Наблюдение как метод исследования кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  1. непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  2. данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  3. целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  4. зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  5. влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  6. влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  1. четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  2. осуществляется по заранее продуманному плану;
  3. данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  4. полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  1. непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  2. оперативность получения информации;
  3. объективность, конкретность данных;
  4. единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  5. расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  6. возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  7. возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  8. возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  1. локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  2. невозможность повторения событий ситуации;
  3. трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  4. искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  5. пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  6. ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  7. субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  1. Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  2. Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  3. Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  4. Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  5. Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  6. Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.


Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно: стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Что можно наблюдать?Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д. , сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.




Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с' общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

Примерный протокол наблюдения

ФИО и возраст исследуемого: (исследуемых)

Метод исследования: (например) наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью

ребенка в естественных условиях.

Цели исследования (например):

- выявление уровня развития игровой деятельности;

- определение на основе полученных данных перспективного развития игровой деятельности.

(кол-во детей, место проведения исследование, условия, в которых проводят

исследование, оборудование - кратенько, где-то на 1 абзац)

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  1. непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  2. данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  3. целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  4. зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  5. влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  6. влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  1. четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  2. осуществляется по заранее продуманному плану;
  3. данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  4. полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  1. непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  2. оперативность получения информации;
  3. объективность, конкретность данных;
  4. единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  5. расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  6. возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  7. возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  8. возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  1. локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  2. невозможность повторения событий ситуации;
  3. трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  4. искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  5. пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  6. ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  7. субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  1. Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  2. Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  3. Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  4. Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  5. Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  6. Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.


Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно: стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Что можно наблюдать?Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д. , сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с' общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

Примерный протокол наблюдения

ФИО и возраст исследуемого: (исследуемых)

Метод исследования: (например) наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью

ребенка в естественных условиях.

Цели исследования (например):

- выявление уровня развития игровой деятельности;

- определение на основе полученных данных перспективного развития игровой деятельности.

(кол-во детей, место проведения исследование, условия, в которых проводят

В психологии существует большое разнообразие методов, направленных на изучение личности. Одним из таких является наблюдение — проведение исследования, организация которого проходит целенаправленно.


Что такое наблюдение?

Наблюдение является одним из самых старых психологических методов. Пик популярности данного метода пришелся на конец 19 века, когда в определенных сферах деятельности появилась необходимость фиксировать особенности поведения. Этот подход можно считать скрытым, так как применяется он в том случае, когда при эксперименте невозможно вмешательство объекта исследования. Если же данное правило нарушено, то невозможно увидеть реальную картину поведения.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения могут быть самые разнообразные особенности поведения, к примеру:

  • интенсивность, длительность речи;
  • движения и их выразительность;
  • прикосновения, толчки и прочее.

Основным предметом наблюдения является то явление, которое можно объективно зафиксировать. Таким образом наблюдатель фиксирует проявления, но при этом он не может в полной мере опосредовать их свойствами психики. При использовании такого вида исследования экспериментатор может делать выводы о состоянии психики непосредственно через поведение человека, надеясь на то, что они являются правильными.

Виды наблюдения

Психодиагностика с помощью наблюдения может проводиться непосредственно самим исследователем или же специальными инструментами. К ним можно отнести видеокамеру и фотокамеру, диктофон и другую технику, с помощью которой можно собрать информацию.

Наблюдение классифицируется по систематичности. Существует несистематическое наблюдение, когда стоит задача создать общую картину поведения человека в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану с четкой регистрацией поведения в условиях внутренней и внешней среды.

По форме различают осознанное и неосознанное наблюдение. В первом случае человек знает, что за ним наблюдают, а во втором — нет.

Чтобы использовать метод наблюдения эффективно, необходимы усидчивость, внимательность, способность концентрироваться и хорошая память. Все эти качества можно значительно улучшить с помощью тренажеров Викиум.

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Объект и предмет наблюдения

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

виды наблюдения

Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

Наблюдение-это метод исследования.

В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

  • Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
  • А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.

Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.

Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

Классификация и виды наблюдения

Полевое

Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

Лабораторное

Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

Индивидуальное

Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

Коллективное

Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

Случайное

Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

Преднамеренное

Систематическое

Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

Нeсистeматическое

Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

Пoлнoе

Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

Непoлное

Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.

Сплошное

Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

Выборочное

Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

Кoнстатирующее

В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.

Oценивающее

Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

Стaндaртизированное

Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.

Нестандартизированное

Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.

Oткрытое

Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.

Закрытое

Включенное

Невключенное

Рассмотрение процесса без участия специалиста.

Прямое

Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

Косвенное

В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

Спровоцированное и неспровоцированное

Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

Всё о наблюдениях: классификация, виды

Объективное самонаблюдение

Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

Виды наблюдений в социологии

Наблюдение как метод может быть

В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.

А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.

По форме организации:

По степени включенности:

  1. Включенное – исследователь сам участвует в эксперименте в качестве испытуемого, но участники, зачастую, об этом не знают
  2. Не включённое – исследователь не участвует в эксперименте, он предназначен только для испытуемых

По форме взаимоотношений с испытуемого:

  1. Скрытое – наблюдение, проведенное втайне от проверяемых.
  2. Открытое – относится к числу тех исследований, которые проводятся не анонимно и зачастую проводятся только по согласию испытуемого.

По регулярности проведения:

  1. Систематическое наблюдение – проводится только о регулярному плану и в определенное время
  2. Несистематическое наблюдение – почти спонтанное – оно проводится без определенного плана действий и оценивает, прежде всего, поведение человека в спонтанной ситуации.

По месту проведения

  1. Полевое наблюдение – проводится в естественной среде обитания (в лесу, в поле или на другой местности и т.д.)
  2. Лабораторное наблюдение – проводится в неестественной среде обитания ( в помещении, в офисе, в самой лаборатории и т.д.)

По длительности проведения, задачам и масштабу

  1. Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты
  2. Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.

Всё о наблюдениях: классификация, виды

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.

Читайте также: