План открытого урока по сольфеджио 4 класс
Обновлено: 06.07.2024
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
- Знать основные закономерности гармонического языка;
- Знать теоретические правила построения аккордов;
- Владеть навыком грамотной записи аккордов;
- Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
- Владеть навыками жанрового варьирования;
- Владеть навыками трёхголосного пения;
- Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
- Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование: Фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
- Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64;
- S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
- Карточки - ноты;
- Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
- Листы со стихами каждому учащемуся.
- Нотный материал:
- "Школа игры на фортепиано" 4 класс ДМШ. (Под общей ред. Николаева А.Н.)
- Организационный момент.
- Беседа о гармонии.
- Интонационная настройка в Ре мажоре.
- Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
- Гармонический анализ нотного текста.
- Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
- Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.
- Пение трёхголосной последовательности.
- Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
- Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
- А что такое аккорд?
- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
- Ребята, а какие вы знаете аккорды?
- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд:
- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".
- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход
D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
- Трезвучия применяются в обращённом виде.
- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]
- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
Ученики выполняют задание.
- Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.[2]
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53 [3]
- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.
- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист. [3]
- Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План открытого урока
преп. Липилиной Е.В. с учащимися 4 класса фортепианного, хорового отделений
Дата проведения : 23.03.2015 г.
Иркутская область
г. Нижнеудинск
1.Показ творческих форм и способов работы в воспитании метроритмических навыков в курсе сольфеджио.
2. Распространение инновационного педагогического опыта, методов и форм работы преподавателей Лютько Л.П., Шайхутдиновой Д.И., Кушниренко С.В. среди педагогов теоретических дисциплин ДМШ районного методического объединения.
Повторение и закрепление теоретических сведений при помощи ИКТ.
Формирование ритмических навыков учащихся при помощи образных ассоциаций, наглядных пособий и современных технических средств обучения.
Характеристика группы:
Группа учащихся фортепианного и хорового отделений, занимающаяся по 7-летнему циклу обучения. Средний возраст учащихся 10-11 лет. Большая часть детей имеет подготовку (подготовительный класс). Учащиеся хорового отделения имеют не полный комплекс музыкальных данных (недостаточная ритмическая координация, достаточно средние возможности развития слуховых и интонационных навыков). Но в целом, группа учащихся обладает хорошими музыкальными данными, занимается сольфеджио старательно и заинтересованно.
Проверка домашнего задания:
а) игра учащимися примеров на ритмические группы;
б) просмотр презентации;
в) работа над метром в размерах 2/4,3/4,4/4
г) проверка группировки заданных длительностей в этих размерах.
Повторение,закрепление теоретического материала.
Выработка устойчивых ощущений метрической доли, ритмической пульсации.
Метод эмоционального воздействия
2. Формы работы над развитием метроритмических навыков:
а) ритмические группы
б) ритмическое двухголосие
г) ритмический диктант
(по системе Лютько Л.П.)
Воспитание координационно-ритмических навыков
Проверочное задание на качество усвоения метроритма и группировки
Развитие ритмических навыков с помощью стихотворного текста.
метод тактильного и комплексного воздействия
4.Интонационная работа: пение в тональности ми-мажор
г)чтение с листа (Ф.Шуберт. Квартет №1, ч.1 оригинал в Ми Ь мажоре)
Настройка в мажорном ладу, как подготовка слуха к интонированию ступеней.
Выработка устойчивых интонационных, слуховых и ритмических ассоциаций тяготения к устойчивому звуку – тонике.
-пение с дирижированием
Приобщение уч-ся к музицированию на уроках сольфеджио.
Активизация творческих способностей учащихся.
Метод коллективного музицирования
6. Подведение итогов урока, поощрение учащихся.
Использованная литература:
Берак О. , Карасева М.. Как преподавать сольфеджио в XXI веке (Сборник статей и материалов научно-практических конференций) М.,2006.
Берак О.Л. Школа ритма.ч1-3 М.,2003
Давыдова Е. Сольфеджио// уч.пос.для 4 класса ДМШ. М.:Музыка, 1997.
Ефремова Л. “Ритм. Песни и игры” Пособие по сольфеджио. – С. –Пб., 2011.
Зебряк Т. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, М.: Кифара, 2012.
Камаев А., Камаева Т. Азартное сольфеджио.М.,2004.
Картавцева М. Сольфеджио XXI века. М.: Кифара, 1999.
Кушниренко С.В.. Ритмические читалочки. 4,5 кл., Иркутск, 2004.
Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. Ростов н\Д: Феникс, 2009
План- конспект открытого урока по сольфеджио 4 класс "Главные гармонические функции в ладу".
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
План- конспект открытого урока
Сольфеджио 4 класс.
Преподаватель: Локтева Н.В.
Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами русской и западно-европейской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.
Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.
Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь a cappella трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.
Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.
Задачи урока:
Образовательные:
- научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записывать, слышать, проигрывать;
- применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.
Развивающие:
- расширять слуховые представления о гармонических оборотах, уметь их анализировать;
- закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений.
Воспитательные:
- повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;
- поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии.
- развивать творческие способности.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений.
Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)
Формы работы:
Опрос учащихся в устной и письменной форме.
Методы обучения:
Методическая база урока:
3.Г.Ф.Калинина Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., 2012 г.
Музыкальный материал:
3. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.
Материалы и оборудование.
Наглядный материал:
4.Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений
6.Карточки гармонических оборотов
Оборудование:
- нотные тетради, карандаши, ластики,
-учебные пособия учащихся
Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.
Краткая характеристика группы:
В открытом уроке участвуют учащиеся 4 класса фортепиано семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.
План урока:
Вводный раздел (5 минут)
- вступительное слово преподавателя;
- организационный момент: проверка готовности учащихся к работе.
2. Основной раздел (50 минут)
Проверка домашнего задания (15 мин):
- расположение главных трезвучий лада и их обращений;
- пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;
Изучение нового материала (10 мин):
- роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут):
- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;
- пение гармонических последовательностей.
3. Заключительный раздел (5 минут)
- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;
- запись домашнего задания.
Этапы работы
Вступительное слово преподавателя.
Настрой учащихся на учебную деятельность(5 мин):
Проверка готовности группы, отметка в журнале присутствующих и объявление темы урока.
Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.
Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.
2.Опрос учащихся по домашнему заданию
Проверка домашнего задания (15 минут):
2).Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T64, S64, D64.
Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D.
Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.
3).Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:
- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4;
- пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками;
- пение цепочек ступеней с ручными знаками ;
- пение трезвучий главных ступеней и их обращений
Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.
Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.
3.Изучение нового материала
Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Рассказать о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень (вместе с учащимися проанализировать звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).
Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: Т-S, D-T. ( Наглядно показать движение Субдоминанты от Тоники в соединении T –S64, и движение Доминанты к Тонике в соединении D-T64, подчеркивая их функциональное значение).
Обратимся к музыке.
4.Закрепление учебного материала
Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.)
Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:
- П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома (фрагмент).
(Учащиеся, прослушивая музыкальные фрагменты, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)
Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.
Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.
В конце игры определяется команда-победитель.
2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)
- пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени;
- определение и запись гармонических функций;
- определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.
- исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;
- транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.
Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.
Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.
3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)
На примере фрагментов музыкальных произведений определить три наиболее часто звучащих гармонических оборота: T-S-T , T-D-T, T-S-D-Т. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях.
Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.
Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.
5.Задание на дом
Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)
Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ядринского района Чувашской Республики
Методическая разработка открытого урока по теме:
Данный урок проводится с обучающимися 4 класса (8 –летний срок обучения) отделения хорового пения.
Цель урока: Развитие интонационных навыков.
Задачи урока:
- Обучить правильно и осознанно интонировать в гаммах, интервалах и аккордовых последовательностях.
- Развить ладогармоническое мышление у обучающихся.
- Воспитать любовь к музыке через вокально-интонационные упражнения и на классических образцах музыкальных произведений.
План урока:
1.Приветствие, готовность обучающихся к уроку.
2. Объявление темы и плана урока.
3. Распевка.
4. Проверка домашнего задания.
5. Сольфеджирование наизусть и с листа.
6. Слуховой анализ.
7. Работа над ритмом.
8. Задание на дом.
9. Итоги урока.
Ход урока:
1.После приветствия и проверки готовности обучающихся преподаватель знакомит с темой и планом урока.
2.Распевка: пение гаммы ми-бемоль мажор сначала с инструментом, затем а капелла. Чтобы добиться чистоты и осознанного интонирования преподаватель предлагает петь: а) по очереди; б) один звук вслух, другой про себя; в) тетрахордами; г) от разных ступеней лада: например от VII до VII; от II до II и т.д.; д) пение ступеней в произвольном порядке; е) пение главных трезвучий лада.
3. Проверка домашнего задания. а)Пение аккордовой цепочки в пройденных тональностях: Т53-S 64-D6 –Т 53 –Т6 –D64-T53.Цепочки поются мелодически и по голосам, индивидуально и коллективно.
б) сольфеджирование наизусть №292.
4. Слуховой анализ. Определение на слух разнвидностей минорной гаммы (натуральный, гармонический, мелодический), интервалов (включая тритоны) и аккордов в виде трезвучий (мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных), секстаккордов, квартсекстаккордов.
5. Работа над ритмом. Игра на шумовых инструментах и пение по нотам с аккомпанементом преподавателя (Чешская народная песня).
6. Задание на дом: а).придумать 10 интервалов и сделать к ним обращения.
б) №293 выучить наизусть.
в) Аккордовую цепочку выучить наизусть и записать в двух любых мажорных тональностях.
7. Подведение итогов урока. Преподаватель еще раз нацеливает обучающихся на важность чистоты интонирования и как лучше справляться с трудными задачами в этой области.
на открытый урок преподавателя Сенько Людмилы Александровны
Дата проведения 14.05.2018
Продолжительность урока: 45 минут и 25 минут (10 минут перемена).
На уроке контакт преподавателя с обучающимися был хороший, доброжелательный. Дети живо реагировали на замечания и просьбы преподавателя. Все поставленные задачи урока были достигнуты. На уроке царила свободная творческая атмосфера поиска и открытий в теоретических и практических знаниях.
Читайте также:
- Как воспитать самодисциплину обществознание кратко
- Почему современные китайцы уважительно относятся к поучениям конфуция история 5 класс кратко
- Что понимают под вариативностью технология 6 класс кратко
- Профессиональный стандарт педагога как ориентир подготовки нового учителя для современной школы
- Почему именно государственный аппарат стал рычагом проведения петровских преобразований кратко