План открытого урока по сольфеджио 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

  • Знать основные закономерности гармонического языка;
  • Знать теоретические правила построения аккордов;
  • Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  • Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  • Владеть навыками жанрового варьирования;
  • Владеть навыками трёхголосного пения;
  • Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  • Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование: Фортепиано; доска с магнитами.

Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

  • Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64;
  • S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
  • Карточки - ноты;
  • Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
  • Листы со стихами каждому учащемуся.
  • Нотный материал:
  • "Школа игры на фортепиано" 4 класс ДМШ. (Под общей ред. Николаева А.Н.)
  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
  7. Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

- А что такое аккорд?

- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.

- Ребята, а какие вы знаете аккорды?

- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд:

- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".

- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.

Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.

Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход

D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

- Трезвучия применяются в обращённом виде.

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]

- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

- Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.[2]

- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53 [3]

- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.

- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.

То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист. [3]

- Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План открытого урока

преп. Липилиной Е.В. с учащимися 4 класса фортепианного, хорового отделений

Дата проведения : 23.03.2015 г.

Иркутская область

г. Нижнеудинск

1.Показ творческих форм и способов работы в воспитании метроритмических навыков в курсе сольфеджио.

2. Распространение инновационного педагогического опыта, методов и форм работы преподавателей Лютько Л.П., Шайхутдиновой Д.И., Кушниренко С.В. среди педагогов теоретических дисциплин ДМШ районного методического объединения.

Повторение и закрепление теоретических сведений при помощи ИКТ.

Формирование ритмических навыков учащихся при помощи образных ассоциаций, наглядных пособий и современных технических средств обучения.

Характеристика группы:

Группа учащихся фортепианного и хорового отделений, занимающаяся по 7-летнему циклу обучения. Средний возраст учащихся 10-11 лет. Большая часть детей имеет подготовку (подготовительный класс). Учащиеся хорового отделения имеют не полный комплекс музыкальных данных (недостаточная ритмическая координация, достаточно средние возможности развития слуховых и интонационных навыков). Но в целом, группа учащихся обладает хорошими музыкальными данными, занимается сольфеджио старательно и заинтересованно.

Проверка домашнего задания:

а) игра учащимися примеров на ритмические группы;

б) просмотр презентации;

в) работа над метром в размерах 2/4,3/4,4/4

г) проверка группировки заданных длительностей в этих размерах.

Повторение,закрепление теоретического материала.

Выработка устойчивых ощущений метрической доли, ритмической пульсации.

Метод эмоционального воздействия

2. Формы работы над развитием метроритмических навыков:

а) ритмические группы

б) ритмическое двухголосие

г) ритмический диктант

(по системе Лютько Л.П.)

Воспитание координационно-ритмических навыков

Проверочное задание на качество усвоения метроритма и группировки

Развитие ритмических навыков с помощью стихотворного текста.

метод тактильного и комплексного воздействия

4.Интонационная работа: пение в тональности ми-мажор

г)чтение с листа (Ф.Шуберт. Квартет №1, ч.1 оригинал в Ми Ь мажоре)

Настройка в мажорном ладу, как подготовка слуха к интонированию ступеней.

Выработка устойчивых интонационных, слуховых и ритмических ассоциаций тяготения к устойчивому звуку – тонике.

-пение с дирижированием

Приобщение уч-ся к музицированию на уроках сольфеджио.

Активизация творческих способностей учащихся.

Метод коллективного музицирования

6. Подведение итогов урока, поощрение учащихся.

Использованная литература:

Берак О. , Карасева М.. Как преподавать сольфеджио в XXI веке (Сборник статей и материалов научно-практических конференций) М.,2006.

Берак О.Л. Школа ритма.ч1-3 М.,2003

Давыдова Е. Сольфеджио// уч.пос.для 4 класса ДМШ. М.:Музыка, 1997.

Ефремова Л. “Ритм. Песни и игры” Пособие по сольфеджио. – С. –Пб., 2011.

Зебряк Т. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, М.: Кифара, 2012.

Камаев А., Камаева Т. Азартное сольфеджио.М.,2004.

Картавцева М. Сольфеджио XXI века. М.: Кифара, 1999.

Кушниренко С.В.. Ритмические читалочки. 4,5 кл., Иркутск, 2004.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. Ростов н\Д: Феникс, 2009


План- конспект открытого урока по сольфеджио 4 класс "Главные гармонические функции в ладу".

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

План- конспект открытого урока

Сольфеджио 4 класс.

Преподаватель: Локтева Н.В.

Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами русской и западно-европейской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.

Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.

Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь a cappella трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.

Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

- научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записывать, слышать, проигрывать;

- применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.

Развивающие:

- расширять слуховые представления о гармонических оборотах, уметь их анализировать;

- закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений.

Воспитательные:

- повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;

- поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии.

- развивать творческие способности.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)

Формы работы:

Опрос учащихся в устной и письменной форме.

Методы обучения:

Методическая база урока:

3.Г.Ф.Калинина Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., 2012 г.

Музыкальный материал:

3. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.

Материалы и оборудование.

Наглядный материал:

4.Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений

6.Карточки гармонических оборотов

Оборудование:

- нотные тетради, карандаши, ластики,

-учебные пособия учащихся

Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.

Краткая характеристика группы:

В открытом уроке участвуют учащиеся 4 класса фортепиано семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.

План урока:

Вводный раздел (5 минут)

- вступительное слово преподавателя;

- организационный момент: проверка готовности учащихся к работе.

2. Основной раздел (50 минут)

Проверка домашнего задания (15 мин):

- расположение главных трезвучий лада и их обращений;

- пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;

Изучение нового материала (10 мин):

- роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут):

- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;

- пение гармонических последовательностей.

3. Заключительный раздел (5 минут)

- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;

- запись домашнего задания.

Этапы работы

Вступительное слово преподавателя.

Настрой учащихся на учебную деятельность(5 мин):

Проверка готовности группы, отметка в журнале присутствующих и объявление темы урока.

Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.

Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.

2.Опрос учащихся по домашнему заданию

Проверка домашнего задания (15 минут):

2).Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T64, S64, D64.

Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D.

Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.

3).Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:

- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4;

- пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками;

- пение цепочек ступеней с ручными знаками ;

- пение трезвучий главных ступеней и их обращений

Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.

Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.

3.Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Рассказать о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень (вместе с учащимися проанализировать звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).

Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: Т-S, D-T. ( Наглядно показать движение Субдоминанты от Тоники в соединении T S64, и движение Доминанты к Тонике в соединении D-T64, подчеркивая их функциональное значение).

Обратимся к музыке.

4.Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.)

Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:

- П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома (фрагмент).

(Учащиеся, прослушивая музыкальные фрагменты, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)

Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.

Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.

В конце игры определяется команда-победитель.

2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)

- пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени;

- определение и запись гармонических функций;

- определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.

- исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;

- транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.

Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.

Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.

3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)

На примере фрагментов музыкальных произведений определить три наиболее часто звучащих гармонических оборота: T-S-T , T-D-T, T-S-D-Т. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях.

Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.

Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.

5.Задание на дом

Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)

Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ядринского района Чувашской Республики

Методическая разработка открытого урока по теме:

Данный урок проводится с обучающимися 4 класса (8 –летний срок обучения) отделения хорового пения.

Цель урока: Развитие интонационных навыков.

Задачи урока:

- Обучить правильно и осознанно интонировать в гаммах, интервалах и аккордовых последовательностях.

- Развить ладогармоническое мышление у обучающихся.

- Воспитать любовь к музыке через вокально-интонационные упражнения и на классических образцах музыкальных произведений.

План урока:

1.Приветствие, готовность обучающихся к уроку.

2. Объявление темы и плана урока.

3. Распевка.

4. Проверка домашнего задания.

5. Сольфеджирование наизусть и с листа.

6. Слуховой анализ.

7. Работа над ритмом.

8. Задание на дом.

9. Итоги урока.

Ход урока:

1.После приветствия и проверки готовности обучающихся преподаватель знакомит с темой и планом урока.

2.Распевка: пение гаммы ми-бемоль мажор сначала с инструментом, затем а капелла. Чтобы добиться чистоты и осознанного интонирования преподаватель предлагает петь: а) по очереди; б) один звук вслух, другой про себя; в) тетрахордами; г) от разных ступеней лада: например от VII до VII; от II до II и т.д.; д) пение ступеней в произвольном порядке; е) пение главных трезвучий лада.

3. Проверка домашнего задания. а)Пение аккордовой цепочки в пройденных тональностях: Т53-S 64-D6 –Т 53 –Т6 –D64-T53.Цепочки поются мелодически и по голосам, индивидуально и коллективно.

б) сольфеджирование наизусть №292.

4. Слуховой анализ. Определение на слух разнвидностей минорной гаммы (натуральный, гармонический, мелодический), интервалов (включая тритоны) и аккордов в виде трезвучий (мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных), секстаккордов, квартсекстаккордов.

5. Работа над ритмом. Игра на шумовых инструментах и пение по нотам с аккомпанементом преподавателя (Чешская народная песня).

6. Задание на дом: а).придумать 10 интервалов и сделать к ним обращения.

б) №293 выучить наизусть.

в) Аккордовую цепочку выучить наизусть и записать в двух любых мажорных тональностях.

7. Подведение итогов урока. Преподаватель еще раз нацеливает обучающихся на важность чистоты интонирования и как лучше справляться с трудными задачами в этой области.

на открытый урок преподавателя Сенько Людмилы Александровны

Дата проведения 14.05.2018

Продолжительность урока: 45 минут и 25 минут (10 минут перемена).

На уроке контакт преподавателя с обучающимися был хороший, доброжелательный. Дети живо реагировали на замечания и просьбы преподавателя. Все поставленные задачи урока были достигнуты. На уроке царила свободная творческая атмосфера поиска и открытий в теоретических и практических знаниях.

Читайте также: