Маршрут психолого педагогического сопровождения воспитанников школы интерната

Обновлено: 07.07.2024

Краткая характеристика ребёнка Ребенок с нормальным темпом психического развития. Аня Б. очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Аня достаточно устойчивого характера. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас.

Ярко проявляются математические способности в разных видах деятельностей. Наблюдая за ней можно сделать вывод, по широте проявлений обладает интеллектуальной одаренностью и проявляет повышенную способность к обучению математическим представлениям.

2Социальная характеристика семьи.

• Степень участия в воспитании : большую роль в воспитании ребёнка играет участие папы

• Условия проживания, условия быта - семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната у ребенка. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Долгосрочная цель сопровождения

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах деятельностей.

- Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей

Ани Б. и поддержки её сильных сторон личности.

- Развивать математические способности ребёнка во всех видах деятельностей.

5 Группа сопровождения

Родители: мама и папа

Педагоги: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели в группе.

6Координатор (Ф. И. О)

Воспитатель Паневина Татьяна Сергеевна

7Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Срок реализации индивидуальной программы развития - 2012-2013 у. г.

План психолого – педагогического сопровождения :

Содержание работы Форма

работы Сроки Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Май Педагог - психолог

Исследование эмоциональных процессов

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика познавательного развития Воспита

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований Беседы

Индивидуальные беседы

1 раз в квартал Педаго

психолог

Консультирование педагогов на тему

Создание условий для развития математических способностей :

психолог

Воспитатель

Оформление и пополнение портфолио 1 раз в месяц Воспитатели

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультации По мере необходимости Старший воспита

Педагог психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родители

Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития. Родители

Работа с портфолио. Родители

Посещение выставок, конкурсных мероприятий города Родители

Создание детского проекта

Апрель Воспитатели

Педагогпсихолог

Интеллектуально – познавательная деятельность

«Термины в дошкольной математике

Просмотр видеофильмов Октябрь

Воспитатели

- Выполнение заданий в рабочих тетрадях и раскасках

задания Сентябрь - Май

Участие в интеллектуальных конкурсах

Конкурсы По мере желания ребёнка

Диагностические задания 1 раз в неделю

- Организованная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей

- Совместная деятельность с детьми и педагогами

- Совместная деятельность со своими родителями

- Самостоятельная деятельность ребенка по интересам Режимные моменты Ежедневно Воспита

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитивной самоидентификации Игры

Беседы 2 раза в месяц

психолог

Воспитатели

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выставок, открытых мероприятий ДОУ, района, города

Беседы В течен года Старший воспита

Педагог психолог

Воспитатели

8. Оценка промежуточных результатов:

Содержание работы Критерии

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика -Результаты диагностики - Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка

Взаимодействие с педагогами -Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды для развития математических способностей ребёнка

-Пополнение портфолио - Работа с детскими сайтами по познавательному развитию

- Пополнение математического центра дидактическим материалом с усложненными заданиями

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей -Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио Консультации с родителями

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Формирование предпосылок коммуникативных действий - Стимулирование и поощрение ребенка

- Создание условий для самореализования

- Развитие коммуникативных предпосылок

Взаимодействие с социальными партнёрами -Посещение выставок и открытых мероприятий - Развитие интереса к участию в общественных мероприятиях

9. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка – ___

листы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

воспитатель 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 16.00-17.00

Взаимодействие с родителями

Педагог-психолог 10.00-10.30

Индивидуальная

Взаимодействие с педагогами 16.30-17.30

Воспитатели 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 16.00-17.00

Взаимодействие с семьёй 15.30-16.00

Индивидуальная

льный руководитель 16.30-17.00

(1 раз в месяц)

Воспита

тель Работа ведётся систематически и отражается в календарном планировании

10. Согласование ДОУ и семьи воспитанника

Подпись родителей ___

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Функциональная структура службы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения школы. Начальные классы Функциональная структура службы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения Педагог – психолог Т. В. Воробьева Основная.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника детского сада ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО САДА Ф. И. ребенка Возраст:3 года Проблема: недостаточно развитый словарный.

Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка. [/b] Фамилия, имя ребенка.

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи : занятия логопеда по развитию речи, психолога для успешной адаптации в ДОУ, развитию основных психических процессов.

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования

Данные педагогического обследования

Усвоение программного материала

Образовательная область

Не соответствует возрасту

Социально-коммуникативное развитие

Не соответствует возрасту

Речевое развитие

Не соответствует возрасту

Не сформировано произношение согласных звуков. В речи использует простые фразы-клише.

Познавательное развитие

Не соответствует возрасту

Скудные представления о себе, об окружающем, о предметах и социальном мире. ФЭМП отсутствуют

Физическое развитие

Не соответствует возрасту

Вестибюлярно-моторный аппарат и мелкая моторика нарушены

Художественно-эстетическое развитие

Не соответствует возрасту

Не умеет владеть кистью и карандашом, рисовать простые формы. Не пользуется ножницами. В лепке использует простые приемы.

Игровая деятельность

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не соответствует возрасту

Выполняет одно действие со знакомым предметом, не может переносить одно действие на другой предмет. .Не может связывать действия с ролью. Не усидчив. С трудом выполняет дидактическую задачу в игре.

Культурно-гигиенические навыки

Не достаточно сформированы

Не достаточно сформированны

Требуется напоминание взрослого о очередности выполнения действий по самообслуживанию

Коммуникативные навыки

Не достаточно сформированы

Не достаточно сформированны

Идет на контакт со взрослыми, доброжелателен.

Темп деятельности

Слабо развития мелкая моторика рук и общая моторика

Данные психологического обследования

Круг представлений об окружающем мире

Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

Сформированность пространственных и временных представлений

Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Особенности эмоционально-личностной сферы

а) педагог-ребенок: отношения избирательны, хотя строятся на взаимном доверии и уважении;

б) ребенок-ребенок: спокойные, избирательны, в совместных играх участвует по настроению

Сформированность познавательных интересов, особенности мышления

Навыки обобщения и классификации сформированы недостаточно, при сравнении и обобщении самостоятельно не выделяет существенный признак. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.

Особенности внимания

Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого со стороны взрослого.

Особенности памяти :

Объем зрительной памяти соответствует возрасту, легко и быстро запоминает наглядный материал, воспроизведение не затруднено; уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный.

Особенности восприятия

Сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно. Уровень пространственного восприятия средний.

Целенаправленность, темп деятельности

Целеполагание: прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь эффективна. Планирование: средний уровень (действия ребенка частично соответствуют содержанию цели); Контроль: средний уровень (частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это полное несоответствие. Критичность: некритичен, на замечания реагирует спокойно.

Работоспособность средняя. Темп деятельности: ниже среднего

Данные логопедического обследования

Связная речь

Недостаточное развитие связной речи, в речи использует простые синтаксические конструкции. Рассказы по картинкам составляет при помощи взрослого и по наводящим вопросам.

Звуковая сторона речи

Нарушено звукопроизношение свистящих, шипящих, аффрикатов. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.

Словарный запас

Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой и интересами ребенка. Испытывает трудности при подборе обобщающих понятий, синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Грамматический строй речи

Испытывает трудности в образовании прилагательных от существительных, существительных от прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласовании прилагательных с существительными в роде числе и падеже, согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных. Имеются неточности в употреблении сложных предлогов.

Общее звучание речи

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове. Речь невнятная. Дыхание прерывистое.

Нарушена мелкая и общая моторика.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

Пояснительная записка

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.

В соответствии с ФГОС ДО, документом, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Стандарт направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка посредством создание системы комплексной помощи в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии воспитанника и его социальную адаптацию.

Формировать у ребенка знания о самом себе и элементарные навыки для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе.

Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики

Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие речевого общения – диалога и монолога.

Помочь освоению различных видов художественной деятельности;

Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Форма занятий: групповые и индивидуальные (коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом)

Ожидаемые результаты

У ребенка формируется положительное отношение к самому себе и окружающим, и активная жизненная позиция.

Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

Сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать. и вести диалоги.

Ребенок легко вовлекается во все виды детской деятельности, способен поддержать диалог.

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности

С целью осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развития высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы педагогом- психологом 1 раз в неделю проводятся индивидуальные занятия длительностью 25 минут.

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является единый документ.

ВложениеРазмер
psihologo_-_pedagogicheskoe_i_mediko_-_sotsialnoe_soprovzhdenie.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа – интернат VIII вида п. Ильского Краснодарского края

по коррекционное педагогике

и специальной психологии

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;
  • метод сопровождения;
  • служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию сопровождение считаются обеспечение, помощь.

Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

• стремление к автономизации.
Цель сопровождения – создание психолого – педагогических условий для благоприятной социальной адаптации воспитанников с проблемами в развитии.

Исходя из данной цели, сформулированы задачи сопровождения воспитанника в условиях деятельности образовательного учреждения:

  • защита прав и интересов воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и профобразования, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  • содействие в решении актуальных задач развития, обучения,
    социализации:
  • помощь в профессиональном самоопределении;
  • поддержка в период перехода от начальной ступени обучения к средней, к социально-профессиональной адаптации;
  • коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем построения взаимоотношений с окружающими.

В основе деятельности специалистов сопровождения лежат следующие общепедагогические принципы:

  • принцип социальной адекватности (координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность учащихся обеспечение комплексного социально-педагогического сопровождения их личностного становления);
  • принцип педагогического стимулирования социального поведения (включение воспитанников в процесс освоения различных социальных ролей, создание таких ситуаций, которые давали бы возможность попробовать себя в различных жизненных ситуациях, в социально значимом деле, где необходимо решить проблемную ситуацию и преодолеть возникающие трудности);
  • принцип индувидуализации и принятия ребенка как данности (а следовательно, определение индивидуальной траектории социального становления каждого воспитанника, выявление специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, способствующих профессионально-личностному развитию, раскрывающих потенциал и предоставляющих возможности для самореализации);
  • принцип организации личного пространства (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка)
  • принцип информированности и доступности
  • принцип диалогичности в общении и взаимодействия (сотрудничество педагог-ребенок, ребенок – педагог ).

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе - это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.

(Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под. ред. Л.М. Шипициной М., Владос, 2003.)

Сопровождение в образовательном процессе обеспечивают классный руководитель, учителя, воспитатели, специалисты образовательного учреждения.

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие детей и коррекцию нарушений. Активность образовательного процесса во многом зависит «уровня знаний педагогом своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике развития, о личностных особенностях ребенка, стоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов:

  • тестирование,
  • анкетирование родителей и педагогов,
  • наблюдение,
  • беседа,
  • анализ продуктов учебной деятельности
  • изучение школьной документации.

Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в той или иной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Необходимо определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам.

Четвертый этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап — решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап — анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап — дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не вызывая оценочных и критических суждений. Стимулирование кого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и воз можность корректировки планов. В результате разделения возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной про блемы. Этот этап может стать заключительным в решении

отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении

Предметом педагогического сопровождения в данном случае является процесс совместного с ребенком определения его личностных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигнуть желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и жизни

Педагогическое направление сопровождения индивидуального развития воспитанника в нашем учреждении основывается на принципах гуманизации образовательного процесса, развитии субъектное его участников, личностно – ориентированный процесс обучения.

Реализация данного направления осуществляется как в учебной, так и досуговой (внеурочной)деятельности.

Ключевое значение при организации учебной деятельности имеет вопрос вариативности использования учебных программ, которая нацелена на обеспечение успешности воспитанника на каждом отдельном уроке и исходит из анализа индивидуальных особенностей детей. В нашем учреждении используется второй вариант программы под редакцией И.М. Бгажноковой .

В плане организации внеурочной деятельности основополагающим является ведущие направления воспитательной работы, где ведущую роль играет воспитатель. Через изучение особенностей каждого ребенка, выделение проблем в воспитании составляется план воспитательной работы на полугодие.

Педагогическое сопровождение представляет собой направленный комплекс действий, методик, педагогических мероприятий, реализующих главную цель: помочь ребенку в специализированном учреждении адаптироваться к новым условиям жизни, новым для него этапам обучения, помочь ребенку в условиях учебно – воспитательного процесса активизировать зоны его актуального и ближайшего развития.

Психологическая составляющая комплексного сопровождения воспитанников состоит из организации совместной работы школьного психолога с воспитанниками и специалистами школы-интерната.

Социальный педагог постоянно напоминает детям то, что у них есть свобода выбора (в том числе и в сфере здоровья), но действие этой свободы ограничено важнейшими потребностями собственного организма, интересами окружающих людей.

Медицинское направление сопровождения воспитанников включает:

  • предоставление комплексного лечения по соматическому заболевания и психо – хроников.

с включением фитотерапии, ЛФК, диетпитания, витаминизации, кварцевания, релаксации, массажа, аэротерапии;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия: дни здоровья (ежемесячно), работу спортивных секций, спортивные соревнования, экскурсии, походы (в выходные и каникулярные дни);

И так, ребенок с проблемами в развитии проходит обследование на районном уровне, ПМПК (психолого- медико – педагогическую комиссию), где ребенку определяется образовательный маршрут.

Дети с определенным маршрутом – обучение специальном образовательном учреждение VIII вида, попадают в специальную коррекционную школу. Далее специалистами школы проводятся следующие мероприятия:

  1. Сбор анамнестических сведений (учитель, воспитатель, психолог, логопед, дефектолог, врач – психиатр, врач – невролог, врач - педиатр)
  2. Диагностические мероприятия.
  • Педагог – психолог
  • Учитель – логопед
  • Учитель – дефектолог
  • Инструктор по физ. воспитанию
  • Мед.блок
  1. Анализ полученных результатов диагностических мероприятий.

На основании полученных результатов определяются группы коррекционной помощи.

На основании данных определяется ведущий вид – сопровождения

Любая деятельность, несет в себе различные этапы. Так, например, план действий, коррекционная деятельность, результат. Для того, чтобы мы могли отследить результативность того, или иного вида деятельности необходимо провести анализ динамики работы.

В нашем ОУ созданы различные службы и работают различные специалисты. Для создания единого поля – или системы создан общий документ - единое сопровождение учащегося с единым номером.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у.


Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка образовательного процесса.

Школьники с нарушениями речи и интеллекта, так же, как и нормальные дети, хотят общаться, поэтому необходимо оказывать социальную поддержку. И в выполнении и успехе этой задачи я преследую одну главну.


Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно.


Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по.


Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"

В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших .


Доклад на Всероссийском семинаре-совещании: "Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи - гарантия реализации прав детей и подростков на образование". СПб, 2015.

В докладе в схемах, с комментариями представлена система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.


В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив.


Наименование программы

Разработчик программы

Исполнители программы

Педагог — психолог, обучающиеся, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях, законные представители , классные руководители, педагоги дополнительного образования

Основание для разработки программы

Цель программы

1.Оказание психолого – педагогической помощи в период адаптации к условиям общеобразовательного учреждения, детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Зудиловская СОШ , Первомайского района.

2.Сохранение естественных механизмов развития обучающихся.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию.

Задачи программы

1.Адаптация в условиях общеобразовательного учреждения.

2.Предупреждение проблем дезадаптации.

3. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его проблем с использованием реальных факторов социума.

Основные направления реализации программы

1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях.

2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.

3. Консультирование педагогов по вопросам индивидуального развития и проблем обучающихся, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот.

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в классных коллективах.

2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.

3. Активное участие законных представителей и детей в воспитательной жизни школы.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

Управление и контроль за выполнением программы

Управление программой осуществляется Директором школы и заместителей. Общий контроль осуществляется педагогической общественностью.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Ребенок сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, на его судьбу выпало очень тяжелое испытание. Взрослым, которые находятся рядом в этот момент необходимо особенно внимательно и осознанно отнестись к таким детям. В общеобразовательные учреждения эти обучающиеся и их семьи должны быть на особом контроле. И такому ребенку необходимо создать максимально комфортные условия для успешной социализации и дальнейшего развития.

В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) данный вопрос рассматривается развернуто и полно.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у детей из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.

Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несет ответственность за это само становление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Цель программы

Обеспечение наиболее благоприятных условий для успешной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения и гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

Выявление группы детей, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе адаптации и обучения, общения.

Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.

Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

Принципы реализации программы:

1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Механизм реализации программы:

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей в период адаптации в общеобразовательном учреждении – это система мер, которая включает в себя:

проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;

выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;

организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;

информирование родителей и педагогов по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.

Ожидаемые результаты.

Успешная адаптация в условиях общеобразовательного учреждения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

развитие активной жизненной позиции детей

развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;

налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;

помощь детям при потере или разлуки с родителями;

увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;

развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;

развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;

ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Этапы реализации программы.

Первый этап – анамнестический: диагностика и формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой психолого – педагогической помощи:

- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

- изучение личности подопечного и выявление индивидуальных особенностей;

- установление открытых доверительных отношений с членами семьи, а также участниками образовательного процесса;

- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок);

- за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

- помощь в решении конфликтных ситуаций;

- помощь в выборе (записи) кружка или секции;

Второй этап - деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

Работа с семьей:

1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным (диагностика детско – родительских отношений).

2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного (занятия с элементами тренинга на сплочение членов семьи, создание позиции значимости и необходимости семейных ценностей).

3.Психолого- педагогическое просвещение опекуна.

4.Психолого –педагогическое просвещение и консультации педагогов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с обучающимся с учетом выработанных рекомендаций

Читайте также: