Проект волшебный пластилин в доу

Обновлено: 30.06.2024

1.2. Актуальность и новизна проекта.
Мы знаем, что развитие интеллектуальных способностей и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев кистей рук. Именно мелкая моторика рук играет важную роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Значит развитие навыков мелкой моторики даёт ребёнку возможность легко обучаться новому.
Новизна проекта заключается в возможности интеграции пластилинографии с технологией сторителлинга.

1.3. Цели и задачи проекта.
Цель: развитие мелкой моторики руки, активизация творческих способностей детей, поиск новых способов художественного выражения.
Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года обучения детей 4-6 лет.
Задачи:
Образовательные: учить различным приемам работы с пластилином; учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность; учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, укреплять их силу; развивать координацию и согласованность руки и глаза; развивать умение создавать яркие и выразительные образы окружающей действительности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; прививать чувство прекрасного; расширять представления о природе, праздниках и традициях своего народа.

1.4. Планируемые результаты.
Дети освоят основные приемы пластилинографии (отщипывание, раскатывание, вдавливание, надавливание, размазывание), научатся создавать при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, у детей сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

1.5. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в месяц с сентября по май (6 часов), длительностью 15-20 минут. Занятия проводятся в игровой форме.

1.6. Структура занятий:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (совместное сочинение истории, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Цель – изучение свойств пластилина, освоение работы с пластилином в технике пластилиновая живопись.

I этап: Подготовительный

II этап: Основной

III этап: Заключительный

IV этап: Презентация результатов

  • Повышение интереса к урокам технологии;
  • Развитие творческих способностей;
  • Наличие сформированных навыков самостоятельной работы

I. Подготовительный этап

1.1.Что такое пластилин?

1.2.Какой бывает пластилин?

1.4.Что развивает пластилин?

1.6. Интересные факты

1.7. Анкетирование

II. Основной этап

2.1. Исследование

2. 2. Разработка идеи

2.3.Выбор лучшей идеи

2.4.Материалы, инструменты

2.5. Организация рабочего места, правила безопасной работы

2.6. Этапы выполнения работы

2.7. Расчёт материальных затрат

2.8. Экологичность

III. Заключительный этап

Самооценка

Защита проекта

1.Какой бывает пластилин

2. Технология изготовления домашнего пластилина

3. Результаты анкетирования

4. Правила безопасной работы

Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце - кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественным навыкам, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Тема моей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда. Материалы, информация моего проекта имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я уже умею лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель моей работы – изучение свойств пластилина, освоение работы с пластилином в технике пластилиновая живопись.

Чтобы достичь этой цели, нужно решить следующие задачи:

Объектом исследования пластилин

Работа с пластилином – это творческое искание, и я думаю, что каждый может научиться создавать поделки из пластилина и добиваться все более совершенных результатов.

  1. Изучение источников информации по данной теме.
  2. Изучение в Интернет-ресурсах технологии пластилиновая живопись.
  1. Изучить литературу по теме.
  2. Определение цели и задач.
  3. Формирование гипотезы.
  4. Выбор методик исследования.
  5. Оформление теоретической части работы.
  6. Изучение технологии пластилиновая живопись.

7.Презентация и защита проекта.

Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска – озокерита, сала и других веществ. История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся. Первая версия . Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя, Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Вторая версия . В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальный пластилин производили в четырех цветах. Кто же автор изобретения пластилина? Общественное мнение все же ссылается именно на Харбута, как на автора. В “глину, которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название “Пластицин” придумывали всей семьей. В 1900 году Харбут открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

1.2 Какой бывает пластилин? ( Приложение 1)

Сейчас на прилавках магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и видов. В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:
Обычный детский пластилин , знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.

Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность .

Детский отскакивающий пластилин . Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.

Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

Застывающий пластилин . Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Я сравнила свойства глины и пластилина:


  1. Глина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
  2. Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
  3. Глина – теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина – срок годности не ограничен.
  4. Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.
  5. Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.
  6. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически чистый, безвредный.

  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться;
  • не таять;
  • легко отмываться с рук теплой водой.

1.4 Что развивает пластилин?

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение своей любознательности. Польза пластилина, как уже говорилось выше, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, мять пластилин, отрывать от него кусочки, катать их между ладошками. Благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости.

1.5 Домашний пластилин ( Приложение 2)

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А я вот задумалась. Сначала я думала, что пластилин, состоит из каких – то сложных веществ. Однако, покопавшись в Интернете, я нашла состав. Состав пластилина, не такой и сложный.

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

1.6 Интересные факты

Для многих детей этот материал превращается из хобби в настоящее творчество. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину!

Известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.

Испанская художница Ирма Грюнхольз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.

В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов. По словам Мэя, это самая большая и сложная композиция подобного типа когда-либо созданная.


Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.

1.7. Анкетирование (Приложение 3)

Цель опроса : выявление осведомленности обучающихся об использовании пластилина.

Обучающимся 1 класса было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Любите ли вы лепить из пластилина?
  2. Какие разновидности пластилина вы знаете?

После проведения анкетирования я увидела, что практически все дети любят лепить из пластилина, но разновидностей пластилина знают не все.

Что такое пластилин, знает каждый. Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил из пластилина зверей, машинки, человечков и многое другое. Но оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Эта техника называется рисование пластилином или пластилиновая живопись. Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?

  • Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.
  • Основа картины: стекло, оргстекло, картон, фанера.
  • Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки.
  • Маркер или карандаш для нанесения рисунка.

2.2. Разработка идеи

К вам в руки попал пластилин? У вас есть масса вариантов! Вот несколько идей:

1. Можно слепить различные овощи, фрукты и другие продукты.

2. Можно слепить различных животных. Например: ежик, улитка и др.

3. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза.

4. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

5.Слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление.

6. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно в меру своей фантазии выкладывать на нем рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блесток или кусочков бумаги.

7. Картины из пластилина в технике пластилиновая живопись.

2.3. Выбор лучшей идеи (Приложение 4)

2.4. Материалы, инструменты

Для изготовления картины мне понадобятся следующие:

  1. Цветной картон;
  2. Пластилин чёрного, коричневого, зелёного, красного, жёлтого, розового, белого цвета.

инструменты и приспособления:

  1. стека;
  2. клеёнка или доска для лепки;
  3. карандаш, ластик.

Мои советы: Различные оттенки пластилина можно получить путем смешивания различных цветов (бежевый цвет для личика и грудки мы получили, смешав белый, коричневый и желтый).

2.5. Организация рабочего места, правила безопасной работы (Приложение 5)

Для изготовления картины я подготовила рабочее место. Положила перед собой на стол доску для лепки, выше пластилин, слева картон, справа карандаш, стеку, ластик. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:

Цель: узнать, какие виды пластилина существуют и как его можно исполь-зовать.

Гипотеза: существует много видов пластилина, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ.

1. Ознакомиться с историей пластилина.

2. Рассмотреть виды пластилина.

3. Отметить особенности пластилина.

4. Рассмотреть творческое использование пластилина.

Объект исследования: пластилин.

Предмет исследования: состав, свойства и способы приготовления пластилина.

- Изучение и анализ источников информации

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий, просто технологически улучшенная. Пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. В состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать. Пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества.

2.1 История пластилина

Пластилин стал известен миру с 19 века. Учёный Уильям Харбут в 1897 году разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбурта заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже стали производить пластилин четырех цветов.

Пластилин ещё одного учёного Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как "Мюнхенский художественный пластилин".

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил нетоксичное чистящее средство для обоев, а его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины, так как он был более пластичным и не пачкал руки. Эту пластичную массу стали продавать в крупных универмагах, причём ее практически сметали с прилавков. Изобретатель благодаря этому средству в 1955 году стал миллионером.

2.2 Разнообразие пластилина

Сейчас на полках любых книжных и художественных магазинов можно найти пластилин самых необычных оттенков и видов, разработаны безопасные виды пластилина и пасты для лепки. Такой пластилин сделан на растительной основе, без вредных добавок, он очень мягкий, пластичный, не пачкает руки.

Различают следующие виды пластилина :

1. Профессиональный – скульптурный. Он лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым

в работе. Срок годности пластилина не ограничен. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

2. Непрофессиональный – обычный пластилин для детей.

3. Съедобный пластилин – состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.

4. Пластилин, имеющий полимерный состав (после выдерживания поделки из такой массы в кипящей воде, или просто на воздухе, она становится твердой и напоминает гипс).

5. Умный пластилин – хэндгам (дословно – ручная жвачка, англ., это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку, но он течёт, рвётся, ломается и т. д. За счет других составляющих может еще магнититься, светиться, менять цвет.

В последнее время появились необычные виды пластилина :

2. Прыгающий (поделки из него прыгают, как мячики).

3. Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить такого пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов.

2.3 Особенности пластилина и работа с ним

Лепка из пластилина развивает мелкую моторику, творческую фантазию, художественное восприятие мира, а также веселое времяпровождение.

Пластилин является популярным материалом для лепки. Своей популярностью материал обязан следующим качествам:

1. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до целых домиков.

3. Пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т. д.

4. Пластилин развивает мелкую моторику рук.

5. Работа с пластилином учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное занятие, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с родителями, старшим братом или сестрой, бабушкой.

Прежде чем начать лепить, кроме пластилина необходимо обзавестись не-которыми инструментами: деревянные или пластмассовые палочки, стеки, да и любые подручные средства. Годятся зубочистки, любые рельефные поверхности – крышки от бутылок, трубочки, а также кондитерские или медицинские шприцы для выдавливания мягкого материала.

Нужно также помнить правила безопасной работы с пластилином :

- Нельзя брать пластилин в рот!

- Нельзя тереть глаза грязными руками!

- Обязательно мыть руки после работы с пластилином!

2.4 Творческое использование пластилина

Есть люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.

Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и др.

В Киеве открылась первая выставка 20-летнего архитектора - самоучки Дениса Коломийца, который из пластилина лепит уменьшенные копии шедевров мировой архитектуры.

Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий ис-ключительно из пластилина, и назвал его "Пластилиновый Рай". На создание та-кого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.

Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.

Так, например, жители Лондона получили возможность увидеть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Анкетирование учащихся

В начале своего исследования мы провели анкетирование.

Я решил узнать отношение своих ребят к работе с пластилином. Всего приняло участие 24 человека. Я предложил ребятам следующие вопросы:

Нравится ли тебе работать с пластилином? Лепишь ли ты из пластилина в сво-бодное время?

Проведя анкетирование среди ребят, я убедился, что почти всем детям очень нравится работать с пластилином, и большинство из них лепят из пласти-лина в свободное время. Ведь для работы с ним не надо специальных приспособлений, главное интерес, творчество, и у тебя всегда получатся замечательные поделки!

3.2 Мои удивительные поделки

Я леплю из пластилина и дома, когда у меня есть свободное время. У меня очень много поделок из этого материала.

Но больше всего мне нравится рисовать пластилином. Да, пластилином можно рисовать картины. Начинать осваивать технологию работы с пластилином я начал с небольших рисунков.

Вот такая картинка у меня получилась.

Такие работы потребуют терпения и усидчивости, зато результат меня очень порадовал! Готовые картины можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате. Все, кто видел мои работы, удивлялись. Попробуйте и вы удивить своих друзей и близких, пластилиновый мир ждёт вас.

На ходе проведённой работы, я выяснил, что существует множество видов пластилина. Работа с пластилином развивает художественный вкус, мелкую мо-торику, из него можно вылепить очень много красивых, необычных предметов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект для детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель Вологжанина Л.В.

с.Выльгорт, 2016 г.

Паспорт проекта.

Вид проекта : художественно-эстетический.

Тип проекта: по количеству участников – групповой, по длительности – долгосрочный

Участники проекта : дети первой младшей , их родители, воспитатели.

Цель проекта:

Создание условий для творческого развития ребенка дошкольного возраста в детском саду.

Задачи проекта:

Вызвать у ребенка интерес к лепке.

Познакомить детей с пластилином, его пластичными свойствами.

Формирование интереса к работе с пластилином.

Развитие мелкой моторики.

Научить аккуратности в работе с пластилином .

Повышение родительской компетентности по данному вопросу.

Актуальность

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка?

А ведь лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.

Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает детям возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой.

Некоторые родители считают, что вполне достаточно занятий лепкой в детском саду, а дома можно и не лепить.

Нужно рассказать родителям, что не нужно бояться беспорядка в доме. Нужно давать детям в руки пластилин, тесто, глину. Садиться рядом с ребенком, и окунаться в детство, и ребенок будет счастлив, лепить вместе с мамой, папой.

Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки ребенка путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Практика показывает, что многие первоклассники сталкиваются с большими трудностями при овладении письмом. У них быстро устают руки, им тяжело писать, появляется боль, дрожь и слабость в кистях рук. Поэтому дети становятся нервными, часто плачут и отказываются выполнять письменные задания. Большинство младших школьников теряют интерес к письму из – за чувства неудовлетворенности своими результатами и возникающих болевых ощущений.
Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления и, что самое главное, для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук.

Кроме развития моторики, мышления и речи, занятия лепкой помогают ребенку проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия воспитателей и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

4 этап – Презентативный

1 этап – Подготовительный

Цель: - ознакомление с литературой по теме;

- подготовка материала (пластилин различных цветов, рисунки, стеки, салфетки);

- разработка перспективного плана работы с детьми на учебный год.

2 этап – Основной:

Работа с детьми и родителями .


3 этап — Заключительный

Проведение мониторинга по освоению полученных навыков лепки из пластилина.

4 - Презентативный

Ожидаемый результат:

Дети принимают активное участие в продуктивной деятельности, владеют приемами лепки.

Занятия лепкой будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи. Помогут развить внимание, память , воображение. Воспитают художественно-эстетический вкус ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По составу участников: дети, родители, воспитатели.

Продолжительность: долгосрочный Октябрь -Май

Проект предназначен для детей с трех лет, педагогов, родителей

Охватываемые образовательные области (ОО):

Актуальность темы :

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.

Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи проекта:

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

Учить работать на заданном пространстве;

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

Развивать сюжетно – игровой замысел;

Развивать интерес к процессу и результатам работы;

Развивать интерес к коллективной работе

Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

Задача перед ребёнком.

Подготовительный

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Итоговый

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:

* Реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

* Знакомятся с художественными произведениями:

стихами, потешками, пальчиковыми играми.

* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Реализация проекта:

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года).

Читайте также: