Лыкова в я педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы

Обновлено: 04.07.2024

По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:

  • по содержанию обучения и воспитания;
  • по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:

  • Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
  • Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
  • Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Библиографический список

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

Что значит, готовность ребенка к школе? Часто подготовку к школе рассматривают, как раннее изучение программы первого класса. Но это не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания и применять их, помочь ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

ВложениеРазмер
Основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ребенка. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. ” (В.А.Сухомлинский)

Часто подготовку к школе рассматривают, как раннее изучение программы первого класса. Сводят ее к формированию знаний и умений по предметам. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется тем, умеет ли ребенок читать и считать, а не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять, т. е. действовать.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной жизнью школьников, дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада о школе, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Проблема преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Задача детского сада не в том, чтобы ребенок перед переходом в первый класс уже знал школьную программу, а в том, чтобы развить способности, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию, научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, занимается различной деятельностью.

Учителя начальной школы хотят получить в первый класс послушного, подготовленного ребенка, который не будет нарушать дисциплину, умеет читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах десятка. Но ФГОС дошкольного образования смещает акцент — не ребенка готовить к школе, а сделать так, чтобы учитель начальных классов был готов к обучению любого ребенка.

Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка.

Необходимо поощрять инициативы ребенка, а взрослый должен быть только посредником, который поощряет эту инициативу

В дошкольном образовании используются различные виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной, это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Каждый воспитатель ставит цель, чтобы дети становились почемучками. Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет общность целей образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами.

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие тех качеств дошкольника, которые необходимы для обучения в школе.

Детские сады работают по Программе, в которой указаны целевые ориентиры. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Преемственность в работе детского сада со школой

Если кому, что нужно - пишите.


Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и .


Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева.


Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада.


Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н.


Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей .

Проблемы реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы.

Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализируют проблему преемственности. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала может быть обеспечено в процессе осуществления преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы. Преемственность, являясь одним из основных принципов развития образования, коренным образом изменяет отношения между смежными образовательными ступенями, ибо требует от них не только обеспечения формального права на такого рода, переход, но и создания необходимых условий, максимально удовлетворяющих её потребности и требования.

Ведущей целью преемственности в Концепции непрерывного образования выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства :

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

• формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);

• развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;

• развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

• специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т. д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие, специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

- осуществление образовательного процесса в каждом звене без опоры на достигнутом в предшествующем этапе;

- разрыв между конечными целями и требованиями при обучении и воспитании детей на различных этапах образовательного процесса;

- отсутствие системности при подборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням образования;

- отсутствие единой системы руководства всем процессом образования в дошкольном и школьном учреждениях.

1. Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении / Б. Г, Ананьев // Советская педагогика. — 1953. -№ 2.

2. Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Аронина. — М., 1980.

3. Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. - Чебоксары, 2002.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожца. — М: Педагогика, 1984.

6. Гершунский, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 1987. — N 8.

7. Годник, СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы / СМ. Годник. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.

8. Гончарова, И. И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Гончарова. — М., 1988.

9. Данилов, Д. А. Актуальные вопросы современного образования: пособие для работников образования / ДА. Данилов, А. Г. Корнилова, — Якутск, 2003.

10. Дашковская, Л. П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Дашковская. — М., 1967.

14. Лысенко, В. Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению : автореф, дис. канд. пед. наук / В. Д, Лысенко. — Минск, 1975.

16. Лыкова, В. Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы : дис. канд. пед. наук / В,Я. Лыкова. — 1992

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Фотоотчёт о работе школы будущего первоклассника

Фотоотчёт о работе школы будущего первоклассника .

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Юдеева Оксана Николаевна,

Проблемы реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы.

Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализируют проблему преемственности. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала может быть обеспечено в процессе осуществления преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы. Преемственность, являясь одним из основных принципов развития образования, коренным образом изменяет отношения между смежными образовательными ступенями, ибо требует от них не только обеспечения формального права на такого рода, переход, но и создания необходимых условий, максимально удовлетворяющих её потребности и требования.

Ведущей целью преемственности в Концепции непрерывного образования выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);

развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;

развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие, специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

- осуществление образовательного процесса в каждом звене без опоры на достигнутом в предшествующем этапе;

- разрыв между конечными целями и требованиями при обучении и воспитании детей на различных этапах образовательного процесса;

- отсутствие системности при подборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням образования;

- отсутствие единой системы руководства всем процессом образования в дошкольном и школьном учреждениях.

Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении / Б.Г, Ананьев // Советская педагогика. — 1953. -№ 2.

Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Аронина. — М., 1980.

Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. - Чебоксары, 2002.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожца. — М: Педагогика, 1984.

Гершунский, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 1987. — N 8.

Годник, СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы / СМ. Годник. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.

Гончарова, И. И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Гончарова. — М., 1988.

Данилов, Д. А. Актуальные вопросы современного образования: пособие для работников образования / ДА. Данилов, А. Г. Корнилова, — Якутск, 2003.

Дашковская, Л. П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Дашковская. — М., 1967.

Лысенко, В. Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению: автореф, дис. канд. пед. наук / В.Д, Лысенко. — Минск, 1975.

Лыкова, В. Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис. канд. пед. наук / В,Я. Лыкова. — 1992

Читайте также: