Сергий радонежский педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня многие учителя и воспитатели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодежь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славились русские люди.

Оценить 811 0

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)

Выполнила: учитель-логопед

Кухмистрова Галина Михайловна

Сегодня многие учителя и воспитатели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодежь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славились русские люди.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю - свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьезных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своем былом, ныне крайне заниженном статусе.

Медленное, но в то же время ровное, непрерывное движение к познанию мира и человека - таков путь преподобного Сергия: в семилетнем возрасте это тихий, малозаметный отрок, с большим трудом овладевающий книжной грамотой; в пятнадцать лет - кроткий и застенчивый юноша, живущий постоянными заботами о престарелых родителях; в двадцать три года - молодой монах - пустынник, поселившийся в лесах Радонежа, чтобы в безмолвном уединении, укрепившись духовно, посвятить себя служению Богу.

Когда мы читаем житие подвижника, то чувствуем, что каждое деяние преподобного Сергия являет собой плод длительных, глубоких размышлений, что даже самое малое дело, совершаемое святым, пронизано духом необыкновенного усердия, непоколебимой верой в безграничные возможности добра.

Редкое трудолюбие, усердие в работе, неустанное стремление к доброделанию - качества, присущие Сергию, - подобно магниту, притягивали в Радонеж тех, кто презрев соблазны мира, возгорал желанием жить по образу молодого пустынника. Так преподобный Сергий обретал учеников, так в глухих радонежских лесах было положено начало Троице-Сергиевой обители.

Из жизнеописания подвижника нам известно, насколько ответственно Сергий относился к делу руководства, создающейся общиной: долгое время преподобный отказывался от сана игумена (настоятеля), считая себя не готовым к выполнению миссии духовного наставника, и лишь настойчивые просьбы, а порой и требования учеников смогли склонить его к принятию игуменства.

Став настоятелем, Сергий учредил в обители общежительный устав, провозглашавший важнейшие принципы иноческого воспитания - полный отказ от какой-либо собственности, поэтапное совершенствование духовных сил, четкое распределение обязанностей между монахами. За духовным развитием своих сподвижников преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Ученики, вступающие на стезю монашества, под руководством Сергия изучали предписанные уставом правила, постепенно приобщаясь к общинному укладу и постигая развивающиеся в монастыре ремесла; наиболее опытные в духовной жизни иноки получали благословение на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.

Последующие самостоятельные труды учеников Сергия являются ярким свидетельством того, что подвижник, осуществляя руководство общиной, проявлял крайне необходимое для наставника умение - умение распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать наиболее благоприятные условия для их успешного развития.

Иноческое братство, воспитанное преподобным Сергием, оказывало глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, сломленного бременем векового иноземного владычества.

Еще задолго до Куликовской битвы подвижник осознал, что судьба русского народа, его духовная миссия, его спасение как творца и носителя самобытной культуры всецело зависят от единства Руси. Неоднократно преподобный Сергий выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить разорительные междоусобные войны и обратиться к решению созидательных задач, направленных на укрепление государства.

Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею - идею преемственности поколений.
Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания.

Он воздействовал на учеников дивной светозарной красотой внутреннего облика и личного примера. Вот как описывает этот облик ученик преподобного и автор первого его жития св. Епифаний Премудрый: "Тихость, кротость слова, молчание, смирение, простота без пестроты, любовь равная ко всем человекам

Как отмечал В.О.Ключевский, каждого ученика преп. Сергий "вел своим путем, не спуская глаз скаждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому посилам"[5].

Его горячее и неотступное молитвенное предстательство за учеников - еще один величайший пример для нас: молитва за воспитуемых есть основа основ православной педагогики.

Ученики преп. Сергия создавали новые и новые монастырские обители с общежительным уставом. Они притягивали к себе мирян, которые постигали на живых примерах, что каждый человек должен благоговеть перед Творцом всяческих, сострадать и помогать ближнему, нестиответственность за растительный и животный мир. Здесь учились братской взаимопомощи, учились хозяйствовать по-христиански, здесь копился экологический опыт народа.

Основанный Сергием Троицкий монастырь уже более шести столетий является главным оплотом отечественного просвещения. Русская религиозная философия, русская агиография, русская православная гимназия - все сферы духовной жизни русского человека зарождались именно там, в Троице-Сергиевой обители. С непоколебимой уверенностью можно сказать о том, что заветы Сергия не утратили своей актуальности и в наши дни, но нам кажется, что говоря об уроках подвижника, нужно подчеркнуть не столько их связь с определенным историческим этапом, сколько их вообще вневременное значение: выражая в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, эти уроки ориентируют человека на вечные ценности, не зависящие от характера конкретной эпохи.

Педагогическое наследие Сергия Радонежского

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Я решила написать исследовательскую работу потому, что Сергий Радонежский в своё лихое время проповедовал среди народа духовность, которая в наше время исчезла в России. После развала социалистической системы на бывшей территории СССР создался идеологический вакуум, который ничем не заполняется. Этот вакуум можно заполнить истинно русской православной моралью. Для того чтобы поднимать эту духовность люди должны знать биографии таких людей как Сергий Радонежский.

Статья на конкурс "Рождественские чтения" (2013 г.), посвященный 700-летию Сергия Радонежского.

ВложениеРазмер
sergiy_radonezhskiy_.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Традиции духовно-нравственного просвещения в образовательной системе России существовали всегда. Но в период Советской власти просветительская и подвижническая роль православной церкви в лучшем случае замалчивалась, а в худшем – осуждалась и подвергалась гонениям. И тем не менее, даже в самые опальные годы имя Сергия Радонежского было широко известно всем просвещенным людям.

Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.

Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин его времени. Замечательно, что этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей, происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся проявлений московской власти. Тогда в числе бежавших от начальства москвичей был бояре Кирилл, человек знатного и богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с супругой своей Марией и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею. Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества порывался в монастырь. Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными его горячей и крепкой натуре. После смерти родителей Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства, покинул отеческий дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собой брата своего Стефана и вместе с ним построил деревянную келью и церковь в лесу. Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело показалось одинокое житье. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года.

Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая от видений,- неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к нему монахи один за другим, и строили около него кельи. Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая разойтись, если он не согласится. Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Сергиевского монастыря.

Сначала новооснованный монастырь был крайне беден; в нем было всего двенадцать братии и, по скудости средств к содержанию, более этого числа братии не допускалось. Игумен строго запретил ходить и просить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой пример трудолюбия: пек хлебы, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой. Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переносить такой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Через несколько времени, однако, положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собой значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. С этих пор Сергий не ограничивал числа братии в своем монастыре, постригал всякого желающего, подвергнув предварительно строгому испытанию. О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром пророчества. В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.

Между тем пустынные окрестности обители стали заселяться: уже во времена княжения Ивана Ивановича возник около монастыря посад, а за ним заводились села и починки; люди вырубали леса и обращали дикую землю в обработанную. Эти новопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию, как к судье и миротворцу.

Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия Московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием Московским и Олегом Рязанским. Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Димитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал, как великого князя, так и весь русский народ, на священную брань за свободу Руси.

Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем нескольких монастырей. Но основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия.

Обращаясь к образу преподобного Сергия Радонежского на уроках истории, беседуя с учениками о жизненном подвиге этого монаха, мы видим в нём высочайший образец человека - труженика, жившего по заповедям Христа. Никому не творил зла, делал только добро и учил этому других. Серий Радонежский был земным человеком, но основой его жизни стал Святой Дух.

В наше время имя святого и преподобного Сергия Радонежского приобретает особое значение. То, чему он учил, вновь становится необходимым сейчас. А учил он доброте, милосердию и миру и достиг в своём учительском подвиге результатов непреходящей исторической значимости.

При изучении педагогического наследия Древней Руси особого внимания заслуживает воспитательный подвиг преп. Сергия Радонежского (+ 1391) - в нем отражено все наиболее значимое в этом наследии, все, что сохраняет непреходящую ценность.

Среди великого сонма русских святых преподобный Сергий Радонежский выделяется как звезда первой величины, его слава "высшей, солнечной природы" 1 : Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда тот звезды разнится в славе ( 1 Кор. 15,41). К преподобному Сергию припадает православная Русь в самые трудные и ответственные моменты своего исторического бытия. Его величают Взбранным Воеводой, Ангелом-Хранителем, Игуменом Русской земли, обителью Святой Троицы. Еще во чреве матери начинается его молитвенное служение Триипостасному Богу - и продолжается на протяжении всей земной жизни и в блаженной вечности. Его богословские откровения о Святой Троице, запечатленные в иконе преп. Андрея Рублева, обнаруживают особую творческую связь святого с душой русского народа, его высшим религиозным, историческим и культурным призванием. Братство людей, готовая на жертву любовь между ними, их духовное единство, ориентированное на высшее единство Отца, и Сына, и Святаго Духа - вот как можно это призвание определить. Оно было в полной мере осуществлено в жизненном пути преподобного.

Варфоломей ("сын радости") был воспитан благочестивыми родителями, Кириллом и Марией, в наше время причисленными к лику святых, в богопочитании , особой любви к странноприимству, смиренномудренному послушании . Святой на длительное время смиренно откладывает уход из мира, исполняя волю родителей. И только после их блаженной кончины удаляется на Маковец, в дебри нехоженых Радонежских лесов, где принимает постриг с именем Сергия и строит храм во имя Живоначальной Троицы - "дабы непрестанным воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего".

"Ненавистная рознь", казалось, торжествовала в те времена "среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь" 2 .

Преподобный Сергий выступил против духа времени. Если выразить в двух словах дело его жизни, то этими словами будут "единение ", "собирание ". Вначале он собирает воедино силы своей души, затем собирает вокруг себя учеников, возрождает древнее монастырское общежитие Наконец, он собирает воедино всю Русь.

Собрать себя - значит собрать главные внутренние силы души - ум, чувства, волю; очистить ум и сердце от всякой скверны; освободить волю от эгоистических стремлений, всецело предать себя Богу. По мысли древних, "подобное познается подобным". Восстановление внутреннего единства, целомудрия - важнейшее условие познания Бога, Единосущного и Нераздельного в Троице. Тогда мир, всякий ум превосходящий, водворяется в душе подвижника. Он озаряется, проникается Фаворским светом.

XIV век, когда жил преп. Сергий - период высшего расцвета на Афоне исихазма - учения о стяжании Божией благодати, ее нетварной энергии, об озарении, обожении души через делание Иисусовой молитвы.

В это же самое время на Западе процветает гуманизм, утверждающий независимость человеческой личности от Бога и Церкви.

Православные Греция и Русь тоже сосредоточены на проблеме личности, но в противоположном смысле: человек по-настоящему становится личностью (а не "творческой индивидуальностью") и во всей полноте обретает себя не через самоутверждение, а через самоотдачу - предав себя в волю Божию, восходя к Богу и соединяясь с Ним. Запад направил развитие личности по горизонтали "самосовершенствования" - Восток избирает духовную вертикаль.

Преподобный Сергий двигался в этом направлении, сочетая сугубые аскетические подвиги с освоением книжной премудрости.

Всем, кто читал житие преподобного Сергия, кто всматривался в известную картину М.Нестерова "Видение отрока Варфоломея", памятна встреча юного подвижника с таинственным старцем на поляне под высоким дубом. Мальчик, как известно, поделился с ним своим горем: грамота никак не давалась ему, и старец, помолившись, благословил отрока и дал ему из ковчежца кусочек просфоры - "в знамение благодати Божией и разумения Святаго Писания" 3 .

Очень важно то обстоятельство, что книжная премудрость была обретена святым не на основании природных способностей, а как дар свыше. Это означает, что в лице преподобного Сергия Сам Господь благословил Православную Русь идти путем стяжания книжной учености, возделывания высокой духовной культуры. В данном отношении путь Руси оказался ближе не тем восточным странам, где подвижники-аскеты полностью отрицали образование и культуру, а просвещенной Византии, где блистали имена святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы.

Основание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры было положено преп. Сергием. Из духовного богатства православной книжности он выделил самое существенное - литературу, которая научала внутреннему деланию в молитве. В монастыре переписывались творения Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова. Все основные направления древнерусской культуры - архитектура, иконопись, литература - получили мощный толчок для своего развития в обители преподобного Сергия. Слово "культура" в переводе означает "возделывание", "обрабатывание". Особенность нашей отечественной культуры в том, что она главным образом направлена на "возделывание" человеческого сердца. Это есть "высшее художество", и преп. Сергий был искушен в нем в полной мере.

Он воздействовал на учеников дивной светозарной красотой внутреннего облика и личного примера . Вот как описывает этот облик ученик преподобного и автор первого его жития св. Епифаний Премудрый: "Тихость, кротость слова, молчание, смирение, простота без пестроты, любовь равная ко всем человекам" 4 .

Напомним, что все эти качества, свидетельствующие о сосредоточенном светлом покое были достигнуты в одну из самых тревожных и трагических эпох на Руси. Преподобный Сергий показал, что значит истинная духовная нравственная свобода , неподвластная внешним условиям, неблагоприятным обстоятельствам времени. Такая свобода может быть обретена только при глубоком смирении . Это видно из жития преподобного.

В зрелые годы святой неоднократно творил чудеса, но всякий раз строго наказывал свидетелям молчать об этом. А в самом начале своего подвига, несмотря на горячие просьбы братии, он долго не соглашался стать игуменом: "Желаю лучше учиться, чем учить, лучше повиноваться, чем начальствовать". Но когда епископ Афанасий повелел ему принять игуменство, - преп. Сергий, как всегда, смирился, уступил. Однако не изменил обычного образа жизни: таскал бревна, колол дрова, носил воду для братии, пек просфоры, кроил и шил одежду - словом, работал на всех, по выражению преп. Епифания, "как раб купленный". Летом и зимой ходил в одной старенькой рясе, и она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его. И в обители Сергиевой поначалу было столько материальных недостатков, сколько заплат на рясе игумена - "все худостно, все нищенско, все сиротинско". Но при такой нищете игумен строго-настрого запрещал братии побираться - хлеб можно было добывать только своим трудом или за счет добровольных пожертвований. Преп. Сергий своим примером утверждал святость труда и раскрывал его смысл - служение ближнему в смирении и любви. Именно деятельная любовь является для православного человека источником и целью труда, а не корысть, не нажива.

Любовь проверяется делами, а не словами. Преп. Сергий настойчиво искоренял в своей обители празднословие. Он имел обыкновение после вечерней службы дозором ходить мимо келий. И если слышал праздные разговоры - легким стуком призывал прекратить их, а на другой день кротко, но твердо вразумлял провинившихся.

Как отмечал В.О.Ключевский, каждого ученика преп. Сергий " вел своим путем , не спуская глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам " 5 .

Его горячее и неотступное молитвенное предстательство за учеников - еще один величайший пример для нас: молитва за воспитуемых есть основа основ православной педагогики.

Молитвы преп. Сергия об учениках были услышаны: множество птиц явилось ему в знаменитом видении, где предсказано было, что святые чада его разлетятся из родного гнезда и в разных концах Русской земли прославят Господа. И действительно, многие ученики преп. Сергия стали великими духовными подвижниками: "тихий и кроткий" Андроник, впоследствии настоятель Спасского монастыря, вырастившего Андрея Рублева, "пустыннолюбивый" Мефодий Пешношский, преп. Афанасий, славившийся книжной премудростью, преп. Феодор, его племянник и любимый ученик, впоследствии игумен Симоновского монастыря, преп. Никон Радонежский, преемник преп. Сергия, блаженные Роман, Феодор, Павел - всех не перечислить. Академик Ключевский писал: "По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным воздействием лица не обезличивались , личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого 6 ".

Таким образом, преп. Сергий был строителем соборности как свободного единодушия и единомыслия православных христиан, каждый из которых вносит неповторимый вклад в полноту церковного и общественного бытия. Идеал соборности коренится в единстве Лиц Святой Троицы, неслиянном и нераздельном. К этому же Первообразу восходит и образ монастырского общежития, введенного преп. Сергием в его обители.

Ученики преп. Сергия создавали новые и новые монастырские обители с общежительным уставом. Они притягивали к себе мирян, которые постигали на живых примерах, что каждый человек должен благоговеть перед Творцом всяческих, сострадать и помогать ближнему, нести ответственность за низлежащий растительный и животный мир . Здесь учились братской взаимопомощи, учились хозяйствовать по-христиански, здесь копился экологический опыт народа.

Вокруг "Сергиевых" монастырей (их при жизни преподобного насчитывалось около сорока) расцветала жизнь, на православной основе формировалось национальное единство, крепло и ширилось русское государство.

Преп. Сергий звал русский народ не просто к единению, а к единению по образу и подобию Святой Троицы. Такое иерархическое подчинение идеи национального единства высшей реальности Божественного единства Св. Троицы - один из важнейших уроков преп. Сергия. Ведь любое человеческое единство, эгоистически замкнутое на себе, неизбежно приводит не к любви, а к противостоянию, к ненависти, к борьбе с другими такими же единствами.

Центром образа Св. Троицы преп. Андрея Рублева является Жертвенная Чаша. Если единство народа имеет как основу такой Первообраз, этот народ не сможет ненавидеть, презирать, притеснять другие народы - он будет нести им свет жертвенной Евангельской любви.

Преп. Сергий благословил великого князя Димитрия и русское воинство на Куликовскую битву, в которой, как известно, Русь выпила жертвенную чашу не только за свою независимость, но и за всю христианскую Европу. Огромный вклад в победу на поле Куликовом внесли ученики преп. Сергия Александр Пересвет и Андрей Ослябя, принявшие славную кончину "за други своя".

Русский православный писатель-эмигрант Б.Зайцев в своей книге о преп. Сергии утверждает: "Ханы величайше ошибались. щадя монастыри. Сильнейшее - ибо духовное - оружие против них готовили смиренные святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека" 7 .

Благословляя благоверного князя Димитрия на Куликовскую битву, преп. Сергий так определил ее внутренний смысл: "За Имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить" 8 .

И после преставления к Богу преп. Сергий не оставлял своего попечения о верности русского народа Православию: например, во времена Флорентийской унии он явился пресвитеру Симеону, много претерпевшему за отказ подписать отступнический документ, и укрепил его. В Смутное время преподобный трижды явился Козьме Минину со строгим требованием идти на Москву и освободить стольный град от власти иноверных.

Хранить веру православную как основу национального бытия - главный завет преп. Сергия. Вчитаемся внимательно и в другие его заветы - в них мы найдем важнейшие ориентиры того пути, по которому призвана проходить православная жизнь и отечественная педагогическая традиция. Эти заветы великий святой высказал в прощальной беседе с учениками. Вот они: "Чада возлюбленные, непреткновенно пребывайте в Православии и единомыслие друг другу храните. Храните чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную. От злых и скверных похотей остерегайтесь. Пищу и напитки вкушайте трезвенные, а особенно смирением украшайте себя. Страннолюбия не забывайте, от противоречия уклоняйтесь и ни во что ставьте честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяние ожидайте, небесных вечных благ наслаждения." 9

Главными принципами монастырской педагогики были: богопосвященность и экклезиоцентричность, смиренномудренное послушание и умеренность во всем, пост, усердная молитва, разумно-деятельная любовь (братолюбие, нищелюбие), терпеливое перенесение трудов, умение отдавать себя всего на служение общему делу, самопознание и совершенствование .

1 Андроник, игумен. Русская духовность в жизни преп. Сергия//Богословские труды. Т.29.- с.230.

2 Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра. Россия. - В сб.: Троице-Сергиева Лавра. - Сергиев Пасад, 1949. - с.21.

3 Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашегоСергия игумена Радонежскаго и всея России чудотворца. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. - с.16.

4 Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. - Спб., 1885. - с.84.

5 Ключевский В.О. Благодатный воспитатель народного духа. - Сергиев Посад, 1908. - с.14.

7 Зайцев Б. Избранное. - Нью-Йорк, 1973. - с.73.

8 Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. - СПб., 1885. - с.141.

Похожие документы:

Педагогическое обозрение № 4 2007 г содержание

. языкового образования в Читинском педагогическом колледже Принципы, изложенные в . и художественно-эстетического наследия; отсутствие целостных научных . Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1997. 7. Архимандрит Мелетий .

Педагогические условия организации помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях православия

. святителей московских г. Абакана; во имя преподобного Сергия Радонежского г. Краснодара; во имя священномученика . . С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512 с. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. [Текст .

Допущено учебно-методическим объединением вузов россии по направлениям педагогического образования

. осмыслении культурного наследия народа, . Преподобный Сергий Радонежский Москва, 1972 г. Г. Федотов – Преподобный Сергий Радонежский Учиздат, 1986 г. В. Ключевский – Значение Преподобного Сергия . ; национальный; педагогический; производственный; .

Архимандрит Платон (Игумнов) ПРАВОСЛАВНОЕ НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ Сергиев Посад 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в деле воспитания подрастающего поколения. У педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Многие педагоги и общественные деятели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодёжь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времён славились русские люди.

К сожалению, мы забыли о том, что ещё около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов, студентов и школяров начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому – покровителю учёности, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю – свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьёзных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своём былом, ныне крайне заниженном статусе.

Мне представляется, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в воспитательных целях. Для этого нужно определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского, показать значение его педагогического, распространить в детской среде информацию о подвижнической деятельности святого.

Преподобный Сергий Радонежский примирял враждовавших русских князей. Князья объединились перед битвой с татаро-монгольскими захватчиками. Преподобный благословил на битву великого князя Дмитрия Донского и сказал, что победа будет одержана. Послал с ним двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябя. В день битвы (а это День Рождества пресвятой Богородицы!) преподобный Сергий прислал Дмитрию богородичную просфору, чтобы укрепить благоверного князя. Силы ведь были неравными. Но с русскими - помощь Божия. Сам преподобный, пока шла битва, молился, называя по имени павших во время битвы - тех, кто привел на поле Куликово свои полки, свои дружины.

Известно, что кроме Троице-Сергиевой лавры под Москвой преподобный Сергий Радонежский основал еще несколько обителей. Через 30 лет после кончины его мощи были найдены нетленными. Его причислили к лику святых в 1452 году.

Оказалось, что читать молитву, понимая значения всех вначале сложных слов, очень просто. Разбирая смысл церковнославянских слов, мы пользовались толковыми словарями В. Даля и С. Ожегова.

Почему молитва к отцу Сергию помогает учащимся при постижении научных дисциплин, школьных предметов; повышает память, развивает быстрый и пытливый ум и сообразительность? Потому, что самому святому в отрочестве пришло через веру в Бога и молитву разумение к грамоте и чтению Святого Писания, и сейчас. Преподобный Сергий помогает именно этим даром – постигать науки.

Из жизнеописания подвижника нам известно, каким замечательным просветителем и педагогом был Сергий. Преподобный следил с неустанным вниманием затем. Чтобы каждый инок в его обители занимался тем делом, к которому он близок по характеру и по способностям. Ученики, ставшие монахами, получали благословение на самостоятельное подвижничество – книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.

Знаменитые имена учеников Троицкой обители – лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андраник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский – все они были учениками и собеседниками Сергия.

Великая Куликовская битва связана с именем преподобного Сергия. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем, предрёк победу в битве, послал на бой двух троицких иноков Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость.

Личность и образ отца Сергия – образ православной России, вот уже семьсот лет без малого, вне времени, вне пространства. Это образ духовно здорового бытия и неустанного служения Отечеству.

Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, я пришла к выводу о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

Педагогические идеи Преподобного Сергия Радонежского могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Наглядным подтверждением этого является опыт нашей школы. Основу образовательной программы школы составляют предметы, связанные с исследованием окружающей человека среды: природоведение, естествознание, биология, география, химия, физика. Мысль о необходимости охранять природу, рационально использовать ее богатства прививается учащимся и на таких уроках, как технология, изобразительное искусство, музыка, русский язык, литература, история, обществознание. Большая роль в учебно-воспитательном процессе отводится творческим формам обучения. Сочинение экологических стихов и сказок, изготовление поделок из природного материала, подготовка и проведение сезонных праздников (покорми птиц, масленица, встреча весны и т.д.), организация экологических экспедиций, проведение выставок творческих работ учащихся - таковы формы обучения, активно использующиеся учителями школы.

Проведение таких мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей. Таким образом в учебно-воспитательном процессе реализуется один из важнейших заветов Преподобного Сергия Радонежского.

Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

Анализ педагогической практики в этом направлении позволяет сделать следующий вывод: эффективное решение современных воспитательных задач возможно, если в своей практической деятельности педагоги будут опираться на духовный опыт народа; если педагогическое наследие прошлого, подвергаясь творческому переосмыслению, будет реализовываться в современной школьной практике, применяясь целостно и комплексно как в классно-урочной системе обучения, так во внеклассной и внешкольной работе педагогов с учащимися; если школьникам будет прививаться чувство преемственности, чувство неразрывной связи с Родиной, с ее историческим прошлым.

Литература

15. Кудрявцев М. Светильники Сергиевы. // Памятники Отечества. 1992. № 2-3.

18. Кураев А. Школьное богословие. М., 1999.

19. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1982.

20. Лествица Преподобного Иоанна. Сергиев Посад, 1908.

21. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

Читайте также: