Что является высшей формой эмпатии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данная тема имеет связь с чувственной областью деятельности нашего мозга. Образно – чувственное мышление проявляется ещё одной, чрезвычайно важной формой – эмпатией, способностью человека перевоплощаться во что – либо и сопереживать другим людям, животным, природе и т.д. потребность быть другим и способность удовлетворять эту потребность формируется ещё в детстве. Дети обычно играют роль взрослых: космонавта, учителя, продавца, миллионера, мамы, папы и другие во взрослом состоянии эта способность остаётся, но чаще в виде “угасшей”, заторможенной, забытой доминанты и получает своё развитие в форме “эмпатии”.

Благодаря этому свойству мы приобретаем навык непроизвольного перевоплощения в других людей, а предметы, явления с той целью, чтобы стать на место перевоплощения и постараться почувствовать и понять то, как чувствует он и почему он так поступает.

Эмпатия может наступать не только по отношению к людям, но и к животным, и природе. Она может быть полной (ко всему окружающему миру) и может быть частичной (к объектам). Нас постоянно сопровождает эмпатическое переживание: при общении с друзьями – мы то радуемся за них, то огорчаемся; при общении с детьми – мы то рады за них, то тревожимся за них; при общении с животными - то удивляемся их “разумности”, то не довольны ими. Способность к эмпатии даёт нам друзей, любимых, близких по духу коллег. В нашем организме происходят важные изменения – появляется новое мышление – на этом этапе “инстинктивный” ум человека соприкасается с его “духовным” умом, в результате человек, получает мощный толчок к творчеству. Известно, что для педагога – эмпатия становится его основополагающей способностью.

Эмпатия – это сопереживание чувствам другого человека. Она немыслима без проявления “обратной связи”, то есть человек не только ощущает, что именно чувствует другой, но и, проникаясь его переживаниями, начинает чувствовать то же самое.

Считается, что развитие эмпатии происходит вместе с жизненным опытом, когда методом проб и ошибок человек начинает различать чувственные волны, исходящие от собеседника, точно диагностируя его состояние. Также с личным опытом приходит и нахождение общности в переживаниях друг друга, что, опять же, ведет к эмоциональному объединению.

Одного возможен и иной путь, который позволяет развить в себе сверхчувственное восприятие и вход в резонанс с собеседником. И при этом нет потери наблюдателя, что очень важно, так как чувства другого, без взгляда на них со стороны, могут захлестнуть личное видение ситуации.

По мере проявления ребёнком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой и неживой), то есть эмпатии. Эмпатия - от греч. cmpathtia – сопереживание – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

Различают три вида эмпатии:

è эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

è когнитивнуюэмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);

è предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

­ сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

­ сочувствие– переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

­ содействие– способность помочь человеку в любой жизненной ситуации.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Рефлексия - лат. Reflexio – это обращение назад

а) размышление, самонаблюдение, самопознание;

б) в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов или способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.




В психологии выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей.

Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.

Вывод: Таким образом, зная, что такое эмпатия её виды и уровни можно выяснить на каком уровне развития находится эмпатия у детей младшего школьного возраста и в зависимости от этого продолжать развивать и воспитывать чувство эмпатии. Также зная уровень и вид эмпатии у ребёнка, мы можем подбирать индивидуализированные упражнения и задания для развития у него чувство эмпатии, то есть способность сопереживать и сочувствовать другим людям или животным.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение, а учение осуществляется в процессе общение. Рассмотрим общение как взаимопонимание.

Данная тема имеет связь с чувственной областью деятельности нашего мозга. Образно – чувственное мышление проявляется ещё одной, чрезвычайно важной формой – эмпатией, способностью человека перевоплощаться во что – либо и сопереживать другим людям, животным, природе и т.д. потребность быть другим и способность удовлетворять эту потребность формируется ещё в детстве. Дети обычно играют роль взрослых: космонавта, учителя, продавца, миллионера, мамы, папы и другие во взрослом состоянии эта способность остаётся, но чаще в виде “угасшей”, заторможенной, забытой доминанты и получает своё развитие в форме “эмпатии”.

Благодаря этому свойству мы приобретаем навык непроизвольного перевоплощения в других людей, а предметы, явления с той целью, чтобы стать на место перевоплощения и постараться почувствовать и понять то, как чувствует он и почему он так поступает.

Эмпатия может наступать не только по отношению к людям, но и к животным, и природе. Она может быть полной (ко всему окружающему миру) и может быть частичной (к объектам). Нас постоянно сопровождает эмпатическое переживание: при общении с друзьями – мы то радуемся за них, то огорчаемся; при общении с детьми – мы то рады за них, то тревожимся за них; при общении с животными - то удивляемся их “разумности”, то не довольны ими. Способность к эмпатии даёт нам друзей, любимых, близких по духу коллег. В нашем организме происходят важные изменения – появляется новое мышление – на этом этапе “инстинктивный” ум человека соприкасается с его “духовным” умом, в результате человек, получает мощный толчок к творчеству. Известно, что для педагога – эмпатия становится его основополагающей способностью.

Эмпатия – это сопереживание чувствам другого человека. Она немыслима без проявления “обратной связи”, то есть человек не только ощущает, что именно чувствует другой, но и, проникаясь его переживаниями, начинает чувствовать то же самое.

Считается, что развитие эмпатии происходит вместе с жизненным опытом, когда методом проб и ошибок человек начинает различать чувственные волны, исходящие от собеседника, точно диагностируя его состояние. Также с личным опытом приходит и нахождение общности в переживаниях друг друга, что, опять же, ведет к эмоциональному объединению.

Одного возможен и иной путь, который позволяет развить в себе сверхчувственное восприятие и вход в резонанс с собеседником. И при этом нет потери наблюдателя, что очень важно, так как чувства другого, без взгляда на них со стороны, могут захлестнуть личное видение ситуации.

По мере проявления ребёнком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой и неживой), то есть эмпатии. Эмпатия - от греч. cmpathtia – сопереживание – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

Различают три вида эмпатии:

è эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

è когнитивнуюэмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);

è предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

­ сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

­ сочувствие– переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

­ содействие– способность помочь человеку в любой жизненной ситуации.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Рефлексия - лат. Reflexio – это обращение назад

а) размышление, самонаблюдение, самопознание;

б) в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов или способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

В психологии выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей.

Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.

Вывод: Таким образом, зная, что такое эмпатия её виды и уровни можно выяснить на каком уровне развития находится эмпатия у детей младшего школьного возраста и в зависимости от этого продолжать развивать и воспитывать чувство эмпатии. Также зная уровень и вид эмпатии у ребёнка, мы можем подбирать индивидуализированные упражнения и задания для развития у него чувство эмпатии, то есть способность сопереживать и сочувствовать другим людям или животным.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение, а учение осуществляется в процессе общение. Рассмотрим общение как взаимопонимание.


Что это такое?

Общепринятое определение эмпатии в психологии звучит так: осознанное сопереживание эмоциям окружающих с сохранением ощущения внешнего источника этого душевного порыва. Если объяснять простыми словами, это способность человека чувствовать то же самое, что другой: искренне радоваться вместе с ним (повышается настроение, хочется прыгать от счастья до потолка и петь, улыбка не сходит с лица) или горевать (настроение падает, возникает желание плакать, становится плохо). Но при этом он ни на минуту не забывает о том, что источник таких сильных эмоций его никак не касается, что это не его личные переживания, а совершенно иного человека.

Такая способность объясняется не только внутренними качествами. Да, чаще всего она свойственна тем людям, которых с детства научили сопереживанию и доброте. Нередко она носит врождённый характер. Но это не единственные факторы, которыми она обусловлена. Здесь задействована и физиология. В частности, тип нервной системы. Чувствительные, ранимые, впечатлительные натуры быстро и эмоционально реагируют на переживания тех, кто рядом.

Также в этом виноваты так называемые зеркальные нейроны головного мозга, которые были открыты в 1990 году итальянскими учеными Риццолатти и Галлезе. Именно они отражают состояние и поведение других существ.

Так что эмпатия в основе своей — процесс эмоциональный и физиологический одновременно. Как психологическое свойство, предполагает отражение практически любой чужой эмоции. С точки зрения физиологии, проявляется в виде активной мимики, жестикуляции, слёз, повышения давления, тахикардии, гипергидроза, тремора конечностей и т. д.

Что такое эмпатия

Разграничиваем понятия

Это достаточно новый термин (был введён Э. Титченером в 1912 году), мало изученный и сложный. Поэтому его часто путают с другими близкими понятиями.

Симпатия

Чем отличается симпатия от эмпатии? Начнём с того, что симпатия — устойчивая эмоциональная предрасположенность к кому-либо. Её можно испытывать к коллеге, соседу, дальнему родственнику. Это значит, что человек нравится, вы его понимаете, находите между вами что-то общее, с удовольствием общаетесь с ним.

Эмпатия не отличается устойчивостью. Она может возникнуть на пустом месте, совершенно неожиданно. Например, услышали жалостливую историю по радио — и расплакались, потому что стало жалко её главного героя. Увидели в парке на инвалидной коляске молодого человека без ног — расчувствовались, захотели узнать подробности его судьбы и помочь, подошли, заговорили, глубоко в душе переживая его боль. Но это не значит, что они вам нравятся, вы не сравниваете их с собой и вряд ли готовы в дальнейшем продолжить общение.

Сочувствие

В чём разница между эмпатией и сочувствием? Последнее предполагает выражение беспокойства и заботы, желание помочь. Но это вовсе не значит, что сочувствующий будет испытывать те же эмоции, что и объект его треволнений. Он скажет слова поддержки, окажет посильную помощь, но не более того.

Чтобы лучше понять отличия между этими понятиями, представьте следующую ситуацию. Некто упал в глубокую яму и не может оттуда выбраться. Симпатия — это когда человек, проходящий мимо, сядет на краю и будет разговаривать с упавшим, поддерживая его моральный дух и настрой. Сочувствующий предложит ему сбросить туда еды или пойдёт за помощью. А эмпат прыгнет к нему в яму и разделит с ним его участь.

Признаки эмпата

Обычно эмпатов легко вычислить, потому что проявление этой способности достаточно яркое. Их характерные признаки:

  • высокая чувствительность к эмоциям и переживаниям других людей;
  • интуиция: даже не спрашивая, что произошло, они догадываются об этом;
  • самоотверженность, сострадательность;
  • умение искренне прощать;
  • любознательность;
  • рассеянность и мечтательность; : согласно статистике, среди художников, писателей, музыкантов и дизайнеров эмпатов больше, чем среди бухгалтеров, юристов и инженеров;
  • любовь к животным и природе;
  • нетерпение к насилию, жестокости, злу, несправедливости;
  • свободолюбие.

Чувство эмпатии

Как проявляется эмпатия в общении? Люди, обладающие такой способностью:

Проблема в том, что, если слишком часто проявлять эмпатию, в конце концов человек эмоционально выгорает. Моральное истощение приводит к депрессиям и сознательному, добровольному отшельничеству.

Виды эмпатии

  • эмоциональная — подражание поведению другого человека, проекция его моторных и аффективных реакций;
  • когнитивная — сопереживания с включением интеллектуальных процессов (сравнения, анализа, аналогий и т.д.);
  • предикативная — способность предсказывать аффективные реакции и поведение другого в определённых ситуациях.

В зависимости от степени и яркости проявления, есть также:

  • повышенная — максимальный уровень сопереживания и сопричастности;
  • средняя;
  • заниженная;
  • низкая.

Что является высшей формой эмпатии? Сопереживание — прочувствование тех же эмоций, что испытывает другой человек, через идентификацию с ним. Некоторые специалисты сюда же относят и сочувствие — отзывчивое отношение к чужим переживаниям. Но большинство разграничивают данные понятия.

Виды эмпатии

Плюсы и минусы этого качества

Большинство людей считает, что понимание эмоций и способность к эмпатии — один сплошной плюс. Ведь это означает наличие милосердия, доброты и прочих высоких моральных качеств. Однако психологи не разделяют такого мнения и не могут сказать однозначно, хорошо или плохо сказывается такая восприимчивость на самом человеке.

  • развитая интуиция, позволяющая избегать плохих людей и правильно выбрать жизненный путь;
  • умение наладить хорошие отношения буквально с каждым;
  • всеобщая любовь;
  • богатый внутренний мир;
  • высокодуховность;
  • способности к творчеству;
  • высокий уровень интеллекта;
  • отсутствие обиды.
  • неспособность контролировать эмоции, связанные с чужими переживаниями;
  • зависимость настроения от других;
  • риск эмоционального выгорания;
  • финансовые проблемы (эмпаты раздают деньги направо и налево тем, кто в них нуждается);
  • закрытость в себе, неспособность поделиться своими личными переживаниями, душевное одиночество.

Для окружающих эмпаты — на вес золота. Но сами они нередко страдают от своих сильных и ярких эмоций.

Диагностика

Чтобы выявить наличие и уровень данной способности, проводится психологическая диагностика. Самые популярные методы — тестирование и карта эмпатии.

Тест на эмпатию Бойко

Прочитайте утверждения и проставьте напротив каждого плюс или минус.

Тест на определение уровня эмпатии Бойко

За каждую букву поставьте по 1 баллу. Посмотреть, сколько набрали за каждую из них. Это значит, что какие-то каналы развиты хорошо, а остальные — не очень или совсем отсутствуют.


Посчитайте общее количество баллов и определите уровень:

  • более 30 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • 22-29 — средний;
  • 15-21 — заниженный;
  • менее 14 — очень низкий.

Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана

Задание такое же, как и для предыдущего теста.

Опросник на эппатию Мехрабиана

Подсчитайте количество баллов:


Практические советы

Проблема 1 — отсутствие эмпатии. Её можно развить как у взрослых, так и у детей:

  • искренне интересоваться делами, чувствами и мыслями других;
  • во время разговора не отвлекаться на посторонние дела;
  • сосредотачиваться на другом человеке, а не на себе; растворяться в его проблемах;
  • расширять круг знакомых, узнавая о каждом что-то личное, требующее сопереживания;
  • стать волонтёром;
  • не проходить мимо чужого горя;
  • учиться слушать и слышать;
  • смотреть трогательные фильмы, читать классику.

Более подробные советы, как развить эмпатию, можно прочитать в книгах Синди Дейла.

Развитие эмпатии

Проблема 2 — чрезмерное чувство эмпатии. Его можно ослабить:

О том, как избавиться от эмпатии, тоже можно прочитать у Синди Дейла. Голландский ученый-биолог Франс де Вааль предлагает для этой цели разграничить всех людей на своих и чужих. Если сознание будет воспринимать большинство окружающих как посторонних, оно заблокирует чувство сопереживания по отношению к ним.

Это одна из тех человеческих способностей, которая вызывает множество вопросов. Неоднозначные мнения, чего в ней больше — хорошего или плохого — приводят к дискуссиям в научных кругах. Проводятся исследования, разрабатываются новые опросники и тесты. Возможно, в скором будущем эта категория станет более понятной и контролируемой.

человек испытывает эмоции

Эмпатия — умение сопереживать и понимать окружающих существенно облегчает коммуникацию, открывая возможности для долгосрочного и легкого общения.

человек испытывает эмоции

Отличие от симпатии

Какие качества определяют эмпатичного человека?

  • переживание эмоций похожих на испытываемые собеседником,
  • способность принимать чужое мнение,
  • интуитивное понимание состояния и чувств собеседника,
  • способность примерять роли других людей,
  • способность взглянуть и оценить ситуацию с позиции другого человека.
  • слабых,
  • функциональных,
  • профессиональных.

Первые хорошо воспринимают эмоции окружающих, но плохо контролируют свои. Из-за этого страдают от стрессов или эмоциональных перегрузок.
Функциональные эмпаты не только хорошо понимают чувства других, но и способны контролировать свои, чрезмерно не вовлекаясь в ситуацию.
Профессиональные – отлично определяют состояние собеседника, способны анализировать и управлять эмоциями.

Какую роль эмпатия играет в общении?

проявление сочувствия

Как показали исследования, эмпатия влияет на уровень и качество жизни человека. Лица с более высоким уровнем эмпатии более успешны, легче достигают своей цели.

У таких людей карьера строится быстрее, больше друзей, крепче семья. Ведь умение понимать людей делает человека доброжелательнее, ему нет нужды манипулировать близкими (или коллегами).
Сопереживание помогает не только в личных отношениях, но и в деловых. Оно существенно облегчает переговоры. Способность слышать партнера, демонстрировать то, что ты понимаешь оппонента, помогает найти выход из конфликтной ситуации гораздо быстрее.
Людям искусства хорошо развитая эмпатия помогает в творчестве. Актерам легче вжиться в роль и понять персонажа, писателям – описать особенности характера героя, мотивы его поступков.

Виды и формы

Для лучшего понимания такого явления как сопереживание Титчнер предложил следующую классификацию:

  • эмоциональная,
  • когнитивная,
  • предикальная.

Эти виды тесно связаны друг с другом и, как правило, не существуют по отдельности.
Под эмоциональной эмпатией понимают способность воспринимать и подражать эмоциям окружающих. Человек готов откликнуться на чувства собеседника. Происходит единение, когда один человек понимает другого. Его визави чувствует искреннее внимание. Это приводит к снятию эмоционального напряжения, способствует разрешению проблемной ситуации.
Когнитивная эмпатия – это не только понимание чувств другого, но и способность анализировать эти чувства и мысли, находить причины, приведшие к данному состоянию и способы выйти из него. Этот вид эмпатии лежит в основе психологической помощи.
Под предикативной эмпатией понимают способность не только ощущать и анализировать эмоции другого человека, но и предугадывать его реакции в той или иной ситуации. Это умение бесценно при решении конфликтов и ссор.

Девочка проявляет сопереживание

Психологи выделяют следующие формы эмпатии:

  • сопереживание,
  • сочувствие.
  • Сопереживание – это ситуация, когда человек испытывает те же чувства, что и собеседник (герой фильма, книги).
  • Сочувствие подразумевает, что у человека появляются личные чувства к визави и его проблеме (сочувствие, жалость).
  • Например, при просмотре фильма эмпат может заплакать вместе с героем и это будет сопереживание, или начать жалеть его, что будет уже сочувствием.
  • Или, когда в разговоре с другом последний испытывает злость на кого-то, сопереживающий эмпат тоже разозлится, сочувствующий – попробует успокоить, выражая при этом свои эмоции.

Уровни эмпатии

В психологии выделяют четыре уровня эмпатии. Они различаются степенью заинтересованности чувствами других людей и тем, насколько проявляются сочувствие и сопереживание.

  • повышенный,
  • высокий,
  • нормальный,
  • низкий.

Повышенный. Люди с таким уровнем эмпатии, вникая в проблемы и эмоции окружающих, перестают их отделять от своих. Они слишком впечатлительные и ранимые, иногда понимают окружающих лучше, чем самих себя, часто испытывают беспричинное чувство вины. Это приводит к эмоциональным перегрузкам и повышенной тревожности.

Психологи такое состояние называют аффективной эмпатией. Человек, научившийся справляться со своей повышенной эмпатией и контролирующий себя, сможет достичь больших высот в области психологии, PR, маркетинга и других сферах.

Высокий. Человек хорошо понимает переживания окружающих, при этом чрезмерно не вовлечен в них. Это деликатные люди искренне и тепло относящиеся к родным и близким, коммуникабельные и живут активной социальной жизнью. Случается, что люди с высоким уровнем эмпатии несколько зависимы от общественного мнения и нуждаются в постоянном одобрении своих действий.

Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Человеку с нормальным уровнем эмпатии понятны чувства других, но он остается к ним равнодушным. Исключением становятся родные и близкие.

Низкий. Лица с низким уровнем эмпатии не способны взглянуть на ситуацию под другим углом, считают свою точку зрения единственно верной. Это люди сосредоточенные лишь на своих проблемах. Им не комфортно общение с окружающими. Как правило, у антиэмпатов узкий круг общения и практически нет друзей.

Можно ли развить в себе это качество?

тренинг по развитию эмпатии

Эмпатия считается врожденным чувством, которое либо развивается в течение жизни, либо слабеет.

У детей

Эмпатию можно наблюдать и у младенцев, находящихся рядом, когда плач одного заставляет плакать остальных. Дальнейшее развитие эмпатии и ее уровень будет зависеть от родителей, методов воспитания, круга общения. На формирование способности к сопереживанию у дошкольников влияют следующие факторы:

  • теплые, доверительные, полные любви отношения в семье,
  • наблюдение за тем, как взрослые проявляют эмпатию по отношению к окружающим. Видя, как родители переживают за других, дети могут представить себя в роли страдающего человека.
  • доброе отношение к животным, как домашним, так и уличным. Важно пояснять ребенку, что и кошке и собаке может быть больно. Наличие дома питомца помогает развить высокий уровень эмпатии.

Благодаря состраданию и сочувствию ребенок изучает отношения между людьми. Понимание собственных эмоций позволяет детям искать и видеть их проявление в окружающих.

Если ребенок не проявляет эмпатию, то необходимо развивать эту способность при помощи специальных игр. Ведь человек, не понимающий чувства других людей, столкнется с трудностями в деловой и личной жизни.

У подростков

В подростковом возрасте для развития эмпатии важно сохранить доверительные и любящие отношения с родителями. Подросток должен понимать, что его в любом случае поддержат и не отвергнут. В этом возрасте у детей особенно хорошо развита эмоциональная эмпатия, они легко принимают и разделяют переживания другого как положительные, так и отрицательные.

В зрелом возрасте

В психологии существует разнообразные методы по развитию эмпатии. Это могут быть тренинги или индивидуальная работа со специалистом. Работать над развитием сопереживания можно и самостоятельно. Главное не отступать от намеченной цели.

Ниже приведены несколько популярных техник для развития эмпатии. Это игры, в которые можно практиковать вместе с друзьями.

Для самостоятельного развития эмпатии необходимо учиться:

  • активному слушанию, отказу от оценок и критики собеседника,
  • наблюдать за поведением людей для выяснения первопричины их реакций, оценивать их объективно,
  • пытаться ставить себя на место другого человека, смотреть на ситуацию под другим углом. В этом могут помочь книги и фильмы.
  • вступать в беседу с незнакомцами,
  • анализировать свои чувства, развивая эмоциональную память.

Именно потому, что эмпатия – врожденная способность и присуща всем людям, развивать и совершенствовать ее можно всю жизнь.

Достоинство или недостаток?

Эмпатия как способ завести друзей

Умение сопереживать другим людям, понимать мотивы их поступков, возможность смотреть на ситуацию с позиции другого человека действительно бесценные навыки, помогающие не только в личной жизни.

Эмпатия дает следующие преимущества:

  • большие перспективы в карьерном росте,
  • способность оказать эффективную помощь окружающим,
  • эмпата довольно сложно обмануть,
  • возможность не допускать конфликты или разрешать их на начальном этапе.

Эмпатией важно уметь управлять и контролировать, иначе все ее плюсы могут обернуться минусами. Особенно это важно для людей с высоким уровнем сопереживания. Им не нужно забывать переключаться на свои собственные чувства, анализировать их. Не оставлять без внимания собственное здоровье, уделять время хобби.

Какие же недостатки есть у эмпатии, особенно повышенной:

  • быстрое эмоциональное выгорание,
  • повышенная тревожность,
  • риск развития проблем с психикой,
  • чрезмерная чувствительность и ранимость.

Что такое эмпатия? Под эмпатией в психологической науке понимается способность воспринимать проблемы окружающих людей как свои собственные, при этом проявляя сопереживание.

эмпатия

Развитое чувство эмпатии делает человека чутким, бескорыстным и отзывчивым. Надо признать, далеко не каждая личность способна на подобные переживания. Некоторые […]

Развитое чувство эмпатии делает человека чутким, бескорыстным и отзывчивым. Надо признать, далеко не каждая личность способна на подобные переживания. Некоторые индивиды, напротив, настолько сосредоточены на самих себе, что проблемы других людей определенно перестают их волновать. Чтобы прийти в состояние эмпатии, нужно быть определенно самодостаточной личностью. Рассмотрим подробнее составляющие этого понятия.

Уровни эмпатии

Уровни эмпатии указывают на то, насколько это качество проявлено у конкретного индивида. В психологической науке принято выделять основные три. Таким образом, можно постараться проанализировать собственные поступки и действия.

Низкий уровень

Низкий уровень эмпатии часто имеет место быть у равнодушных людей, которых мало трогают страдания окружающих. Он указывает на то, что индивиды привыкли заботиться только о себе. У них сформировалась привычка не обращать внимания на эмоциональное состояние тех, кто находится рядом. Эти люди обычно целиком погружаются в какие-то повседневные дела и мало времени уделяют эмоциям. Даже собственные чувства у них за редким исключением остаются достаточно неосознаваемыми и нераскрытыми. Человек может долгое время не понимать, что с ним происходит, отрицать свои чувства и проявлять нетерпимость к слабостям окружающих. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. Духовная сторона личности развивается слабо, поскольку у человека отсутствует стремление анализировать собственные поступки.

Средний уровень

Имеют большинство людей вне зависимости от профессиональной деятельности и занимаемой должности. Средний уровень эмпатии характеризуется умением оказать поддержку в нужный момент. Люди в основной своей массе умеют слушать друг друга. Понимание рождается из схожего опыта, когда один человек ясно представляет себе, что в данный момент испытывает другой. Средний уровень эмпатии означает, что личность вполне способна понять переживания другого индивида. Однако постоянно фокусировать внимание только лишь на этих мыслях она не станет. Большинство людей способны утешить и оказать своевременную поддержку, при этом особенно не погружаясь в чужие проблемы. Так срабатывает реакция психологической защиты: каждого в первую очередь заботят свои собственные обстоятельства, а трудности случаются у всех.

Высокий уровень

Высокий уровень эмпатии проявляется стремлением быть максимально полезным окружающим. Такой человек действительно переживает, если на его глазах с кем-то несправедливо обошлись. Индивид старается чем-то помочь в любом случае, вне зависимости от того, удобно ли это ему самому или нет. Он предпочитает взаимодействовать с людьми осторожно, чтобы исключить всякую возможность обидеть собеседника. Высокий уровень эмпатии отмечается у сравнительно небольшого числа людей. Ведь для того, чтобы сделать сопереживание важной составляющей своей жизни, нужно научиться думать не только о себе. В основном люди настолько сильно погружены в свои проблемы, что не находят моральных сил для того, чтобы долгое время концентрироваться на переживаниях окружающих.

Виды эмпатии

В психологии принято выделять несколько основных видов эмпатии. Все они тесным образом связаны друг с другом и способствуют раскрытию душевных сил. Эти виды эмпатии затрагивают отношения с другими людьми. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная эмпатия

Подразумевает, что мы подключаемся к чувствам другого человека и начинаем воспринимать их как свои собственные. Достичь такого состояния возможно тогда, когда один человек глубоко погружается в переживания другого. При этом многие люди отмечают, что начинают испытывать ту же душевную боль и терзания, что и их собеседник. В большинстве случаев этот вид эмпатии формируется на фоне совместных переживаний. Человек только тогда способен понять другого, когда сам в той или иной степени пережил подобные эмоции в своей жизни.

Когнитивная эмпатия

Представляет собой такое сопереживание, когда мы стараемся понять оппонента путем анализа его поступков. Этот вид эмпатии характеризуется умением сравнивать, анализировать, делать определенные выводы. Чем более ответственен сам подход, тем выше эмпатия. Когда личность действительно стремится понять другого, она должна отбросить всяческие предубеждения.

консультация психолога

Предикативная эмпатия

Вид эмпатии, который означает умение предугадывать чувства и настроения своего собеседника. Эмпатия основывается на стремлении не просто понять, но услышать истинные мотивы, побудившие оппонента поступить определенным образом. Чем сильнее будет стремление сделать что-то хорошее для другого человека, тем более ощутимым станет результат.

уровни эмпатии

Проявления эмпатии

Как распознать признаки эмпатии? По каким параметрам можно определить, что человек готов быть чутким, воспринимающим и действительно отзывчивым? Истинную эмпатию распознать нетрудно. Нужно только начать внимательнее относиться к окружающим, следовать голосу собственного сердца. Рассмотрим подробнее проявления эмпатии.

Готовность прийти на помощь

Каждому из нас время от времени может потребоваться поддержка. В этом нет ничего зазорного и удивительного. Обстоятельства иногда бывают выше возможностей человека, так что, оказавшись в сложной ситуации, не мудрено и растеряться. Готовность прийти на помощь – чрезвычайно необходимое умение, которое ни в коей мере нельзя назвать лишним. Человек, который стремится оказаться действительно полезным, не способен причинить боль другому. Индивид с широкой душой на самом деле обнаруживает в себе стремление отдавать, делать добро, быть максимально полезным. Развитие эмпатии предполагает, что индивид постоянно ищет дополнительные возможности для того, чтобы оказаться полезным как можно большему количеству людей. Некоторые личности вполне отчетливо осознают, что им доставляет особенную радость приносить пользу окружающим. Таким образом, укрепляется вера в себя и собственные перспективы. Чем больше мы делаем для других, тем становимся отзывчивее, начинаем осознавать подлинную ценность собственной жизни.

Умение слушать

Во все времена это умение ценилось на вес золота и характеризовало человека с лучшей стороны. Как правило, это выражается в стремлении выслушать собеседника и дать ему полезный совет. При этом всяческие осуждения и проявления негатива отходят на второй план. Умение слушать – чрезвычайно полезный навык, который способен оценить каждый цивилизованный человек. Когда вас внимательно выслушивают, создается впечатление собственной нужности и значимости. Эмпатия рождается из стремления понять, вникнуть в определенные жизненные обстоятельства. Когда мы делимся друг с другом мыслями, которые представляют собой определенную важность, то получаем чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Эмпатия невозможна без внимательного выслушивания. Только тогда, когда люди чувствуют, что их проблемы не безразличны окружающим, они могут быть счастливыми, оставаться внутренне удовлетворенными.

Активное сопереживание

Эмпатия характеризуется таким проявлением как сильное сопереживание. Это не просто небезразличное отношение, а подлинное участие в жизни близкого человека. Если индивид не просто понимает, что в определенной ситуации ощущает другой, но проникается всей душой, то это подлинное сопереживание. Такая личность действительно имеет все возможности для того, чтобы оказать значимую помощь и поддержку. Эмпатия предполагает, что личность окажется достаточно зрелой и самодостаточной для того, чтобы определиться со своими истинными ценностями. Способность помогать является одной из самых значимых. Если бы люди научились больше ценить заботу и покровительство, то смогли бы обрести полное удовлетворение жизнью.

Способность к рефлексии

Эмпатия заставляет человека постоянно анализировать собственные поступки. Индивид подвергает детальному рассмотрению все свои действия, которые он совершил в прошлом или только собирается совершить в будущем. Эмпатия способствует лучшему раскрытию чувств, высвобождению внутренней энергии. В этом случае индивиду становится легче понять окружающих людей. Их мысли, поступки и желания не остаются для него чем-то загадочным и неприемлемым. Способность к рефлексии – вещь довольно полезная, позволяющая анализировать происходящие события. В результате личность может делать определенные выводы, принимать решения, которые благоприятным образом влияют на душевное состояние. Рефлексия позволяет отслеживать изменения в собственном настроении и благотворно действует на возможность понимать других людей.

Таким образом, эмпатия является неотъемлемым элементом, который способствует установлению понимания между людьми. Благодаря эмпатии человек получает возможность взглянуть на ситуацию изнутри, обнаружить для себя какие-то значимые детали. Если у вас имеется какая-то проблема, связанная с взаимопониманием с другими людьми, то можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Пытаться решать все трудности в одиночку – не лучший вариант. Работа со специалистом поможет понять значимые характеристики эмпатии, наметить конструктивные пути выхода из неудовлетворительной ситуации.

Читайте также: