Что такое эристика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(греч. — искусство спора), борьба в споре нечестными средствами (определение Аристотеля). Эристич. умозаключения родственны софизмам и представляют собой аргументацию, приводимую лишь в целях убеждения и победы в споре — всё равно, прав ли спорящий по существу или нет. Подобное же понимание Э. развивает Шопенгауэр, определяя её как искусство спора или духовного фехтования с целью остаться правым в споре. Т. о., Э. призвана анализировать и систематизировать различные приёмы защиты собств. утверждений и опровержения чужих, которые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или достижение объективной истины (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте. Так понимаемая Э. отличается как от логики, исследующей формы умозаключений, которые обеспечивают истинные заключения, так и от чистой софистики, сознательно выдающей неправильное за правильное или наоборот.

Аристотель, О софистич. опровержениях, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978 ; Шопенгауэр А., Эристич. диалектика, пер. с нем., ПСС, т. 4, М., 1910.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЭРИСТИКА (от греч. eristike (techne) искусство спорить) – искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр). Э p и с тиками называют мегариков в силу их склонности к диспутам, спорам.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЭРИСТИКА (греч. εριστικά) — понятие теории аргументации; согласно определению Аристотеля, искусство ведения спора нечестными средствами. Эристические приемы родственны софизмам (см. Софизм); эти способы аргументации направлены на то, чтобы представить спорящего правым в споре — все равно, прав ли он по существу или нет. Эристика призвана изучать такие приемы, применяемые в препирательствах, с целью не защиты или доказательства истины, а лишь убеждения других в своей правоте. В этом эристическое умозаключение отличается от тех, которые изучаются логикой, исследующей формы правильного мышления — условия получения из истинных посылок истинных же заключений; а также от собственно софистических ухищрений — заведомо неправильных умозаключений, сознательно выдаваемых за правильные.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Способы атаки и защиты

  1. По делу. При этом критикуется объективная или абсолютная истинность заключения.
  2. К оппоненту. Что говорит о критике относительной тезисности. Вы обращаете внимание на несоответствие утверждения приведенным аргументам. Обсуждению объективной и абсолютной истинности при этом места нет.
  1. Апагогия. Логический метод, который указывает на наличие противоречий между тезисом и вытекающих из него следствий. Сперва нужно обратиться к противоположному мнению, убедить в его несостоятельности, а затем сделать справедливый вывод о состоятельности встречного утверждения. Такой способ также называется доведением до абсурда.
  2. Инстанция. Предполагает демонстрацию явлений или предметов, которые относятся к тезису, но не могут быть применены и истинны.

Уловки эристики

Распространение или обобщение

Применение: вывести суждение за его реальные границы, чтобы расширить их по максимуму. Чем больше удастся обобщить, тем больший простор будет для эффективной атаки. Защищать такой тезис оппоненту будет очень сложно.

Защита: в момент, когда оппонент начинает расширять границы сказанного вами, следует ему на это указать. Нельзя позволять обобщать, нужно продолжать стоят на своем, первично сказанном. Так устанавливаются строгие рамки.

Например: вы говорите, что вам не понравился ужин в ресторане и вы жалеете о потраченных деньгах. Оппонент спрашивает: почему вы считаете, что в этом ресторане плохо готовят, мои друзья всегда остаются довольны, вы ошибаетесь. Вы утверждали, что вам не понравился конкретный ужин, а соперник расширил границы до того, что в ресторане всегда плохо готовят. При этом в качестве аргумента он сказал о своих друзьях, которые оставались довольны, а значит и этот ужин должен был быть на дорожном уровне. Чтобы деликатно нейтрализовать уловку, можно сказать так: я не спорю, что в этом ресторане хорошо готовят, но сегодняшние блюда мне не понравились.


Принятие относительного утверждения как абсолютного

Применение: собеседник может завести речь о тех, кто хорошо владеет искусством красноречия и в качестве примера упомянуть Гитлера. Вы же можете сделать утверждение, что ваш собеседник считает фашиста хорошим человеком, хотя он всего лишь сказал о его таланте.

Защита: свои мысли нужно высказывать максимально конкретизировано. Если собеседник использовал такую уловку, нужно уточнить какой смысл вы вкладывали в свои слова и пресекать любую попытку искажения смысла.


Мораль и этика в рамках эристики

Эристика предусматривает использование нечестных способов ведения спора. Нападать или защищаться от атак — решаете вы сами. Но если оппоненты замечают, что в ход идут эристические уловки, можно утратить доверие и ухудшить собственную репутацию. Прибегать к таким приемам можно в крайних случаях, когда такие методы действительно оправданы и не повлекут за собой неприятные последствия. Сам Шопенгауэр утверждал, что наилучший способ вести спор основывается на том, чтобы действительно быть правым.

Эристика – наука побеждать в спорах

Мы постоянно спорим. Решаем, как поступить в той или иной ситуации, защищаем и критикуем идеи, оспариваем их. Спор – неотъемлемая часть нашей жизни. Как выходить из любой дискуссии победителем? Как противостоять попыткам оппонента обвести нас вокруг пальца? Эристика научит вас не поддаваться на чужие уловки и побеждать в споре, атаковать оппонента и защищаться от его словесных атак.

В статье мы рассмотрим понятие эристики, пути опровержения тезиса и пару распространенных уловок, их применение и защиту от них.

Что такое эристика?

Эристика – стремление человека показать, что он всегда прав. Она находит применение везде: в семейных спорах, обсуждениях на работе, в научных диспутах, на дебатах и во всех остальных местах, где люди спорят.

Артур Шопенгауэр даёт конкретные рекомендации о том, как завершать споры победой. Он показывает, как шаг за шагом выигрывать в спорах, какой бы слабой и ошибочной не была ваша позиция. По мнению Шопенгауэра, для того чтобы одержать победу, необязательно быть фактически правым – нужно лишь использовать правильные приемы.

Как атаковать и как защищаться?

Сейчас мы рассмотрим некоторые уловки. Вы научитесь противостоять им и, в случае необходимости, пользоваться ими. Но перед разговором об уловках следует сказать об аргументации и её путях.

Суть спора можно свести к тому, что вам необходимо выдвинуть и защищать свой тезис и опровергнуть тезис вашего соперника. Как можно опровергнуть тезис? Есть два пути:

  1. По существу. То есть опровержение по делу. В этом случае вы критикуете абсолютную или объективную истинность тезиса. При такому пути идёт атака первоосновы тезиса.
  2. К оппоненту или сказанному им. В этом случае вы критикуете относительную истинность тезиса. Вы указываете на несоответствие тезиса аргументам соперника, его суждениям или взглядам. Абсолютная и объективная истинность при этом не обсуждается. При этом пути атакуются результаты тезиса.

Эти два пути можно назвать соответственно прямым и косвенным. Прямым путём мы доказываем, что тезис ложный и несправедливый, а косвенным – что он не может быть правдивым и истинным.

Прямой путь (по существу) – нападение на основания тезиса.

Шопенгауэр предлагает два способа движения по косвенному пути: инстанция и апагогия.

Инстанция – приведение примера, который опровергает тезис, показывая предметы или явления, относящиеся к тезису и вытекающие из него, но к которым он не может быть применен, а следовательно, не может быть и истинным.

Апагогия – логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нем самом, или же в вытекающих из него следствиях открывается противоречие. Поэтому апагогическое доказательство является доказательством косвенным: здесь доказывающий обращается сперва к противоположному положению, чтобы показать его несостоятельность, и затем по закону исключения третьего делает вывод о справедливости того, что требовалось доказать. Этот род доказательства называется также приведением к нелепости, доведением до абсурда.

2 эристические уловки

Первая уловка: распространение или обобщение

Как пользоваться: необходимо вывести суждение за его естественные границы, максимально его расширить. Чем сильнее вы обобщите выражение, тем больший простор для атаки у вас будет. Расширенный тезис открыт для нападок и придирок, его сложнее защищать.

Противодействие: как только оппонент начнёт расширять границы сказанного вами, укажите на это. Повторите свой изначальный тезис и не позволяйте его обобщать. Вам нужно установить чёткие границы.

Пример:

— Мне не понравился концерт этой группы. Я считаю, что они выступили плохо, и жалею о потраченном времени.

— Почему вы считаете, что эта группа плохо выступает на концертах? В прошлом году тысячи людей ушли довольными с их выступления! Вы явно ошибаетесь.

Первый участник диалога говорит о том, что ему не понравился конкретный концерт, а его собеседник расширил тезис до того, что данная группа плохо выступает всегда. Затем он приводит аргумент, который убеждает, что хорошие выступления у этой группы были, а значит и в этот раз она выступила хорошо. Вот так можно нейтрализовать эту уловку:

— Да, я не спорю, что в прошлом году эта группа могла выступить хорошо. Но я говорю не о её выступлениях вообще, а об их выступлении на прошлой неделе. Другие выступления, может быть, и были хороши, но точно не это.

Вторая уловка: утверждение, выставленное в относительном смысле, принимается в абсолютном

Как использовать: например, человек говорит об ораторском искусстве и тех, кто добился в нём успеха. В контексте этого разговора он может сказать, что Гитлер был очень хорош. Вы же можете умело его подловить на том, что он считает предводителя фашистов хорошим человеком, хотя речь на самом деле шла только о его ораторских способностях.

Противодействие: чётко и конкретно высказывайте свои мысли. Если оппонент прибегнул к этой эристической уловке, поясните, какой относительный смысл вы имели в виду, и не позволяйте переворачивать ваши слова.

Приведу пример Артура Шопенгауэра:

Морально-этическая сторона эристики

Как вы убедились, эристика – это далеко не самый честный способ вести спор. Ограничиться отражением атак или нападать самим – решать вам. Но если ваш собеседник или публика, если спор идёт не тет-а-тет, заметит, что вы прибегаете к различным уловкам, доверие к вам может упасть. Прибегайте к этим приёмам только в случае крайней необходимости, только когда это действительно нужно, только если это оправданно. Применяйте эристику только в мирных и созидательных целях.

В дальнейших публикациях я рассмотрю отдельные эристические уловки более детально.

Каждый человек всегда хочет быть правым, а спор является неотъемлемой частью нашей жизни. Эристика поможет вам добиться желаемого, научит обводить противника вокруг пальца и противостоять чужим уловкам.

Что такое эристика

Эристика – искусство спора, которое было разработано древними преподавателями красноречия. По мнению Аристотеля данная методика является не совсем честной, так как она обучает доказательству правоты даже в том случае, если человек не прав. Эристика находит свое применение в различных отраслях жизни, таких как: семейная жизнь, дебаты, рабочие споры.


Шопенгауэр показывает в своем произведении, что даже если вы неправы, и ваша позиция является проигрышной, вы все равно легко можете одержать победу. В книге описано все достаточно подробно и пошагово.

Как правильно атаковать и защищаться

  • по существу, когда опровержение идет по делу, и вы доказываете несправедливость утверждения;
  • к оппоненту, когда вы указываете на несоответствие утверждения и аргументов, критикуя взгляды своего соперника.

2 уловки в искусстве эристики

Также существует и противодействие данному приему, когда собеседник начинает вести все к расширению границ, вы должны его остановить и напомнить об этом. Вновь начните свой разговор сначала, указывая на определенные границы, за которые не нужно выходить.

Расширенное утверждение гораздо проще атаковать, ведь в данном случае есть множество причин, к которым можно придраться. Если же вы будете говорить более узко, тогда для собеседника не останется ни единого шанса, что дает вам преимущество.

Вторая уловка подразумевает относительный смысл, который перефразируется в абсолютный. Например, человек может рассказывать о знаменитых людях, которые добились в чем-то успеха. Однако в данном случае вы можете подловить его на том, что этот человек когда-то очень некрасиво себя повел в чем-то. Тут выплывает другой момент, ведь изначально речь шла лишь о его способностях в плане работы.

Противодействовать в данном случае вы можете при помощи того, что будете очень четко выражать свои мысли и не давать человеку что-либо додумывать.

Морально-эстетическая сторона искусства

Исходя из всего вышеуказанного, можно прийти к выводу о том, что эристика является далеко не самым честным способом вести спор. Тем не менее, у вас всегда есть выбор действий – играть роль нападающего или же защитника.

Эристика (от греч. eristikos — спорящий), искусство вести спор, полемику. Эристика, как искусство побеждать в споре "любой ценой", породила эвристику, технику диалектики (dialektike techne), такие софистические приёмы как софистика и эклектика.

Eristic.JPG

Содержание

История возникновения


Эристика родилась в эпоху "старшей софистики". Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными.

Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора:

"Человек есть МЕРА всех вещей"

трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину.

В последующем, вслед за трансформацией СОФИСТИКИ в сторону от поисков истины к победе в споре любой ценой, эристика превратилась в технику борьбы в споре нечестными средствами (определение Аристотеля). Шопенгауэр определял эристику как искусство спора или духовного фехтования с целью остаться правым в споре.


Эристика превратилась в набор приёмов защиты собственных утверждений и опровержения чужих, которые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или достижение ИСТИНЫ (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте. Так понимаемая эристика вобрала в себя в том числе и софистику с эклектикой (как софистические приёмы) в качестве особых методов победы в споре любой ценой, в том числе и с помощью сознательного искажения ИСТИНЫ.

Смотри также Софисты в статье Диалектика и статью Апория.


Вы не забыли, что Аристотель назвал Зенона Элейского создателем диалектики? Как Вы думаете, почему?

Уж наверное не за эленктический метод, позволяющий побеждать в споре с помощью эленхоса -- уличающего противоречия!


В V-IV вв. до н.э. техникой диалектики (dialektike techne) называли ПРИНЦИПИАЛЬНО иное чем сегодня: а именно, способность генерировать убедительные (правдоподобные) доводы как в пользу некого мнения так и, одновременно, против этого мнения. Мегарская школа именно с подачи Зенона из Элеи начала разрабатывать эту технику. В связи с этим мегариков равно называли как диалектиками, так и эристиками. Связано это было с тем, что эристика в этот период представляла собой синкретический (нерасчленённый) сплав софистики, эвристики, диалектики и собственно эристики.

Мнения

Из “Философского энциклопедического словаря” — М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г.


Эристика (от греч. eristikos — спорящий, греч. eristika — искусство спора), борьба в споре нечестными средствами (определение Аристотеля).

Эристич. умозаключения родственны софизмам и представляют собой аргументацию, приводимую лишь в целях убеждения и победы в споре — всё равно, прав ли спорящий по существу или нет.

Подобное же понимание Э. развивает Шопенгауэр, определяя её как искусство спора или духовного фехтования с целью остаться правым в споре.


Т.о., Э. призвана анализировать и систематизировать различные приёмы защиты собств. утверждений и опровержения чужих, к-рые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или достижение объективной истины (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте.

Так понимаемая Э. отличается как от логики, исследующей формы умозаключений, к-рые обеспечивают истинные заключения, так и от чистой софистики, сознательно выдающей неправильное за правильное или наоборот.

Аристотель, О софистических опровержениях, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; Шопенгауэр А., Эристич. диалектика, пер. с нем., ПСС, т. 4, М., 1910. Смотри также Шопенгауэр, Эристика или искусство побеждать в спорах.

Из “Философия: Энциклопедический словарь” / Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2004 г.,


Эристика (греч. eristika — искусство спора) — искусство ведения спора.

Первоначально Э. получила распространение в Др. Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать др. в правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным.

Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство в спорах. СПб., 1900; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Читайте также: