Личность как ценность и мир ценностей личности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки российской федерации

Ф едеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение

Форма проведения: Доклад

Подготовил и провел:

Личность как высшая ценность

Личность - это способность
человека быть господином
самому себе.
Иммануил Кант

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность - это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека. Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.

Я думаю, что стать личностью – это значит,

во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию;

во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью.

Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно является своей жизнью.

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку. Что важно знать воспитателям.

Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

2. Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

3. Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

4. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu

Важнейшим фактором, определяющим функционирование культуры, ее носителем является личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или не срабатывают, подвергаются разного рода трансформации, индивидуализируются. Личность в культуре часто рассматривается как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Но это лишь базовая характеристика индивида, вписанного в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.

Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реальное функционирование присущих культуре норм и ценностей и тех отклонений от норм, которые неизбежны в реальной жизни.

Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты общепринятого норматива или же разнообразия, которое допустимо в рамках определенной культуры, культурной среды какой-либо общности.

Степень индивидуализации сильно отличается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

Социокультурные факторы поведения личности раскрываются при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде определенных позиций: классовых (предприниматель или наемный работник), профессиональных (рабочий, фермер, военный, ученый), семейных (муж, жена, дети). Но каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (ленивый или старательный студент). Таким образом, индивид предстает как фрагментарная и частичная личность, как носитель разных ролей, относящихся к разным сферам и типам культуры.

В культурном плане проблематика освоения и сочетания ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между представителями разных групп, для социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако, отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.

Во-вторых, это внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать целостность социально-культурной среды. Поэтому такая внутренняя самостоятельность может выражаться в скрытности личности, двоемыслии и лицемерии. В истории общества длительное время шла борьба между общепринятыми принципами морали и проявлениями личной инициативы. Феномен лицедейства все чаще проявляет себя как право индивида отдавать отчет только самому себе. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.




В разговоре об индивидуализме основной акцент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и его реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельности, на его ответственность за свою судьбу и благополучие своей семьи, на способность личности активно проявлять самостоятельность, инициативу, предприимчивость.

Возникновение, оформление такой ориентации, превращение ее в массово-признанную, активно воздействующую на судьбы общества, связано со сложной и многомерной совокупностью социальных процессов. Так, становление индивидуализма нельзя понять вне связи с процессом развития свободного, в принципе, открытого для всех членов общества индивидуального предпринимательства, свободных рыночных отношений и соответствующих этим отношениям форм конкуренции. Важна также взаимосвязь исторических судеб индивидуализма с процессом создания форм демократии, позволяющих индивиду в той или иной мере влиять на процедуры принятия законов и социальных решений, с процессом утверждения основных прав человека и политических свобод.

Опыт нашей страны показывает, что односторонний акцент на коллективизм, который понимается как тотальное господство взгляда, где индивид лишь элемент, функция, звено в социальной организации, лишь участник коллективного, организованного и институализированного действия, лишь объект централизованного управления, способствует не только падению эффективности и динамизма в развитии общества, но и установлению авторитаризма и бюрократизма, доминированию административно-командных методов. Это оборачивается дезорганизованностью и неуправляемостью общества, коллективной безответственностью, эгоизмом, анархизмом.

Современность требует альтернативы этому – диалектического сочетания коллективного, эффективного, рационального и демократически организованного действия с наличием в массовых масштабах личности, обладающей автономией, самостоятельностью, инициативой, могущей способно определять и выражать свои интересы и влиять на процесс принятия социальных решений.

Важнейшим фактором, определяющим функционирование культуры, ее носителем является личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или не срабатывают, подвергаются разного рода трансформации, индивидуализируются. Личность в культуре часто рассматривается как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Но это лишь базовая характеристика индивида, вписанного в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.

Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реальное функционирование присущих культуре норм и ценностей и тех отклонений от норм, которые неизбежны в реальной жизни.

Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты общепринятого норматива или же разнообразия, которое допустимо в рамках определенной культуры, культурной среды какой-либо общности.

Степень индивидуализации сильно отличается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

Социокультурные факторы поведения личности раскрываются при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде определенных позиций: классовых (предприниматель или наемный работник), профессиональных (рабочий, фермер, военный, ученый), семейных (муж, жена, дети). Но каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (ленивый или старательный студент). Таким образом, индивид предстает как фрагментарная и частичная личность, как носитель разных ролей, относящихся к разным сферам и типам культуры.

В культурном плане проблематика освоения и сочетания ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между представителями разных групп, для социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако, отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.

Во-вторых, это внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать целостность социально-культурной среды. Поэтому такая внутренняя самостоятельность может выражаться в скрытности личности, двоемыслии и лицемерии. В истории общества длительное время шла борьба между общепринятыми принципами морали и проявлениями личной инициативы. Феномен лицедейства все чаще проявляет себя как право индивида отдавать отчет только самому себе. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.

В разговоре об индивидуализме основной акцент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и его реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельности, на его ответственность за свою судьбу и благополучие своей семьи, на способность личности активно проявлять самостоятельность, инициативу, предприимчивость.

Возникновение, оформление такой ориентации, превращение ее в массово-признанную, активно воздействующую на судьбы общества, связано со сложной и многомерной совокупностью социальных процессов. Так, становление индивидуализма нельзя понять вне связи с процессом развития свободного, в принципе, открытого для всех членов общества индивидуального предпринимательства, свободных рыночных отношений и соответствующих этим отношениям форм конкуренции. Важна также взаимосвязь исторических судеб индивидуализма с процессом создания форм демократии, позволяющих индивиду в той или иной мере влиять на процедуры принятия законов и социальных решений, с процессом утверждения основных прав человека и политических свобод.

Опыт нашей страны показывает, что односторонний акцент на коллективизм, который понимается как тотальное господство взгляда, где индивид лишь элемент, функция, звено в социальной организации, лишь участник коллективного, организованного и институализированного действия, лишь объект централизованного управления, способствует не только падению эффективности и динамизма в развитии общества, но и установлению авторитаризма и бюрократизма, доминированию административно-командных методов. Это оборачивается дезорганизованностью и неуправляемостью общества, коллективной безответственностью, эгоизмом, анархизмом.

Современность требует альтернативы этому – диалектического сочетания коллективного, эффективного, рационального и демократически организованного действия с наличием в массовых масштабах личности, обладающей автономией, самостоятельностью, инициативой, могущей способно определять и выражать свои интересы и влиять на процесс принятия социальных решений.

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Влияние среды

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Направленность деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Некоторые утверждают, что ценность личности завоевывается человеческой деятельностью или способностями, тогда как другие утверждают, что ценность личности является даром межличностных отношений. Первый подход можно назвать "функционализмом", второй - "персонализмом".

Функциональный взгляд на человеческую ценность обычно рождается в материалистическом мировоззрении. Взгляды на человеческое достоинство с точки зрения функционализма иногда ведут к рассмотрению вида Homo sapiens (человек разумный), лишенного жизненно важных функций, как ненужное существо. Взгляд на человеческое достоинство с точки зрения персонализма ведет нас к искреннему самопожертвованию ради наших близких.

С точки зрения функционализма в любой ситуации личность должна продемонстрировать определенные способности и функции, чтобы завоевать статус личности в глазах других людей или всего общества. Теоретики функционализма обычно выступают с высокомерных позиций, объясняя, почему человеческая жизнь имеет ценность, но они склонны заканчивать объяснениями, почему жизни в пределах какого-то определенного общества не должны цениться.

Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общество может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности. Пренебрежение к слезе ребенка или даже к голосу, который "тоньше писка", оборачивается драмой или даже трагедией для других. Ценность личности во многом соразмеряется совокупным духовным опытом человечества.

В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Выбор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возможных последствий и т. д. Как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор, зависит от того, что считать важным и правильным. То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, запретах и т. д.), ценностный мир личности выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.

Одним из главных процессов в становлении личности является процесс самосознания. Это осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств. Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс.

Самосознание можно понимать как рефлективную способность социокультурного субъекта (сообщества, или индивида) делать себя, свое сознание, свои воспроизводственные функции собственным предметом. Иначе говоря, по мере того, как человек осознает свою отделенность от внешнего мира, по мере того, как его внимание фокусируется на его собственных индивидуальных и социальных качествах, они становятся предметом целенаправленного воздействия и преобразования. Человек и общественные отношения становятся самоцелью и, следовательно, создаются специализированные способы ее достижения. Возникает различие между временем, потребным для производства необходимых средств существования, и временем, свободным от производственных забот, время, которое можно использовать для занятия самим собой, для того чтобы делать себя человеком.

Важная сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека.

Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

  • Познавательный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.

Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.

Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.

Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.

Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.

Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.

Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.

Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.

Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности

Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.

Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.

От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Читайте также: