в целом способ изображения писателем действительности и в соответствии с идеей рассказывает о жизни, используя образную форму. В свою очередь, для создания того или иного образа писатель использует вполне определённые изобразительные средства, определяющие языковую форму, в наибольшей степени соответствующей сущности образа и максимально позволяющую передать его внутреннее содержание. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие – довольно сложное явление и пронизывает все компоненты произведения, включая образы, композицию, сюжет, изобразительные средства. Не существует содержания без формы. Поэтому и при анализе произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения.

1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений.

На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов (6). Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую поэзию Т.И. Сильман (20).

Такие определения (за исключением определения Т.И.Сильман) никак нельзя признать соответствующими действительности и методологически убедительными. Получается, что эпический писатель только изображает внешний мир и не выражает своего осмысления этого мира и своего эмоционального отношения к нему, а писатель лирический только выражает свои мысли и чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали в нем эти мысли и чувства.

Теоретические и методологические аспекты работы над произведениями разных жанров, ее особенности и этапы. Педагогическая ценность чтения и психологические особенности восприятия в начальной школе. Анализ сказки, результаты экспериментального обучения.

Подобные документы

Особенности языка художественных произведений, адресованных младшим школьникам. Особенности изучения эпических произведений в начальной школе. Анализ программных задач и опыта изучения языка эпических произведений на уроках чтения в начальной школе.

дипломная работа, добавлен 22.08.2017

Эффективные приемы анализа лирического произведения. Теоретические основы изучения лирики в начальной школе, особенности восприятия лирических произведений учащимися. Анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы.

курсовая работа, добавлен 17.01.2014

Проблема активности личности в обучении школьников. Психологические аспекты использования активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе. Активные методы, применяемые в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

дипломная работа, добавлен 20.11.2013

Определение былин и вопрос об их происхождении. Особенности русских героических былин. Методика обучения работы над былинами и условия их эффективного изучения в начальной школе. Организация и содержание опытно-экспериментального обучения чтения былин.

курсовая работа, добавлен 10.06.2015

Характеристика методики и содержания экспериментальной работы по повышению уровня смыслового чтения. Основные приемы и этапы работы по технологии продуктивного чтения. Исследование принципов работы по формированию смыслового чтения в начальной школе.

реферат, добавлен 07.05.2017

Формирование читательской компетентности младшего школьника. Построение курса "литературное чтение". Методика педагогической работы над произведениями по теме детства. Критерии к отбору литературных произведений. Блочная система изучения литературы.

статья, добавлен 29.07.2013

Анализ и характеристика организации работы над анализом текста, способствующей формированию культурного поля ребёнка. Изучение сказки Х.К. Андерсена "Соловей" в начальной школе. Особенности процесса развития у ребенка способности к конкретизации образов.

статья, добавлен 23.04.2018

Значение наглядности для восприятия материала на уроках литературного чтения в начальной школе. Особенности использования наглядных пособий, их виды. Способы работы с учениками при изучении произведений М. Пришвина на уроках литературного чтения.

дипломная работа, добавлен 25.05.2018

Педагогическая технология как упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата. Особенности формирования техники чтения в начальной школе. Анализ проблем сохранения читательских умений.

реферат, добавлен 13.04.2015

Теоретические аспекты использования модели "Перевернутый класс" в процессе обучения математики в начальной школе. Методы обучения на уроках математики в начальной школе. Специфика и применение модели в начальной школе, ее реализация на уроках математики.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Методика

Введение

1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах

1.1 Анализ художественного произведения и принципы его построения

1.2 Формирование у младших школьников умения анализировать художественные произведения

1.3 Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа и личности младшего школьника

2. Работа над художественным произведением в начальной школе

2.1 Технология анализа художественного текста

2.2 Анализ художественного произведения через авторскую позицию

Список использованной литературы

Выдержка из текста

Анализ художественного произведения как метод развития младших школьников

По структуре работа состоит из введения; основной части, состоящей из двух глав: первая глава посвящена личностному развитию младших школьников и влиянию на процесс развития игровой деятельности, вторая глава раскрывает вопрос о применении народных игр на уроках физической культуры как средства развития младших школьников; заключения, списка использованных источников и приложений.

Практическая значимость исследования. состоит в том, что предложенный способ дозволяет проводить применение познавательных и игровых потребностей учеников младших классов для формирования их учебной деятельности и становления персональных качеств в легкодоступной форме как для самих учеников, но и для преподавателей, не владеющих навыками применения компьютеров. Итоги исследования используются при обучении дошкольников и младших подростков в ряде образовательных учреждений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………. Мышление, как познавательный процесс, его виды и особенности…………………………………………. Методы развития логического мышления у учеников младших классов…………………………………………………………………………… 15

Гипотеза исследования: учебная деятельность младших школьников ведущий вид деятельности обеспечит их полноценное психологическое разви-тие при условии, если учитель будет: владеть знаниями по психологии деятельности, о структуре учебной деятельности, её функциях; учитывать возрастные и индивидуальные особенности психического развития учащихся младшего школьного возраста; своевременно диагностировать развитие всех сфер личности младшего школьника и учитывать его результаты при организации образовательно-воспитательного процесса.

Положение о том, что ребенок редко овладевает способом восприятия художественного произведения стихийно и самостоятельно поддерживается всеми авторами. В методических исследованиях М.Г. Качурина, М.П. Воюшиной, Г.И. Беленькой исследуется взаимосвязь детского восприятия с анализом художественного произведения, описываются методы и приемы работы с художественными произведениями в начальной школе.

Изучение кумулятивных сказок способствует формированию у младших школьников разносторонних образов, помогает прочно усваивать знания, управлять процессом усвоения знаний. Необходимо как на уроке, так и дома с родителями вместе пробовать анализировать сказку, задумываться о смысле, правильности, справедливости поступков героев…Обсуждения, задания и вопросы к сказкам побуждают школьников размышлять о жизни, отношениях с окружающими, направляют их литературное развитие.

Гипотеза исследования состоит в том, что работа по формированию и дальнейшему развитию умений воссоздания текста художественного произведения как одного из средств развития речи младшего дошкольника будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс формирования осознанного чтения младших школьников будет эффективным, если использовать систему приемов по формированию осознанного чтения.

Таким образом, цель настоящего исследования заключается в определении наиболее эффективных форм обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения с учетом того общего, что присуще этим видам.

Список источников информации

1.Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

2.Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4.Козырева, А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения / А.С. Козырева // Начальная школа. – 1990. — № 3. – С.67-68.

6.Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителей начальной школы / В.А. Лазарева. – Изд. 3-е, доп. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

7.Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 464 с.

8.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: учебное пособие / Под редакцией Т. Г. Рамзаевой. –

3-е изд. – М.: СпецЛит, 2006. – 176 с.

9.Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма: учебное пособие / И.Г. Минералова. – М.: Флинта, 2011. – 256 с.

10.Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы. Методические рекомендации / А.В. Полякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.

11.Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников: учебное пособие / Т.В. Рыжкова.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. –

12.Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие / В.И. Тюпа. – М.: Академия, 2009. – 336 с.

13.Шпунтов, А.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И. Шпунтов, Е.И. Иванина // Начальная школа. – 1995. — № 10. – С.20-22.


The article discusses the difference between the school and literary analysis, focuses on how to use them in elementary school. Attention is drawn to tales role in the formation of literary analysis skills, study its main stages.

Keywords: elementary school, literary analysis, literature, fairy tales.

Учитель, получивший литературоведческую подготовку в высшем учебном заведении, придя работать в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблема соотношения школьного и филологического анализа литературного произведения является актуальной для будущих учителей.

В основе анализа литературного произведения в начальной школе лежит литературоведческий (филологический) анализ. Учителю необходимо владеть лингвистическим и литературоведческим видами текстового анализа, чтобы выявлять идею произведения, понимать намерения автора, оценить мастерство писателя с эстетической точки зрения. Но младший школьник не может выполнять все необходимые лингвистические и литературоведческие операции и это необходимо учитывать педагогу. Цель обучения детей — не только выявление истины, но и воспитание любви к чтению, сохранение эмоционального сопереживания ребенка. У юного читателя не возникает потребности анализировать текст, ему кажется, что смысл произведения уже усвоен, а потому необходимости перечитывать нет. Данную потребность необходимо развивать.

Школьный и литературоведческий анализ текста отличаются друг от друга и по объему, и по целям, и по способам изучения художественного текста.

Целью литературоведческого анализа является следующее: выявить историческую проблематику произведения, его художественное своеобразие. Целью жешкольного анализа становится корректировка первичного восприятия ребенком произведения, которое чаще всего является неточным и неполным, для того, чтобы дети могли определить собственную, достаточно точную читательскую интерпретацию литературного текста. Важно понять, какой уровень содержания литературы посилен и необходим ученику, найти способы усвоения данного содержания. Задачей школьного анализа является не полноценное научное исследование, а освоение произведения с читательской точки зрения.Учитель должен организовать на уроке не только учебную деятельность, но и общение класса с литературным текстом.

Известно, что младший школьник максимально эмоционален. Урок литературы не должен останавливаться на сухом разборе, поэтому школьный анализ можно отличить по большей субъективности и художественности. Учитель, начиная урок, должен обладать своей формулировкой, при этом учитывая, что она может быть уточнена и даже изменена учениками в ходе коллективной работы.

Благодаря образности мышления ребенка младшего школьного возраста наиболее удобным для литературоведческого анализа является жанр сказки. Именно сказки составляют основу школьной литературной программы.

П. И. Янченко алгоритм анализа содержания сказки представляет следующим образом: 1. Определение сказочной темы (любовь, животные, семья и др.). 2. Анализ образов и героев (главных и вспомогательных). Герои подразделяются на злых и добрых, на тех, кто мешает герою и тех, кто помогает. 3. Анализ проблем, возникающих в ходе литературного повествования (внешних и внутренних). 4. Способы решения обозначенных проблем.

Таким образом, рассмотрев этапы, мы можем сказать, что, изучая сказку поэтапно, ребенок более подробно узнает ее, запоминает и подвергает личностному анализу.

В. А. Сухомлинский считал сказки основой обучения и воспитания в начальной школе. Он считал, что если ученик при чтении сказки не переживает борьбу сторон добра и зла, то в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить [1].

При анализе сказок стоит учитывать основные законы их построения: 1. Одушевление явлений природы и предметов. 2. Очеловечивание явлений, предметов, представление в действительные или фантастические образы. 3. Синтез ряда обыкновенных предметов, явлений, существ в образы, наделенные чудесными, необычными свойствами. 4. Чудесные обращения и превращения. 5. Гиперболизация.

С помощью этих законов в сказочное действие, в эмоциональную сферу сюжета включаются почти все явления существующего мира, все объекты воображения, как реально действующие силы.

Форма анализа сказки может быть самой разнообразной. Обратим внимание на смысловые акценты, значимые с подачи и родителей, и учителя, способствующие положительному влиянию на личностное становление ребенка. Они могут реализовываться в виде вопросов, адресованных детям, в виде беседы о сказке. Рассмотрим примеры вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажам. 2. Постараться объяснить, почему произошло сюжетное событие. 3. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 4. Вопросы, помогающие установить причинно-следственные связи между явлениями. 5. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой:

1. Подготавливаясь к чтению сказки необходимо организовать наглядно-практическую деятельность учеников или провести необходимую беседу, для того, чтобы дети смогли правильно воспринять героев и их поступки.

2. Чтение сказки должно сопровождаться показом иллюстраций, диафильма, рисунков, аппликаций и тому подобным.

3. Поскольку сказка предназначена в большей степени именно для устного воспроизведения, необходимо, чтобы учитель использовал чтение-рассказывание. При данной подаче текста заметна интонация, близкая к разговорной речи, рассказ сопровождается мимикой и жестами. Возможно использование аудиозаписей.

4. При проведении анализа сказки не нужно делать акцент на том, что некоторые ее элементы — вымысел, иначе исчезнет очарование сказки. Для наилучшего усвоения смысла произведения, его полного анализа, сказку рекомендуется прочитать по ролям.

5. Пересказ сказки. Он должен представлять собой рассказывание сказки, приближенно к тексту, с использованием выражение и слов, свойственных именно ей. Короткую сказку стоит воспроизводить полностью, длинную — по частям.

Литературный анализ системы образов сказки в начальной школе, как правило, ограничивается анализом героев, однако со временем предстоит обращение и к образам-деталям, и к сказочному миру в целом.

Работа в этом направлении включает в себя несколько этапов: анализ содержания сказки; выделение главных сказочных героев, определение черт характера; обозначение типов персонажей по роли, которой они обладают в сказке; создание словесного портрета; обобщение изученного материала о героях, составление их характеристики; поиск важных связей между сюжетными картинами сказки.

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов: осознание главных мотивов сюжета, обозначение причинно-следственных связей; определение функций персонажей, характерных ряда сказок; соотнесение всех элементов сюжета с характерами поступками и действиями героев.

В процессе изучения, важно показать ученикам, как строится сказка, из чего состоит, дать общее представление о героях, о сюжетной линии и роли в них сказочных персонажей, о богатстве художественно-изобразительных средств и образности русской речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За интересным фантастическим сюжетом, за разнообразием героев необходимо помочь ученику увидеть главное, — тонкость и гибкость смысла, чистоту и яркость красок, поэзию народного слова.

Русские волшебные сказки дают обширный материал для развития познавательной активности, творческих способностей, для самораскрытия личности. Такие сказки вызывают особый детский интерес. Именно на основе таких художественных произведений наиболее продуктивно происходит освоение литературоведческого анализа в начальных классах, необходимо лишь знать методы работы с детьми в данном направлении.

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — Мн.: Народная асвета, 1981.

2. Жесткова Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 1–1 — С. 126–130.

3. Жесткова Е. А. Творческие проблемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч. конф. Арзамас, 17 апреля 2015 г.: / отв. ред. Е. А. Жесткова; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. — С. 306–311.

4. Жесткова Е. А. Сказки В. А. Жуковского: к вопросу об интерпретации сказочных сюжетов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 154–157.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, литературоведческий анализ, начальная школа, чтение сказки, герой, литературное произведение, литературный текст, младший школьник, ребенок, школьный анализ.

Читайте также: