Что сделал салават юлаев для башкирии кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Люди старшего и среднего поколения, конечно, имеют представление о Салавате Юлаеве. Кем он был, в каких событиях участвовал и почему его имя известно на века. Нынешняя молодежь знает о нем немного и воспринимает имя Салават Юлаев как нечто нарицательное, некий устоявшийся бренд. Во многом это так. Наверняка, многие из нас, кто бывал в других регионах России, при разговоре или знакомстве с местными жителями часто заходит разговор, откуда вы родом. Как правило, мы отвечаем: из Башкортостана. В ответ слышим: о, Башкортостан! Знаем-знаем, Салават Юлаев!

Так кто же он, Салават Юлаев?

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Доподлинно известны дата его рождения и смерти: 16 июня 1754 — 26 сентября 1800.

Салават Юлаев родился в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, её, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины.

Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки], владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Но, вскоре, у Юлая, купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни. Поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачёва, подхватив его обещания исполнить многовековые чаяния башкирского народа — вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям.

Война

Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.

Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим, Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

Салават Юлаев руководил восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).

В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана.

25 ноября 1774 года команда поручика В.Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.

Каторга

2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до самого Рогервика.

Балтийский порт, он же Рогервик, был основан Петром I. Однако к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Творчество

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Память

В настоящее время Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.

Действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата — в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан.

  • орден Салавата Юлаева
  • Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).
  • Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году.
  • В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски.
  • В Уфе 17 ноября 1967-го открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.
  • Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году.
  • Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева), Сибае, Аскарово.
  • В Красноуфимске 28 июня 2008 года был открыт памятник национальному герою, который был установлен на улице Салавата Юлаева.

Другое

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения.

Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.

Интересные факты

В музее Салавата Юлаева в Малоязе, Салаватском районе Башкортостана хранится сабля Салавата Юлаева. Сабля эта без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из жёлтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать.

У Салавата Юлаева было три жены. По народному обычаю взял в жёны вдову старшего брата, у которой к тому времени уже были дети.


Салават Юлаев – национальный герой Башкирии (батыр), поэт-сказитель(сэзэн). Прославился как один из самых активных сподвижников Емельяна Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

В памяти башкирского народа Салават Юлаев навсегда останется национальным героем, борцом за права коренных жителей страны. Несмотря на юный возраст, он возглавил войско и повел его воевать за правое дело. Однако не только военными подвигами прославился этот отважный юноша. Он писал стихи на родном языке, прославлял свою отчизну, и без его творчества культура Башкирии утратила бы свою колоритность.

Детство

Точная дата рождения Салавата Юлаева отсутствует. Историки и биографы национального героя предположили, что это может быть 1754 год, потому что во время допроса в 1775 году он сам сказал, что ему исполнился 21 год. 16 июня тоже было выбрано случайно, просто это середина года. Родина Салавата – деревня Текеево под Оренбургом. До настоящего времени этот населенный пункт не сохранился, был полностью уничтожен государственными войсками, которые подавили пугачевское восстание.

Мальчик родился в уважаемой семье. Его отца звали Юлай Азналин, он дослужился до сотника Российской императорской армии, позже занимал должность волостного старшины. Во время службы Юлай проявил смелость и отвагу. В 1772 году участвовал в борьбе с польскими конфедератами. Тогда три тысячи башкирских конников направились в Польшу в помощь русской армии, которой командовал Александр Суворов. В боях с Барской конфедерацией Юлай Азналин проявил себя как храбрый воин, за что получил многочисленные награды, земли и несколько деревень Оренбургской губернии. Также удостоился малого воинского знамени, которое в 1773-м передал своему сыну Салавату. Несмотря на молодость, юноша подменял отца на посту старшины, когда тот отсутствовал.

Поэт Салават Юлаев

Отец мальчика не знал грамоту, зато сын получил приличное образование. Данные о том, где учился Салават, не сохранились, возможно, это была какая-то религиозная школа или с ним занимались частные учителя. Известно, что молодой человек умел читать и писать, свободно владел русским языком. Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу мальчик перенял у своего отца. Это и оказало решающее влияние на его биографию, привело его к повстанцам и кардинальным образом отразилось на его судьбе.

Крестьянская война

Когда в России началось восстание Пугачева, впоследствии переросшее в Крестьянскую войну, его сподвижники отправились в башкирские войска и начали агитировать воинов перейти на сторону повстанцев. Отряд Салавата Юлаева в количестве 1200 человек был послан в помощь правительственным войскам, и должен был участвовать в разгроме повстанцев, но 10 ноября 1773 года в полном составе перешел на сторону бунтовщиков. Такое же решение принял и Юлай Азналин.

Салават Юлаев в Крестьянской войне

С момента перехода и до середины декабря 1773 года Юлаев и другие повстанцы сражается с государственными войсками, проявляя невероятную смелость и отвагу. В одном из боев юношу ранили, и после этого Пугачев присвоил ему чин полковника. На протяжении месяца, проведенного в Бердском центре, молодой человек прошел военную и идеологическую школу, вместе с боевым опытом пришло понимание значимости этого восстания для башкирского народа.

В декабре 1773 – январе 1774-го годов Салават воевал на северо-восточных землях Башкирии, его назначили эмиссаром армии Пугачева. Он руководил конницей из восьмисот бойцов, причем в нее входили не только башкиры, отряд состоял из чувашей, мишари и татар. Ежедневно его войско пополнялось новыми добровольцами, и к марту 1774 года под его началом собралось приличное войско.

После того, как сорвалась попытка мирно урегулировать ситуацию с властями, Пугачев принял решение штурмовать Кунгур и завладеть этим административным центром Западного Урала. В январе 1774 года Салават возглавил войско и двинулся на Кунгур. Но особых успехов повстанцы не достигли, их командиры не были достаточно опытными, да и само войско не имело ни малейших боевых навыков. В этом бою Салавата тяжело ранили, но не прошло и месяца, как он снова приступил к выполнению своих обязанностей, повел войска в бой с армиями Алексея Папава и Алексея Обернибесова.

По возвращению на родину, Юлаев принялся пополнять поредевшие ряды повстанцев, которые должны были взять Магнитную крепость. Конница молодого военачальника насчитывала четыре тысячи человек, он мог противостоять войскам подполковника Ивана Михельсона. В мае того же года они три раза сходились на поле боя, и по мнению видавшего виды Михельсона, повстанцы имели отличную подготовку, а сам Юлаев, несмотря на юный возраст, проявлял себя как опытный военачальник.

Пугачев провел бой под Осой, далее его путь лежал на Казань. Бригадир Салават Юлаев в то время залечивал тяжелые раны, потом отправился в Уфимскую провинцию для формирования войска. Кроме этого он контролировал участок дороги Екатеринбург – Уфа, который имел стратегическую важность. В августе войска под руководством молодого бригадира выдвинулись в сторону Уфы. Эту атаку долго и тщательно планировали, однако город бунтовщики не взяли. Их армии не хватило профессионализма, которым владели государственные войска.

Салават Юлаев с Пугачевым

В середине сентября 1774 года повстанцы оказались в очень плачевном состоянии. Пугачевские войска были разбиты, Емельян оказался в плену. Чтобы усмирить башкирское войско, из Уфы прибыл подполковник Иван Рылеев со своим отрядом. Два раза его отряд громил башкир, но даже когда основные силы были уничтожены, Салават отказывался сдаваться в плен.

Сломить отпор башкирского бригадира и уничтожить остатки его войска удалось только в ноябре 1774-го. 25 ноября состоялось окончательное сражение в горах Каратау, Салавата взяли в плен. Его отец повинился сам и сдался добровольно.

В памяти башкирского народа Салават Юлаев навсегда останется национальным героем, борцом за права коренных жителей страны. Несмотря на юный возраст, он возглавил войско и повел его воевать за правое дело. Однако не только военными подвигами прославился этот отважный юноша. Он писал стихи на родном языке, прославлял свою отчизну, и без его творчества культура Башкирии утратила бы свою колоритность.

Салават родился в уважаемой семье. Его отца звали Юлай Азналин, он дослужился до сотника Российской императорской армии, позже занимал должность волостного старшины. Во время службы Юлай проявил смелость и отвагу. В 1772 году участвовал в борьбе с польскими конфедератами. Тогда три тысячи башкирских конников направились в Польшу в помощь русской армии, которой командовал Александр Суворов. В боях с Барской конфедерацией Юлай Азналин проявил себя как храбрый воин, за что получил многочисленные награды, земли и несколько деревень Оренбургской губернии. Также удостоился малого воинского знамени, которое в 1773-м передал своему сыну Салавату. Несмотря на молодость, юноша подменял отца на посту старшины, когда тот отсутствовал.

Отец мальчика не знал грамоту, зато сын получил приличное образование. Данные о том, где учился Салават, не сохранились, возможно, это была какая-то религиозная школа или с ним занимались частные учителя. Известно, что молодой человек умел читать и писать, свободно владел русским языком. Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу мальчик перенял у своего отца. Это и оказало решающее влияние на его биографию, привело его к повстанцам и кардинальным образом отразилось на его судьбе.

Когда в России началось восстание Пугачева, впоследствии переросшее в Крестьянскую войну, его сподвижники отправились в башкирские войска и начали агитировать воинов перейти на сторону повстанцев. Отряд Салавата Юлаева в количестве 1200 человек был послан в помощь правительственным войскам, и должен был участвовать в разгроме повстанцев, но 10 ноября 1773 года в полном составе перешел на сторону бунтовщиков. Такое же решение принял и Юлай Азналин.

С момента перехода и до середины декабря 1773 года Юлаев и другие повстанцы сражается с государственными войсками, проявляя невероятную смелость и отвагу. В одном из боев юношу ранили, и после этого Пугачев присвоил ему чин полковника. На протяжении месяца, проведенного в Бердском центре, молодой человек прошел военную и идеологическую школу, вместе с боевым опытом пришло понимание значимости этого восстания для башкирского народа.

В декабре 1773 – январе 1774-го годов Салават воевал на северо-восточных землях Башкирии, его назначили эмиссаром армии Пугачева. Он руководил конницей из восьмисот бойцов, причем в нее входили не только башкиры, отряд состоял из чувашей, мишари и татар. Ежедневно его войско пополнялось новыми добровольцами, и к марту 1774 года под его началом собралось приличное войско.

После того, как сорвалась попытка мирно урегулировать ситуацию с властями, Пугачев принял решение штурмовать Кунгур и завладеть этим административным центром Западного Урала. В январе 1774 года Салават возглавил войско и двинулся на Кунгур. Но особых успехов повстанцы не достигли, их командиры не были достаточно опытными, да и само войско не имело ни малейших боевых навыков. В этом бою Салавата тяжело ранили, но не прошло и месяца, как он снова приступил к выполнению своих обязанностей, повел войска в бой с армиями Алексея Папава и Алексея Обернибесова.

По возвращению на родину, Юлаев принялся пополнять поредевшие ряды повстанцев, которые должны были взять Магнитную крепость. Конница молодого военачальника насчитывала четыре тысячи человек, он мог противостоять войскам подполковника Ивана Михельсона. В мае того же года они три раза сходились на поле боя, и по мнению видавшего виды Михельсона, повстанцы имели отличную подготовку, а сам Юлаев, несмотря на юный возраст, проявлял себя как опытный военачальник.

Пугачев провел бой под Осой, далее его путь лежал на Казань. Бригадир Салават Юлаев в то время залечивал тяжелые раны, потом отправился в Уфимскую провинцию для формирования войска. Кроме этого он контролировал участок дороги Екатеринбург – Уфа, который имел стратегическую важность. В августе войска под руководством молодого бригадира выдвинулись в сторону Уфы. Эту атаку долго и тщательно планировали, однако город бунтовщики не взяли. Их армии не хватило профессионализма, которым владели государственные войска.

В середине сентября 1774 года повстанцы оказались в очень плачевном состоянии. Пугачевские войска были разбиты, Емельян оказался в плену. Чтобы усмирить башкирское войско, из Уфы прибыл подполковник Иван Рылеев со своим отрядом. Два раза его отряд громил башкир, но даже когда основные силы были уничтожены, Салават отказывался сдаваться в плен.

Сломить отпор башкирского бригадира и уничтожить остатки его войска удалось только в ноябре 1774-го. 25 ноября состоялось окончательное сражение в горах Каратау, Салавата взяли в плен. Его отец повинился сам и сдался добровольно.

Сведения о том, как прошли годы каторги Салавата Юлаева отсутствуют. Известно только, что 19 мая 1797 года была проведена перепись всех каторжников и оценка их физического состояния. Согласно этого документа, состояние Юлая Азналина было тяжелым – сказывался возраст и цинга. А вот 45-летний Салават чувствовал себя нормально. Однако прошло всего три года, и 26 сентября 1800 года Салавата не стало. Причину смерти выяснить не удалось. До сих пор он остается национальным героем Башкортостана.

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республики (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Юлай Азналин и Салават Юлаев

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Биография Салавата

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина Допрос Салавата Юлаева

Картина "Допрос Салавата Юлаева"

Память о Салавате Юлаеве

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.

Местность деревни Текеево. Худ. А.Т. Загидуллин, 1991 холст масло

Местность деревни Текеево. Художник А.Т. Загидуллин, 1991 г., холст масло

Фильм Салават Юлаев

Кадры из фильма "Салават Юлаев"

Памятник Салавату Юлаеву в Малоязе

Памятник Салавату Юлаеву в Малоязе

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.

Памятник в Юлаево (бывшее Шаганаево) Юлаево (бывшее Шаганаево)

В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау", туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.

Памятник Салавату Юлаеву в Текеево

Скульптуры Борьба, Призыв, Победа Скульптуры Прощание, Песня, Память

Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:

Музей Салавата Юлаева в Малоязе

Музей Салавата Юлаева в Малоязе

Музей Салавата Юлаева – историко-биографический музей. Шесть экспозиционных залов рассказывают о национальном герое башкирского народа - Салавате Юлаеве. Экспозиция музея рассказывает о судьбе поэта Салавата Юлаева. Представлены предметы убранства башкирские юрты, одежда, орудия труда, утварь; выделены седло и сабля, по преданию, принадлежавшие Салавату. Экспонируются материалы, раскрывающие причины присоединения башкир к Е. И. Пугачеву, отражающие этапы Крестьянской войны 1773-1775 годов.

Адрес музея: 452490, республика Башкортостан, Салаватский район, село Малояз, ул. Советская, 61-а.

Режим работы с 9:00 до 17:00, выходной – понедельник.

В музее Салавата Юлаева

В музее Салавата Юлаева

Еще одно условное увековечивание Салавата Юлаева есть на гербе Башкортостана. На гербе изображен памятник Салавату Юлаеву, который находится в Уфе, на фоне восходящего солнца. Ниже на гербе изображено соцветие курая, из которого делали башкирский духовой инструмент и на нем наверняка умел играть Салават. Однако, памятник в Уфе, и на гербе изображена не конкретная личность. Ведь считается, что на гербе нельзя указывать конкретную, пусть и героическую личность. Памятник Салавату Юлаеву — обобщённый образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Салава́т Юла́ев (башк. Салауат Юлаев ; 16 июня 1752 [1] — 8 октября 1800 [2] ) — поэт, национальный герой Башкортостана, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва. Поэт-импровизатор (сэсэн).

Содержание

Биография

Салават Юлаев родился в 1752 году (по другим данным в 1754 г.) в деревне Тикеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Тикеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, деревню Тикеево, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины.

Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки [3] , владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции [4] . Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачёва, подхватив его обещания исполнить многовековые чаяния башкирского народа — вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям.

Война

Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.

Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, был разбит под Челябинской крепостью, участвовал в осаде Оренбурга, однако был разбит, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

Салават Юлаев руководил восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).

В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана.

25 ноября 1774 года команда поручика В.Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу. [4] [5]

Каторга

Ты далёко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры! [6]

2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до Рогервика.

Балтийский порт, он же Рогервик был основан Петром I. Однако, к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Творчество

Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,
И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?
Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан! [7]

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нём таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на татарском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии. [8]

Читайте также: