Психолого педагогические особенности дошкольного возраста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

У ребенка бурно развивается познавательная активность . На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей . К трем годам определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка , так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления , самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем годам в его активном словаре насчитывается уже более 400 слов .

Возникновении речи тесно связано с деятельностью общения . Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом , в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст . Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность – развивается восприятие , наглядное мышление , появляются зачатки логического мышления.

Происходит интенсивное становление личности , воли . Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память . У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4-5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок.

Появляются новые виды деятельности : игра – первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности , ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т.д.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра . В центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще в сего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности . В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые способствуют формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника – требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи . В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность. В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться – слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы . У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью , оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.

-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Педагогическая статья об особенностях становления личности ребенка в период дошкольного и младше - школьного возраста.

ВложениеРазмер
Статья 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.

М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр.

Виды деятельности ребенка-дошкольника отличаются в зависимости от роли, исполняемой взрослым. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Среди них главные: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм.

Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности ребенок-дошкольник может осваивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, при вступлении в значимые взаимоотношения с взрослым через результат своего труда.

Познавательное развитие детей-дошкольников отличается бурным становлением и этапностью.

Так, внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.

Если отдельные элементы произвольности восприятия могут быть сформированы еще в старшем дошкольном возрасте, в целом, ребенок при поступлении в школу еще не совсем способен регулировать этот процесс. При этом восприятие детей-дошкольников уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.

Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. Так, в коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии.

Для формирования произвольности запоминания и припоминания главную роль играет систематическое подкрепление попыток ребенка-дошкольника в достижении непосредственного результата. Также заметное значение имеет непосредственное поощрение ребенка-дошкольника со стороны воспитателя, родителя или другого значимого взрослого.

Итак, необходимо отметить, что произвольное запоминание в старшем дошкольном возрасте носит несовершенный характер, что объясняется не владением ребенком-дошкольником даже элементарными мнемическими приемами.

Данная проблема преодолима: при наличии регулярной работы воспитателя к концу дошкольного возраста у детей возможно закрепить простейшие мнемические навыки и приемы улучшения памяти и запоминания. Например, с целью запомнить какой-нибудь материал ребенок способен повторить его несколько раз или составить простейшие связи, которые облегчат запоминание. Поэтому организация воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, т.к. ребенок пока не может сам изобрести задания или приемы запоминания, именно педагог ответственен за ту или иную степень развития произвольности памяти ребенка-дошкольника. Такая работа начинается с выполнения простейших поручений, для запоминания которых педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм.

С приобретением некоторого опыта, при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, старший дошкольник может начать самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала.

Описанные шаги играют важную роль в процессе формирования произвольности памяти, которая является необходимым условием школьного обучения, т.к. учебная деятельность невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.

Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится.

Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей.

Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Дошкольный период – это период, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства.

К искусству ребенок приобщается с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.

Каждый возраст требует своего подхода к процессу обучения. Задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. Очень важно обогащать сенсорный опыт малышей: широко знакомить их с предметами и явлениями окружающей жизни, их свойствами: формой, цветом, величиной и др.

Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.

В дошкольном детстве у детей впервые появляются этические инстанции, происходит соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Для ребенка как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте характерными являются выражения любопытства к новым видам деятельности или необычным предметам, потребность во внешних впечатлениях. Поначалу описанные интересы носят поверхностный характер, но постепенно именно они становятся основой для формирования познавательных интересов. Познавательные потребности играют важную роль в системе потребностей младшего школьника, и в течение школьного детства трансформируются из интереса внешними атрибутами деятельности до глубоких увлечений. При чем, если по началу познавательные потребности младших школьников целиком удовлетворяются силами педагога, то к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. Под влиянием учителя у него формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Иногда последняя бывает развитой уже в старшем дошкольном возрасте и участвует в формировании психологической готовности ребенка к школе.

Таким образом, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.

Дошкольный период в жизни ребёнка – прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.

Дошкольный возраст – это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте - игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.

Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • склонность к подражанию;
  • импульсивность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • преобладание чувств над разумом;
  • безграничное стремление быть самостоятельным;
  • активное познание нового.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:

  • Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
  • Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
  • Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
  • Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
  • Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
  • Проявлением характера, упрямства и своеволия.
  • Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.

Особенностями этого возраста считают:

  • Усложнение волевых проявлений.
  • Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
  • Усложнение сюжетно- ролевой игры.
  • Зарождается осознанность выполняемых действий.
  • Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
  • Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
  • Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
  • Безоговорочное доверие взрослому человеку.
  • Особая чувствительность.
  • Преобладание наглядно-образного мышления.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
  • Ожидание оценки своих действий от окружающих.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Появление учебного мотива.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:

  • Возникновение этических норм.
  • Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
  • Появление стремления контролировать собственные действия.
  • Формирование личного сознания, самооценки.
  • Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.

Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.

Возрастные особенности старших школьников характеризуются активным ростом организма и половым созреванием. Это время показательно повышением работоспособности, увеличению выносливости к различного рода нагрузкам. Трудовая активность школьника – величина непостоянная. Она колеблется в течение недели. В понедельник и вторник происходит постепенное включение организма в работу. Максимум работоспособности приходится на среду- четверг. К субботе силы ослабевают. Сложными для организма являются вторая и четвёртая учебная четверть. Особенно четвёртая, когда проявляется авитаминоз и усталость, накопившаяся в течение года.

Читайте также: