Лингвистические игры в рамках внеурочной деятельности по русскому языку начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

В презентации показано, какие лингвистические игры можно использовать на уроках: анаграммы, метаграммы,филворды, шарады, кроссворды и другие.

ВложениеРазмер
lingv.igry_.ppt 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Четвертый лишний ” В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он “ лишний ” , и составьте с ним предложение. 1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки кот наплакал сломя голову тьма-тьмущая черепашьим шагом яблоку негде упасть в мгновенье ока 3) слово в слово 4) попасть впросак тютелька в тютельку попасть на седьмое небо вилами на воде писано попасть в переделку комар носа не подточит попасть в переплет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Одним словом ”: зарубить на носу – запомнить коптить небо - …. пальчики оближешь - …. себе на уме - …. развесить уши - …. куры не клюют - …. прикусить язык - …. вставлять палки в колеса - …. обвести вокруг пальца - . заткнуть за пояс - …. бить баклуши - ….

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ О ком так говорят ?” змея подколодная 7. правая рука белая ворона 8. семи пядей во лбу гусь лапчатый 9. собаку съел тертый калач 10. звезд с неба не хватает забубенная головушка 11. язык без костей желторотый птенец 12. и швец, и жнец, и на дуде игрец

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Восстанови фразеологизм ” Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) : 1) делить шкуру неубитого …. 7) считать …. 2) сесть на любимого …. 8) дразнить …. 3) купить… в мешке 9) брать… за рога 4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота 5) набито как в бочке … 11) прокатить на…. 6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Анаграммы Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п. Слова для игры : араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Метаграммы Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово 1. С звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. 2 . С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас не утаю – Тоже в школе я стою.

Решите звуковые пропорции: к : г = т : ? д : т = б : ? в : ф = з :? к : т = г : ?

Тема: Звонкие и глухие согласные. По горизонтали. 1. В шубе - летом, зимой - раздетый. (Лес.) 2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток.) 3. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.) 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.) 5. Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град.) 6. Что на себе не видишь? (Рост.) По вертикали. 7. С неба - звездой, на ладошке - водой. (Снег.) 8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос.) 9. Семьсот ворот, да один выход. (Невод.) 10. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод.) 11. Слеп да тупорыл, всю 3землю изрыл, мороз пришел - в землю ушел. (Крот.) Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Филворд - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

ШАРА́ДА - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог) Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе овощ я в саду, В стручке на грядке я расту. (фа-соль)

КРИПТОГРАММА — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами .

Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях. Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены виды лингвистических игр, которые можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, во внеклассных мероприятиях (ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы и т.д).

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК A В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

г. Верхняя Пышма

Свердловской области

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Четвертый лишний ” В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он “ лишний ” , и составьте с ним предложение. 1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки кот наплакал сломя голову тьма-тьмущая черепашьим шагом яблоку негде упасть в мгновенье ока 3) слово в слово 4) попасть впросак тютелька в тютельку попасть на седьмое небо вилами на воде писано попасть в переделку комар носа не подточит попасть в переплет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний

В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он лишний , и составьте с ним предложение.

1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки

кот наплакал сломя голову

тьма-тьмущая черепашьим шагом

яблоку негде упасть в мгновенье ока

3) слово в слово 4) попасть впросак

тютелька в тютельку попасть на седьмое небо

вилами на воде писано попасть в переделку

комар носа не подточит попасть в переплет.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Одним словом ”: зарубить на носу – запомнить коптить небо - …. пальчики оближешь - …. себе на уме - …. развесить уши - …. куры не клюют - …. прикусить язык - …. вставлять палки в колеса - …. обвести вокруг пальца - . заткнуть за пояс - …. бить баклуши - ….

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Одним словом ”:

зарубить на носу – запомнить

коптить небо - …. пальчики оближешь - ….

себе на уме - …. развесить уши - ….

куры не клюют - …. прикусить язык - ….

вставлять палки в колеса - ….

обвести вокруг пальца - .

заткнуть за пояс - ….

бить баклуши - ….

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ О ком так говорят ?” змея подколодная 7. правая рука белая ворона 8. семи пядей во лбу гусь лапчатый 9. собаку съел тертый калач 10. звезд с неба не хватает забубенная головушка 11. язык без костей желторотый птенец 12. и швец, и жнец, и на дуде игрец

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА О ком так говорят ?”

  • змея подколодная 7. правая рука
  • белая ворона 8. семи пядей во лбу
  • гусь лапчатый 9. собаку съел
  • тертый калач 10. звезд с неба не хватает
  • забубенная головушка 11. язык без костей
  • желторотый птенец 12. и швец, и жнец, и на

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Восстанови фразеологизм ” Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) : 1) делить шкуру неубитого …. 7) считать …. 2) сесть на любимого …. 8) дразнить …. 3) купить… в мешке 9) брать… за рога 4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота 5) набито как в бочке … 11) прокатить на…. 6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Восстанови фразеологизм

Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) :

1) делить шкуру неубитого …. 7) считать ….

2) сесть на любимого …. 8) дразнить ….

3) купить… в мешке 9) брать… за рога

4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота

5) набито как в бочке … 11) прокатить на….

6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Анаграммы Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п. Слова для игры : араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Анаграммы

Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п.

Слова для игры : араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Метаграммы Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово 1. С звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. 2 . С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас не утаю – Тоже в школе я стою.

Метаграммы

Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово

1. С звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

2 . С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

Решите звуковые пропорции: к : г = т : ? д : т = б : ? в : ф = з :? к : т = г : ?

Решите звуковые пропорции:

к : г = т : ? д : т = б : ?

в : ф = з :? к : т = г : ?

Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Тема: Звонкие и глухие согласные. По горизонтали. 1. В шубе - летом, зимой - раздетый. (Лес.) 2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток.) 3. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.) 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.) 5. Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град.) 6. Что на себе не видишь? (Рост.) По вертикали. 7. С неба - звездой, на ладошке - водой. (Снег.) 8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос.) 9. Семьсот ворот, да один выход. (Невод.) 10. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод.) 11. Слеп да тупорыл, всю 3землю изрыл, мороз пришел - в землю ушел. (Крот.)

Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Тема: Звонкие и глухие согласные.

По горизонтали.

1. В шубе - летом, зимой - раздетый. (Лес.)

2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток.)

3. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

5. Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град.)

6. Что на себе не видишь? (Рост.)

По вертикали.

7. С неба - звездой, на ладошке - водой. (Снег.)

8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос.)

9. Семьсот ворот, да один выход. (Невод.)

10. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод.)

11. Слеп да тупорыл, всю 3землю изрыл, мороз пришел - в землю ушел. (Крот.)

Филворд - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.

Филворд - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

ШАРА́ДА - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог) Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе овощ я в саду, В стручке на грядке я расту. (фа-соль)

ШАРА́ДА - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог)

Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе овощ я в саду, В стручке на грядке я расту. (фа-соль)

КРИПТОГРАММА — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами .

КРИПТОГРАММА — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами .

Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога. Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях.

Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

В чем отличие?


Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры -— разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

Что отрабатываем: логику речи.

Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

Словесная игра “Один день из жизни”

Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Словесная игра “Новый словарь”

Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

Словесная игра “Табу”

Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.

Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).




Лингвистическая игра “Звукообразы”

Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.


Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые игры имеют большое значение для развития речи и мышления учащихся. Они активизируют, расширяют их словарный запас, приучают проводить аналитико-синтетическую работу над словами и предложениями, улучшают фонематический слух у детей, развивают у них орфографическую зоркость, прививают интерес и любовь к русскому языку.

Языковые игры на уроках русского языка в начальной школе

Павлова Зоя Николаевна учитель первой категории

МБОУ ООШ №2 р. п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Языковые игры имеют большое значение для развития речи и мышления учащихся. Они активизируют, расширяют их словарный запас, приучают проводить аналитико-синтетическую работу над словами и предложениями, улучшают фонематический слух у детей, развивают у них орфографическую зоркость, прививают интерес и любовь к русскому языку.

Интересные упражнения и игры на уроках всегда вызывают положительные эмоции у школьников. Во время игры они развивают самостоятельность, инициативу в усвоении и закреплении учебного материала. Учат коммуникативности и общению при работе в паре и группе.

Благодаря языковым играм дети имеют возможность применять на практике свои знания и умения. Интересные упражнения и языковые игры используются на всех этапах урока. С их помощью можно проверять, как ученики выполнили домашнее задание, улучшить понимание нового материала, его закрепления и обобщения знаний.

Содержание и материал интересных упражнений и игр по русскому языку зависит от задач урока, знаний учащихся. Ниже представлены интересные игры по русскому языку. Учитель по образцу может создавать свои, необходимые для конкретного урока русского языка.

1. Из каждого слова - по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Называем слова. Учащиеся должны составить из них новое слово следующим образом: взять из первого слова первый звук и обозначить его буквой, а из второго - второй, из третьего - третий и т. д.

Выигрывает тот, кто первым составит слово и правильно прочтет его.

Мало, миг, сыр (мир);

Пара, перо, тон, мама, канал (пенал);

Заяц, лиса, лом, собака (зима);

Рука, нет, сады, калитка, насос, фабрика, записка (редиска);

Лава, линь, бамбук, молодость, батон (лимон).

2. Кто составит быстрее?

Ученики получают карточки со слогами и буквами, из которых составляют слова.

Материал для игры: мя, та, перь, я, здо, ро, вье, вью, нок, со, ло, вьи

На доске висит таблица с алфавитом. Каждая цифра соответствует порядку, месту буквы в алфавите: а-1, б-2, в-3 и т. д.

Например, слово абрикос цифрами пишется: 1, 2, 20, 10, 14, 18, 21.

Материал для игры:

свекла, медведь, улица, школа, тетрадь, книга, ученик, Родина.

4. Шарады слогов.

Называем слова, указываем, какие слоги из этих слов надо взять, чтобы образовать новое слово. Например: надо взять второй слог слова сама, и первый - слова лошадь, чтобы получилось слово мало.

Первый слог слова бетон, второй - слова серебро и второй - слова ваза (береза).

5. Из букв одного слова.

Из букв данного слова учащимся за определенное время с помощью словаря составить и записать слова, составленные из этого слова:

- Медведь (мед, медь, дед);

- Аквариум (мак, рама, рука, рак);

- Диктант (нитка, кит, танк);

- Жаворонок (жар, ворон, корова, корона, кран, нож, нора, рак, рано);

- Компас (кома, копа, касса, сом, мак, сам, вкус, оса);

- Космонавт (сон, мак, сом, коса, кома, сова, носок, танк, станок).

6. Замени букву, чтобы получилось новое слово.

1. С о металл, которым паяют, его люди хорошо знают, о на с измени, с ним ты предложения сложи. (Олово, слово)

2. Мчусь дорогами я с ш, с л я ягода в саду. (Машина, малина)

3. С т плывет, а с д растет. (Плот, плод)

4. С ш надеваю, с л прыгаю, с п прячу. (шапка, лапка, папка)

5. Яркий цветок на огороде, изменил к на р, в озере в норе. (Мак, рак)

7. Добавь, отними букву, чтобы получилось новое слово.

1. На нем красочные цветы, трава зеленеет, а п добавь - перепашет все, не пожалеет. (Луг, плуг)

2. Город для стоянки кораблей, а с добавь - закалит здоровье всех. (Порт, спорт)

Кружок Занимательный русский. Программа + КТП

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “занимательной грамматике” побуждает учащихся расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому система занимательных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, создает условия для реализации воспитательных возможностей русского языка, усвоения этических норм речевого поведения. Таким образом, данная программа имеет ярко выраженную культурологическую направленность.

Включение элементов занимательности, широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данной программе. В отборе материала к занятиям предполагается ориентация на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между ступенями обучения.

Для воспитания этики общения целесообразно использовать ролевые игры. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Поскольку основным содержанием деятельности учащихся является освоение такого социального опыта, как лингвистические способы ориентации в действительности (понятия способы действия, модели и пр.), позволяющие выполнять занимательные (нестандартные) задания, участвовать в различного рода олимпиадах, программа относится к общеинтеллектуальному направлению.

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

· развитие мотивации к изучению русского языка;

· развитие творчества и обогащение словарного запаса;

· совершенствование общего языкового развития учащихся;

· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

· воспитание культуры обращения с книгой;

· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

· развивать смекалку и сообразительность;

· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

1.3.Организация образовательного процесса

Программа предназначена для работы с учащимися 2-4 классов. Срок реализации программы – 3 года.

Читайте также: