Общение как коммуникация кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 2 . Общение как коммуникация

1. Феноменология общения

2. Общение как социально-психологическая проблема

3. Общение как обмен информацией (коммуникация)

1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

· материальное (обмен предметами),

· когнитивное (обмен знаниями),

· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

· мотивационное (обмен побуждениями),

· деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).

· прямое (предполагает личный контакт),

· косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

· деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),

· личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),

· инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),

· целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

3. Общение как социально-психологическая проблема

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное : участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое : здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

· Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

· Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

- Привлекательного внешнего вида . Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

- Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

- Компетентности .

- Искренности .

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии . Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

- создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

· кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

· выражение лица, глаз;

· позы – осанка, походка человека;

· направление взгляда, визуальные контакты;

· кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

· средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Особенности коммуникации.Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс

взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.




Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.

Коммуникативные стили.Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);

7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

Барьеры коммуникации.Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Вопросы для повторения

1. Что такое общение?

2. Какие виды и средства общения вам известны?

3. Что такое коммуникация?

4. Что вы можете рассказать о барьерах общения?

Особенности коммуникации.Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс

взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается также в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.

Коммуникативные стили.Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);

7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

Барьеры коммуникации.Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Общение представляет собой форму коммуникации. Функции коммуникации между людьми обладают несколькими специфическими особенностями:

  1. Отношения между двумя индивидами, один из которых (оба из них) могут являться активным субъектом. Здесь их взаимное информирование характеризуется налаживанием совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией состоит в особенном значении для каждой стороны общения соответствующей информации, включая ее значимость. Такая роль понятия и структуры информации основана на том, что между людьми происходит не просто обмен значениями, но и возникает стремление выработки общего смысла, что возможно только при принятии, понимании и осмыслении информации. По этой причине любой коммуникативный процесс должен представлять собой единство деятельности, общения и познания.

  1. Взаимное влияние партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Здесь обмен информацией характеризуется воздействием на поведение партнера, включая изменение состояния партнеров по коммуникативному процессу.
  2. Обмен информацией только при наличии единой (схожей) системы кодификации и декодификации у коммуникатора (того человека, который направляет информацию) и реципиента (того, кто принимает информацию).
  3. Возможность проявления коммуникативных барьеров. Здесь четко выступает связь, которая проявляется между общением и отношением.

Все акты коммуникационного общения должны предполагать определенную цель общения, нормы, ситуацию, в которой осуществляется общение как коммуникация. При этом каждый акт общения является цепью связанных между собой коммуникативных действий, среди которых можно выделить:

  • вход субъекта общения в ситуацию коммуникации;
  • оценка субъектом общения характера коммуникации (благоприятный или неблагоприятный);
  • ориентирование в ситуации коммуникации;
  • формирование коммуникативной задачи, учитывающей особенности ситуации общения;
  • оценка эмоционального психологического состояния субъектов;
  • оценка степени готовности субъекта к взаимодействию;
  • разработка подхода к партнеру по взаимодействию;
  • пристройка к партнерам;
  • самонастройка на эмоциональное психологическое состояние партнеров по общению;
  • привлечение внимания;
  • вывод эмоциональных психологических состояний партнера на психологически ресурсное состояние;
  • коммуникативное воздействие на партнера со стороны субъекта общения;
  • оценивание реакций партнера со стороны субъекта общения;
  • стимулирование ответного хода партнера;
  • сам ответный ход.

Все эти средства в совокупности называют фасцинацией (например, сопровождение речи в виде музыки, окружающего пространства, цвета и др.).

Как таковая информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Первая проявляется формой приказа, совета или просьбы,ч то призывает стимулировать определенное действие. Стимуляция, в свою очередь, подразделяется на активизацию (процесс побуждения к действию в заданных направлениях), интердикцию (запрет на нежелательную деятельность) и дестабилизацию (рассогласованность, нарушение определенных автономных форм поведения или деятельности).

Элементы модели коммуникации

Психология рассматривает 3 основных позиции коммуникатора:

  • открытая, при которой коммуникатор публично характеризует себя в качестве сторонника излагаемой позиции с оценкой различных фактов в подтверждение своей позиции;
  • отстраненная, в которой коммуникатор держится с подчеркнутой нейтральностью, сопоставляя противоречивые позиции, но не исключая ориентации на одну из них, которая не заявлена открыто;
  • закрытая, где коммуникатор замалчивает свою точку зрения, прибегая часто к специальным мерам для ее сокрытия.

При коммуникации люди взаимно влияют друг на друга, обмениваются различными идеями, настроением, интересами и чувствами. Для описания процесса взаимного влияния, не достаточным будет знание только структуры коммуникативного акта. Здесь важен анализ мотивов общающихся, их целей, установок и др.

Требуемое внимание следует уделить определенным коммуникативным навыкам, включая нерефлексивное и рефлексивное слушание. Первое из них представляет собой внимательное молчание, которое используют на стадии постановки проблемы. Здесь происходит только ее формирование говорящим.

Рефлексивное слушание применяют в случае, когда говорящему необходима не столько эмоциональная поддержка, сколько помощь при решении своих проблем. Здесь обратная связь дается слушающим в форме речи с помощью нескольких приемов: открытые и закрытые вопросы по теме разговора, перефразирование собеседника, что дает возможность излагать ту же мысль другими словами (парафраз), резюме и промежуточные выводы по ходу беседы.

Специфику межличностной коммуникации также можно раскрыть через ряд процессов и феноменов: психологическую обратную связь, наличие коммуникативных барьеров.

Основной целью обмена информацией в общении является выработка общего смысла, единой позиции и согласия по поводу разных проблем или ситуаций. Для обмена всегда существует механизм обратной связи, содержание которого состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается.

Кроме содержательной стороны информация, которая поступает от реципиента к коммуникатору, включает сведения о том, каким образом он воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Выделяют два вида связи: прямая и косвенная обратная связь. Косвенная обратная связь представляет собой завуалированную форму передачи партнеру психологической информации. В ее процессе часто используют различные риторические вопросы, насмешку и иронию, неожиданные для партнеров эмоциональные реакции. В этом случае коммуникатор должен сам догадываться, что на самом деле хотел сказать ему партнер, какова его реакция и отношение.

При передаче информации люди способны воспринимать не только содержание вербальных и невербальных сигналов, но и способ передачи в виде стиля общения. Именно он отражает то, как смысл послания подлинно будет интерпретирован и понят.

Коммуникативные стили в общении

Принято выделять 10 базовых коммуникативных стилей или стратегий, представляющих собой способы взаимодействия с партнерами в ходе общения:

Общение – это в первую очередь коммуникация, другими словами, обмен сведениями, значимыми для участников процесса. Коммуникация должна способствовать достижению определенных целей, быть эффективной. В данной статье рассмотрим категории информации, коммуникации, общения. Изучим их сущность, значение в современной жизни и иные не менее существенные аспекты.

Коммуникативная сторона общения

коммуникация и общение различия

Вам будет интересно: Функционализм - это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии

Общение как коммуникация представляет собой взаимный обмен сведениями между собеседниками, передачу и прием знаний, точек зрения и чувств. Следует обратить внимание, что информация в процессе общения не просто передается от одного лица к другому (человек, который передает сведения, именуется коммуникатором, а получающая сторона – реципиентом) – осуществляется именно обмен. Он может быть реализован как на речевом (вербальном), так и на неречевом (невербальном) уровне.

Вербальная информация и ее передача

процесс общения коммуникации

Вербальная коммуникация (общение) предполагает использование человеческой речи в качестве средства передачи сведений. Зачастую в обществе можно столкнуться с мнением, что речь способна скрыть истинную сущность человека. С другой стороны, именно она может демонстрировать ее, без всяких принципов и вопреки воле говорящего. Стоит отметить, что речевое общение (речевая коммуникация) играет важнейшую роль в общественной жизни. Дело в том, что эффективность категории, как правило, связывается с коммуникативным аспектом.

Ключевой целью обмена сведениями выступает выработка одной точки зрения между общающимися людьми, достижение согласия относительно определенных проблем и ситуаций. При этом важнейшую роль играет правильное понимание информации. Именно поэтому умение грамотно выражать собственные мысли, а также умение слушать – это неотъемлемые составляющие общения как коммуникации.

Что влияет на понимание информации?

общение и средства коммуникации

Особенности информации

Коммуникация и общение: различия

Сегодня общение, будучи достаточно распространенным понятием, по-разному воспринимается философами, психологами, творческими личностями и другими людьми, которых не особо волнует вопрос содержания категории, когда они разговаривают по телефону или дискуссируют на ту или иную тему. Многие считают, что общение и коммуникация – это одна и та же категория. Так ли это на самом деле?

Под общением следует понимать многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности, которая направлена в первую очередь на формирование и дальнейшее развитие контактов. Коммуникация – не что иное, как совокупность речевых и неречевых операций, результатом произведения которых служит обмен сведениями на уровне межличностного взаимодействия. Итак, в понятиях "общение" и "коммуникация" различия все-таки есть.

Сравнение категорий

Вам будет интересно: Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

коммуникация информация общение

Важнейшем свойством общения является универсальность, способность грамотно соединять существующие на сегодняшний день разновидности отношений между людьми, которые служат инструментом для удовлетворения потребности в совместной работе и дают возможность каждому человеку посредством категории взаимопонимания рассматривать себя как уникальную личность. Сюда прежде всего относятся коммуникация (вид общения, который считается основным), взаимодействие между участниками процесса общения и их прямое восприятие друг друга как партнеров, развивающих диалог.

Коммуникация как вид общения

Коммуникативные системы

вербальная коммуникация общение

Коммуникация и все сопутствующие ей процессы имеют тесную взаимосвязь со знаковыми системами. К ним целесообразно отнести числовые символы, условные обозначения, алфавит, дорожные знаки, а также звуковые и цветовые сигналы. Стоит заметить, что применение этих символов способствует установлению дистанционного общения, если непосредственный контакт между участниками считается невозможным.

Общение как коммуникация и форма отношений межличностного плана сочетает в себе перцептивные и интерактивные функции с коммуникативными. Если коммуникация связана с обменом сведениями между людьми, то перцептивная сторона отвечает за их восприятие друг друга, а интерактивная предполагает организацию взаимодействия между ними в соответствии с типом делового, личного или официального общения.

Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая знаковая система

технология общения и коммуникации

Жесты и позы, которые применяет человек при общении, оказывают достаточно серьезное воздействие на собеседника. К примеру защитные жесты (скрещенные на груди руки; сжатые кулаки; ладони, прикрывающие лицо) предполагают усиление чувства закрытости собеседника, а соответственно, ухудшают контакт. Наоборот, улыбающееся лицо и открытые ладони бессознательным образом снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в весьма натянутых отношениях.

Пара- и экстралингвистическая знаковые системы

Под паралингвистикой следует понимать систему вокализации, иными словами, качество голоса, его тональность, диапазон. Так, гнев сопровождается повышением высоты и силы голоса, а также увеличением звуковой резкости. Печать подразумевает спад высоты, звонкости и силы голоса. Экстралингвистику рассматривают как включение в речь различного рода вкраплений, например, пауз, плача, покашливания, смеха. Сюда относится и непосредственный темп речи.

Проксемика и визуальный контакт

коммуникация виды общения

Проксемика – не что иное, как организация времени и пространства в процессе коммуникации. Рассмотрим, к примеру, нормы приближения человека к собеседнику, свойственные для американской культуры (в сантиметрах):

  • От 0 до 45 – интимное расстояние.
  • От 45 до 120 – персональное расстояние.
  • От 120 до 400 – социальное расстояние.
  • От 400 до 750 – публичное расстояние.

Члены команды должны находиться справа от лидера.

Под визуальным контактом следует понимать длительность взглядов, частоту обмена ими, смену динамики и тактики взглядов или их избегание. К примеру, исследователи показали, что у женщины, которая смотрит на любимого человека, расширяются зрачки глаз. Несомненно, это делает ее лицо более привлекательным по сравнению с лицом в ситуации, когда она посмотрим на неприятного ей или незнакомого человека.

Заключение

Итак, мы полноценным образом рассмотрели категорию общения и сущность коммуникации как основной ее разновидности. Помимо этого, разобрали невербальные средства общения. Стоит отметить, что их совокупность в настоящее время призвана реализовывать целый ряд функций, среди которых - репрезентация эмоциональных состояний собеседников, замещение речи, а также ее дополнение. Необходимо помнить, что категории общения и коммуникации – не одно и то же. Коммуникация – это вид общения или межличностного взаимодействия. Соответствующие процессы связаны с речевой деятельностью и системами знаков.

Важно заметить, что в общении сочетаются интерактивные и перцептивные функции с коммуникативными. В коммуникации важным моментом считается получение и оценка сведений, включая способ их подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон. Об этом следует не только помнить, но и активно применять эти сведения в практической деятельности.

Читайте также: