Логика педагогического процесса кратко

Обновлено: 03.07.2024

Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников (подготовка учителя к уроку или воспитательному мероприятию, самостоятельная работа учащихся на уроке, выполнение учениками поручений педагога за пределами школы, работа над домашним заданием и т.п.). Как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, так и школьник постоянно "видит" перед собой педагога, родителей или сверстников.

Следовательно, признание исходным отношением педагогического процесса взаимодействия педагог-воспитанник позволяет по-новому видеть сам педагогический процесс, т.е. с его внутренней стороны, и приблизиться к пониманию характеристик его целостности.

Педагоги и воспитанники, понимаемые как две группы субъектов педагогического процесса, в ходе взаимодействия решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическую деятельность, в которой диалектически слиты преподавание и воспитательная работа. Смысл преподавания заключается в организации учебно-познавательной деятельности группы школьников и каждого в отдельности. Смысл воспитательной работы - в организации других, не исключая урочной и внеурочной познавательной, видов деятельности детей (трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и др.).

Следуя пониманию назначения преподавания и воспитательной работы, первая в основном ориентирована на организацию освоения школьниками первых двух компонентов содержания образования, т.е. знаний и умений, в том числе из области этики, эстетики, юриспруденции, экологии, искусства, а вторая - четвертого. Опыт эмоционально-ценностного отношения, освоенный воспитанниками, должен найти свое выражение в активно-положительном отношении к науке (учению), искусству, труду, человеку, природе, обществу и самому себе. При этом и преподавание, и воспитательная работа должны способствовать развитию творческого потенциала воспитанника, т.е. третьего компонента содержания образования.

Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Ее следует понимать как целое, общее, единое. Системный подход ориентирует на рас­крытие целостности объекта и обеспечивающих ее механиз­мов. В системном рассмотрении мы воспринимаем объект (яв­ление, процесс, отношения) не как сумму частей, а как нечто единое; мы не изолируем исследуемые объекты и не смотрим на них как на автономные единицы; мы изучаем, прежде все­го, взаимоотношения и взаимодействия разных компонентов данного целого и его отношения с окружающей средой, для того чтобы найти способ упорядочения, иерархии упомянутых отношений, определить основные закономерности данного объекта.

Признаками системы являются: наличие системообразую­щего фактора, общее качество, единство, цельность.

Системообразующий фактор — это то условие, при котором элементы системы объединяются друг с другом.

Для того чтобы система могла существовать, каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Объединяясь, все элементы образуют единую общность, которая обладает своими признаками и специфиче­скими отношениями с другими системами. Все это позволяет говорить о цельности системы, каждый элемент которой суще­ственно зависит от других, а его изменение влечет за собой из­менение всей системы.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, т. е. к тем, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо- и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная сис­тема образования и воспитания, региональные системы обра­зования и т. п.

На мезоуровне можно рассматривать в качестве педагогиче­ских систем деятельность учебных заведений, детских органи­заций и других социальных институтов общества, реализую­щих педагогические цели.

На микроуровне — это педагогические системы, реали­зующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогические системы являются относительно самостоя­тельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Группа педагогических систем, предполагающая непосред­ственный контакт с учащимися, весьма разнообразна: педаго­гические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Среди них можно выделить такую основополагающую систему, как педагогический процесс.

Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фак­тором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в кото­ром реализуются задачи обучения, воспитания и развития лич­ности в их единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Но это не механическое соединение процессов воспи­тания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Общность и единство педагогического процесса подчеркивают подчинение всех состав­ляющих его процессов единой цели.




2. Движущие силы педагогического процесса.

Внутренней движущей силой педагогического процесса явля­ется разрешение противоречия между выдвинутыми требова­ниями и реальными возможностями воспитанников по их реа­лизации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное проти­воречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легки­ми. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело про­ектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

3. Структура педагогического процесса.

Основными компонентами педагогического процессаявляют­ся: целевой, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

На этом этапе происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование дос­тижений, проектирование и планирование развития процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных услови­ях.

Содержательно – деятельностный компонетнт можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаи­модействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание бла­гоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стиму­лирования деятельности школьников.

Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует свое­временному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Аналитико-результативный компонент включает в себя ана­лиз результатов и коррекцию педагогических задач.

В ходе такого взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками педагогического процесса. Особен­но распространены связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные (их еще называют связями об­щения между воспитателями и школьниками).

4. Закономерности педагогического процесса.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогическо­го процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерность развития личности в педагогическом процес­се. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управленияучебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомы­ми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, пра­вильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий резуль­тат будет более весомым.

Закономерность единства чувственного, логического и прак­тики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логическо­го осмысления воспринятого и практического применения ос­мысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассу­док и действие.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педаго­гического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

1. Характери­стика педагогического процесса как системы.

Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Ее следует понимать как целое, общее, единое. Системный подход ориентирует на рас­крытие целостности объекта и обеспечивающих ее механиз­мов. В системном рассмотрении мы воспринимаем объект (яв­ление, процесс, отношения) не как сумму частей, а как нечто единое; мы не изолируем исследуемые объекты и не смотрим на них как на автономные единицы; мы изучаем, прежде все­го, взаимоотношения и взаимодействия разных компонентов данного целого и его отношения с окружающей средой, для того чтобы найти способ упорядочения, иерархии упомянутых отношений, определить основные закономерности данного объекта.

Признаками системы являются: наличие системообразую­щего фактора, общее качество, единство, цельность.

Системообразующий фактор — это то условие, при котором элементы системы объединяются друг с другом.

Для того чтобы система могла существовать, каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Объединяясь, все элементы образуют единую общность, которая обладает своими признаками и специфиче­скими отношениями с другими системами. Все это позволяет говорить о цельности системы, каждый элемент которой суще­ственно зависит от других, а его изменение влечет за собой из­менение всей системы.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, т. е. к тем, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо- и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная сис­тема образования и воспитания, региональные системы обра­зования и т. п.

На мезоуровне можно рассматривать в качестве педагогиче­ских систем деятельность учебных заведений, детских органи­заций и других социальных институтов общества, реализую­щих педагогические цели.

На микроуровне — это педагогические системы, реали­зующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогические системы являются относительно самостоя­тельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Группа педагогических систем, предполагающая непосред­ственный контакт с учащимися, весьма разнообразна: педаго­гические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Среди них можно выделить такую основополагающую систему, как педагогический процесс.

Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фак­тором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в кото­ром реализуются задачи обучения, воспитания и развития лич­ности в их единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Но это не механическое соединение процессов воспи­тания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Общность и единство педагогического процесса подчеркивают подчинение всех состав­ляющих его процессов единой цели.

2. Движущие силы педагогического процесса.

Внутренней движущей силой педагогического процесса явля­ется разрешение противоречия между выдвинутыми требова­ниями и реальными возможностями воспитанников по их реа­лизации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное проти­воречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легки­ми. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело про­ектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

3. Структура педагогического процесса.

Основными компонентами педагогического процессаявляют­ся: целевой, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

На этом этапе происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование дос­тижений, проектирование и планирование развития процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных услови­ях.

Содержательно – деятельностный компонетнт можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаи­модействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание бла­гоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стиму­лирования деятельности школьников.

Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует свое­временному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Аналитико-результативный компонент включает в себя ана­лиз результатов и коррекцию педагогических задач.

В ходе такого взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками педагогического процесса. Особен­но распространены связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные (их еще называют связями об­щения между воспитателями и школьниками).

4. Закономерности педагогического процесса.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогическо­го процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерность развития личности в педагогическом процес­се. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управленияучебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомы­ми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, пра­вильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий резуль­тат будет более весомым.

Закономерность единства чувственного, логического и прак­тики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логическо­го осмысления воспринятого и практического применения ос­мысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассу­док и действие.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педаго­гического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

- Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

- Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

- Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

- Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности)

Логика процесса воспитания - закономерный характер происходящих изменений. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов.

В. Преподаватель как субъект педагогического процесса, должен получить соответствующее образование, осознавать себя ответственным перед обществом за подготовку высококвалифицированного специалиста.


Ребёнок как субъектпедагогического процесса представляет собой развивающуюся личность, наделенную естественными потребностями и задатками, стремящуюся к творческому самопроявлению, удов­летворению своих потребностей, интересов и стремлений, личность, способную к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.


Семья не только источник жизни для ребенка, но также и источник воспитательных влияний, определяющих для многих детей их жизненные ориентиры.

4. Цели образования, воспитания в современной школе

5. A.Сущность процесса обучения:

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучениедвусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.

B.общее понятие о дидактике;

Дидактика(от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению)

часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения.

Дидактикаэто наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика разрабатывает принципы, содержание, методы и организацию общего школьного образования, которые обеспечивают основы гармонического всестороннего развития личности учащегося в школе.

C.обучение как дидактический процесс;

Процесс обучения – сложный процесс объективной действительности. Он включает в себя большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Поэтому трудно дать полное и всестороннее его определение. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается "совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание"[1].

Ю. К. Бабанский считает: "Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников"[2].

Более емкое определение данному понятию дает И. П. Подласый: "Процесс обучения – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями"[3].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних.

А. Структура:

- Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

- Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

- Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

- Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности)

Логика процесса воспитания - закономерный характер происходящих изменений. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов.

В. Преподаватель как субъект педагогического процесса, должен получить соответствующее образование, осознавать себя ответственным перед обществом за подготовку высококвалифицированного специалиста.


Ребёнок как субъектпедагогического процесса представляет собой развивающуюся личность, наделенную естественными потребностями и задатками, стремящуюся к творческому самопроявлению, удов­летворению своих потребностей, интересов и стремлений, личность, способную к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.


Семья не только источник жизни для ребенка, но также и источник воспитательных влияний, определяющих для многих детей их жизненные ориентиры.

4. Цели образования, воспитания в современной школе

5. A.Сущность процесса обучения:

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучениедвусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.

B.общее понятие о дидактике;

Дидактика(от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению)

часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения.

Дидактикаэто наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика разрабатывает принципы, содержание, методы и организацию общего школьного образования, которые обеспечивают основы гармонического всестороннего развития личности учащегося в школе.

C.обучение как дидактический процесс;

Процесс обучения – сложный процесс объективной действительности. Он включает в себя большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Поэтому трудно дать полное и всестороннее его определение. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается "совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание"[1].

Ю. К. Бабанский считает: "Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников"[2].

Более емкое определение данному понятию дает И. П. Подласый: "Процесс обучения – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями"[3].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

В каждой науке, включая педагогику, можно условно выделить три органически связанные друг с другом части: 1) методологию; 2) теорию; 3) технологию, или методику.

Методология – это логика, философия науки. Она включает в себя осмысление методов познания и исследования изучаемого наукой явления – ее предмета, а также само толкование предмета и его связей с другими предметами (явлениями) окружающего мира. Теория – основное содержание добытого наукой знания об изучаемых явлениях. В развитии и становлении педагогического знания важную роль в разные периоды сыграли теория элементарного образования (И. Песталоцци), теория воспитывающего обучения (И.Ф. Гер-барт), общая теория развития личности (К.Д. Ушинский), теория возрастного развития детей (П.П. Блонский), теория воспитательного коллектива (А.С. Макаренко, И.Ф. Козлов). Технология, или методика, представляет собой приложение научных знаний к практической деятельности человека, в нашем случае – педагогов: родителей, учителей и воспитателей. Для всех них разрабатываются конкретные методики, например методика преподавания русского языка, методика обучения столярному делу и т. п. Овладение технологией (методикой) венчает процесс профессиональной подготовки специалиста в той или иной деятельности в области производства, экономики, образования или культуры.

Методологию педагогики, как, впрочем, и любой другой науки, в первую очередь питает философия. Так, в научном мышлении прочно утвердился разработанный Г.В. Гегелем диалектический метод, предлагающий каждый предмет рассматривать как процесс в его развитии и связи с другими предметами. Другим примером может служить антропологический принцип, обоснованный в философии Л. Фейербахом, а вслед за ним – Н.Г. Чернышевским. Этот принцип стал руководящим в созданной К.Д. Ушинским педагогической антропологии. Пример приложения общенаучного метода к анализу педагогических явлений – всесторонний подход И.Ф. Козлова к характеристике воспитания, когда последовательно раскрываются природа, назначение, структура (форма и содержание), механизм – способ осуществления и источник предмета педагогической науки. Этот подход сохраняет свое значение и при анализе других педагогических явлений (процессов).

В то же время каждая наука сама творит свою методологию. Теории, созданные предшественниками, становятся руководящим началом для их последователей в разработке новых теорий. Так, для И.Ф. Козлова изучение опыта и трудов А.С. Макаренко стало основой для характеристики предмета педагогики и формулирования основных законов воспитания. Толкование Козловым воспитания как общественного явления становится важнейшим методологическим принципом познания других педагогических явлений и фактов.

К сожалению, этим росткам новой педагогической логики было не суждено прорасти. В начале 1930-х гг. опытные станции Наркомпроса, превращавшиеся в мощные научно-учебно-производственные объединения, были закрыты. Тогда же были прекращены поиски путей сближения школы с производством в целях соединения обучения с производительным трудом. С.Т. Шацкий и многие его соратники не по своей воле отошли от активного участия в строительстве новой школы. Больше других повезло А.С. Макаренко. До 1936 г. включительно он руководил Детской трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского, в составе которой был оснащенный современной техникой завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Очевидно, в силу этого А.С. Макаренко внес наиболее значительный вклад в разработку технологической логики педагогического мышления: дал ей название, сформулировал ее постулаты (основные положения) и охарактеризовал типичные ошибки при оценке педагогических средств.

Важнейший признак любой технологии – получение нужного продукта из заданного материала с использованием конкретных средств путем последовательно осуществляемых рабочих операций. Возможно ли это в педагогике? Макаренко отвечает на этот вопрос утвердительно и формулирует основные положения педагогической логики. Вот эти постулаты:

• ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;

• никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим является действие всей системы средств;

• никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;

• всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.

Тогда же Макаренко дал характеристику трех наиболее типичных ошибок педагогической логики: дедуктивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.

Дедуктивное предсказание. Долгие годы считалось, что для общеобразовательной школы политехнизм – это хорошо, а профессионализм – плохо. Это утверждение подкреплялось ссылками на авторитет К. Маркса. Тем самым трудовой подготовке школьников наносился огромный ущерб. Педагоги ратовали за соединение обучения с производительным трудом, не задумываясь о том, можно ли допускать к труду не подготовленных профессионально школьников.

Помимо этого, А.С. Макаренко является автором концепции педагогического проектирования. Он обосновал необходимость создания развернутой программы личности на основе социального заказа и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он заложил основы теории одного из ведущих педагогических процессов – организации воспитательного коллектива и педагогического руководства его развитием. Наконец, он первым рассмотрел проблему педагогического мастерства как совокупности знаний и умений, необходимых каждому педагогу, а также педагогической техники как набора специальных умений и навыков, позволяющих эффективно применять различные методы обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.

Овладение технологической логикой педагогического мышления – насущная задача каждого педагога. Это связано с тем, что современная педагогика в своем развитии становится все более технологичной. Педагогический опыт новаторов дает нам примеры высокоэффективных технологий обучения и воспитания, и овладение ими требует технологического мышления.

Любое педагогическое воздействие, даже вне зависимости от его характера и направленности, всегда подчинено логике или, иными словами, логической взаимосвязи межу предметами и явлениями, составляющими учебно-воспитательный процесс. Именно учет логических связей позволяет сделать образовательный процесс целостным, то есть единым целым, объединенным определенными целями и задачами, и путями к их достижению. Однако логика и условия построения целостного педагогического процесса всегда связаны между собой: первая формирует вторые.

Например: учебный процесс по русскому языку, цель которого – знакомство школьников с деепричастием как глагольной формой. Во-первых, ученики должны узнать, что следует считать деепричастием в принципе, ознакомиться с научным определением данного термина. Во-вторых, узнать, какими бывают виды деепричастий, какие грамматические категории им присущи. Затем узнать правила их образования и правописания, а после этого – синтаксические конструкции, которые они образуют, и роль деепричастия в предложении. Даже не будучи специалистом в области методики преподавания русского языка, нетрудно понять, что все эти фрагменты материала будут понятны школьнику лишь в том случае, если его знакомить с ними именно в этой последовательности, а если познакомить их с какой-то одной частью материала вне общего контекста и без предварительной работы на закрепление ранее сформированных навыков и умений – такой рассказ учителя будет ученику непонятен. Таким образом, налицо – логическая взаимосвязь того, что является структурой учебного материала.

Целостность учебного процесса

  • Целостность содержания образования – это единство его четырех компонентов: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
  • Целостность педагогической деятельности выражена в единстве поставленных задач обучения, форм и приемов работы, модели педагогического общения, форм педагогического контроля и обратной связи.
  • Целостность деятельности учащихся предполагает тот набор знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть в течение какого-либо промежутка времени в логической последовательности, и который подчинен поставленным предмету, целям и задачам обучения.

Условия построения целостного педагогического процесса

Из изложенного в статье материала становится очевидным, что следует считать целостным педагогическим процессом. Но возникает невольный вопрос: а всегда ли существует возможность сформировать педагогический процесс в русле целостности? Как пишут многие современные ученые-педагоги, в частности, И.Б. Игнатова, И.Ф. Исаев, В.И. Лозовая и др., не всякое педагогическое воздействие, осуществляемое каким-либо педагогом, является целостным. И, более того, в своих работах ученые отмечают, что во-первых, отсутствие целостности педагогического процесса крайне негативно сказывается на его качестве и, во-вторых, существуют особые условия построения целостного педагогического процесса, лишь при соблюдении которых он становится таковым Перечислим эти условия.

Читайте также: