Общение как коммуникация кратко
Обновлено: 03.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Лекция 2 . Общение как коммуникация
1. Феноменология общения
2. Общение как социально-психологическая проблема
3. Общение как обмен информацией (коммуникация)
1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.
Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.
В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:
А) По содержанию:
· материальное (обмен предметами),
· когнитивное (обмен знаниями),
· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
· мотивационное (обмен побуждениями),
· деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).
· прямое (предполагает личный контакт),
· косвенное (через посредников).
Д) По присутствию речи:
Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:
· деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),
· личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),
· инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),
· целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).
Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.
Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.
Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.
Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.
Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.
Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.
Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).
3. Общение как социально-психологическая проблема
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)
В социальной психологии общение различают по двум основаниям:
1) Межличностное и массовое.
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.
Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.
2) Межперсональное и ролевое общение.
Межперсональное : участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.
Ролевое : здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.
1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.
5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.
В межличностном общении выделяют 3 типа:
1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.
3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.
1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).
Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.
Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.
Выделяют 3 типа барьеров.
1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:
· Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.
· Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.
· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.
3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.
- Привлекательного внешнего вида . Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.
- Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.
- Компетентности .
- Искренности .
Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.
3. О коммуникативном влиянии . Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).
4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
- создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.
Выделяют следующие виды невербальных средств общения.
· кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;
· выражение лица, глаз;
· позы – осанка, походка человека;
· направление взгляда, визуальные контакты;
· кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;
· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
· средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;
· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
· приятные и неприятные запахи окружающей среды;
· естественный и искусственный запахи человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.
2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.
3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.
4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.
При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.
Особенности коммуникации.Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.
Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.
В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).
В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).
В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс
взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров.
Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.
В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.
Коммуникативные стили.Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);
7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
Барьеры коммуникации.Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.
Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
Вопросы для повторения
1. Что такое общение?
2. Какие виды и средства общения вам известны?
3. Что такое коммуникация?
4. Что вы можете рассказать о барьерах общения?
Особенности коммуникации.Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.
Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.
В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).
В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).
В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс
взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров.
Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.
В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.
Коммуникативные стили.Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);
7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
Барьеры коммуникации.Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.
Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
Общение представляет собой форму коммуникации. Функции коммуникации между людьми обладают несколькими специфическими особенностями:
- Отношения между двумя индивидами, один из которых (оба из них) могут являться активным субъектом. Здесь их взаимное информирование характеризуется налаживанием совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией состоит в особенном значении для каждой стороны общения соответствующей информации, включая ее значимость. Такая роль понятия и структуры информации основана на том, что между людьми происходит не просто обмен значениями, но и возникает стремление выработки общего смысла, что возможно только при принятии, понимании и осмыслении информации. По этой причине любой коммуникативный процесс должен представлять собой единство деятельности, общения и познания.
- Взаимное влияние партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Здесь обмен информацией характеризуется воздействием на поведение партнера, включая изменение состояния партнеров по коммуникативному процессу.
- Обмен информацией только при наличии единой (схожей) системы кодификации и декодификации у коммуникатора (того человека, который направляет информацию) и реципиента (того, кто принимает информацию).
- Возможность проявления коммуникативных барьеров. Здесь четко выступает связь, которая проявляется между общением и отношением.
Все акты коммуникационного общения должны предполагать определенную цель общения, нормы, ситуацию, в которой осуществляется общение как коммуникация. При этом каждый акт общения является цепью связанных между собой коммуникативных действий, среди которых можно выделить:
- вход субъекта общения в ситуацию коммуникации;
- оценка субъектом общения характера коммуникации (благоприятный или неблагоприятный);
- ориентирование в ситуации коммуникации;
- формирование коммуникативной задачи, учитывающей особенности ситуации общения;
- оценка эмоционального психологического состояния субъектов;
- оценка степени готовности субъекта к взаимодействию;
- разработка подхода к партнеру по взаимодействию;
- пристройка к партнерам;
- самонастройка на эмоциональное психологическое состояние партнеров по общению;
- привлечение внимания;
- вывод эмоциональных психологических состояний партнера на психологически ресурсное состояние;
- коммуникативное воздействие на партнера со стороны субъекта общения;
- оценивание реакций партнера со стороны субъекта общения;
- стимулирование ответного хода партнера;
- сам ответный ход.
Все эти средства в совокупности называют фасцинацией (например, сопровождение речи в виде музыки, окружающего пространства, цвета и др.).
Как таковая информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Первая проявляется формой приказа, совета или просьбы,ч то призывает стимулировать определенное действие. Стимуляция, в свою очередь, подразделяется на активизацию (процесс побуждения к действию в заданных направлениях), интердикцию (запрет на нежелательную деятельность) и дестабилизацию (рассогласованность, нарушение определенных автономных форм поведения или деятельности).
Элементы модели коммуникации
Психология рассматривает 3 основных позиции коммуникатора:
- открытая, при которой коммуникатор публично характеризует себя в качестве сторонника излагаемой позиции с оценкой различных фактов в подтверждение своей позиции;
- отстраненная, в которой коммуникатор держится с подчеркнутой нейтральностью, сопоставляя противоречивые позиции, но не исключая ориентации на одну из них, которая не заявлена открыто;
- закрытая, где коммуникатор замалчивает свою точку зрения, прибегая часто к специальным мерам для ее сокрытия.
При коммуникации люди взаимно влияют друг на друга, обмениваются различными идеями, настроением, интересами и чувствами. Для описания процесса взаимного влияния, не достаточным будет знание только структуры коммуникативного акта. Здесь важен анализ мотивов общающихся, их целей, установок и др.
Требуемое внимание следует уделить определенным коммуникативным навыкам, включая нерефлексивное и рефлексивное слушание. Первое из них представляет собой внимательное молчание, которое используют на стадии постановки проблемы. Здесь происходит только ее формирование говорящим.
Рефлексивное слушание применяют в случае, когда говорящему необходима не столько эмоциональная поддержка, сколько помощь при решении своих проблем. Здесь обратная связь дается слушающим в форме речи с помощью нескольких приемов: открытые и закрытые вопросы по теме разговора, перефразирование собеседника, что дает возможность излагать ту же мысль другими словами (парафраз), резюме и промежуточные выводы по ходу беседы.
Специфику межличностной коммуникации также можно раскрыть через ряд процессов и феноменов: психологическую обратную связь, наличие коммуникативных барьеров.
Основной целью обмена информацией в общении является выработка общего смысла, единой позиции и согласия по поводу разных проблем или ситуаций. Для обмена всегда существует механизм обратной связи, содержание которого состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается.
Кроме содержательной стороны информация, которая поступает от реципиента к коммуникатору, включает сведения о том, каким образом он воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
Выделяют два вида связи: прямая и косвенная обратная связь. Косвенная обратная связь представляет собой завуалированную форму передачи партнеру психологической информации. В ее процессе часто используют различные риторические вопросы, насмешку и иронию, неожиданные для партнеров эмоциональные реакции. В этом случае коммуникатор должен сам догадываться, что на самом деле хотел сказать ему партнер, какова его реакция и отношение.
При передаче информации люди способны воспринимать не только содержание вербальных и невербальных сигналов, но и способ передачи в виде стиля общения. Именно он отражает то, как смысл послания подлинно будет интерпретирован и понят.
Коммуникативные стили в общении
Принято выделять 10 базовых коммуникативных стилей или стратегий, представляющих собой способы взаимодействия с партнерами в ходе общения:
Общение – это в первую очередь коммуникация, другими словами, обмен сведениями, значимыми для участников процесса. Коммуникация должна способствовать достижению определенных целей, быть эффективной. В данной статье рассмотрим категории информации, коммуникации, общения. Изучим их сущность, значение в современной жизни и иные не менее существенные аспекты.
Коммуникативная сторона общения
Вам будет интересно: Функционализм - это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии
Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств. Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен. Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.
Вербальная информация и ее передача
Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.
Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.
Что влияет на понимание информации?
Особенности информации
Коммуникация и общение: различия
Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?
Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях "общение" и "коммуникация" различия все-таки есть.
Сравнение категорий
Вам будет интересно: Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи
Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.
Коммуникация как вид общения
Коммуникативные системы
Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами. К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы. Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.
Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.
Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система
Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника. К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт. Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.
Пара- и экстралингвистическая знаковые системы
Под паралингвистикой следует понимать систему вокализации, иными словами, качество голоса, его тональность, диапазон. Так, гнев сопровождается повышением высоты и силы голоса, а также увеличением звуковой резкости. Печать подразумевает спад высоты, звонкости и силы голоса. Экстралингвистику рассматривают как включение в речь различного рода вкраплений, например, пауз, плача, покашливания, смеха. Сюда относится и непосредственный темп речи.
Проксемика и визуальный контакт
Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):
- От 0 до 45 – интимное расстояние.
- От 45 до 120 – персональное расстояние.
- От 120 до 400 – социальное расстояние.
- От 400 до 750 – публичное расстояние.
Члены команды должны находиться справа от лидера.
Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.
Заключение
Итак, мы полноценным образом рассмотрели категорию общения и сущность коммуникации как основной ее разновидности. Помимо этого, разобрали невербальные средства общения. Стоит отметить, что их совокупность в настоящее время призвана реализовывать целый ряд функций, среди которых - репрезентация эмоциональных состояний собеседников, замещение речи, а также ее дополнение. Необходимо помнить, что категории общения и коммуникации – не одно и то же. Коммуникация – это вид общения или межличностного взаимодействия. Соответствующие процессы связаны с речевой деятельностью и системами знаков.
Важно заметить, что в общении сочетаются интерактивные и перцептивные функции с коммуникативными. В коммуникации важным моментом считается получение и оценка сведений, включая способ их подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон. Об этом следует не только помнить, но и активно применять эти сведения в практической деятельности.
Читайте также: