Что такое баян кратко

Обновлено: 02.07.2024


Начнем с определения. Баян – это язычковый кнопочно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Это современная разновидность ручной гармоники. Это определение Вики. Постараюсь отсюда более не усложнять текст терминами. Все знают, как баян выглядит – правый полукорпус, левый полукорпус и мех. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (баян) только в России (и странах бывшего СССР). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном, правда, называется кнопочным аккордеоном.

Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения — это древневосточный Шэн (возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае). Точная дата, когда этот инструмент был создан, неизвестна, но ему, как полагают, более 2 000 лет.
Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно.


В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а, возможно, и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.


Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов: с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами — мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами), с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем играть сложнее, чем на баяне с готовым аккомпанементом.

А вот здесь можно посмотреть обзор другого чудо-баяна.


Каких баянистов музыканты считают наиболее талантливыми, успешными?

НЕ ЗАБЫВАЕМ УБРАТЬ ПРОБЕЛЫ МЕЖДУ //

Солисты

Александр Скляров (его страничка)

Или просто послушайте — Александр Скляров (баян)

Виктор Гридин Цыганская рапсодия

Гайнуллин еще и композитор. Зайдите на его страничку, не пожалеете.

Кстати, там много интересного. И послушайте там дуэт с Мацуевым, который играет на аккордеоне.

А вот интересная интерпретация того же танго от В.Романько

Из зарубежных – это Стефан Хуссонг, классик

Bach — English Suite 2 in A minor BWV 807 Prelude — Stefan Hussong

А это просто для души

Баянист-виртуоз Эдуард Аханов

Э.Аханов Свингует

Послушайте Валерия Семина

Журавли. На посошок.

и другие песни, там их много

Источники — их много

комментариев 27

А в баянах я полный аккордеон.Хромка мне в однорядку, ибо мой наследственный медмед мне на ухо, ну понели…

Ох, Гена, я тоже не большой спец в гармошках, баянах и аккордеонах. Читала материалы и так много узнала нового! Спасибо комрадам Sobolek и Tim_Duke, которые эту тему подняли.

Linda ! Какая же вы молодец. ))
А я там про уазы-крыши время теряю.
Все , начинаю читать!

А поправлять можно будет?

Добрый вечер! Собственно, я написала только общую информацию, которую просто СЛЕДУЕТ дополнять, на что и надеялась. Тут главное -ссылки. Честно, получила большое удовольствие , когда прослушивала записи. Хотелось познакомить с разными исполнителями, меня даже занесло на сайт баянистов и любителей баяна. ))))

Так, ударенный рессорой от УАЗа, почему не проведён ликбез для остальных?Статью, и к следующему предшаббатнему!

Как вы узнали про рессору , я ведь никому про это не рассказывал?!))
Если серьезно , тут навестил сестру . Она ремонт в квартире затеяла .
Спрашивает у меня , а это что за штуковина — двумя руками из ванной тащит хреновину , грит под ванной нашли. Я тихо охфигевая гляжу : коренной лист от 3160-го УАЗа. Как, когда, зачем — ни я , ни брат не вспомнили.))

Ты уже вступил на УАЗ_Дао, да пребудет с тобой исправная раздатка!

Ага , я вдумчиво-не спеша почитаю и напишу.

Добрый день!
Прочитал . Заслушался .
Обзоры Бутусова все интереснее. Про Вельтмейстер очень понравился. Матереет .
Еще раз спасибо!
По статье. Я напишу на мейл по вопросам терминологии и первенства изобретения. От китайского оттолкнулись правильно , а дальше… есть очень много мнений.

—————————————————————
Очепятки исправлены. Спасибо. Об истории изобретения читала много. Буду благодарна, если пришлёте ссылки на материалы, которые мне не известны. Возможно, будет необходимо статью или дополнить, или написать новую. Жду вторника )))

Отправил ссылку на статью ростовской любительницы/почитательницы аккордеона.
Очень познавательная .

Спасибо. Почитаю. Кстати, в ссылках есть упоминание об Эдуарде Аханове. Он тоже из Ростова.

Вот как вкусно про рыбалки-охоты ты, Гена, рассказываешь! Песни у костра, уха… Эх, давно это было(((

У мню завтра будет,правда,едем недалеко, за 130 км от города.С Благоверными,они ̶к̶т̶о̶-̶т̶о̶ ̶ж̶е̶ ̶д̶о̶л̶ж̶е̶н̶ ̶г̶о̶т̶о̶в̶и̶т̶ь̶?̶ тоже устали от жары в+35.

Музыкальный инструмент: Баян

баян

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

звук баяна

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Фото:

инструмент баян
баян

музыкальный инструмент баян
баянист

Интересные факты:

баян интересные факты

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

конструкция баяна

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна

разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

Применение и репертуар

репертуар баяна

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Исполнители

исполнители на баяне

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна

гармонь

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

история баяна

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Баян

Баян

Баян – один из самых распространенных инструментов. Это неизменный спутник не только классической музыки, но и народных напевов. Баян сопровождает людей в различных этапах их жизни. До сих пор сохранилась традиция приглашать гармониста на сельские свадьбы. Иногда городские жители также приглашают музыканта с баяном, чтобы вместе попеть под аккомпанемент этого народного инструмента любимые песни.

Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.
Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики. Существуют двух-, трех-, четырех- и пятиголосные баяны.

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Кстати, не менее популярна сейчас и установка ворот Харьков, Вашему внимаю предлагаются все виды и разновидности ворот для любых нужд и целей с высококвалифицированным персоналом.

В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но и очень усложняет технику игры.
В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Баян

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Читайте также: