Мастер класс для педагогов доу экспериментальная деятельность как средство развития познавательной

Обновлено: 04.07.2024

Цель : представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

Ход мастер-класса:

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.

Слайд 6. (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности)

Слайд 7. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений:

2. О взаимодействии веществ.

3. Об объектах неживой природы.

Слайд 8. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

Слайд 9. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

Слайд 10. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть цветы поближе.

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод : в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.

Шла она, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Маше понравилось, что глаз не могла она отвести.

- Как Вы думаете, что увидела Маша? (Ответы педагогов). Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило нашу путешественницу.

Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ст. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 1 пачку лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?

Вывод : Опыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт №3 (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Цель : эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента понадобится:

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

Покажите ребенку на этом примере,что:

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод : (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель : - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Цель : познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование : соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход : зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод : В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Слайд Удачных экспериментов!

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Цель : представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи :

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Руководитель : воспитатель Исайкина Т.А.

Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

И, как, гласит китайская пословица

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будут показаны в виде сказки . Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме И с егодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Я с бала королевского Однажды убегала И туфельку хрустальную Случайно потеряла

(звучит мелодия из мультфильма)

Жила-была Золушка. Была она очень доброй ,трудолюбивой и любознательной .Однажды король пригласил своих подданных на бал, но злая мачеха решила ,что Золушке там появляться не зачем, поэтому она задала ей очень трудную работу : мачеха смешала в одной чашке соль с перцем и приказала Золушке ,чтобы к утру эти специи любым способом были разложены по разным мискам. Золушка очень расстроилась и решила убежать в лес. Ей было очень грустно, она собирала цветы и думала о том, что ей ни за что в жизни не выполнить задание мачехи , как вдруг увидела, что неподалеку течет река. Золушке захотелось рассмотреть реку поближе. Подойдя к речке она увидела, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это были рыбки, которые резвились на солнышке. А рыбки ,увидев Золушку, ни сколько её не испугались и попытались всем своим видом успокоить девочку.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки или мелкие кусочки пластилина. Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин (виноград) падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

На пути у Золушки появился волшебный мост. Как через него перебраться? Ведь этот мост просто так не пройти.

Давайте вместе с вами проведём следующий эксперимент:

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, Что случилось с мостиком ?(бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз). Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим фигурку снова - что теперь произошло?(ура гармошка держит вес фигурки). И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод : в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Стоя на мосточке, Золушка увидела , что на другой стороне реки ,около берега, росли загадочные цветы, их было много, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и девочка увидела, как они распускаются.

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутим лепестки к центру. А теперь опустим кувшинки на воду, налитую в чашку.Что происходит? (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться).

Какой вывод мы сможем с вами сделать?Почему лепестки стали раскрываться?

Вывод : в результате проведённого исследования мы узнали, что это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Золушка полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Золушка спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. Стоя под деревом,она думала, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Золушке понять - как идет дождь?

Опыт№4 (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Для этого нам понадобится:

1. Стакан (можно взять банку) .

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

4. Краска гуашевая (синий или голубой) .

1. В стакан мы с вами нальем воду, в целях экономии времени, но не доливаем до краев, оставим место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть она. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешаем с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капнем на слой пены для бритья и ждем чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод : (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Дождик закончился. Выглянуло солнышко. И вместе с солнышком показалась радуга.

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

Оборудование: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Опыт : На бумажное полотенце высыпаем перец и соль и тщательно их перемешиваем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно!

Для этого мы надуваем небольшой воздушный шарик. Потрем его о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца.

Что происходит? (Перец липнет к шарику, а соль останется на столе. )

Это еще один пример действия статического электричества.

Когда потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Золушке очень понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё еще осталось очень много вопросов, на которые теперь она будет искать ответы со своим другом мальчиком Пажем.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Автор: Татькова Полина Андреевна – воспитатель

Участники мастер-класса : Педагоги МБДОУ.

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

Ход мастер-класса :

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.

Слайд 6. (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности) За правильный ответ вам я даю прекрасный цветок в конце мастер-класс мы посчитаем, у кого же больше оказалось цветков, тот и будет являться самым умелым экспериментатором.

Слайд 8. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений :

2. О взаимодействии веществ.

3. Об объектах неживой природы.

Слайд 9. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

Слайд 10. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

Слайд 11. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт- (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента понадобится :

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

Покажите ребенку на этом примере, что:

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Слайд Удачных экспериментов!

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

В: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

- развивать творческие способности участников мастер-класса;

- активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Обращение к педагогам:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры (можно дать возможность педагогам самим выстроить последовательность детского экспериментирования)

( определение и постановка проблемы;

( поиск и предложение возможных вариантов решения;

( непосредственное проведение эксперимента;

( обобщение полученных данных;

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа;

- по месту проведения: группа, участок, в природе;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть

динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям всё известно, а эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

А сейчас, я хочу Вам показать некоторые виды экспериментирования. Для этого приглашаю Вас в волшебную лабораторию, где Вы сами станете немного волшебниками. Хотите? Тогда закрываем глаза и скажем такие слова!

Вокруг себя повернись

И в волшебника превратись!

(Звучит музыка, педагоги переодеваются в волшебников.)

Ведь совсем скоро преддверие Нового года и каждый ребенок хочет принять участие в подготовке к самому любимому празднику для всех людей, детей и взрослых!

Изготовить икру оказывается совсем не сложно.

Основное оборудование: морозильная камера, микроволновая печь, медицинский шприц, тарелка, стакан, сито.

Материал: пищевой желатин, растительное масло, пищевой краситель, вода.

Наливаем в высокий стакан растительное масло (оставить до края стакана 2-3 см.), ставим в морозильную камеру на 2 часа.

Наливаем в глубокую тарелку окрашенную воду пищевым красителем, добавляем 3 ст. ложки желатина, оставляем желатин набухать на 20 минут.

Помещаем тарелку с набухшим желатином в микроволновую печь и греем 2 минуты на полной мощности.

Оставляем раствор в покое на 20 минут для охлаждения, но не для желирования!

Вынимаем из морозильной камеры растительное масло (оно не должно быть жидким!) (подготовлено заранее).

Набираем в шприц раствор желатина и по капельке добавляем в стакан с растительным маслом. Образуются икринки.

Выливаем масло через сито и получаем икру. Применяя пищевые красители или готовые напитки, бульоны можно получить икру любого цвета!

Объяснение: так как масло имеет отрицательную температуру, то капельки раствора моментально превращаются в крупные, застывшие икринки.

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Материал: 2 шарика, свечка, спички, вода, воронка.

Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать ребенку, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана с помощью воронки, надуйте шарик, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Материал: надутый шарик, цедра апельсина.

Интересно, а что произойдет если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?

Чистим апельсин, надуваем шарик и выжимаем цедру апельсина над шариком. Невероятно, но он просто лопнул! Воздушные шарики лопаются лишь только сок с цедры попадает на них!

Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть вместе с ребёнком.

Что произошло?
Сок который мы выдавливаем из цедры апельсина содержит особое вещество - лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики.

- Ой, волшебники, мы так с Вами увлеклись, что и не заметили, как прошло время возвращаться в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей лаборатории Вам понравились? А что больше всего запомнилось?

- Ну, а теперь попрошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся.

Вокруг себя повернись

И в педагога опять превратись!

(Звучит музыка, волшебники опять становятся педагогами.)

С помощью таких занимательных экспериментов Вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, веселым, максимально познавательным! Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учебе, будем развивать любознательность и усидчивость.

Читайте также: