Логоритмика как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Булатова Оксана Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Иркутская область г. Черемхово
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Раздел: дошкольное образование

Булатова Оксана Игоревна, учитель – логопед, МДОУ №3 г. Черемхово, Иркутская область
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

А н н от а ц и я :
В данной статье рассматривается эффективность логоритмических занятий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования с детьми имеющих общее недоразвитие речи. Осуществление взаимодействия со всеми специалистами МДОУ и применение здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова:
Здоровье, логоритмика, здоровьесберегающая технология, взаимодействие. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижается уровень коммуникативных умений и навыков, возрастает количество детей с ОНР. В связи с этим необходим поиском новых эффективных методов коррекции, активизирующих резервные возможности детского организма, применение здоровьесберегающих практик. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе – применяются для оптимизации процесса коррекции речи и обеспечения оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Среди воспитанников логопедических групп относительно мало детей только с речевыми дефектами. Помимо этого отклонения имеются недостатки опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики, некоторая задержка психического развития. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая утомляемость, нарушения памяти, внимания. Отставание в развитии
двигательной сферы обнаруживается в виде отсутствия грациозности и лёгкости, выраженных затруднений при выполнении упражнений по речевой инструкции, плохой координации сложных движений, скованности, особенностей тонкой моторики пальцев рук, чётко прослеживающихся в специальных пробах как выпадение отдельных элементов движения, ярко выраженная замедленность, застревание на одной позе и т. д. На определенном этапе работы для нас стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую мы используем в своей практике. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, мы в плане равномерно распределяем психофизическую нагрузку и проводим по следующей схеме: I. Ритмическая разминка. II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
1. Упражнения для развития основных сторон внимания. 2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. 3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. 4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением. III. Упражнения оздоровительного характера. IV. Слушание музыки V. Пение. VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений. VIII. Игра. IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию. Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на комплексе стрельниковой гимнастики по методу М.Н.Щетинина. В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или Су Джок терапию , так как мелкая моторика напрямую связана с речью. В логоритмических занятиях мы используем следующие средства: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, чтение стихов (сопровождающееся движением), упражнения, формирующие чувства темпа, упражнения на релаксацию, мимические упражнения, логопедические упражнения, разные виды массажей, корригирующая гимнастика, игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса. Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1-2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10-12 человек), на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит
от возрастной группы детей в старшей – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Логоритмические занятия строяться совместно с музыкальным руководителем, инструктором ФК, воспитателем под контролем логопеда. Логопед является ведущим и руководителем занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение занятия. Воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендации логопеда. Инструктор ФК подбирает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей комплексы упражнений. Таким образом, система логоритмических занятий является эффективным методом здоровьесберегающей технологией в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования. Слаженная работа всех специалистов позволяет эффективно скорректировать нарушенные речевые функции у детей и развивать дыхательную, опорно-двигательную систему, приводить в норму нервно-психическое развитие, способствовать воспитанию таких личных каче ств, как: подражательно сть, активно сть, и н и ц и ат и в н о с т ь , самостоятельность; воспитание волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки. Так же хочется отметить, что она изменяет общую реакцию организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням дети меньше болеют.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Я считаю, что логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.

Логоритмика в частности, есть движение соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

С научной точки зрения танец - развитие крупной моторики, чувства ритма, выработка правильной осанки, точности координации, источник удовольствия и положительных эмоций.

В логоритмику входит такой раздел как пение. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н. А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. '' Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание.

Дыхание – наипервейшая функция человеческого организма, даже без еды человек может прожить две-три недели, а без воздуха – несколько минут. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Стоит обратить особое внимание на часто болеющих детей и детей, имеющих речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:

Укреплять физиологическое дыхание детей

Тренировать силу вдоха и выдоха

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

Развивать продолжительный вдох.

Существуют специальные упражнения по формированию правильного дыхания, например гимнастики А. Н. Стрельниковой, А. Г. Ипполитовой, Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер,К. П. Бутейко,М. Норбеков и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма, но для детей эти упражнения рекомендуется применять осторожно и дозированно.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Остановимся поподробней на некоторых из них.

1Упражнения на согласование движений и речи

Валеологические песенки (Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни) поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в коллективе. Валеологические песенки – отличное начало для любой непосредственно образовательной деятельности.

1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день "пружинка"

Будет веселее. поднимают ручки вверх

2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

2. Упражнение на согласование движений с музыкой.

Игроритмические упражнения - специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. Для ребёнка с нарушением речи ритм имеет также немаловажную роль.

3. Расслабляющие упражнения (релаксация) обычно проводятся в конце занятия и приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок.

В настоящий момент времени нет подробного описания специального комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться в любых условиях логопедами, врачами, воспитателями и родителями с детьми.

Почему расслабление так необходимо? Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.

4. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Способность напрягать или расслаблять мышцы – это тоже очень важно для детей. Эти упражнения помогают одним укрепить мышечную массу, а другим наоборот - расслабиться.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

5. Пальчиковая гимнастика.

Выполняя её, дети развивают речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

Она развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать… повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам и родителям, нужно помогать ребёнку его формировать, так как произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, он сможет усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти.

С помощью пальчиковых игр также можно развивать фантазию и воображение.

В процессе выполнения таких упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

6. Артикуляционная гимнастика и упражнения по развитию речевого слуха. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

Упражнения по артикуляционной гимнастики позволяют всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Она не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает певческий голос и способствует его охране, а так же укрепляет здоровье ребёнка.

7. Игровой массаж

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение детей простейшим массажным приемам лучше всего происходит в игре.

1. Маляр заборы красит, не любит отдыхать,

Мы тоже взяли кисти и будем помогать!

Ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз.

2. Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,

Метлу берем ребята и будет помогать!

3. Портной всё шьет иголкой, не любит отдыхать,

Скорей возьмем иголки и будем помогать!

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Например слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастическим этюдом М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Это может быть во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Я считаю, что игровая деятельность по логоритмике нужна не только детям логопедических групп, но и всем остальным воспитанникам ДОУ, так как в ней используются здоровьесберегающие методики. Они не только полезны, но и помогают с помощью игровых приёмов сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, а также повысить адаптивные возможности детского организма.

И поэтому, дифференцированное использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду необходимое условие, диктуемое сегодняшним временем.

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

Анализируя процесс музыкального образования в детском саду было отмечено, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, необходимо адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым её содержание. Мы уже отмечали, что логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Об этом было сказано ранее. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы стали нормализоваться неосознанно, естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.

Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами речи. Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях мы должны использовать дифференцированный подход к средствам логоритмики. Необходимо выбрать для работы комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения, так как осознание выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в работе большое внимание должно уделяться вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики.

Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит Лого и речедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить определенные группы мышц, необходимых для развития координации, пространственной ориентировки.

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.

Рассматривая возрастные и психолого-педагогические особенности дошкольников старшего возраста, был сделан вывод, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости.

Дети в логопедических группах отстают от здоровых по физическим показателям. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у детей с общим недоразвитием речи страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

В заключении хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.

Дорожно-методическое объединение

Дорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад на тему: «Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - сохранение

здоровья. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полноефизическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровлениедетей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмику смело можно назвать гимнастикой ума. Почему?

Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.

Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.

Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве

Развитие общей и мелкой моторики

Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи

Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма

Развивать артикуляционный аппарат

Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактических пособий

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Учитель - логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

Под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Г.А. Волкова, развивая идеи, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— игру на музыкальных инструментах;

— музыкальную самостоятельную деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Во время логоритмических занятий решается несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения .

Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами).


Ключевые слова: логоритмика, инновация, ребенок, музыкальный руководитель, детский сад.

В связи с ускоряющимся ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, которые определяют новое представление о содержании и организации музыкального развития.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса. Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает его к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается самим ребёнком в ходе своей исследовательской деятельности.

С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Поэтому приходится применять более эффективные формы коррекции речи. А так как логоритмика — это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, поэтому было решено применять данную технологию на практике. Логоритмика — это, прежде всего комплексная методика, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основные задачи логоритмического воздействия:

− развивать слуховое внимание и фонематический слух;

− развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса;

− развивать моторику, мимику, пространственные движения;

− воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать музыку с движениями;

− развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

− формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию.

Такую форму работы я впервые начала осуществлять в 2017–2018 учебном году. С помощью данной технологии я решаю множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач в занимательной и непринужденной обстановке. Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей. Неговорящие дети, именно на занятиях, в которые включен комплекс логоритмических упражнений, демонстрируют первые речевые успехи. Обычно дети, у которых наблюдаются нарушения речи, стесняются выступать перед детским коллективом. В процессе систематических занятий можно отметить положительную динамику в их эмоциональном состоянии. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.

Вся работа строится на следующих принципах:

− От простого к сложному;

− Связь обучения с жизнью;

Вся моя деятельность с детьми вариативна. Например, песенный репертуар может включать знакомые песни, также можно изменить игровой материал, использовать знакомые стихотворения и т. п. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Детям, которые не могут в полном объеме овладеть артикуляционными навыками, оказываю индивидуальную помощь.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения провожу под музыкальное сопровождение или без него. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем с детьми в 3 этапа: движения, текст, потом все вместе. Все занятие проходит ненавязчиво, в игровой форме, так дети легче овладевают двигательными навыками, запоминают стихотворения и песни с движениями.

При работе над дыханием особое внимание нужно уделять развитию равномерного выдоха у детей. Для этого я подбираю образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Танцевальные движения мы также разучиваем в несколько этапов. Для того чтобы задействовать малоактивных детей, я подбираю игры с выбором участника или приглашением. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, это позволяет ребенку раскрепоститься.

Я считаю, самое важное в моей работе — это координированная работа всех составляющих. Только тогда можно будет сказать, что речь ребенка в будущем будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на своих занятиях я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь и слаженность. Еще один плюс моих занятий по логоритмике — это то, что они групповые. Такие занятия помогают ребенку научиться работать в детском коллективе и активно с ним взаимодействовать.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют развитию правильной речи ребенка, формируют у него положительный эмоциональный настрой, такие занятия учат ребенка общаться со сверстниками и многое другое. По результатам мониторинга, в результате использования логоритмики, к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для того, чтобы занятия по логоритмике проходили более успешно, нужно обязательно выполнять педагогические условия: постоянно привлекать внимание детей и пробуждать у них интерес к выполнению упражнений, создавать благоприятную психологическую атмосферу. В моей работе также важно правильно организовывать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы.

Взаимодействие всех педагогов и родителей также является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому я считаю, что для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в педагогической деятельности нужно использовать новые развивающие технологии.

  1. Анишина Т.П. Справочник музыкального руководителя. № 4. - М. : МЦФЭР, 2013.
  2. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами. — СПб.: Композитор, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, положительная динамика, детский коллектив, детский сад, инновационная деятельность, использование инноваций, моя работа, музыкальный руководитель, педагогическая деятельность.

Читайте также: