Какие нужно пройти курсы для преподавания в школе

Обновлено: 05.07.2024

Одна из особенностей профессии учителя в том, что он сам постоянно учится, это необходимое условие его работы. Учителю важно не только разбираться в тонкостях своей сферы деятельности, но и иметь знания в близлежащих областях науки, ориентироваться в актуальной новостной повестке, а также разбираться в психологии и теории преподавания. Как найти время на обучение в плотном графике учителя, на что обратить внимание и какие ресурсы использовать?

Когда учителю заниматься развитием профессиональных навыков

Курсов для развития профессиональных навыков учителя очень много. Все они занимают время. Вот несколько советов для того, чтобы выбрать наиболее подходящие вам курсы и составить план обучения.

1. Определите свои цели и решите, какие темы для вас сейчас наиболее актуальны, и зачем вам нужен курс.

Чтобы выбрать максимально подходящий курс, ответьте на вопросы:

  • Нужен ли вам сертификат? Если подходит время для курсов повышения квалификации, поймите, какое необходимое количество часов вам нужно прослушать. Если курс предлагает бесплатно прослушать вводную часть, посмотрите на лектора, его подачу, и решите, нравится ли он вам.
  • Вы хотите узнать что-то новое в рамках своего предмета, вам интересны общепедагогические темы или вы хотите выйти за рамки своей предметной области?
  • С какими трудностями вы в последнее время сталкивались на работе? Какие темы были бы для вас актуальны?
  • Какой формат участия для вас сейчас предпочтителен: вы хотите просто слушать лекции, слушать и самостоятельно выполнять задания или слушать, выполнять задания и получать обратную связь от коллег?

Ответив на эти вопросы, вы поймете, есть ли у вас сейчас возможность заняться тем, что не относится к вашей профессии, или вам лучше сосредоточиться на своем предмете или общепедагогических темах, и какой формат курса подходит вам больше всего.

2. Оцените свои навыки преподавания.

Перед прохождением курса вспомните о поставленных целях и оцените свой уровень знаний и навыков. Так по итогам обучения вы поймете, были ли занятия полезны и насколько вы выросли в профессиональном плане. Впоследствии на основе этих наблюдений вы сможете выбрать новые курсы.

Оценить свои навыки можно самостоятельно или с помощью диагностики. Например, профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования Джон Хэтти на основе исследования в сфере педагогики выделил шесть компетенций успешного учителя, которые влияют на образовательный результат:

  • умение анализировать свои действия;
  • ориентация на результат;
  • способность наладить сотрудничество с коллегами для повышения учебных результатов учеников;
  • побуждение учеников к развитию;
  • умение искать индивидуальный подход к детям;
  • умение выстраивать с учениками доверительные отношения.

Чтобы понять, с развития каких компетенций учителя вам нужно начать, пройдите бесплатные онлайн-тесты на сайте Я.Учитель. Ниже вы найдете подборку курсов для развития каждой компетенции.

3. Выделите время для прохождения курсов.

Минимально допустимый объем освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, поэтому поймите, в какой день недели и в какое время вам будет удобно проходить обучение.

Честно прикиньте, сколько времени в день и в неделю вы готовы выделить. Так, несущественные 20 минут в день, потраченные на обучение, по итогам рабочей недели дают 1 час 40 минут занятий. Либо решите, что вам удобнее выделить время на выходных и сразу позаниматься два часа подряд.

Подробно о приемах тайм-менеджмента, которые помогут вам организовать время и упорядочить свой график учителя, мы писали здесь .

4. Составьте график обучения.

Выделив время на обучение в календаре, придерживайтесь своего расписания. Старайтесь не пропускать занятия. Если вы будете последовательны, то, во-первых, так курсы будут эффективными, а во-вторых, благодаря выполнению запланированного вы будете довольны собой. Но не корите себя, если в ваши планы вписались неожиданные дела или вы решили потратить время на отдых и восстановление – продолжайте обучение с новыми силами на следующий день.

5. Посоветуйтесь с коллегами в школе и в образовательных сообществах.

Другие преподаватели уже могли проходить тот или иной курс по вашей специальности или по общепедагогическим темам. Спросите совета у коллег или педагогов в группах в социальных сетях, чтобы быть более уверенным в выборе курса.

Мы подготовили для вас подборку курсов для развития компетенций учителя и платформ с качественными образовательными программами. Просматривайте эти ресурсы, потому что некоторые интересные курсы идут периодически: осенью-зимой и зимой-весной.

1. Подборка ресурсов с курсами для педагогов для повышения квалификации и освоения общепедагогических тем:

2. Подборка курсов для развития каждой из компетенций учителя на основе системы профессора Джона Хэтти:

3. Подборка ресурсов с общеобразовательными темами, не направленные конкретно на педагогов. Эти площадки можно рекомендовать и ученикам.

Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


385 929 1550 1444 932 1219 1112 1081 745 913 1560 996 1128 1596 418 949 958 238 956 1197 1556 974 747 1387 648 1406 966 1075 404 534 205 421 788 73 442 912 1386 607 1053 1228 941 916 428 1549 393 435 235 331 894 231 1553

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как стать хорошим учителем начальных классов?

На учителя начальных классов ложится особая ответственность, ведь он работает с детьми на одном из самых сложных этапов – во время адаптации к школе. Поэтому к профессиональным и личным качествам этого специалиста предъявляются особенно строгие требования, а новичку не обойтись без советов опытных коллег.

Цели и задачи учителя начальных классов

Главная цель специалиста – обучение и воспитание детей с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), то есть проведение уроков и других занятий в соответствии с учебным расписанием. Также учитель организует и проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, походы в театры и т. д. Он контролирует, чтобы учебные программы по предметам и внеучебной деятельности соответствовали ФГОС НОО. Учитель оценивает уровень знаний детей путем регулярной проверки тетрадей, устных опросов, проведения контрольных работ и т. д.

Учитель младших классов сопровождает и поддерживает личностное развитие детей, определяет их образовательных запросы и потребности, склонности, интересы. Он составляет тематические планы работы на каждую учебную четверть, рабочие планы на каждый урок и внеурочное занятие, ведет журналы и другую рабочую документацию, поддерживает в порядке учебный кабинет. В его обязанности входят взаимодействие с другими учителями, педагогом-психологом, родителями детей или заменяющими их лицами.

Какое образование нужно учителю начальных классов?

Требования к образованию специалистов устанавливаются профстандартом для педагогов. Для работы нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю. Также устроиться в школу можно с дипломом любого непедагогического вуза, колледжа или техникума при условии прохождения переподготовки на учителя младших классов.

Где и как можно пройти профпереподготовку?

Самый универсальная и полная программа:

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов

Он знакомит Слушателей с общепрофессиональными дисциплинами (психологией, педагогикой, теорией и методикой воспитания, методологией обучения). Также в учебный план входит изучение особенностей преподавания разных предметов из программы начальной школы (русского языка, математики, естествознания, чтения, дисциплин эстетического цикла), организации внеурочной деятельности учеников 1-4 классов с учетом требований ФГОС НОО.

Также у нас есть программы с присвоением дополнительных квалификаций, например, квалификации преподавателя педагогики начального образования или воспитателя детей дошкольного возраста. Можно пройти обучение для учителей начальных классов с подготовкой в области преподавания русского языка, математики и других предметов программы основного общего образования.

Нужно ли повышать квалификацию?

Все работники образования обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года. Без этого не получится подтвердить свое соответствие занимаемой должности или повысить квалификационную категорию. У нас вы можете дистанционно* окончить курсы по разным вопросам работы учителя начальных классов – от охраны здоровья детей до методов и приемов преподавания шахмат или основ религиозных культур и светской этики. Обучение подтверждается выдачей удостоверений о повышении квалификации.

Советы начинающим специалистам – как стать хорошим учителем начальных классов?

Где пройти дистанционное обучение на учителя начальных классов?

  • Помните, что физиологическая адаптация детей к школе продолжается всю начальную ступень обучения. Облегчите этот процесс, чтобы длительное напряжение и переутомление не сказались на здоровье ваших учеников. В течение каждого урока или внеурочного занятия меняйте виды деятельности, избегайте задач, в которых детям приходится долго фиксировать взгляд на одном предмете или выполнять монотонные движения, отдавайте предпочтение наглядным методам обучения и практическим заданиям.
  • Регулярно проводите персональную работу с учениками, у которых наблюдаются проблемы с адаптацией к школе. Разъясняйте им непонятные темы, давайте поручения, помогающие вписаться в коллектив. Особое внимание обращайте на детей, у которых есть особенности в поведении или психофизическом развитии.
  • Используйте с детьми активно-положительный стиль педагогического общения. Настраивайте учеников на работу, будьте требовательными и заинтересованными в результатах работы всего класса и каждого ребенка в отдельности. Оказывайте детям поддержку в трудные минуты, находите время для неформального общения.
  • Старайтесь, чтобы обучение и воспитание были единым комплексным процессом. Например, изучая литературное произведение на уроке чтения, разбирайте с детьми поступки героев и вместе давайте им морально-нравственную оценку.
  • Ежедневно работайте над созданием в классе благоприятного социально-психологического климата. Организуйте разнообразные коллективные мероприятия, старайтесь включать в учебную и внеучебную деятельность всех детей, в том числе неактивных, с низким социальным статусом. Будьте в курсе переживаний и радостей каждого ребенка. Во время замечайте и разрешайте конфликты.
  • Поощряйте социальную активность и креативность детей. Научите их задавать вопросы, если что-то непонятно, предлагать свои идеи по учебной и внеучебной деятельности, делится радостями и искать поддержки у сверстников и взрослых, когда возникают какие-то трудности.
  • Используйте в работе игровые приемы. Вплоть до 10-11 лет игра остается ведущим видом деятельности ребенка, поэтому способствует лучшему усвоению учебных материалов, формированию правильных моделей поведения.
  • Каждый день анализируйте свою деятельность, ищите новые эффективные методы и приемы обучения, обращайтесь к опытным коллегам за советами.

Учитель начальных классов закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, участвует в самой активной фазе социальной адаптации ребенка. Поэтому в эту профессию должны идти люди, которые готовы к трудностям, любят детей, умеют прислушиваться к опыту старших коллег и подстраивать его под условия современного образования.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или
консультацию

Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями. Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть. Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка


Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка


Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть. Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете. Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура


Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

Читайте также: