Какие бывают школьные игры

Обновлено: 04.07.2024

Для учеников начальных классов игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности, поэтому именно через игру мы обучаем детей навыкам общения, понимания другого человека.

Классическая игра на знакомство. Участники садятся (становятся) в круг.

Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий – имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!). Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня.

Со временем задание можно изменить: называть свое любимое животное, цвет, еду, фильм. Так дети смогут постепенно узнавать друг о друге что-то новое.

Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают, какое же сегодня у всего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

  • походить по помещению,
  • присесть,
  • лечь, встать,
  • что-нибудь нарисовать.

Для того чтобы игра смогла решить задачу сплочения, в завершение учителю следует обсудить с детьми игровой процесс и сфокусировать внимание участников на достигнутых результатах и способах их достижения.

Вопросы могут быть такими:

  • Что в игре понравилось? Что помогло достичь результата?
  • Что не понравилось? Почему? Что помешало? Как это изменить?
  • С кем тебе было легко выполнять задание? С кем сложно? Почему? Какие рекомендации вы дадите друг другу?
  • Какой момент ты унесешь с собой? Чем он тебе запомнился?
  • Чему ты научился? Чему хочешь научиться в следующий раз?

Игры можно проводить во время урока, тем самым решая не только задачи сплочения, но и мотивационные, а также разумно пользоваться ресурсом классных часов.

6. Игра по станциям, или квест.

Участникам выдается маршрутный лист, по которому они приходят на станцию с заданием. Ведущий станции знакомит с заданием, дает время на выполнение, принимает и оценивает задание. В результате участники получают Ключ или какую-то подсказку и переходят на следующую станцию. Предметным итогом игры может являться обретение Сокровищ.

Играть можно как одной командой, так и несколькими, если задачей было создать условия для взаимодействия в условиях соревновательности. Несомненным плюсом такой игры является появление межпредметного пространства, в котором каждый участник игры может проявить свои способности. Каждый элемент организации такой игры решает свою задачу.

Так, например, формирование команд может происходить случайным образом (тянем жребий/ведущий раздает жетоны/решаем пример и согласно табличке включаемся в команду), что воспитывает навык общения и выполнения творческих задач в случайно созданной группе, либо отбор в группу основывается на определенных условиях (играем с параллельными классами/мальчики против девочек).

Для реализации цели сплочения коллектива важно задания станций продумывать так, чтобы результат деятельности достигался при коллективном взаимодействии игроков. При этом некоторые задания участники могут выполнять индивидуально, но затем ребятам необходимо обсудить результаты и выбрать то воплощение, которое наиболее точно (ярко, эмоционально, художественно, верно) соответствует игровому заданию.

Роли Ведущих (Хранителей) станции очень важны во время игры с младшими школьниками, поскольку нужно тактично отслеживать, что происходит внутри команды, помогать участникам взаимодействовать в обсуждении, фокусировать внимание на позитивных моментах.

Описание: участники перемещаются свободно по залу в стойке баскетболиста: прямо, правым боком, левым боком, спиной вперёд, стараясь при этом, не задеть друг друга. По сигналу учителя они выполняют остановку в два шага и принимают стойку баскетболиста.

Выигрывает тот, у кого стойка выполнена правильно.

Примечания: игроки, правильно выполнившие упражнение, могут далее оценить и других участников.

“Братец Кролик, братец Лис”.

Место проведения: малый зал или любая площадка.

Описание игры: все участники игры строятся в одну шеренгу. Учитель идет вдоль шеренги за спинами учеников и задевает одного из них – это “лиса”. Затем все участники (“кролики”) расходятся по залу и говорят такие слова: “Если миску уронить - разобьётся миска, если близко лисий хвост – значит близко Лиска.”

После этих слов “лиса” громко кричит “Здесь я!”, при этом одновременно подпрыгивает вверх и поднимает руки, после чего ловит “кроликов”. Тот, кого “лиса” поймала, уходит в “лисий дом”. После остановки игры все ее участники снова строятся в шеренгу, и выбирается новая “лиса”. Игра продолжается.

  • при выборе “лисы” учащиеся стоят с закрытыми глазами и сложив руки “лодочкой” за спиной. Кого учитель задевает за руки – тот “лиса”;
  • если ребенок не хочет быть водящим, он кладет руки на живот;
  • если во время первого периода игры участник был пойман, то в следующем периоде он не может быть “лисой” (при выборе “лисы” он кладет руки на живот);
  • по мере усвоения игры учитель должен объяснить, что “лиса” не только быстрая, но и хитрая, поэтому она должна обмануть “кроликов” – не выдать себя раньше времени и выбрать в зале такое место, где больше всего участников игры (чтобы можно было сразу кого-то из них задеть);
  • если “лиса” не крикнула “Здесь я!”, или не подняла руки (т.е. ее не было видно и слышно) – игра прекращается и выбирается новая “лиса”;
  • оценка ставится самой быстрой “лисе” – она хорошо поохотилась; самой “хитрой лисе” – за хитрость; “кроликам”, которые не попались за все время игры или попались, но перед этим очень долго и ловко уворачивались от “лисы”.

“Быстроногие олени”

Место проведения: спортивная площадка или большой зал.

Описание игры: учитель выбирает четырех водящих – это “волки”, остальные участники “быстроногие олени”. “Волки” делятся на две группы: два “волка” – “загонщики”, другие двое находятся в “засаде”. По сигналу учителя “олени” убегают от “волков” на другую сторону площадки. “Волки-загонщики” ловят “оленей” по всей площадке, а “волки в засаде” – только на средней линии зала. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных “оленей”, после чего они могут снова занять место на площадке. Игра продолжается.

  • количество перебежек и “волков” зависит от размеров площадки и от количества участников игры;
  • пойманные “олени” могут выбывать из игры и находиться в специально отведенном месте. В игру они встают тогда, когда выбирается новая группа “волков”;
  • “волки” выбираются из тех участников, которые не были осалены;
  • оценка ставится лучшей группе “волков” и тем “оленям”, которые не были пойманы за все время игры.

“Вышибалы в квадрате”

Место проведения: спортивный зал, любая расчерченная площадка.

Описание: участники игры делятся на две команды, одна из которых будет находиться в квадрате 10 х 10 м, а другая за её пределами. По сигналу участники внешней команды начинают выбивать мячом своих соперников.

Примечания: игрок, которого выбили, садиться на скамейку.

  1. Выигрывает команда, которая выбьет всех противников за более короткое время.
  2. Выигрывает команда, выбившая большее количество игроков за определённое время.

“Жонглёры”

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники с маленькими мячами в руках располагаются по всему залу. По команде учителя дети выполняют подбрасывание и ловлю мяча: одной рукой, двумя, перебрасывая с руки на руку и т.п. Выигрывает тот участник (участники), который дольше всех останется на площадке.

Примечания: игрок, уронивший мяч, садиться на скамейку либо уходит “за кулисы” (специально отведённая для этого часть зала), и там продолжает выполнять упражнения с мячом.

“Команда быстроногих”.

Место проведения: спортивный зал.

Описание игры: две команды располагаются на волейбольной площадке, каждая на своей стороне. Участники строятся в колонну или шеренгу. На каждой стороне площадки находятся стойки, по одной или по две в каждой из зон волейбольной площадки, общее количество стоек соответствует количеству игроков в команде. Каждый участник команды знает, в какую зону он должен переместиться по сигналу. Участник должен добежать до стойки и вернуться обратно. Выигрывает команда, которая первой в полном составе построилась на линии старта. Линию старта, так же и расположение команды на ней, можно изменять. Возможно, также, выполнение определённых упражнений участниками около стойки. Кроме того, на каждом этапе игры игроки меняются зонами.

“Командная эстафета на местности”.

Место проведения: площадка вокруг школы.

Описание игры: участники делятся на две команды. Затем обе команды проводят осмотр местности, по которой будет проходить путь эстафеты, а также те препятствия, которые им необходимо будет преодолеть. По возможности на каждом этапе ставится судья. После этого команды проводят жеребьёвку, и одна из команд выходит на старт. Финиш определяется по последнему игроку. Затем стартует вторая команда. Результаты обеих команд фиксируются по секундомеру и в конце эстафеты сравниваются с учётом штрафных очков.

Препятствия в эстафете определяются с учётом спортивного оборудования, находящегося на площадке.

Между препятствиями команда передвигается бегом.

“Мышки-завитушки”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники делятся на две команды, каждая из которых образует круг. Обязательное условие игры-участники крепко держатся за руки и не расцепляются до момента окончания игры. Обе команды находятся на средней линии. Учитель или специально выбранный водящий говорят следующие слова: “ушки, сушки, плюшки, мышки, завитушки”. На каждое из этих слов участники команды должны “закручиваться”, пролезая под руками друг друга. В результате получится круг-“завитушка”. Затем водящий начинает вести счёт, а команды делают по одному шагу под счёт в сторону стены либо каких-нибудь ориентиров. Выигрывает команда, первая достигшая цели.

  • счёт ведётся медленно, для того чтобы каждый из участников успевал сделать шаг
  • ориентиром может быть освобождённый от урока ученик (или двое учеников), которые стоят с вытянутыми руками. Как только он коснётся кого-либо из приближающейся команды - то поднимает руки вверх, т.е. эта команда побеждает.

“Охота на лис”

Место проведения: игра проводится около школы или на любой ограниченной площадке.

Описание игры: все участники делятся на 2 команды, после чего проводится жеребьевка. Одна из команд становится “охотниками”, другая – “лисами”. По сигналу учителя “лисы” убегают и прячутся на местности. Через 30-40 секунд за ними вслед убегают “охотники”. Задача “охотников” - догнать или найти “лису”, осалить ее и привести за руку к “охотничьему домику”. Игра заканчивается, когда “охотники” переловят всех “лис”.

  • участники команды “лис” надевают нагрудные номера;
  • “охотники” находятся в так называемом “охотничьем домике” и обязательно стоят спиной к “лисам”;
  • стартовая линия для команды “лис” находится в 5-10 метрах от “охотничьего домика”;
  • “лисам” запрещается: заходить за ограничительные линии (забор и т.п.), залезать на деревья, прятаться в здании школы и отказываться идти с “охотниками”, если тот его осалил. Во всех этих случаях игрок – “лиса” наказывается штрафными очками и считается пойманным;
  • “охотникам” запрещается драться с “лисой”, если та не хочет идти. В этом случае нужно добежать до линии старта и назвать номер “лисы”, нарушившей правила;
  • если “охотник” осалил “лису”, то ему нужно взять ее за руку и довести до “охотничьего домика”. Можно также передать “лису” другому “охотнику”, а самому бежать дальше “охотиться”. Таким же образом можно передать номер “лисы”, нарушившей правила;
  • побеждает та команда, которая, будучи командой “охотников” поймала всех “лис” за меньшее время;
  • штрафные очки переводятся в секунды и вычитаются из времени, затраченного на поимку “лис” противоположной командой.

“Охотники, волки и ёлки”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание игры: выбирается один или несколько водящих, (в зависимости от величины площадки и количества участников), которые располагаются в углу зала или с краю площадки - это охотники. Остальные участники – волки. По сигналу охотники выбегают из своего убежища и стараются осалить волков (мячом или рукой). Пойманный волк не выходит из игры, а “трансформируется” в ёлку – останавливается на месте и поднимает руки как ветви. Рядом стоящие ёлки могут перемещаться друг к другу, браться за руки и образовывать лес. Те волки, которых ещё не осалили, могут прятаться за ёлками или за лесом, но и в этом случае их можно осаливать. Выигрывает волк или несколько волков, осаленные последними (они и становятся охотниками).

“Рыжий кот”

Место проведения: спортивный зал или площадка.

Описание игры: учитель выбирает одного водящего – это “Рыжий кот”. Он становится в центре зала, а остальные участники игры (“мыши”) располагаются вокруг “кота” и берутся за руки. Затем “кот” приседает и закрывает глаза ладонями, как будто он спит. “Мыши” обращаются к “коту” с такими словами:

“Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Есть хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот – может мышка подползёт!”.

После этих слов “мыши” разбегаются, а “кот” их ловит. Пойманные “мыши” садятся на скамейку и “горюют”, так как “кот” их съел. Игра продолжается 10-20 секунд, после чего “кот” выбирает нового “кота” из непойманных “мышей!. Затем “съеденные мыши” вновь входят в игру, и она продолжается. Игра проводится 3-5 раз.

  • “кот” закрывает глаза руками для того, чтобы он не смотрел заранее на “мышь”, которую собирается поймать. Но “коту” разрешается разводить пальцы рук и исподтишка подглядывать за “мышами”;
  • можно выбрать двух “котов” и даже трех, если игра проводится в большом зале (в этом случае они располагаются спиной друг к другу);
  • по мере усвоения игры действия “мышей” усложняются – они могут ходить по кругу (на пятках, на носках и т.п.) или выполнять в кругу какие-либо упражнения на внимание;
  • оценка ставится тому “коту”, который наловил много “мышей”, или “коту”, который очень быстро выбежал и сразу поймал несколько “мышей”; или “мышам”, которые не были пойманы за все время игры

“Самая меткая команда”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники делятся на две команды. Затем они перестраиваются в две колонны, принимая при этом стойку ноги врозь, руки - на плечи стоящему впереди. Самый первый участник держит в руках мяч. По сигналу этот игрок наклоняется вперёд и как можно сильнее катит его назад. Последний игрок получает мяч, бежит с ним вперёд и продолжает действие первого участника. Выигрывает команда, в которой капитан с мячом в руках снова окажется впереди команды. За победу команде начисляется одно очко. После этого выбираются другие капитаны, но схема игры меняется: участники закрывают глаза (или сами или впереди стоящему игроку), а игроки с мячами меняют своё местоположение, но при этом стараются находиться рядом друг с другом. По сигналу остальные участники открывают глаза, бегут к своим капитанам, строятся в том же порядке и повторяют предыдущее упражнение.

Игра повторяется 5-6 раз, при этом капитаны каждый раз меняются. Расстояние, на которое отбегают игроки с мячами, не ограничивается, но они должны находиться в поле зрения остальных участников.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Примечания: передача мяча осуществляется только после того, как в колонну встал последний её участник. Этот игрок должен подать впереди стоящему какую-либо звуковую команду или пароль: например - “ракета готова” или любую другую команду.

“Сыщики”

Место проведения: спортивный зал или любая спортивная площадка.

Описание: все участники располагаются лицом к стене. Учитель или водящий прячут в любом месте какой-либо небольшой предмет (например, ключ). По сигналу участники начинают искать спрятанный предмет. Кто найдёт первым - тот становится “лучшим сыщиком”.

Примечания: “лучший сыщик” может быть далее водящим.

“Хоровод”

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: все участники делятся на группы, в каждой из которых должны быть и мальчики и девочки. Группа берётся за руки и образует хоровод, стараясь при этом запомнить друг друга. Затем участники расходятся на противоположные края зала (отдельно: мальчики и девочки) и строятся в шеренгу. Далее все выполняют по команде учителя повороты либо какие-то другие упражнения, возможно с закрытыми глазами. По команде “Хоровод” участники должны соединиться в свои группы. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других.

Примечания: место построения участников “Хоровода” желательно отметить фишками.

Игровые методики обучения применяли еще в Древних Афинах (VI-IV вв. до н. э.). Выясняем, как использовать игры в школе на уроке сейчас и в чем их недостатки и преимущества.

Дидактические игры в школе на уроке: за и против

Что такое методика игрового обучения

Игровая методика обучения — развлекательная и легкая манера подачи материала или проверки знаний. Дополнительно можно создавать конкуренцию — для дополнительной мотивации.

По-простому: это игра в школе на уроке, во время которой дети либо изучают что-то новое, либо демонстрируют свои знания. Все зависит от цели, которую преследует педагог.

Игра может быть абсолютно любой. Главное, как и во всех играх, — четко сформулированные правила и призы для победителей и проигравших, безусловно различающиеся по ценности. Справедливое судейство и структура игры должны быть понятны и открыты для учеников, чтобы не возникло конфликтов и обид.

Отличия игровой методики от других:

  1. Достаточно проста для понимания детей, так как все так или иначе в детстве играют. Это создает приятную и уютную атмосферу.
  2. Эта методика создает пространство для использования всех знаний, а не только узко специализированных навыков, дает выход творческому потенциалу. Более того, с помощью игры можно понять свои сильные и слабые стороны.
  3. Создает дополнительную мотивацию совершенно непринужденно.
  4. Ну и конечно же, конкуренция. Соревновательный момент создает эмоциональное возбуждение и вовлеченность.

С помощью игры часто моделируют реальные ситуации с которыми ребенку, возможно, придется столкнуться. Это позволяет ему подготовиться к определенным сложностям жизни заранее.

Какие игровые методики обучения бывают

Строгой классификации игровых методик нет. Но лично я разделяю игры в школе на уроке по цели обучения и по виду проведения. Есть еще классификация игр, основанная на применяемых навыках и психологическом развитии.

Игры в школе на уроке по цели обучения

Второй вид игр направлен на проверку и усвоение знаний. В данном случае нужно создать хорошую и благоприятную атмосферу для полного раскрытия потенциала учеников. Можно использовать:

  • викторины;
  • игры наподобие морского боя;
  • игры стратегического характера;
  • моделирование реальных ситуаций.

Игры в школе на уроке по виду проведения

Основной и часто используемый вид — командная игра. Вариаций проведения командных игр огромное множество, начиная все с тех же командных викторин и заканчивая различными проектами, которые команды готовят и представляют на общее обозрение.

Однако при использовании игр командного характера вам необходимо внимательно проследить, все ли члены команды участвуют в игре (или кто-то просто отлеживается) и все ли довольны своими командами.

Второй тип — индивидуальная игра. Основное отличие — каждый ученик (игрок) работает на себя. В таком виде игр гораздо меньше разнообразия. Я могу привести в пример только индивидуальную викторину. Однако в сравнении с командной игрой в этом случае будут задействованы все ученики.

Как использовать игры в школе на уроке

Использовать игровые методики можно при любом удобном случае: они достаточно эффективны и удобны. Однако следует помнить, что под разный возраст специфика игры должна меняться:

Возраст ребенкаСпецифика игры
Младшие классы (1-4 класс)Игры должны быть более фантастическими и сказочными, чтобы дети увлекались и благодаря своему воображению могли погрузиться в игру полностью. А значит, и полностью погрузиться в изучение материала.
Средние классы (5-9 класс)Для средних классов сказочность уже не стоит в приоритете. Для такого возраста будет более подходящими игры конкурентного характера. Еще хороши игры, где дети смогут проявить свои индивидуальные качества.
Старшие классы (10-11 класс)В старших классах лучше всего использовать игры достаточно реального характера: сталкиваться с проблемами действительно существующими и пробовать решать их. Для старших классов также лучше использовать командные игры, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в различных ролях: лидер, заместитель, генератор идей и т. д.
Игры в школе на уроке: специфика в зависимости от возраста детей

Плюсы и минусы игровых методик обучения

Собрал положительные и отрицательные стороны игровых методик обучения в удобную таблицу:

Основные плюсыОсновные минусы
Очень большая эффективность при проверке знаний и изучении нового материала.Сложность в организации игры. Необходимо дополнительное время, чтобы придумать качественную игру.
Легкая и приятная атмосфера, также дополнительный интерес и разнообразие.Проблематично поддерживать порядок в классе, когда все сильно вовлечены в игру.
Возможность использования всех навыков и полное раскрытия творческих способностей.При командных играх сложно уследить, все ли ученики работают на уроке.
Плюсы и минусы игры в школе на уроке

Два примера игровых методик обучения

Лично я достаточно часто использую игры на своих уроках. Вот две моих самых любимых игры:

Для изучения нового материала я предпочитаю придумать интересную историю и устроить своеобразные дебаты. Каждого из своих учеников я назначаю ученым (Эйнштейн, Ломоносов, Ньютон и т. д.), и мы сталкиваемся с какой-то глобальной проблемой, пытаясь решить ее. Каждый из учеников должен выдвинуть идею, а после все ребята рассматривают ее. Так мы постепенно приходим к правильному ответу.

Делимся на команды. Около 20 минут каждая команда решает предоставленные им задачи, после чего жребий определяет, какая команда будет делать первый ход. Далее каждая команда вызывает другую на задачу, которую посчитает нужным. Та команда, которую вызвали, должна продемонстрировать свое решение и объяснить его. Другая же, вызвавшая команда, должна попробовать опровергнуть решение или, если согласна с ним, дополнить его, если сможет. И так все команды вызывают друг друга по очереди до тех пор, пока не закончится время или задачи.

Оценивается все это следующим образом:

  • Если команда, которую вызвали, правильно все решила и объяснила, а также ответила на претензии другой команды, то она получает 3 очка, а вызвавшая — 0 очков.
  • Если были шероховатости в решении и другая команда смогла обратить на них внимание, то 2 очка получает команда, которую вызвали, а 1 очко получает вызвавшая команда.
  • Если решение задачи правильное, но нет никакого объяснения и команда-противник сама предоставила объяснения, то 1 очко уходит команде, которую вызвали, и 2 очка вызвавшей команде.
  • Если задача решена неправильно, то 0 очков. Если же вызвавшая команда смогла предоставить решение и объяснение, то ей уходит 3 очка или 2 очка в зависимости от объяснения.
  • Возможна и ситуация, когда обе команды получают по 0, так как неправильно решили задачу.

Таким образом, кто наберет больше всего очков, тот и выиграл. Однако, как можно увидеть, все зависит не только от способностей решать задачи, но и от стратегии игры: кого вызывать и на какие задачи? Ведь задачи тоже есть сложные, а есть и полегче.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей. В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов

Сборник составил Соломенников Д.А.

Оглавление

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости5

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости8

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты11

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости14

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств17

Введение

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях, спортивных переменках и на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

Инвентарь:гимнастическая палка

Ход игры: Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнёрам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передаёт её дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передаёт её по колонне назад. Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнёр не пронёс её назад до конца, и она находится за головой стоящего впереди партнёра. Если игрок отпустил один конец палки или уронил её, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.

Примечание: при проведении данной игры ведущий заранее подготавливает оборудование и место проведения игры.

Инвентарь: не требуется

Примечание: игроки, изображающие море, не имеют права убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы поймать игрока.

Инвентарь: не требуется

Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)

Примечание: соревновательного элемента в этой игре нет, но она дает ученикам прекрасную возможность размяться. Игру можно использовать в качестве физкультминутки во время урока.

Подвижные игры, направленные на развитие ловкости

Инвентарь: мяч

Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч. Учитель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Инвентарь: веревка (скакалка)

Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко.

Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Примечание: необходимо регулировать скорость веревки. Не крутить слишком быстро или медленно.

Инвентарь: не требуется

Примечание: существует еще несколько вариантов игры:

2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, ус­певших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продол­жается;

Подвижные игры, направленные на развитие быстроты

Инвентарь: не требуется

Примечание: во время игры учитель одновременно с детьми проговаривает стихотворение.

Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)

Примечание: количество ударов палки по полу можно менять, также можно добавить дополнительные действия (оббежать круг до/после ударов, перепрыгнуть через круг и т.д.)

Инвентарь: не требуется

Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День". В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь". В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков). Самым "интересным" является продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

Примечание: движения детей должны быть разнообразны.

Подвижные игры, направленные на развитие выносливости

Инвентарь: не требуется

Ход игры: все участники игры должны разделиться на две команды. Каждая команда встаёт на противоположных сторонах площадки. Нужно обозначить начало движения или линию старта для каждой команды. Таким образом, получится, что линия старта одной команды будет линией финиша для другой команды и наоборот. Первые игроки каждой из команд выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и так далее до последнего играющего. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через финишную линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете.

Примечание: можно организовать 4–5 команд (или соревнование между мальчиками и девочками).

Инвентарь: не требуется

Примечание: игра требует от детей большой выносливости. Нужно контролировать время игры (7-10 минут). При игре в помещении не стоит собирать большое количество игроков.

Инвентарь: синяя и красная ленточки для водящих

Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств

Инвентарь: скакалка

Примечание: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными. Эта подвижная игра отличается большим количеством вариантов ее проведения.

Инвентарь: обозначение берлоги (стул, обруч и т.д.)

Инвентарь: ориентир стойки (любой предмет среднего размера)

Ход игры: Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 7-10 метров (расстояние можно менять в зависимости от площадки) ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Примечание: можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй (и обегают вдвоем), далее - третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке. Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

Читайте также: