Массовые мероприятия в школах это что

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика организации и проведения
массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами работы в школьной среде. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.

Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

1. Устные и наглядные.

2. Монолог и диалог.

3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонацио­нальную и т.д.) аудиторию.

4. Единичные и комплексные.

5. Уникальные и многоповторяемые.

6. Авторские и по готовому сце­нарию.

7. Проводимые силами педагога и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:

1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).

2. Спланировать этапы мероприятия.

3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.

4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.

5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.

6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.

8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.

9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

· Определение темы, постановка целей, уточнение ­аудитории.

· Определение хода и содержания мероприятия.

· Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.

· Составление рекомендательного списка.

· Определение методов и приемов.

· Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.

· Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.

· Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.

· Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).

· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.

· Приобретение призов, грамот.

· Определение места, времени, даты проведения.

· Согласование с администрацией.

· Решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап

· Организация книжной выставки.

· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

· Приглашение зрителей, гостей.

3. Основной этап

· Оформление кабинета, зала.

· Установка оборудования, технических средств.

· Подведение (оглашение) итога.

· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).

· Возможное обсуждение коллегами, гостями.

· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.

· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).

· Обобщение опыта работы в СМИ.

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

· Адекватность содержания (соответствие теме).

· Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).

· Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).

· Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).

· Лаконичность, ясность, доступность, четкость.

· Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).

Успех зависит и от самого ведущего (педагога ).

Слагаемыми успеха являются:

· Умение войти в контакт с участниками.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

· Осведомленность по теме и эрудиция.

· Культура речи и культура поведения.

· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:

· Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).

· Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).

· Убеждение (подача значимой и объективной информации).

Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:

· Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.

· Возрастным особенностям детей.

· Уровню подготовленности школьников.

· Оснащенности техническими средствами и т.д.

Составление и оформление сценария

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующуюсхему:

1. Название. Эпиграф.

4. Контингент (кому адресовано).

5. Участники (кто проводит).

7. Оформление и наглядность.

8. Оборудование и технические средства.

9. Дидактический, раздаточный материал.

10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.

11. Ход (структура) мероприятия.

• Часть 1. Введение:

– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.

• Часть 2. Основная:

– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;

– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;

– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.

• Часть 3. Завершение:

– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.

Требования к оформлению сценария

(для отчета, распространения)

Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год.

· Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.

· Шрифт 14; междустрочный интервал 1,5; поля слева 3 см, справа – 1 см, сверху - 2 см. снизу – 2,5 см.

· Пишется на одной стороне листа.

· Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).

· Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.

Анализ массового мероприятия

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) необходимо проводить по следующей схеме:

Тема, название.

Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).

Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.

Место проведения.

Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).

Кто проводит (педагог, иной специалист).

Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).

Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).

Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.

Качество подготовки и проведения:

· Наличие плана, тезисов, сценария.

· Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.

· Эффективное использование библиотечного аппарата.

· Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.

· Творческие педагогические находки.

· Владение материалом, методикой проведения мероприятия.

· Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.

· Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.

· Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.

Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, карты.

Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.

Организация усвоения полученной информации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.

Итоги. Достигнут ли результат (цель).

Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.

Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.

Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. №60-рг запрещено проведение массовых мероприятий, при организации которых невозможно обеспечить выполнение соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека . Однако, в этом же Распоряжении отменено или полностью запрещено проведение массовых мероприятийбезотносительно к возможности соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора .

Массовые мероприятия

Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым

В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:

– культурно-массовые мероприятия;

– культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);

– информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;

  • Приказ МВД России от 18.03.2020 №166:
    публичные, спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия;
  • Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 №2015-р:
    перечень международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий;
  • Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры (утв. Минкультуры России ):
    Под культурно-массовыми мероприятиями понимаются культурно-досуговые мероприятия (вечера отдыха, чествования, тематические вечера, выпускные, танцевальные/дискотеки, балы, праздники, игровые программы), а также информационно-просветительские мероприятия (литературно-музыкальные, видео-гостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31:
    места массового пребывания людей (места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий);
  • Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ:
    досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №442:
    зрелищные мероприятия;

Места массового пребывания людей

Иные случаи правоприменения

Выводы

Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:

Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.

Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.

Depositphotos.com/Fotodom

Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.

Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.

Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. №60-рг запрещено проведение массовых мероприятий, при организации которых невозможно обеспечить выполнение соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, в этом же Распоряжении отменено или полностью запрещено проведение массовых мероприятийбезотносительно к возможности соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора.

Массовые мероприятия

Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым

В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:

– культурно-массовые мероприятия;

– культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);

– информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;

  • Приказ МВД России от 18.03.2020 №166:
    публичные, спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия;
  • Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 №2015-р:
    перечень международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий;
  • Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры (утв. Минкультуры России):
    Под культурно-массовыми мероприятиями понимаются культурно-досуговые мероприятия (вечера отдыха, чествования, тематические вечера, выпускные, танцевальные/дискотеки, балы, праздники, игровые программы), а также информационно-просветительские мероприятия (литературно-музыкальные, видео-гостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31:
    места массового пребывания людей (места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий);
  • Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ:
    досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №442:
    зрелищные мероприятия;

Места массового пребывания людей

Иные случаи правоприменения

Выводы

Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:

Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.

Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.

Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ является эффективным средством адаптации и социализации детей.

Результаты диагностики использую для привлечения детей к активному участию в подготовке и проведении мероприятий.

Массовые мероприятия являются эффективными формами досуговой деятельности. Именно благодаря им можно воздействовать на учащегося, привлекая его к совместному творчеству.

ВложениеРазмер
Массовые мероприятия, как эффективная форма воспитательной работы 115 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт - Петербурга

Составитель: Жукова О.О

  1. Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы……………………………………………………………………..

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы…………………………..

1.2. Технология организации воспитательного мероприятия…………

1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия………………………..

Повышение социального статуса воспитания является современной тенденцией развития образования в нашей стране. Функция воспитания считается одной из основных социальных функций образовательного учреждения. Сегодня она признается на самых высоких уровнях управления образованием, что отражено в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года.

Развитие воспитания в системе образования рассматривается как условие и способ решения существующих в обществе острых актуальных социальных проблем детства. Как следствие, направление воспитания - подготовка ребенка к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию.

Главная цель воспитания в Лицее № 590 - личность, мотивированная на творчество, саморазвитие, положительно социально ориентированная.

Воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках образовательных программ объединений, так и в рамках воспитательных комплексно-целевых программ, функционирующих внутри учреждения.

Воспитательная работа осуществляется педагогами в рамках образовательного пространства Лицея № 590 по следующим видам деятельности: образовательная (познавательная), оздоровительная, трудовая, досуговая, творческая; реализуется непосредственно в детских объединениях, через работу педагога-организатора и взаимодействие с социумом.

При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.

Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ является эффективным средством адаптации и социализации детей.

Результаты диагностики использую для привлечения детей к активному участию в подготовке и проведении мероприятий.

Массовые мероприятия являются эффективными формами досуговой деятельности. Именно благодаря им можно воздействовать на учащегося, привлекая его к совместному творчеству.

  1. Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы.

Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом.

Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей воспитательной работы образовательного учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянного развития.

Выбор формы мероприятия определяю поставленной целью. Стараюсь использовать разнообразные формы воспитательных мероприятий, т.к. это всегда повышает интерес и активизирует познание.

Учитываю, что выбранная форма мероприятия, определяет модель размещения детей в аудитории. Использую следующие формы воспитательного мероприятия: встречи с интересными людьми, вечер – встреча, игра (познавательная, развлекательная, интеллектуальная), конкурсы (самые разнообразные),коллаж, литературно - музыкальная композиция, посиделки, праздник, тренинги, театрализованные представления и т.д.

1.2. Технология организации массового мероприятия

Учитываю следующие факторы в подготовке мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Соблюдаю определенные требования к подготовке мероприятия:

Для обеспечения эффективности проведения мероприятия тщательно планирую его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

  • Определение темы, постановка целей.
  • Составление плана.
  • Определение хода и содержания мероприятия.
  • Анализ и подбор литературы.
  • Составление рекомендательного списка.
  • Определение методов и приемов.
  • Разработка сценария.
  • Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • Определение участников (актеров, ведущих, и т.д.).
  • Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • Приобретение призов, грамот.
  • Определение места, времени, даты проведения.
  • Решение организационных вопросов.
  • Подготовка оформления.
  • Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  • Объявление.
  • Оформление кабинета, зала.
  • Приглашение зрителей, гостей.
  • Установка оборудования, технических средств.

Прежде чем написать сценарий по выбранной теме, выбираю детей, которые смогут проявить себя наиболее ярко в определенной роли. Это может быть как роль ведущего, главного героя (например, при подготовки театрализованного новогоднего представления) так и помощника: оформителя, звукорежиссера, костюмера и визажиста (например, в процессе организации и проведении конкурсных программ).

При этом учитываю, каких качеств личности, умений и навыков потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.); кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных задач, заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть; какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе, и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному – проявить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчинятся и т.д.)

2. Основной этап

3. Рефлексивный этап

  • Подведение итогов.
  • Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • Распространение и обобщение опыта работы

Для обеспечения эффективности стараюсь войти в контакт с участниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их осведомленность по теме и эрудицию. Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия считаю следующие методы :

  • побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
  • обращение к личному опыту учащихся (обсуждение темы, проблемы, ситуации; выполнение задания, социальных ролей; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
  • убеждение (подача значимой и объективной информации).

При проведении мероприятий стараюсь организовать активное участие обучающихся в нем посредством состязательной деятельности, сочетаю коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся. Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития познавательного интереса. Правильно подобранные вопросы помогают детям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески.

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

  • вызывающие интерес,
  • привлекающие внимание,
  • переключающие внимание,
  • помогающие оценить знания,
  • возвращающие к основной теме,
  • помогающие вести занятие,
  • помогающие углубиться в тему,
  • апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждение,
  • позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
  • влияющие на ход обсуждения,
  • подводящие итог обсуждения.

Помимо активизирующих вопросов использую творческие задания, как поручения при подготовке мероприятия и применяю непосредственно в самом мероприятии.

При подборе и подготовке заданий учитываю, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Использую задания познавательные, творческие, интеллектуальные, проектировочные, исследовательские, которые имеют различные цели:

  • испытать сообразительность (загадки, задачки);
  • изобразить;
  • инсценировать, выступить в определенной роли;
  • доказать или опровергнуть;
  • составить план действий;
  • смоделировать;
  • спроектировать;
  • установить причины;
  • определить последствия;
  • выявить проблемы;
  • найти решение проблем, устранить противоречия;
  • проанализировать ситуацию;
  • прокомментировать;
  • создать портрет;
    подобрать материал;

1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия

  • удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности;
  • насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, определить причины успехов, неудач и ошибок;
  • насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности;
  • насколько организованным и своевременным было начало работы;
  • насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа; в какой мере дети, участвующие в проведении работы, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.);
  • все ли учащиеся увлечены ходом мероприятия; В чем проявлялась эмоциональная реакция детей, и в какие моменты;
  • какова была дисциплина;
  • какой эмоциональный настрой наблюдался в ходе мероприятия (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соперничества и др.);
  • какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;
  • каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;
  • каково воздействие мероприятия на отдельных учащихся;
  • какие затруднения были на этапе подготовки;
  • что было интересно учащимся, благодаря чему;
  • менее удачные моменты, их причины;
  • возникшие сложности и пути их преодоления;
  • целесообразность проведения подобных мероприятий в дальнейшем.

В ходе мероприятия обращаю внимание на активность отдельных участников, их высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало живой интерес.

Инновационные технологии, с использованием новых технических приспособлений оказывают более существенное воспитательное влияние на личность ребенка. Современные мультимедийные технологии, позволяют получать новые интересные эффекты психолого-педагогического воздействия на учащихся. Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.). Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности.

Воспитательные мероприятия оказывают положительное влияние на личность зрителя (учащегося, воспитанника и т. д.). Однако в большей степени процессы воспитания положительно влияют на личность участника мероприятии, который, пропуская через себя содержания мероприятия, осваивает некоторые образцы поведения, поступков на практике (отказывается от отрицательных образцов поведения).

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе. Воспитательные мероприятия позволяют выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формируют образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. При организации и проведении воспитательных мероприятий происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Технологический подход при организации воспитательных мероприятий заключается в применении воспитательных технологий: методы и приёмы личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология коллективных творческих дел, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет сконструировать наиболее оптимальную структуру мероприятия, деятельность педагогического коллектива, иных сопричастных лиц, а также позволяет обеспечить формирование более, четкой, ясной и прозрачной картины, происходящих событий при инициировании, планировании, организации, проведении любого воспитательного мероприятия.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач: насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, причины успехов, неудач и ошибок.

Читайте также: