Что означает казни египетские кратко
Обновлено: 05.07.2024
Почему Всевышний обрушил их на египтян именно 10 казней и именно в таком порядке? В чем смысл этих казней?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Почему 10? [↑]
Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей.
Почему же именно десять казней?
Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама, избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы.
Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай.
Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях, подверглись десяти казням.
Связь 10 казней с целью творения [↑]
Чтобы ответить на вторую часть вопроса — почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке — давайте разберём сказанное выше немного подробней.
Почему же за поддержание существования мира, созданного большим количеством речений, полагается большая награда?
Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.
Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.
К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.
Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.
Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.
Суть казней и их порядок [↑]
Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.
Теперь понятно, что не случайно первая казнь — кровь — поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.
Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).
Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.
10 Казней — по порядку [↑]
Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.
Десять казней египетских – наиболее впечатляющее из сотворенных богом чудес в Ветхом Завете. По библейскому преданию, господь обрушил их на Египет после многократного отказа фараона освободить израильский народ из рабства. Сегодня ученые, внимательно исследовав Писание и исторический контекст эпохи, предлагают версии, объясняющие эти таинственные и зловещие события.
1. Обращение вод Нила в кровь
Вода в реке Нил превратилась в кровь, ее стало невозможно пить, погибла обитавшая в речных водах рыба. Объяснить это событие могут две гипотезы.
Согласно первой, перед этим прошли сильные ливни, размывшие красную глину на Эфиопском нагорье. Глина попала в реку, из-за это рыба начала задыхаться и погибать, а речная вода приобрела красноватый оттенок. Разлагающиеся трупы рыб отравили реку, сделали ее зловонной.
Замедление течения Нила могло быть обусловлено возрастанием уровня воды из-за повышения температуры в Египте.
2. Нашествие лягушек
Если предположить, что Нил оказался отравленным красной глиной или токсичными организмами, то нет ничего удивительного в том, что лягушки повылезали из реки, чтобы спастись и найти пропитание. Они разбрелись по берегам Нила, где их и увидели люди. Не исключено, что лягушки также забирались в жилые дома, ища укрытие от хищников.
Возможно, они действительно наводнили страну или же их количество было сильно преувеличено взволнованными египтянами. В первом случае численность лягушек также могла сильно подскочить из-за гибели рыб, некоторые из которых едят лягушек, головастиков и лягушачью икру.
3. Нашествие мошкары
Следующая кара, обрушившаяся на Египет, состояла в нашествии мошкары, причем в ее число могли также быть комары, гнус, блохи и мухи. Многие лягушки оказались вырванными из привычной среды обитания. Долго жить без воды они не в состоянии, а в ядовитый Нил вернуться не могли. В результате лягушки начали быстро вымирать. Неудивительно, что резко возросло число насекомых, которых обычно ловят лягушки, помогая контролировать популяции.
4. Дикие твари
Интерпретировать казнь научно приходится исходя из того, какой вид животных принять за отправную точку. К примеру, мухи могли атаковать Египет, поскольку на территории оказалось множество гниющих трупов рыб и лягушек: в них мухи откладывали яйца. Крупные дикие животные могли оказаться вблизи населенных пунктов по причине отравления Нила и, как следствие, нехватки питьевой воды и пропитания.
5. Мор скота
Массовая гибель домашнего скота могла быть обусловлена нашествием мошкары и мух в ходе третьей и четвертой казней. Насекомые были переносчиками так называемой чумы рогатого скота – инфекционной смертельной болезни, которая не раз подкашивала численность скота в истории африканских стран. Также мошки могли переносить малярию, катаральную лихорадку овец, африканскую чуму лошадей и даже бубонную чуму.
Также мор мог быть вызван тем, что домашние животные пили отравленную воду, ведь Нил оставался ключевым источником пресной воды. Наконец, животные могли умирать от банального обезвоживания, если отказывались пить отравленную воду.
6. Язвы и нарывы
Итак, вода в реке была токсичной, всюду попадались трупы мертвых рыб и лягушек, скот болел и умирал, а на страну обрушились мухи – распространители опасных заболеваний. В таких условиях перенос болезней от животных к человеку был лишь вопросом времени.
Таким образом, язвы и нарывы, которыми покрывались люди, могли быть воспалившимися укусами насекомых и следами болезней – бубонной чумы и оспы. Даже на мумиях , датированных археологами периодом десяти казней египетских, были найдены шрамы от оспин.
7. Молнии и огненный град
Это одна из самых сложных для объяснения казней: в конце концов, нечасто огонь падает с небес. Однако такое вполне может случаться при извержениях вулканов. Как раз тогда произошло извержение Санторини в Эгейском море. Пепел, смешавшись с облаками, легко мог придать молнии красноватый оттенок, из-за чего казалось, будто небо полыхает. Вулканический пепел в атмосфере к тому же увеличивал число молний, создавая электричество за счет трения. Подобное нередко наблюдается при извержениях.
Также при них происходит выброс кусков пемзы, все еще горячей. Пемза – вулканическая порода. Археологи находили ее куски во время раскопок, хотя вулканов в самом Египте нет. И именно горячую пемзу египтяне могли принять за огненный град.
8. Нашествие саранчи
Согласно второй версии, насекомые попросту мигрировали из-за изменившихся природных условий, в частности вулканического пепла, павшего на землю после извержения. Возможно, вверх по Нилу ситуация с урожаем была еще хуже, и саранча отправилась в Египет, где сохранились хоть какие-то посевы.
9. Тьма египетская
Согласно Библии, тьма на три дня воцарилась в египетских землях. Здесь опять же есть два объяснения. Первое может быть связано с извержением вулкана Санторини. Облако пепла могло закрыть небо, и наступила тьма. Три дня – как раз достаточный срок, чтобы облако рассеялось.
Второе объяснение таково: сильные восточные ветры принесли в Египет штормы из соседней Ливии, из-за чего и стояла темнота. Объяснить ее солнечным затмением невозможно: оно, конечно, не могло продолжаться трое суток.
10. Смерть первенцев
Десятая и последняя казнь египетская – самая таинственная. Вряд ли инфекции и бактерии могли нацелиться именно на первых детей в семье и пренебречь вторыми, третьими.
Возможно, объяснить это можно с культурной точки зрения. Первый ребенок всегда имел наибольшее значение в семье. Именно его жизнь в первую очередь стремились сохранить родители в Древнем Египте. А значит, первенцам доставалось больше воды и пищи, а родителям и остальным детям – по остаточному принципу. К тому же во многих семьях было по одному ребенку. Поскольку первенцы получали больше еды, они употребляли и больше токсинов, содержавшихся в пище и воде. А значит, и смертность была необычайно высокой среди них.
Спасибо за внимание! Если понравилось - можно подписаться на канал и следить за обновлениями :)
Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ( Исх.7-12 ).
Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.
Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.
Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:
- Превращение воды в кровь ( Исх. 7:20-21 )
- Нашествие жаб ( Исх. 8:6 )
- Нашествие мошек ( Исх. 8:17 )
- Наказание песьими мухами ( Исх. 8:24 )
- Мор скота ( Исх. 9:6 )
- Язвы и нарывы ( Исх. 9:10 )
- Гром, молнии и огненный град ( Исх. 9:23-24 )
- Нашествие саранчи ( Исх. 10:13-15 )
- Тьма ( Исх. 10:22 )
- Смерть первенцев ( Исх. 12:29 ).
Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.
Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.
Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах Пс.77 и Пс.104 .
Комментарий Новой Женевской Библии:
Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх.8:19 ; Исх.9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. ( Исх.12:37, 38 ).
Ожесточить сердце
В притче Христовой о сеятеле и семени нет разницы между семенем, брошенным в одну почву, и семенем, брошенным в других местах, также нет разницы и в способе посева. Все зависело от восприятия семени каждым видом почвы. Подобным образом, ожесточение сердца фараона никак не являлось действием Бога, но скорее его собственным обдуманным выбором. Неоднократные предупреждения и проявления воли Божьей проливают свет, указывающий фараону на его ошибку, чтобы он смягчил и смирил свое сердце, чтобы привести его к послушанию Божьей воле. Но каждое последующее проявление Божественной силы все более убеждало его поступать по своей воле. Отказавшись от исправления, он презрел и отверг свет, так что стал нечувствительным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким образом, его собственное сопротивление свету ожесточило его сердце. Даже язычники признали, что фараон и египтяне сами ожесточили свои сердца, а не Господь сделал это ( 1Цар.6:6 ).
Страдания и смерть грешников не приносят удовольствия Богу, Он напротив желает, чтобы все люди покаялись и спаслись ( Иез.33:11 ; 1Тим.2:4 ; 2Пет.3:9 ), и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми ( Мф.5:45 ). Но как солнце по-разному действует на разные материалы в соответствии с их природой – растапливает воск, но делает твердой глину, например, так и действие Духа Божьего на сердца людей производит разный эффект в зависимости от состояния сердца. Кающийся грешник позволяет Духу Святому привести его к изменению и спасению, но нераскаявшийся ожесточает свое сердце все больше. Одно и то же проявление Божьего милосердия в одном случае приводит к спасению и жизни, а в другом – к осуждению и смерти – в каждом случае по собственному выбору человека.
10 казней египетских — описание бедствий которые послал Господь египтянам, чтобы заставить их отпустить народ израильский из Египта.
Согласно книге Исход, ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.
Можно обратить внимание на то что, первые казни причиняли скорей неприятности и неудобства, нежели страдания (к примеру, кровавая вода или нашествие жаб).
Последующие казни нанесли вред экономике: моровой язвой был уничтожен скот, градом побит урожай, тучи саранчи сожрали остатки уцелевшего после града урожая. 10-я казнь стала кульминацией гнева Божьего.
Называют любое тяжкое испытание: Бедствия, мучения, тяжелое наказание.
Казни египетские (список)
10 казней египетских шли одна за другой, после каждого отказа фараона отпустить сынов Израилевых:
1. Превращение воды в кровь;
2. Нашествие жаб;
3. Нашествие мошек;
4. Наказание песьими мухами;
5. Мор скота;
6. Язвы и нарывы;
7. Гром, молнии, огненный град;
8. Нашествие саранчи;
9. Тьма египетская;
10. Смерть первенцев.
Все 10 казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.
Псалом 77:41-51
Псалом 104:26-36
10 казней египетских (история)
Маленьким Моисей
430 лет жили потомки Иосифа на землях, выделенных фараоном в их пользование, на границе Египта и Аравии. Однако с течением времени, когда позабылись мудрые деяния сына Иакова, а народ его размножился и укоренился, начались на него гонения со стороны египтян.
Со временем Моисей все больше и больше понимал, какие беды обрушились на его соплеменников, и сочувствовал им всей душой. И Бог, услышавший стоны и плачь израильтян, призвал Моисея и сообщил, что суждено ему стать избавителем, законодателем и великим пророком своего народа.
Но на другой день они снова явились к фараону. Ударил Аарон жезлом по речной воде, и та сразу же превратилась в кровь, так что вся рыба вымерла, и не могли египтяне пить воду из реки. Однако чародеи египетские чарами своими сделали то-же самое. Возвратился царь в свой дворец и более не стал слушать Моисея и Аарона.
Казни египетские
Тогда явил Господь египетскому царю еще одно страшное знамение: наслал он на всю его землю жаб, так что даже в опочивальне правителя не было от них спасения. Испугался царь и стал просить Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он избавил его от этой напасти, и дал обещание отпустить сынов Израилевых. Когда же вымерли все жабы, фараон позабыл о своем обещании и оставил пленников на их изнурительных работах.
Одну за другой насылал Господь на египтян напасти — вначале это были полчища мошек, которые покрывали людей и животных, не давая им даже спокойно вздохнуть, после ядовитые песьи мухи, от которых погибала земля. А еще им была послана моровая язва и воспаление, и начался падеж скота. И каждый раз египетский правитель обещал Моисею отпустить его соплеменников, и каждый раз, когда Господь отводил беду, забывал о своем обещании.
Тогда вся земля Египетская была побита жестоким градом, который не пощадил не только траву, но даже деревья, и ни одного живого колоса не осталось в полях. И вновь не смирился фараон перед Господом. Тогда все, то немногое что уцелело от града, поела прожорливая саранча.
И тогда последнюю, 10 казнь египетскую навел Господь на египтян. В полночь Он поразил всех первенцев, не пощадив ни первенца фараона, ни первенца узника, томящегося в темнице. И все египтяне взмолились и начали просить своего правителя, чтобы тот отпустил евреев из Египта.
Это была ночь исхода сынов Израиля. В память о ней установил Моисей, по внушению Господа, празднование Пасхи, которое должно было напоминать евреям об избавлении их от многовекового пленения.
Читайте также: