Что означает казни египетские кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почему Всевышний обрушил их на египтян именно 10 казней и именно в таком порядке? В чем смысл этих казней?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Почему 10? [↑]

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей.

Почему же именно десять казней?

Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама, избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы.

Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай.

Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях, подверглись десяти казням.

Связь 10 казней с целью творения [↑]

Чтобы ответить на вторую часть вопроса — почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке — давайте разберём сказанное выше немного подробней.

Почему же за поддержание существования мира, созданного большим количеством речений, полагается большая награда?

Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.

Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.

К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.

Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.

Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.

Суть казней и их порядок [↑]

Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.

Теперь понятно, что не случайно первая казнь — кровь — поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.

Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).

Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.

10 Казней — по порядку [↑]

Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.

Десять казней египетских – наиболее впечатляющее из сотворенных богом чудес в Ветхом Завете. По библейскому преданию, господь обрушил их на Египет после многократного отказа фараона освободить израильский народ из рабства. Сегодня ученые, внимательно исследовав Писание и исторический контекст эпохи, предлагают версии, объясняющие эти таинственные и зловещие события.

1. Обращение вод Нила в кровь

Вода в реке Нил превратилась в кровь, ее стало невозможно пить, погибла обитавшая в речных водах рыба. Объяснить это событие могут две гипотезы.

Согласно первой, перед этим прошли сильные ливни, размывшие красную глину на Эфиопском нагорье. Глина попала в реку, из-за это рыба начала задыхаться и погибать, а речная вода приобрела красноватый оттенок. Разлагающиеся трупы рыб отравили реку, сделали ее зловонной.

Замедление течения Нила могло быть обусловлено возрастанием уровня воды из-за повышения температуры в Египте.

2. Нашествие лягушек

Если предположить, что Нил оказался отравленным красной глиной или токсичными организмами, то нет ничего удивительного в том, что лягушки повылезали из реки, чтобы спастись и найти пропитание. Они разбрелись по берегам Нила, где их и увидели люди. Не исключено, что лягушки также забирались в жилые дома, ища укрытие от хищников.

Возможно, они действительно наводнили страну или же их количество было сильно преувеличено взволнованными египтянами. В первом случае численность лягушек также могла сильно подскочить из-за гибели рыб, некоторые из которых едят лягушек, головастиков и лягушачью икру.

3. Нашествие мошкары

Следующая кара, обрушившаяся на Египет, состояла в нашествии мошкары, причем в ее число могли также быть комары, гнус, блохи и мухи. Многие лягушки оказались вырванными из привычной среды обитания. Долго жить без воды они не в состоянии, а в ядовитый Нил вернуться не могли. В результате лягушки начали быстро вымирать. Неудивительно, что резко возросло число насекомых, которых обычно ловят лягушки, помогая контролировать популяции.

4. Дикие твари

Интерпретировать казнь научно приходится исходя из того, какой вид животных принять за отправную точку. К примеру, мухи могли атаковать Египет, поскольку на территории оказалось множество гниющих трупов рыб и лягушек: в них мухи откладывали яйца. Крупные дикие животные могли оказаться вблизи населенных пунктов по причине отравления Нила и, как следствие, нехватки питьевой воды и пропитания.

5. Мор скота

Массовая гибель домашнего скота могла быть обусловлена нашествием мошкары и мух в ходе третьей и четвертой казней. Насекомые были переносчиками так называемой чумы рогатого скота – инфекционной смертельной болезни, которая не раз подкашивала численность скота в истории африканских стран. Также мошки могли переносить малярию, катаральную лихорадку овец, африканскую чуму лошадей и даже бубонную чуму.

Также мор мог быть вызван тем, что домашние животные пили отравленную воду, ведь Нил оставался ключевым источником пресной воды. Наконец, животные могли умирать от банального обезвоживания, если отказывались пить отравленную воду.

6. Язвы и нарывы

Итак, вода в реке была токсичной, всюду попадались трупы мертвых рыб и лягушек, скот болел и умирал, а на страну обрушились мухи – распространители опасных заболеваний. В таких условиях перенос болезней от животных к человеку был лишь вопросом времени.

Таким образом, язвы и нарывы, которыми покрывались люди, могли быть воспалившимися укусами насекомых и следами болезней – бубонной чумы и оспы. Даже на мумиях , датированных археологами периодом десяти казней египетских, были найдены шрамы от оспин.

7. Молнии и огненный град

Это одна из самых сложных для объяснения казней: в конце концов, нечасто огонь падает с небес. Однако такое вполне может случаться при извержениях вулканов. Как раз тогда произошло извержение Санторини в Эгейском море. Пепел, смешавшись с облаками, легко мог придать молнии красноватый оттенок, из-за чего казалось, будто небо полыхает. Вулканический пепел в атмосфере к тому же увеличивал число молний, создавая электричество за счет трения. Подобное нередко наблюдается при извержениях.

Также при них происходит выброс кусков пемзы, все еще горячей. Пемза – вулканическая порода. Археологи находили ее куски во время раскопок, хотя вулканов в самом Египте нет. И именно горячую пемзу египтяне могли принять за огненный град.

8. Нашествие саранчи

Согласно второй версии, насекомые попросту мигрировали из-за изменившихся природных условий, в частности вулканического пепла, павшего на землю после извержения. Возможно, вверх по Нилу ситуация с урожаем была еще хуже, и саранча отправилась в Египет, где сохранились хоть какие-то посевы.

9. Тьма египетская

Согласно Библии, тьма на три дня воцарилась в египетских землях. Здесь опять же есть два объяснения. Первое может быть связано с извержением вулкана Санторини. Облако пепла могло закрыть небо, и наступила тьма. Три дня – как раз достаточный срок, чтобы облако рассеялось.

Второе объяснение таково: сильные восточные ветры принесли в Египет штормы из соседней Ливии, из-за чего и стояла темнота. Объяснить ее солнечным затмением невозможно: оно, конечно, не могло продолжаться трое суток.

10. Смерть первенцев

Десятая и последняя казнь египетская – самая таинственная. Вряд ли инфекции и бактерии могли нацелиться именно на первых детей в семье и пренебречь вторыми, третьими.

Возможно, объяснить это можно с культурной точки зрения. Первый ребенок всегда имел наибольшее значение в семье. Именно его жизнь в первую очередь стремились сохранить родители в Древнем Египте. А значит, первенцам доставалось больше воды и пищи, а родителям и остальным детям – по остаточному принципу. К тому же во многих семьях было по одному ребенку. Поскольку первенцы получали больше еды, они употребляли и больше токсинов, содержавшихся в пище и воде. А значит, и смертность была необычайно высокой среди них.

Спасибо за внимание! Если понравилось - можно подписаться на канал и следить за обновлениями :)

Ка́зни еги́петские — десять нака­за­ний Божиих, постиг­ших Египет за отказ фара­она отпу­стить народ Изра­иля из еги­пет­ского пле­не­ния. Опи­саны в Ветхом Завете, в книге Исход ( Исх.7-12 ).

kazni egipetskie - Казни египетские

Рели­гией Египта того вре­мени был поли­те­изм – вера в несколь­ких божеств. Еги­пет­ский пан­теон вклю­чал в себя боль­шое коли­че­ство божеств раз­лич­ной зна­чи­мо­сти. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обо­жеств­ля­лись и явле­ния при­роды: солнце, звезды, ветер, сти­хий­ные бед­ствия. Звери, птицы, реп­ти­лии и даже насе­ко­мые также ста­но­ви­лись объ­ек­тами покло­не­ния.

Кроме того, древ­ние егип­тяне в своих веро­ва­ниях сме­ши­вали чело­ве­че­ское и живот­ное начало. При­ме­ром может слу­жить богиня Сахмет, цели­тель­ница болез­ней, изоб­ра­жав­ша­яся как жен­щина с лицом львицы. Многие фара­оны еще при жизни отож­деств­ляли себя со сфинк­сами и пове­ле­вали запе­чат­леть это в камне. Целый ряд изва­я­ний сфинк­сов, нахо­дя­щихся ныне в Каир­ском музее, сви­де­тель­ствует об этом. Часть из них сохра­ни­лись до наших дней.

По веро­ва­ниям егип­тян первым фара­о­ном был сам бог Ра. За ним пра­вили другие боги. Позже на пре­столе появ­ля­ется сын Оси­риса и Исиды, бог Хор. Хор счи­тался про­об­ра­зом всех еги­пет­ских фара­о­нов, а сами фара­оны его земным вопло­ще­нием. Каждый реаль­ный фараон счи­тался потом­ком и Ра и Хора.

Десять казней еги­пет­ских сле­до­вали одна за другой, после оче­ред­ного отказа фара­она отпу­стить изра­иль­ский народ:

  1. Пре­вра­ще­ние воды в кровь ( Исх. 7:20-21 )
  2. Наше­ствие жаб ( Исх. 8:6 )
  3. Наше­ствие мошек ( Исх. 8:17 )
  4. Нака­за­ние песьими мухами ( Исх. 8:24 )
  5. Мор скота ( Исх. 9:6 )
  6. Язвы и нарывы ( Исх. 9:10 )
  7. Гром, молнии и огнен­ный град ( Исх. 9:23-24 )
  8. Наше­ствие саранчи ( Исх. 10:13-15 )
  9. Тьма ( Исх. 10:22 )
  10. Смерть пер­вен­цев ( Исх. 12:29 ).

Неко­то­рые тол­ко­ва­тели ука­зы­вают на то, что еги­пет­скими каз­нями были после­до­ва­тельно уни­жены и посрам­лены еги­пет­ские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) ока­зав­ши­еся неспо­соб­ными защи­тить те обла­сти, вли­я­ние на кото­рые им при­пи­сы­вали егип­тяне.

Общая про­дол­жи­тель­ность казней укла­ды­ва­ется в период с июля одного года до марта сле­ду­ю­щего.

Все десять казней еги­пет­ских нашли отра­же­ние в псал­мах Пс.77 и Пс.104 .

Ком­мен­та­рий Новой Женев­ской Библии:

Тол­ко­вая Библия Лопу­хина:

Сам фараон явля­ется винов­ни­ком этого состо­я­ния постольку, поскольку в силу своей гор­до­сти и свое­ко­ры­стия не хочет под­чи­ниться при­зна­ва­е­мой им самим и его окру­жа­ю­щими высшей боже­ствен­ной воле ( Исх.8:19 ; Исх.9:27 ): во время казни готов отпу­стить евреев, по мино­ва­нии ее отка­зы­ва­ется сде­лать это. Но, с другой сто­роны, гре­хов­ная наклон­ность фара­она не раз­ви­лась бы в такой сте­пени, если бы к нему не было обра­щено боже­ствен­ное пове­ле­ние об отпу­ще­нии евреев. В этом отно­ше­нии винов­ни­ком оже­сто­че­ния его сердца явля­ется Бог.

В конце, при пора­же­нии пер­вен­цев, Бог дает пове­ле­ние сде­лать знак – пома­зать косяки дверей кровью жерт­вен­ного агнца – и все дома, где люди сми­ри­лись перед этим пове­ле­нием, были защи­щены. А это были не только еврей­ские дома, потому, что дальше напи­сано:

И отпра­ви­лись сыны Изра­и­левы из Раам­сеса в Сокхоф до шести­сот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и мно­же­ство раз­но­пле­мен­ных людей вышли с ними, и мелкий и круп­ный скот, стадо весьма боль­шое. ( Исх.12:37, 38 ).

Оже­сто­чить сердце

В притче Хри­сто­вой о сея­теле и семени нет раз­ницы между семе­нем, бро­шен­ным в одну почву, и семе­нем, бро­шен­ным в других местах, также нет раз­ницы и в спо­собе посева. Все зави­село от вос­при­я­тия семени каждым видом почвы. Подоб­ным обра­зом, оже­сто­че­ние сердца фара­она никак не явля­лось дей­ствием Бога, но скорее его соб­ствен­ным обду­ман­ным выбо­ром. Неод­но­крат­ные пре­ду­пре­жде­ния и про­яв­ле­ния воли Божьей про­ли­вают свет, ука­зы­ва­ю­щий фара­ону на его ошибку, чтобы он смяг­чил и смирил свое сердце, чтобы при­ве­сти его к послу­ша­нию Божьей воле. Но каждое после­ду­ю­щее про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной силы все более убеж­дало его посту­пать по своей воле. Отка­зав­шись от исправ­ле­ния, он пре­зрел и отверг свет, так что стал нечув­стви­тель­ным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким обра­зом, его соб­ствен­ное сопро­тив­ле­ние свету оже­сто­чило его сердце. Даже языч­ники при­знали, что фараон и егип­тяне сами оже­сто­чили свои сердца, а не Гос­подь сделал это ( 1Цар.6:6 ).

Стра­да­ния и смерть греш­ни­ков не при­но­сят удо­воль­ствия Богу, Он напро­тив желает, чтобы все люди пока­я­лись и спас­лись ( Иез.33:11 ; 1Тим.2:4 ; 2Пет.3:9 ), и пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми ( Мф.5:45 ). Но как солнце по-раз­ному дей­ствует на разные мате­ри­алы в соот­вет­ствии с их при­ро­дой – рас­тап­ли­вает воск, но делает твер­дой глину, напри­мер, так и дей­ствие Духа Божьего на сердца людей про­из­во­дит разный эффект в зави­си­мо­сти от состо­я­ния сердца. Каю­щийся греш­ник поз­во­ляет Духу Свя­тому при­ве­сти его к изме­не­нию и спа­се­нию, но нерас­ка­яв­шийся оже­сто­чает свое сердце все больше. Одно и то же про­яв­ле­ние Божьего мило­сер­дия в одном случае при­во­дит к спа­се­нию и жизни, а в другом – к осуж­де­нию и смерти – в каждом случае по соб­ствен­ному выбору чело­века.

10 казней египетских

10 казней египетских — описание бедствий которые послал Господь египтянам, чтобы заставить их отпустить народ израильский из Египта.

Согласно книге Исход, ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.

Можно обратить внимание на то что, первые казни причиняли скорей неприятности и неудобства, нежели страдания (к примеру, кровавая вода или нашествие жаб).

Последующие казни нанесли вред экономике: моровой язвой был уничтожен скот, градом побит урожай, тучи саранчи сожрали остатки уцелевшего после града урожая. 10-я казнь стала кульминацией гнева Божьего.

Называют любое тяжкое испытание: Бедствия, мучения, тяжелое наказание.

Казни египетские (список)

10 казней египетских шли одна за другой, после каждого отказа фараона отпустить сынов Израилевых:

1. Превращение воды в кровь;
2. Нашествие жаб;
3. Нашествие мошек;
4. Наказание песьими мухами;
5. Мор скота;
6. Язвы и нарывы;
7. Гром, молнии, огненный град;
8. Нашествие саранчи;
9. Тьма египетская;
10. Смерть первенцев.

Все 10 казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

10 казней египетских-1

Псалом 77:41-51
Псалом 104:26-36

10 казней египетских-2

10 казней египетских (история)

Маленьким Моисей

430 лет жили потомки Иосифа на землях, выделенных фараоном в их пользование, на границе Египта и Аравии. Однако с течением времени, когда позабылись мудрые деяния сына Иакова, а народ его размножился и укоренился, начались на него гонения со стороны египтян.

Со временем Моисей все больше и больше понимал, какие беды обрушились на его соплеменников, и сочувствовал им всей душой. И Бог, услышавший стоны и плачь израильтян, призвал Моисея и сообщил, что суждено ему стать избавителем, законодателем и великим пророком своего народа.

Но на другой день они снова явились к фараону. Ударил Аарон жезлом по речной воде, и та сразу же превратилась в кровь, так что вся рыба вымерла, и не могли египтяне пить воду из реки. Однако чародеи египетские чарами своими сделали то-же самое. Возвратился царь в свой дворец и более не стал слушать Моисея и Аарона.

10 казней египетских-4

Казни египетские

Тогда явил Господь египетскому царю еще одно страшное знамение: наслал он на всю его землю жаб, так что даже в опочивальне правителя не было от них спасения. Испугался царь и стал просить Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он избавил его от этой напасти, и дал обещание отпустить сынов Израилевых. Когда же вымерли все жабы, фараон позабыл о своем обещании и оставил пленников на их изнурительных работах.

Одну за другой насылал Господь на египтян напасти — вначале это были полчища мошек, которые покрывали людей и животных, не давая им даже спокойно вздохнуть, после ядовитые песьи мухи, от которых погибала земля. А еще им была послана моровая язва и воспаление, и начался падеж скота. И каждый раз египетский правитель обещал Моисею отпустить его соплеменников, и каждый раз, когда Господь отводил беду, забывал о своем обещании.

Тогда вся земля Египетская была побита жестоким градом, который не пощадил не только траву, но даже деревья, и ни одного живого колоса не осталось в полях. И вновь не смирился фараон перед Господом. Тогда все, то немногое что уцелело от града, поела прожорливая саранча.

И тогда последнюю, 10 казнь египетскую навел Господь на египтян. В полночь Он поразил всех первенцев, не пощадив ни первенца фараона, ни первенца узника, томящегося в темнице. И все египтяне взмолились и начали просить своего правителя, чтобы тот отпустил евреев из Египта.

Это была ночь исхода сынов Израиля. В память о ней установил Моисей, по внушению Господа, празднование Пасхи, которое должно было напоминать евреям об избавлении их от многовекового пленения.

Читайте также: